Вопросы викторины про насекомых - комаров. Комариная викторина

12. Русское литературоведение, критика и краеведение в Казани: итоги и проблемы изучения

Галимуллина А.Ф. Своеобразие литературной пародии в творчестве Г.Р.Державина / А.Ф.Галимуллина // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина .– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.– C.327-328.

Казанский государственный педагогический университет

ода, пародия

Г.Р.Державин - поэт-новатор, преодолевший в своем творчестве каноны классицистической оды на всех ее уровнях. Трансформация жанра оды заключалась прежде всего в понимании оды как "лирического стихотворения" и в резко отрицательном отношении к разделению стихотворений на жанры и к системе жанров вообще. На это указывал, в частности, А.В.Западов [Западов 1972: 84]. На формирование своеобразной поэтической картины мира Г.Р.Державина существенное влияние оказал новый этап просветительства в России (Д.Д.Бла-гой, Г.А.Гуковский, А.В.Западов, Г.В.Москвичева, Г.П.Макогоненко, Ю.В.Стенник, И.З.Серман, Ю.Н.Тынянов). В то же время в творчестве Г.Р.Державина своеобразно преломлялись традиции оды М.В.Ломоносова (В одах "На взятие Измаила", "На взятие Варшавы", "На победы в Италии", "На переход Альпийских гор" поэт наиболее близок к канону классицистической оды). Во многих высказываниях Г.Р.Державин высоко оценивал вклад М.В.Ломоносова в развитие русской поэзии. Так, в автобиографических "Записках" от 1805 г. он называл Ломо-носова своим учителем: "… в выражении и штиле старался подражать г. Ломоносову" [Державин 1871: 553] или в письме к графу Д.И.Хвостову (16 мая 1805 г.), возражая на высокую оценку своего творчества, заметил: "ибо что же останется для почтеннейших стариков наших, Ломоносова, Хераскова и прочих моих учителей…" [Державин 1871: 168]. Эти высказывания тем более примечательны, что в 1807 г. Г.Р.Державин создал своеобразную пародию на торжественную оду - стихотворение "Похвала Комару", продолжая традицию пародий А.П.Су-марокова. Однако необходимо отметить существенную разницу между пародиями Г.Р.Дер-жавина и А.П.Сумарокова, хотя объект их один - оды М.В.Ломоносова, которые уже в 1740-е годы воспринимались как своеобразный канон русской торжественной оды. А.П.Сумароков писал "вздорные оды", ведя активную полемику с М.В.Ломоносовым и В.К.Тредиаковским о языке и форме оды, а Г.Р.Державин - в начале XIX века, когда сам жанр вызывал острую критику со стороны романтиков, был скомпрометирован поэтами-эпигонами классицизма. В этот период поэт не раз заявлял о своем нежелании "петь героев", в связи с изменением политической обстановки в России (см. "Анакреонтические песни"). В зависимости от целей, ставившихся поэтами, изменяются содержание и форма пародий. "Вздорные оды" выявляют устойчивые элементы одического канона. Помимо этого, А.П.Сумароков точно воспроизводит формальный канон торжественной оды и, почти точно цитируя "любимые" словосочетания, доводит их до абсурда в своеобразных поэтических передержках, тем самым выступая против метафорического языка од М.В.Ломоносова, ассоциативных скачков" [Лебедева 2000: 148].

В "Похвале Комару" Г.Р.Державин пародирует ее громозкую форму, тяжеловесный метафорический язык, гиперболизм образов. Стихотворение Г.Р.Державина состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже во вступлении задается пародийный тон стихотворения, обусловленный явным несоответствием высокой интонации с намеренно сниженным, бытовым объектом воспевания. При этом автор строго следует всем формальным требованиям оды: ссылка на авторитет предшественников (античных, зарубежных, русских: Пиндар, Вергилий, Гомер, Попе, Вольтер, Ломоносов), а также традиционное: "Я пою днесь Комара!" (которое пародирует и А.С.Пушкин в романе "Евгений Оненин": "Пою приятеля младого…").

Г.Р.Державин, создавая образ Комара, также строго следует канону: возводит его на недосягаемую высоту (и уничижает силу своего таланта: "Но найду ль я мыслей, слов,/ Чтоб прославить комаров?/ Слабы струны моей лиры…"), идеализирует, гиперболизирует комара, сравнивает с мифологическими образами ("Иль как стрел с грядущим тулом/ Марс несется на войну…"; "В микроскопе он, поверь,/ На ходулях дикий зверь;/ Хоботом - слону подобен;/ По крылам - дракон всем злобен;/(…) Тощ и мал, а льва тревожит;/ (…) А Цербер с досады воет,/ Что, кусая беспокоит/ Столь его живая грязь;/ Он по лету - дух небесный!"). Поэт показывает общественно значимую сторону его деятельности - военные подвиги, пользу, приносимую в быту ("Насекома мелка тварь,/ Хоть ничтожный прах Комар,/ Но по подвигах великих,/ Не преславен ли войной?"). Г.Р.Державин, точно воспроизводя одическую традицию, сравнивает комариный рой с войском, вырвавшимся "Из бездн ада, Люцифером" и ставит его в один ряд с подвигами полководцев, воспетых Гомером, Мароном, Мильтоном. Падение комара вызывает в природе всеобщий катаклизм ("Глас народа мне вещал:/ С дуба-де комар упал./ Се по лесу звук раздался,/ Холм и дол восколебался,/ Океан встал из брегов…"). Оказывается, что мир движется комаром ("И предтеча всем - Комар"). Г.Р.Державин пародирует и такой обязательный признак классицистической оды, как "лирический беспорядок", предполагавший ассоциативное движение поэтической мысли: образ тишины "Я колеблю тишину"; образ бескрайних просторов, почти космический пейзаж (Г.Р.Державин, воспроизводя в пародии излюбленную формулу М.В.Ломоносова, не описывает, а перечисляет явления природы: "Блаты, лес, луга, моря…"; совершает экскурс в историческое прошлое.

Г.Р.Державин сохраняет и высокий стиль оды, используя распространенные риторические приемы: обращения ("Стройся, лира восхищенна,/ Слышь Вергилья вновь, вселенна…"); восклицания ("О Комар! Колико свойств,/ Разных доблестей, геройств/ Тебя в свете отличают!"); вопросы (Ах! На то ли мир создан,/ Чтоб был жертва и тиран?"; "Силен ли над нами рок?", развернутые метафоры, сравнения, инверсии, а также высокую лексику: старославянизмы, отвлеченные существительные и эпитеты.

Таким образом, Г.Р.Державин продолжил традицию пародирования оды, начатую в русской литературе А.П.Сумароковым. В стихотворении "Похвала Комару" поэт использует форму классицистической оды для создания бытового мирообраза, наделяя ее пародийной функцией. Пародия Г.Р.Державина совмещает в себе высокую интонацию с адресатом, недостойным похвалы, что является одним из жанровых вариантов бурлеска, который сводится к извлечению комического эффекта из несоответствия формы и содержания. "Похвала Комару" Г.Р.Державина вписывается в литературный и политический контекст конца XVIII в., когда появляется ряд пародий на ведущие жанры классицизма: героико-комические поэмы, шутотрагедии, "ложные панегирики". Так как оды, как правило, посвящались монархам, великим полководцам, следовательно, пародия на оду способствовала дискредитации власти. К характеристике стихотворения Г.Р.Державина можно применить оценку историко-литературного значения "ложных панегириков" И.А.Крылова, данную О.Б.Лебедевой: "на втором ассоциативном плане высокой формы, соединенной с низким содержанием, подспудно присутствовала идея сатирической дискредитации власти даже при условии, что эта идея в тексте ложного панегирика никак словесно не реализована" [Лебедева 2000: 318].

В XIX в. традиция создания "ложных панегириков" успешно развивалась А.Н.Некрасовым. Утверждая реалистическое искусство, поэт пародировал классицистические жанры оды, размышления ("Современная ода"). Поэт не просто обращался к традиции классицизма, он демонстрировал ее, а в начале ХХ века В.В.Маяковский создал серию сатирических "гимнов" - ученому, критику, здоровью, взятке, - которые, на наш взгляд, восходят не только к "Гимну бороде" М.В.Ломоносова, но и к сатирическому наследию Г.Р.Державина.

Литература

Державин Г.Р. Сочинения, с объяснительными примечаниями Я.Грота.- СПб., 1871.- Т.6.

Западов А.В. В глубине строки: О мастерстве читателя.- М.: Сов. писатель, 1972.- 279 с.

Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века.- М.: Высш. шк., 2000.- 415 с.

* В мире насчитывается три тысячи видов комаров. Около ста видов комаров обитает на территории России. Самые распространенные отечественные кровопийцы: комар обыкновенный (пискун), комар-кусака и малярийный комар.

* У комара три пары ног, 22 зуба и два крыла, работая которыми (до 600 взмахов в секунду) насекомое издает характерный писк.

* Если рассматривать комариный писк с точки зрения музыки, то получится нота фа-диез.

* Пик активности и кровожадности комаров приходится на середину лета. Самые ранние виды комаров - аэдес, - начинают донимать людей в мае. Причем кусают они только после оплодотворения, в темное время суток.

* Скорость полета комара равна 3,2 км/ч.

* Общеизвестно, что кусают и питаются кровью исключительно комариные особи женского пола. Белки крови необходимы им для того, чтобы сформировать и отложить яйца. Самцы комаров питаются соком и нектаром растений.

* Крупные комары, которых часто ошибочно называют малярийными, также являются вегетарианцами. Настоящие переносчики малярии незначительно превосходят обычных комаров размерами. Отличить их можно по характерной посадке - задняя часть сильно поднята вверх.

* Жизненный цикл комара составляет 2-3 месяца. За этот период одна самка комара может укусить жертву до 10 раз. Кусается комар, как правило, один раз за 3-4 дня.

* Комары предпочитают «есть» женщин чаще, чем мужчин. Если предложить комару на выбор брюнетку или блондинку, то скорее будет укушена светловолосая женщина. Привлекательность жертвы также усиливает высокий уровень содержания холестерина в крови, поэтому комары часто кусают людей с избыточным весом.

* Темная одежда привлекает комаров сильнее, чем светлая.

* Шуточная поговорка гласит «Редкий комар долетит до 7 этажа». Это совершенно верно, потому что порывы ветра сдувают крохотных насекомых и не позволяют им летать слишком высоко. По статистике основная масса комаров (70-80%) сосредотачивается в районе первых этажей. На второй этаж залетают 20% комаров. На пятый - 0,5%. Выше седьмого этажа комаров на открытом воздухе просто нет.

* Комары часто становились и становятся героями сказок, стихов, литературных и музыкальных произведений. В своих творениях комаров упоминали Пушкин, Крылов, Есенин. Русский поэт и драматург эпохи Просвещения Гавриил Державин написал оду «Похвала Комару», в которой сравнивал насекомое с непобедимым кораблем.

* В окрестностях города Ноябрьск Тюменской области в 2006 году был установлен памятник Комару - Хранителю Сибири. Автором композиции, выполненной из списанных металлических деталей, стал местный скульптор Валерий Чалый. Памятник установлен в знак признательности покорителям русского севера, которым довелось пережить как трескучие зимние морозы, так и изобилующее кровопийцами-комарами лето. А в словацком городе Комарно имеется гигантская вращающаяся статуя комара, установленная в честь названия города.

* Отправляясь отдыхать на природу учтите, что комары любят тепло и сырость. Идеальная для комаров температура воздуха +16-20°С. Близость водоема и безветренная погода увеличивают вероятность комариной атаки. Поэтому не забывайте использовать репелленты или современные эффективные системы уничтожения комаров , которые надежно оградят вас от нежелательного соседства с назойливыми насекомыми.

КОМАРИНАЯ ВИКТОРИНА "ПОСЛЕДНИЙ ПИСК"

(Для уроков биологии и не только)

Сколько (примерно) в мире видов комаров ?
а) 3;
б) 30;
в) 300;
г) 3000.

Сколько (примерно) видов комаров в России?
а) 10;
б) 100;
в) 1000;
г) 2000.
(Главные российские кровопийцы: комар обыкновенный, или пискун; комар-кусака и малярийный комар.)

Сколько у комаров крыльев?
а) Два;
б) Три;
в) Четыре;
г) Шесть.
(Комары – подотряд насекомых отряда двукрылых.)

Сколько пар ног у комара ?
а) Одна;
б) Две;
в) Три;
г) Четыре.

Чем пищит комар ?
а) Голосовыми связками;
б) Крыльями;
в) Лапками;
г) Хоботком.
(Комары, делая до 600 взмахов крыльев в секунду, издают писк.)

На какую ноту пищит комар ?
а) До-диез;
б) Ре;
в) Фа-диез;
г) Си.

В каком месяце наблюдается пик активности кровожадных насекомых– комаро в ?
а) Май;
б) Июнь;
в) Июль;
г) Август.

Есть ли зубы у комаров ? Если да, то сколько их?
а) Нет зубов;
б) 12 зубов;
в) 22 зуба;
г) 33 зуба.

У мухи – 12 хромосом, у огурца – 24, у человека – 46. А сколько их у комара ?
а) 2;
б) 6;
в) 8;
г) 10.

Какова скорость полёта комара ?
а) 3,2 км/ч;
б) 10,5 км/ч;
в) 32 км/ч;
г) 60 км/ч.

Какие комариные особи нападают на людей?
а) Только самки ;
б) Только самцы;
в) И самки, и самцы.
(Кровь, а точнее белки крови, необходимы им для того, чтобы организм насекомого смог сформировать и отложить яйца. Особи мужского пола – вегетарианцы, они питаются соком и нектаром растений.)

Сколько укусов делает самка комара за свою жизнь (2-3 месяца)?
а) До 10 раз;
б) До 50 раз;
в) До 100 раз;
г) До 500 раз.
(Одна самка комара может укусить жертву 1 раз за 3-4 дня. Отсюда правило: сколько укусов, столько и комаров в доме.)

У кого из этих людей, находящихся рядом, больше шансы быть укушенным комаром ?
а) Маленький ребёнок;
б) Высокий плотный отец ;
в) Замерзшая худенькая мама.
(Насекомые не способны воспринимать мир, как человек, они находят потенциальный источник питания по теплу и облаку углекислого газа, выделяемого при дыхании. То есть замёрзший человек комаров заинтересует в разы меньше, чем разогретый и слегка вспотевший. Кстати, влага на коже – дополнительный стимул-бонус для насекомых. А у маленького ребёнка шансы спастись выше, если рядом его папа. Комара привлечет в первую очередь более крупная добыча.)

Редкий комар долетит до… Продолжите фразу.
а) До 2-го этажа;
б) До 4-го этажа;
в) До 6-го этажа;
г) До 7-го этажа.
(Это связано с тем, что порывы ветра не позволяют насекомым подняться высоко, комаров просто сдувает. А потому такая статистика: 1-й этаж – 70-80% комаров, 2-й этаж – 20% комаров, 5-й этаж – 0,5% комаров, 7-й и выше – комаров нет.)

Как называется широко распространённое семейство комаров ?
а) Комары-певцы;
б) Комары-звонцы;
в) Комары-бойцы;
г) Комары-стрельцы.

Жук-навозник, жук-скакун, комар – великолепная тройка, которую можно было бы назвать олимпийцами в мире насекомых. К ним в полной мере применим Олимпийский девиз. Какое из слов этого спортивного девиза относится к комару ?
а) Быстрее;
б) Выше ;
г) Сильнее.
(Скакун – самое быстрое насекомое, комар выше всех летает, а навозник – самый сильный.)

Я узнал твои деянья,
О, убийца вековой!
Я проник до основанья
В тайну смерти роковой!
Знаю, в чем теперь спасенье,
Грудь восторгами полна...
О ликуйте, поколенья!
Смерть вам больше не страшна!


Кто написал эти строки о малярийном комаре ?
а) Рональд Росс;
б) Джеймс Росс;
в) Дайана Росс;
г) Александер Росс.
(Эти стихи Рональд Росс написал в августе 1897 года, находясь в Индии. Через пять лет он получил за свою работу Нобелевскую премию. Поэт-учёный установил, что возбудитель малярии - малярийный плазмодий - передается комарами из рода Анофелес.)

Какая из этих рыболовных приманок, наживок напрямую связана с комарами ?
а) Бабка;
б) Бормыш;
в) Мотыль ;
г) Болтушка.
(Это личинки комаров-звонцов.)

Как называется большущая компания комаров и их кровососущих родственников?
а) Свара;
б) Гнус ;
в) Камарилья;
г) Смрад.

Какое их этих растений называют «комариная смерть»?
а) Кувшинка;
б) Репейник;
в) Зверобой;
г) Росянка.
(Это растение-хищник, болотное насекомоядное растение. Эти растения поедают комаров, и те не разносят заразу.)

Какая рыба, поедая личинок малярийного комара , помогла превратить город Сочи в курорт?
а) Гуппи;
б) Гамбузия;
в) Золотая рыбка;
г) Форель.

Кто из великих русских поэтов написал комару оду «Похвала Комару »?
а) Г.Р. Державин;
б) В.А. Жуковский;
в) А.С. Пушкин;
г) М.Ю. Лермонтов.
(В ней он сравнивал комара с кораблем, ведь он тоже на парусах летает, страшные громы испускает, язвит, снабжен кормой и носом с насосом, а зимой он замерзает, как и корабль.)

Перу какого известного поэта принадлежит эта строчка: «Ох, лето красное! любил бы я тебя, / Когда б не зной, да пыль, да комары , да мухи»?
а) Н.А. Некрасова;
б) А.С. Пушкина;
в) А.А. Фета;
г) С.А. Есенина.

Кто из наших поэтов написал эти строки: «Я люблю над покосной стоянкою / Слушать вечером гуд комаров …»?
а) А.С. Пушкин;
б) М.Ю. Лермонтов;
в) С.А. Есенин;
г) А.А. Блок.

Какой из героев пушкинских сказок превращался в комара ?
а) Елисей;
б) Салтан;
в) Гвидон;
г) Руслан.

Как в русской сказке «Теремок» звали комара ?
а) Рычун ;
б) Летун;
в) Пискун ;
г) Баюн.
(Комар -пискун.)

Назовите автора «Сказки про Комара Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишу – короткий хвост».
а) С.Т. Аксаков;
б) Д.Н. Мамин-Сибиряк;
в) А.С. Пушкин;
г) В.И. Даль.

Кто поженил муху и комара ?
а) Ч. Дарвин;
б) И. Павлов;
в) И. Мечников;
г) К. Чуковский.
(В сказке «Муха-Цокотуха.)

В стихотворении К. Чуковского медведи ехали первыми на велосипеде, вторым ехал кот задом наперёд, комарики третьими. А на чём они ехали?
а) На деревянной лошадке;
б) На бумажном кораблике;
в) На воздушном шарике;
г) На ярком фонарике.

Кого за спесь наказал Комар в басне И.А. Крылова?
а) Лису;
б) Ворону;
в) Льва;
г) Стрекозу.
(Басня «Лев и Комар».)

От кого ценою собственной жизни Комар спас Пастуха в басне Крылова?
а) От волка;
б) От змеи;
в) От быка;
г) От медведя.
(Он вовремя разбудил спящего Пастуха, к которому подкрадывалась змея. Но прежде чем убить змею, Пастух прихлопнул Комара-спасителя. Басня «Комар и Пастух».)

Кто в басне Ивана Крылова съел хвастливого самонадеянного Комара ?
а) Волк;
б) Лиса;
в) Заяц;
г) Ворона.
(Басня «Комар и Волк».)

Кто из композиторов является автором симфонического сочинения «Комаринская »

(«Камаринская»)?
а) П.И. Чайковский;
б) М.И. Глинка;
в) А.П. Бородин;
г) М.П. Мусоргский.

Где расположен памятник природы «Комаровский берег»?
а) На берегу Финского залива;
б) На берегу озера Байкал;
в) На берегу реки Ангары;
г) На берегу Чёрного моря.
(Площадь памятника природы 180 га, местонахождение: Санкт-Петербург, Курортный район, поселок Комарово .)

В каком году состоялся первый полёт в космос дважды Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова ?
а) В 1961 году;
б) В 1962 году;
в) В 1964 году;
г) В 1967 году.
(На борту космического корабля «Восход» вместе с космонавтами Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. А полёт космонавта в 1967 году закончился трагически.)

Как мастером сделана работа, если о ней говорят: «Комар носу не подточит»?
а) Очень быстро;
б) Очень плохо;
в) Очень хорошо;
г) Очень необычно.
(Нельзя ни к чему придраться.)

В какой области РФ установлен памятник комару ?
а) Ростовская область;
б) Тюменская область;
в) Воронежская область;
г) Тамбовская область.
(Памятник Комару – Хранителю Сибири установили окрестностях города Ноябрьск Тюменской области в поселке Ладный в 2006 году. Эту необычную конструкцию смонтировали рабочие компрессорной станции № 1 Ноябрьского управления магистральных трубопроводов «Сургутгазпрома» и разместили в Сквере ветеранов. Автором оригинальной композиции, выполненной из списанных металлических деталей, стал местный скульптор Валерий Чалый. Вряд ли памятник установили в знак благодарности, как это обычно бывает. Создатели монумента руководствовались другими соображениями. По неписаным северным законам ветераном может считаться лишь тот, кто сумел перетерпеть не только полярную ночь, но и лютых комаров. А самый большой памятник комару расположен в местечке Комарно, Канада. Стальная статуя сделана в 1984 году и имеет размах крыльев 5 метров.)

Как называются химические и природные вещества (а так же ультразвуковые приборы), отпугивающие, но не уничтожающие комаров ?

а) Репелленты;

б) Респираторы;

в) Антиперспиранты;

г) Реципиенты.

(От латинского repello – отталкиваю, отгоняю.)

Как называют химические препараты, которые, испаряясь, тлея или дымя, уничтожают комаро в (и других насекомых-вредителей) в радиусе своего действия?

а) Фуникулёры;

б) Фумиганты;

в) Фумаролы;

г) Фосфаты.

Какая сетка спасёт ваш дом от непрошенных гостей комаров ?

а) Москитная;

б) Сетка Рабица;

в) Арматурная;

г) Сетка Багуа.

(Москиты – это комары-иностранцы. Москитная сетка для окон и балконных дверей преграждает путь комарам и его родственникам в ваше жилище – постоянное или временное.)

Арендный блок

Г.Р.Державин - поэт-новатор, преодолевший в своем творчестве каноны классицистической оды на всех ее уровнях. Трансформация жанра оды заключалась прежде всего в понимании оды как "лирического стихотворения" и в резко отрицательном отношении к разделению стихотворений на жанры и к системе жанров вообще. На формирование своеобразной поэтической картины мира Г.Р.Державина существенное влияние оказал новый этап просветительства в России. В то же время в творчестве Г.Р.Державина своеобразно преломлялись традиции оды М.В.Ломоносова (В одах "На взятие Измаила", "На взятие Варшавы", "На победы в Италии", "На переход Альпийских гор" поэт наиболее близок к канону классицистической оды). Во многих высказываниях Г.Р.Державин высоко оценивал вклад М.В.Ломоносова в развитие русской поэзии. Так, в автобиографических "Записках" от 1805 г. он называл Ломоносова своим учителем: "… в выражении и штиле старался подражать г. Ломоносову" или в письме к графу Д.И.Хвостову (16 мая 1805 г.), возражая на высокую оценку своего творчества, заметил: "ибо что же останется для почтеннейших стариков наших, Ломоносова, Хераскова и прочих моих учителей…". Эти высказывания тем более примечательны, что в 1807 г. Г.Р.Державин создал своеобразную пародию на торжественную оду - стихотворение "Похвала Комару", продолжая традицию пародий А.П.Сумарокова. Однако необходимо отметить существенную разницу между пародиями Г.Р.Державина и А.П.Сумарокова, хотя объект их один - оды М.В.Ломоносова, которые уже в 1740-е годы воспринимались как своеобразный канон русской торжественной оды. А.П.Сумароков писал "вздорные оды", ведя активную полемику с М.В.Ломоносовым и В.К.Тредиаковским о языке и форме оды, а Г.Р.Державин - в начале XIX века, когда сам жанр вызывал острую критику со стороны романтиков, был скомпрометирован поэтами-эпигонами классицизма. В этот период поэт не раз заявлял о своем нежелании "петь героев", в связи с изменением политической обстановки в России (см. "Анакреонтические песни"). В зависимости от целей, ставившихся поэтами, изменяются содержание и форма пародий. "Вздорные оды" выявляют устойчивые элементы одического канона. Помимо этого, А.П.Сумароков точно воспроизводит формальный канон торжественной оды и, почти точно цитируя "любимые" словосочетания, доводит их до абсурда в своеобразных поэтических передержках, тем самым выступая против метафорического языка од М.В.Ломоносова, ассоциативных скачков".

В "Похвале Комару" Г.Р.Державин пародирует ее громозкую форму, тяжеловесный метафорический язык, гиперболизм образов. Стихотворение Г.Р.Державина состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже во вступлении задается пародийный тон стихотворения, обусловленный явным несоответствием высокой интонации с намеренно сниженным, бытовым объектом воспевания. При этом автор строго следует всем формальным требованиям оды: ссылка на авторитет предшественников (античных, зарубежных, русских: Пиндар, Вергилий, Гомер, Попе, Вольтер, Ломоносов), а также традиционное: "Я пою днесь Комара!" (которое пародирует и А.С.Пушкин в романе "Евгений Оненин": "Пою приятеля младого…").

Г.Р.Державин, создавая образ Комара, также строго следует канону: возводит его на недосягаемую высоту (и уничижает силу своего таланта: "Но найду ль я мыслей, слов,/ Чтоб прославить комаров?/ Слабы струны моей лиры…"), идеализирует, гиперболизирует комара, сравнивает с мифологическими образами ("Иль как стрел с грядущим тулом/ Марс несется на войну…"; "В микроскопе он, поверь,/ На ходулях дикий зверь;/ Хоботом - слону подобен;/ По крылам - дракон всем злобен;/(…) Тощ и мал, а льва тревожит;/ (…) А Цербер с досады воет,/ Что, кусая беспокоит/ Столь его живая грязь;/ Он по лету - дух небесный!"). Поэт показывает общественно значимую сторону его деятельности - военные подвиги, пользу, приносимую в быту ("Насекома мелка тварь,/ Хоть ничтожный прах Комар,/ Но по подвигах великих,/ Не преславен ли войной?"). Г.Р.Державин, точно воспроизводя одическую традицию, сравнивает комариный рой с войском, вырвавшимся "Из бездн ада, Люцифером" и ставит его в один ряд с подвигами полководцев, воспетых Гомером, Мароном, Мильтоном. Падение комара вызывает в природе всеобщий катаклизм ("Глас народа мне вещал:/ С дуба-де комар упал./ Се по лесу звук раздался,/ Холм и дол восколебался,/ Океан встал из брегов…"). Оказывается, что мир движется комаром ("И предтеча всем - Комар"). Г.Р.Державин пародирует и такой обязательный признак классицистической оды, как "лирический беспорядок", предполагавший ассоциативное движение поэтической мысли: образ тишины "Я колеблю тишину"; образ бескрайних просторов, почти космический пейзаж (Г.Р.Державин, воспроизводя в пародии излюбленную формулу М.В.Ломоносова, не описывает, а перечисляет явления природы: "Блаты, лес, луга, моря…"; совершает экскурс в историческое прошлое.

Г.Р.Державин сохраняет и высокий стиль оды, используя распространенные риторические приемы: обращения ("Стройся, лира восхищенна,/ Слышь Вергилья вновь, вселенна…"); восклицания ("О Комар! Колико свойств,/ Разных доблестей, геройств/ Тебя в свете отличают!"); вопросы (Ах! На то ли мир создан,/ Чтоб был жертва и тиран?"; "Силен ли над нами рок?"), развернутые метафоры, сравнения, инверсии, а также высокую лексику: старославянизмы, отвлеченные существительные и эпитеты.

Таким образом, Г.Р.Державин продолжил традицию пародирования оды, начатую в русской литературе А.П.Сумароковым. В стихотворении "Похвала Комару" поэт использует форму классицистической оды для создания бытового мирообраза, наделяя ее пародийной функцией. Пародия Г.Р.Державина совмещает в себе высокую интонацию с адресатом, недостойным похвалы, что является одним из жанровых вариантов бурлеска, который сводится к извлечению комического эффекта из несоответствия формы и содержания. "Похвала Комару" Г.Р.Державина вписывается в литературный и политический контекст конца XVIII в., когда появляется ряд пародий на ведущие жанры классицизма: героико-комические поэмы, шутотрагедии, "ложные панегирики". Так как оды, как правило, посвящались монархам, великим полководцам, следовательно, пародия на оду способствовала дискредитации власти.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Русская литература

Русский язык и литература, русский фольклор. Художественная система и литературное направление. Основные темы лирики. Проблематика романа. Религиозная светская философия рубежа веков. Ответы на Гос.экзамен.

К данному материалу относятся разделы:

Жанровое однообразие русского фольклора

«Слово о полку Игореве» - призыв к единению Русской земли

Художественное своеобразие А.Д. Кантимира

Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Русский сентиментализм как художественная система и литературное направление

Идеи и образы «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

Стиль сентиментальной прозы Карамзина и реформа русского литературного языка

Жанр оды в творчестве Г.Р. Державина

«Горе от ума» Грибоедов - традиции и новаторство Грибоедова

Стихотворения А.С.Пушкина о любви (Любовная лирика А.С.Пушкина.) Чтение наизусть одного из них

Стихи А.С.Пушкина о природе. Чтение наизусть одного из них

Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из его стихотворений

«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Чтение наизусть отрывка из романа

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна

Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова

Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Обзор романа

Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.)

Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок

«Мертвые души» Н.В.Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра

Н.В.Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков. Человеческие типы

Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика

Живая Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые» и живые души в поэме Н.В.Гоголя

Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (на примере одного-двух из них)

Проблематика романа И.А.Гончарова «Обломов»

Творчество Л.Н. Толстого "Война и мир"

Анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тематика и герои юмористических рассказов А.П.Чехова (на примере двух-трех рассказов)

Ментальные, духовные и художественные истоки Серебряного века

Поэтический символизм как новое миропонимание

Новые художественные образы Серебряного века