12. Русское литературоведение, критика и краеведение в Казани: итоги и проблемы изучения
Галимуллина А.Ф. Своеобразие литературной пародии в творчестве Г.Р.Державина / А.Ф.Галимуллина // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина .– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.– C.327-328.
Казанский государственный педагогический университет
ода, пародия
Г.Р.Державин - поэт-новатор, преодолевший в своем творчестве каноны классицистической оды на всех ее уровнях. Трансформация жанра оды заключалась прежде всего в понимании оды как "лирического стихотворения" и в резко отрицательном отношении к разделению стихотворений на жанры и к системе жанров вообще. На это указывал, в частности, А.В.Западов [Западов 1972: 84]. На формирование своеобразной поэтической картины мира Г.Р.Державина существенное влияние оказал новый этап просветительства в России (Д.Д.Бла-гой, Г.А.Гуковский, А.В.Западов, Г.В.Москвичева, Г.П.Макогоненко, Ю.В.Стенник, И.З.Серман, Ю.Н.Тынянов). В то же время в творчестве Г.Р.Державина своеобразно преломлялись традиции оды М.В.Ломоносова (В одах "На взятие Измаила", "На взятие Варшавы", "На победы в Италии", "На переход Альпийских гор" поэт наиболее близок к канону классицистической оды). Во многих высказываниях Г.Р.Державин высоко оценивал вклад М.В.Ломоносова в развитие русской поэзии. Так, в автобиографических "Записках" от 1805 г. он называл Ломо-носова своим учителем: "… в выражении и штиле старался подражать г. Ломоносову" [Державин 1871: 553] или в письме к графу Д.И.Хвостову (16 мая 1805 г.), возражая на высокую оценку своего творчества, заметил: "ибо что же останется для почтеннейших стариков наших, Ломоносова, Хераскова и прочих моих учителей…" [Державин 1871: 168]. Эти высказывания тем более примечательны, что в 1807 г. Г.Р.Державин создал своеобразную пародию на торжественную оду - стихотворение "Похвала Комару", продолжая традицию пародий А.П.Су-марокова. Однако необходимо отметить существенную разницу между пародиями Г.Р.Дер-жавина и А.П.Сумарокова, хотя объект их один - оды М.В.Ломоносова, которые уже в 1740-е годы воспринимались как своеобразный канон русской торжественной оды. А.П.Сумароков писал "вздорные оды", ведя активную полемику с М.В.Ломоносовым и В.К.Тредиаковским о языке и форме оды, а Г.Р.Державин - в начале XIX века, когда сам жанр вызывал острую критику со стороны романтиков, был скомпрометирован поэтами-эпигонами классицизма. В этот период поэт не раз заявлял о своем нежелании "петь героев", в связи с изменением политической обстановки в России (см. "Анакреонтические песни"). В зависимости от целей, ставившихся поэтами, изменяются содержание и форма пародий. "Вздорные оды" выявляют устойчивые элементы одического канона. Помимо этого, А.П.Сумароков точно воспроизводит формальный канон торжественной оды и, почти точно цитируя "любимые" словосочетания, доводит их до абсурда в своеобразных поэтических передержках, тем самым выступая против метафорического языка од М.В.Ломоносова, ассоциативных скачков" [Лебедева 2000: 148].
В "Похвале Комару" Г.Р.Державин пародирует ее громозкую форму, тяжеловесный метафорический язык, гиперболизм образов. Стихотворение Г.Р.Державина состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже во вступлении задается пародийный тон стихотворения, обусловленный явным несоответствием высокой интонации с намеренно сниженным, бытовым объектом воспевания. При этом автор строго следует всем формальным требованиям оды: ссылка на авторитет предшественников (античных, зарубежных, русских: Пиндар, Вергилий, Гомер, Попе, Вольтер, Ломоносов), а также традиционное: "Я пою днесь Комара!" (которое пародирует и А.С.Пушкин в романе "Евгений Оненин": "Пою приятеля младого…").
Г.Р.Державин, создавая образ Комара, также строго следует канону: возводит его на недосягаемую высоту (и уничижает силу своего таланта: "Но найду ль я мыслей, слов,/ Чтоб прославить комаров?/ Слабы струны моей лиры…"), идеализирует, гиперболизирует комара, сравнивает с мифологическими образами ("Иль как стрел с грядущим тулом/ Марс несется на войну…"; "В микроскопе он, поверь,/ На ходулях дикий зверь;/ Хоботом - слону подобен;/ По крылам - дракон всем злобен;/(…) Тощ и мал, а льва тревожит;/ (…) А Цербер с досады воет,/ Что, кусая беспокоит/ Столь его живая грязь;/ Он по лету - дух небесный!"). Поэт показывает общественно значимую сторону его деятельности - военные подвиги, пользу, приносимую в быту ("Насекома мелка тварь,/ Хоть ничтожный прах Комар,/ Но по подвигах великих,/ Не преславен ли войной?"). Г.Р.Державин, точно воспроизводя одическую традицию, сравнивает комариный рой с войском, вырвавшимся "Из бездн ада, Люцифером" и ставит его в один ряд с подвигами полководцев, воспетых Гомером, Мароном, Мильтоном. Падение комара вызывает в природе всеобщий катаклизм ("Глас народа мне вещал:/ С дуба-де комар упал./ Се по лесу звук раздался,/ Холм и дол восколебался,/ Океан встал из брегов…"). Оказывается, что мир движется комаром ("И предтеча всем - Комар"). Г.Р.Державин пародирует и такой обязательный признак классицистической оды, как "лирический беспорядок", предполагавший ассоциативное движение поэтической мысли: образ тишины "Я колеблю тишину"; образ бескрайних просторов, почти космический пейзаж (Г.Р.Державин, воспроизводя в пародии излюбленную формулу М.В.Ломоносова, не описывает, а перечисляет явления природы: "Блаты, лес, луга, моря…"; совершает экскурс в историческое прошлое.
Г.Р.Державин сохраняет и высокий стиль оды, используя распространенные риторические приемы: обращения ("Стройся, лира восхищенна,/ Слышь Вергилья вновь, вселенна…"); восклицания ("О Комар! Колико свойств,/ Разных доблестей, геройств/ Тебя в свете отличают!"); вопросы (Ах! На то ли мир создан,/ Чтоб был жертва и тиран?"; "Силен ли над нами рок?", развернутые метафоры, сравнения, инверсии, а также высокую лексику: старославянизмы, отвлеченные существительные и эпитеты.
Таким образом, Г.Р.Державин продолжил традицию пародирования оды, начатую в русской литературе А.П.Сумароковым. В стихотворении "Похвала Комару" поэт использует форму классицистической оды для создания бытового мирообраза, наделяя ее пародийной функцией. Пародия Г.Р.Державина совмещает в себе высокую интонацию с адресатом, недостойным похвалы, что является одним из жанровых вариантов бурлеска, который сводится к извлечению комического эффекта из несоответствия формы и содержания. "Похвала Комару" Г.Р.Державина вписывается в литературный и политический контекст конца XVIII в., когда появляется ряд пародий на ведущие жанры классицизма: героико-комические поэмы, шутотрагедии, "ложные панегирики". Так как оды, как правило, посвящались монархам, великим полководцам, следовательно, пародия на оду способствовала дискредитации власти. К характеристике стихотворения Г.Р.Державина можно применить оценку историко-литературного значения "ложных панегириков" И.А.Крылова, данную О.Б.Лебедевой: "на втором ассоциативном плане высокой формы, соединенной с низким содержанием, подспудно присутствовала идея сатирической дискредитации власти даже при условии, что эта идея в тексте ложного панегирика никак словесно не реализована" [Лебедева 2000: 318].
В XIX в. традиция создания "ложных панегириков" успешно развивалась А.Н.Некрасовым. Утверждая реалистическое искусство, поэт пародировал классицистические жанры оды, размышления ("Современная ода"). Поэт не просто обращался к традиции классицизма, он демонстрировал ее, а в начале ХХ века В.В.Маяковский создал серию сатирических "гимнов" - ученому, критику, здоровью, взятке, - которые, на наш взгляд, восходят не только к "Гимну бороде" М.В.Ломоносова, но и к сатирическому наследию Г.Р.Державина.
Литература
Державин Г.Р. Сочинения, с объяснительными примечаниями Я.Грота.- СПб., 1871.- Т.6.
Западов А.В. В глубине строки: О мастерстве читателя.- М.: Сов. писатель, 1972.- 279 с.
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века.- М.: Высш. шк., 2000.- 415 с.
* В мире насчитывается три тысячи видов комаров. Около ста видов комаров обитает на территории России. Самые распространенные отечественные кровопийцы: комар обыкновенный (пискун), комар-кусака и малярийный комар.
* У комара три пары ног, 22 зуба и два крыла, работая которыми (до 600 взмахов в секунду) насекомое издает характерный писк.
* Если рассматривать комариный писк с точки зрения музыки, то получится нота фа-диез.
* Пик активности и кровожадности комаров приходится на середину лета. Самые ранние виды комаров - аэдес, - начинают донимать людей в мае. Причем кусают они только после оплодотворения, в темное время суток.
* Скорость полета комара равна 3,2 км/ч.
* Общеизвестно, что кусают и питаются кровью исключительно комариные особи женского пола. Белки крови необходимы им для того, чтобы сформировать и отложить яйца. Самцы комаров питаются соком и нектаром растений.
* Крупные комары, которых часто ошибочно называют малярийными, также являются вегетарианцами. Настоящие переносчики малярии незначительно превосходят обычных комаров размерами. Отличить их можно по характерной посадке - задняя часть сильно поднята вверх.
* Жизненный цикл комара составляет 2-3 месяца. За этот период одна самка комара может укусить жертву до 10 раз. Кусается комар, как правило, один раз за 3-4 дня.
* Комары предпочитают «есть» женщин чаще, чем мужчин. Если предложить комару на выбор брюнетку или блондинку, то скорее будет укушена светловолосая женщина. Привлекательность жертвы также усиливает высокий уровень содержания холестерина в крови, поэтому комары часто кусают людей с избыточным весом.
* Темная одежда привлекает комаров сильнее, чем светлая.
* Шуточная поговорка гласит «Редкий комар долетит до 7 этажа». Это совершенно верно, потому что порывы ветра сдувают крохотных насекомых и не позволяют им летать слишком высоко. По статистике основная масса комаров (70-80%) сосредотачивается в районе первых этажей. На второй этаж залетают 20% комаров. На пятый - 0,5%. Выше седьмого этажа комаров на открытом воздухе просто нет.
* Комары часто становились и становятся героями сказок, стихов, литературных и музыкальных произведений. В своих творениях комаров упоминали Пушкин, Крылов, Есенин. Русский поэт и драматург эпохи Просвещения Гавриил Державин написал оду «Похвала Комару», в которой сравнивал насекомое с непобедимым кораблем.
* В окрестностях города Ноябрьск Тюменской области в 2006 году был установлен памятник Комару - Хранителю Сибири. Автором композиции, выполненной из списанных металлических деталей, стал местный скульптор Валерий Чалый. Памятник установлен в знак признательности покорителям русского севера, которым довелось пережить как трескучие зимние морозы, так и изобилующее кровопийцами-комарами лето. А в словацком городе Комарно имеется гигантская вращающаяся статуя комара, установленная в честь названия города.
* Отправляясь отдыхать на природу учтите, что комары любят тепло и сырость. Идеальная для комаров температура воздуха +16-20°С. Близость водоема и безветренная погода увеличивают вероятность комариной атаки. Поэтому не забывайте использовать репелленты или современные эффективные системы уничтожения комаров , которые надежно оградят вас от нежелательного соседства с назойливыми насекомыми.
КОМАРИНАЯ ВИКТОРИНА "ПОСЛЕДНИЙ ПИСК"
(Для уроков биологии и не только)
Сколько (примерно) в мире видов
комаров
?
а) 3;
б) 30;
в) 300;
г) 3000.
Сколько (примерно) видов комаров
в России?
а) 10;
б) 100;
в) 1000;
г) 2000.
(Главные российские кровопийцы: комар обыкновенный, или пискун;
комар-кусака и малярийный комар.)
Сколько у комаров
крыльев?
а) Два;
б) Три;
в) Четыре;
г) Шесть.
(Комары – подотряд насекомых отряда двукрылых.)
Сколько пар ног у комара
?
а) Одна;
б) Две;
в) Три;
г) Четыре.
Чем пищит комар
?
а) Голосовыми связками;
б) Крыльями;
в) Лапками;
г) Хоботком.
(Комары, делая до 600 взмахов крыльев в секунду, издают писк.)
На какую ноту пищит комар
?
а) До-диез;
б) Ре;
в) Фа-диез;
г) Си.
В каком месяце наблюдается пик активности кровожадных насекомых– комаро
в
?
а) Май;
б) Июнь;
в) Июль;
г) Август.
Есть ли зубы у комаров
? Если да, то сколько их?
а) Нет зубов;
б) 12 зубов;
в) 22 зуба;
г) 33 зуба.
У мухи – 12 хромосом, у огурца – 24, у человека – 46. А сколько их у
комара
?
а) 2;
б) 6;
в) 8;
г) 10.
Какова скорость полёта комара
?
а) 3,2 км/ч;
б) 10,5 км/ч;
в) 32 км/ч;
г) 60 км/ч.
Какие комариные
особи нападают на людей?
а) Только самки
;
б) Только самцы;
в) И самки, и самцы.
(Кровь, а точнее белки крови, необходимы им для того, чтобы организм
насекомого смог сформировать и отложить яйца. Особи мужского пола –
вегетарианцы, они питаются соком и нектаром растений.)
Сколько укусов делает самка комара
за свою жизнь (2-3 месяца)?
а) До 10 раз;
б) До 50 раз;
в) До 100 раз;
г) До 500 раз.
(Одна самка комара может укусить жертву 1 раз за 3-4 дня. Отсюда
правило: сколько укусов, столько и комаров в доме.)
У кого из этих людей, находящихся рядом, больше шансы быть укушенным
комаром
?
а) Маленький ребёнок;
б) Высокий плотный отец
;
в) Замерзшая худенькая мама.
(Насекомые не способны воспринимать мир, как человек, они находят
потенциальный источник питания по теплу и облаку углекислого газа,
выделяемого при дыхании. То есть замёрзший человек комаров заинтересует
в разы меньше, чем разогретый и слегка вспотевший. Кстати, влага на коже
– дополнительный стимул-бонус для насекомых. А у маленького ребёнка
шансы спастись выше, если рядом его папа. Комара привлечет в первую
очередь более крупная добыча.)
Редкий комар
долетит до… Продолжите фразу.
а) До 2-го этажа;
б) До 4-го этажа;
в) До 6-го этажа;
г) До 7-го этажа.
(Это связано с тем, что порывы ветра не позволяют насекомым подняться
высоко, комаров просто сдувает. А потому такая статистика: 1-й этаж –
70-80% комаров, 2-й этаж – 20% комаров, 5-й этаж – 0,5% комаров, 7-й и
выше – комаров нет.)
Как называется широко распространённое семейство комаров
?
а) Комары-певцы;
б) Комары-звонцы;
в) Комары-бойцы;
г) Комары-стрельцы.
Жук-навозник, жук-скакун, комар
– великолепная тройка, которую
можно было бы назвать олимпийцами в мире насекомых. К ним в полной мере
применим Олимпийский девиз. Какое из слов этого спортивного девиза
относится к комару
?
а) Быстрее;
б) Выше
;
г) Сильнее.
(Скакун – самое быстрое насекомое, комар выше всех летает, а навозник
– самый сильный.)
Я узнал твои деянья,
О, убийца вековой!
Я проник до основанья
В тайну смерти роковой!
Знаю, в чем теперь спасенье,
Грудь восторгами полна...
О ликуйте, поколенья!
Смерть вам больше не страшна!
Кто написал эти строки о малярийном комаре
?
а) Рональд Росс;
б) Джеймс Росс;
в) Дайана Росс;
г) Александер Росс.
(Эти стихи Рональд Росс написал в августе 1897 года, находясь в
Индии. Через пять лет он получил за свою работу Нобелевскую премию.
Поэт-учёный установил, что возбудитель малярии - малярийный плазмодий -
передается комарами из рода Анофелес.)
Какая из этих рыболовных приманок, наживок напрямую связана с
комарами
?
а) Бабка;
б) Бормыш;
в) Мотыль
;
г) Болтушка.
(Это личинки комаров-звонцов.)
Как называется большущая компания комаров
и их кровососущих
родственников?
а) Свара;
б) Гнус
;
в) Камарилья;
г) Смрад.
Какое их этих растений называют «комариная
смерть»?
а) Кувшинка;
б) Репейник;
в) Зверобой;
г) Росянка.
(Это растение-хищник, болотное насекомоядное растение. Эти растения
поедают комаров, и те не разносят заразу.)
Какая рыба, поедая личинок малярийного комара
, помогла превратить
город Сочи в курорт?
а) Гуппи;
б) Гамбузия;
в) Золотая рыбка;
г) Форель.
Кто из великих русских поэтов написал комару оду «Похвала Комару
»?
а) Г.Р. Державин;
б) В.А. Жуковский;
в) А.С. Пушкин;
г) М.Ю. Лермонтов.
(В ней он сравнивал комара с кораблем, ведь он тоже на парусах
летает, страшные громы испускает, язвит, снабжен кормой и носом с
насосом, а зимой он замерзает, как и корабль.)
Перу какого известного поэта принадлежит эта строчка: «Ох, лето красное!
любил бы я тебя, / Когда б не зной, да пыль, да комары
, да мухи»?
а) Н.А. Некрасова;
б) А.С. Пушкина;
в) А.А. Фета;
г) С.А. Есенина.
Кто из наших поэтов написал эти строки: «Я люблю над покосной стоянкою /
Слушать вечером гуд комаров
…»?
а) А.С. Пушкин;
б) М.Ю. Лермонтов;
в) С.А. Есенин;
г) А.А. Блок.
Какой из героев пушкинских сказок превращался в комара
?
а) Елисей;
б) Салтан;
в) Гвидон;
г) Руслан.
Как в русской сказке «Теремок» звали комара
?
а) Рычун
;
б) Летун;
в) Пискун
;
г) Баюн.
(Комар
-пискун.)
Назовите автора «Сказки про Комара Комаровича
– длинный нос и
мохнатого Мишу – короткий хвост».
а) С.Т. Аксаков;
б) Д.Н. Мамин-Сибиряк;
в) А.С. Пушкин;
г) В.И. Даль.
Кто поженил муху и комара
?
а) Ч. Дарвин;
б) И. Павлов;
в) И. Мечников;
г) К. Чуковский.
(В сказке «Муха-Цокотуха.)
В стихотворении К. Чуковского медведи ехали первыми на велосипеде,
вторым ехал кот задом наперёд, комарики
третьими. А на чём они
ехали?
а) На деревянной лошадке;
б) На бумажном кораблике;
в) На воздушном шарике;
г) На ярком фонарике.
Кого за спесь наказал Комар
в басне И.А. Крылова?
а) Лису;
б) Ворону;
в) Льва;
г) Стрекозу.
(Басня «Лев и Комар».)
От кого ценою собственной жизни Комар
спас Пастуха в басне
Крылова?
а) От волка;
б) От змеи;
в) От быка;
г) От медведя.
(Он вовремя разбудил спящего Пастуха, к которому подкрадывалась змея.
Но прежде чем убить змею, Пастух прихлопнул Комара-спасителя. Басня
«Комар и Пастух».)
Кто в басне Ивана Крылова съел хвастливого самонадеянного Комара
?
а) Волк;
б) Лиса;
в) Заяц;
г) Ворона.
(Басня «Комар и Волк».)
Кто из композиторов является автором симфонического сочинения «Комаринская
»
(«Камаринская»)?
а) П.И. Чайковский;
б) М.И. Глинка;
в) А.П. Бородин;
г) М.П. Мусоргский.
Где расположен памятник природы «Комаровский
берег»?
а) На берегу Финского залива;
б) На берегу озера Байкал;
в) На берегу реки Ангары;
г) На берегу Чёрного моря.
(Площадь памятника природы 180 га, местонахождение: Санкт-Петербург,
Курортный район, поселок Комарово
.)
В каком году состоялся первый полёт в космос дважды Героя Советского
Союза Владимира Михайловича Комарова
?
а) В 1961 году;
б) В 1962 году;
в) В 1964 году;
г) В 1967 году.
(На борту космического корабля «Восход» вместе с космонавтами
Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Это был первый в мире
многоместный космический корабль. Впервые в истории экипаж совершал
полёт без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. А
полёт космонавта в 1967 году закончился трагически.)
Как мастером сделана работа, если о ней говорят: «Комар
носу не
подточит»?
а) Очень быстро;
б) Очень плохо;
в) Очень хорошо;
г) Очень необычно.
(Нельзя ни к чему придраться.)
В какой области РФ установлен памятник
комару
?
а) Ростовская область;
б) Тюменская область;
в) Воронежская область;
г) Тамбовская область.
(Памятник Комару – Хранителю Сибири установили окрестностях города
Ноябрьск Тюменской области в поселке Ладный в 2006 году. Эту необычную
конструкцию смонтировали рабочие компрессорной станции № 1 Ноябрьского
управления магистральных трубопроводов «Сургутгазпрома» и разместили в
Сквере ветеранов. Автором оригинальной композиции, выполненной из
списанных металлических деталей, стал местный скульптор Валерий Чалый.
Вряд ли памятник установили в знак благодарности, как это обычно бывает.
Создатели монумента руководствовались другими соображениями. По
неписаным северным законам ветераном может считаться лишь тот, кто сумел
перетерпеть не только полярную ночь, но и лютых комаров. А самый большой
памятник комару расположен в местечке Комарно, Канада. Стальная статуя
сделана в 1984 году и имеет размах крыльев 5 метров.)
Как называются химические и природные вещества (а так же ультразвуковые приборы), отпугивающие, но не уничтожающие комаров ?
а) Репелленты;
б) Респираторы;
в) Антиперспиранты;
г) Реципиенты.
(От латинского repello – отталкиваю, отгоняю.)
Как называют химические препараты, которые, испаряясь, тлея или дымя, уничтожают комаро в (и других насекомых-вредителей) в радиусе своего действия?
а) Фуникулёры;
б) Фумиганты;
в) Фумаролы;
г) Фосфаты.
Какая сетка спасёт ваш дом от непрошенных гостей – комаров ?
а) Москитная;
б) Сетка Рабица;
в) Арматурная;
г) Сетка Багуа.
(Москиты – это комары-иностранцы. Москитная сетка для окон и балконных дверей преграждает путь комарам и его родственникам в ваше жилище – постоянное или временное.)
Арендный блок
Г.Р.Державин - поэт-новатор, преодолевший в своем творчестве каноны классицистической оды на всех ее уровнях. Трансформация жанра оды заключалась прежде всего в понимании оды как "лирического стихотворения" и в резко отрицательном отношении к разделению стихотворений на жанры и к системе жанров вообще. На формирование своеобразной поэтической картины мира Г.Р.Державина существенное влияние оказал новый этап просветительства в России. В то же время в творчестве Г.Р.Державина своеобразно преломлялись традиции оды М.В.Ломоносова (В одах "На взятие Измаила", "На взятие Варшавы", "На победы в Италии", "На переход Альпийских гор" поэт наиболее близок к канону классицистической оды). Во многих высказываниях Г.Р.Державин высоко оценивал вклад М.В.Ломоносова в развитие русской поэзии. Так, в автобиографических "Записках" от 1805 г. он называл Ломоносова своим учителем: "… в выражении и штиле старался подражать г. Ломоносову" или в письме к графу Д.И.Хвостову (16 мая 1805 г.), возражая на высокую оценку своего творчества, заметил: "ибо что же останется для почтеннейших стариков наших, Ломоносова, Хераскова и прочих моих учителей…". Эти высказывания тем более примечательны, что в 1807 г. Г.Р.Державин создал своеобразную пародию на торжественную оду - стихотворение "Похвала Комару", продолжая традицию пародий А.П.Сумарокова. Однако необходимо отметить существенную разницу между пародиями Г.Р.Державина и А.П.Сумарокова, хотя объект их один - оды М.В.Ломоносова, которые уже в 1740-е годы воспринимались как своеобразный канон русской торжественной оды. А.П.Сумароков писал "вздорные оды", ведя активную полемику с М.В.Ломоносовым и В.К.Тредиаковским о языке и форме оды, а Г.Р.Державин - в начале XIX века, когда сам жанр вызывал острую критику со стороны романтиков, был скомпрометирован поэтами-эпигонами классицизма. В этот период поэт не раз заявлял о своем нежелании "петь героев", в связи с изменением политической обстановки в России (см. "Анакреонтические песни"). В зависимости от целей, ставившихся поэтами, изменяются содержание и форма пародий. "Вздорные оды" выявляют устойчивые элементы одического канона. Помимо этого, А.П.Сумароков точно воспроизводит формальный канон торжественной оды и, почти точно цитируя "любимые" словосочетания, доводит их до абсурда в своеобразных поэтических передержках, тем самым выступая против метафорического языка од М.В.Ломоносова, ассоциативных скачков".
В "Похвале Комару" Г.Р.Державин пародирует ее громозкую форму, тяжеловесный метафорический язык, гиперболизм образов. Стихотворение Г.Р.Державина состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже во вступлении задается пародийный тон стихотворения, обусловленный явным несоответствием высокой интонации с намеренно сниженным, бытовым объектом воспевания. При этом автор строго следует всем формальным требованиям оды: ссылка на авторитет предшественников (античных, зарубежных, русских: Пиндар, Вергилий, Гомер, Попе, Вольтер, Ломоносов), а также традиционное: "Я пою днесь Комара!" (которое пародирует и А.С.Пушкин в романе "Евгений Оненин": "Пою приятеля младого…").
Г.Р.Державин, создавая образ Комара, также строго следует канону: возводит его на недосягаемую высоту (и уничижает силу своего таланта: "Но найду ль я мыслей, слов,/ Чтоб прославить комаров?/ Слабы струны моей лиры…"), идеализирует, гиперболизирует комара, сравнивает с мифологическими образами ("Иль как стрел с грядущим тулом/ Марс несется на войну…"; "В микроскопе он, поверь,/ На ходулях дикий зверь;/ Хоботом - слону подобен;/ По крылам - дракон всем злобен;/(…) Тощ и мал, а льва тревожит;/ (…) А Цербер с досады воет,/ Что, кусая беспокоит/ Столь его живая грязь;/ Он по лету - дух небесный!"). Поэт показывает общественно значимую сторону его деятельности - военные подвиги, пользу, приносимую в быту ("Насекома мелка тварь,/ Хоть ничтожный прах Комар,/ Но по подвигах великих,/ Не преславен ли войной?"). Г.Р.Державин, точно воспроизводя одическую традицию, сравнивает комариный рой с войском, вырвавшимся "Из бездн ада, Люцифером" и ставит его в один ряд с подвигами полководцев, воспетых Гомером, Мароном, Мильтоном. Падение комара вызывает в природе всеобщий катаклизм ("Глас народа мне вещал:/ С дуба-де комар упал./ Се по лесу звук раздался,/ Холм и дол восколебался,/ Океан встал из брегов…"). Оказывается, что мир движется комаром ("И предтеча всем - Комар"). Г.Р.Державин пародирует и такой обязательный признак классицистической оды, как "лирический беспорядок", предполагавший ассоциативное движение поэтической мысли: образ тишины "Я колеблю тишину"; образ бескрайних просторов, почти космический пейзаж (Г.Р.Державин, воспроизводя в пародии излюбленную формулу М.В.Ломоносова, не описывает, а перечисляет явления природы: "Блаты, лес, луга, моря…"; совершает экскурс в историческое прошлое.
Г.Р.Державин сохраняет и высокий стиль оды, используя распространенные риторические приемы: обращения ("Стройся, лира восхищенна,/ Слышь Вергилья вновь, вселенна…"); восклицания ("О Комар! Колико свойств,/ Разных доблестей, геройств/ Тебя в свете отличают!"); вопросы (Ах! На то ли мир создан,/ Чтоб был жертва и тиран?"; "Силен ли над нами рок?"), развернутые метафоры, сравнения, инверсии, а также высокую лексику: старославянизмы, отвлеченные существительные и эпитеты.
Таким образом, Г.Р.Державин продолжил традицию пародирования оды, начатую в русской литературе А.П.Сумароковым. В стихотворении "Похвала Комару" поэт использует форму классицистической оды для создания бытового мирообраза, наделяя ее пародийной функцией. Пародия Г.Р.Державина совмещает в себе высокую интонацию с адресатом, недостойным похвалы, что является одним из жанровых вариантов бурлеска, который сводится к извлечению комического эффекта из несоответствия формы и содержания. "Похвала Комару" Г.Р.Державина вписывается в литературный и политический контекст конца XVIII в., когда появляется ряд пародий на ведущие жанры классицизма: героико-комические поэмы, шутотрагедии, "ложные панегирики". Так как оды, как правило, посвящались монархам, великим полководцам, следовательно, пародия на оду способствовала дискредитации власти.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Эта тема принадлежит разделу:
Русская литература
Русский язык и литература, русский фольклор. Художественная система и литературное направление. Основные темы лирики. Проблематика романа. Религиозная светская философия рубежа веков. Ответы на Гос.экзамен.