«Всякому имущему дастся и приумножится. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов

Эффект Матфея (Matthew effect) - феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором уже ими обладающая сторона продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Действие эффекта можно пронаблюдать в образовании, социологии науки, экономике, маркетинге, шоу-бизнесе, работе глобальной сети.

Сам термин был впервые предложен в 1968 году американским социологом Робертом Мёртоном в его своей статье для журнала «Science», рассматривавшей проблему неравномерности распределения статусов в научных сообществах. Мёртон дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:29)».

Эффект Матфея и образование

Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвертому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе. Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать», а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.

Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией - появляется чувство отвращения к самому процессу. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и упускает возможность углублять их в дальнейшем. Всё это сопровождается, как правило, упрёками со стороны родителей и учителей, что может окончательно закрепить у ребёнка неприязнь к книгам и науке как таковой.

В старших классах и на первых курсах университетов успевающих учеников ждёт ещё один «фильтр». Вероятность окончательно сойти с дороги в успешное будущее у потенциально талантливых молодых людей из непривилегированных социальных слоев гораздо выше, чем у их сверстников из среднего и обеспеченного класса. Если молодые люди из бедных семей не проявят себя уже в раннем возрасте, если они не раскроют свои таланты уже в самом начале своего жизненного пути и не получат стипендии или другой материальной поддержки, они бросают школу и чаще всего навсегда лишаются возможности реализовать свой потенциал в науке, искусстве и т.д.

Эффект Матфея и карьера

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (ярко выраженный талант, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.

Та же ситуация с одарёнными учениками и подмастерьями, невольно остающимися в тени своих наставников. В качестве иллюстрирующего примера Мёртон часто приводил пример - открытие антибиотика стрептомицина, за которое в 1943 году Селману Уоксману была присвоена Нобелевская премия по медицине. И всё это при том, что в действительности препарат был синтезирован его молодым аспирантом Альбертом Шварцем, о котором при раздаче премий даже не вспомнили...

Некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей. Неравномерное распределение вознаграждений ведёт к тому, что труды известных учёных начинают восприниматься в отрыве от их содержания и реального значения. Часто то же самое можно наблюдать с «достижениями» в среде художников, музыкантов, писателей, дизайнеров, актёров, режиссёров и прочей «заметной» публики.

Следует также отметить, что проблема неравенства существует не только среди учёных, но и среди научных и учебных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений (прославившихся в дальнейшем выпускников), чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников (талантливых либо весьма обеспеченных студентов).

Эффект Матфея и экономика

Дэниэл Ригни, изучавший этот феномен и написавший о нём несколько книг, разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y - 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет разница во вкладах составит 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, и обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее.

С одной стороны, это наглядно объясняет, почему «бедные беднеют, богатые богатеют». С другой стороны, Роберт Мёртон подчёркивал, что далеко не всегда действие феномена является абсолютным. В некоторых ситуациях беднеют или богатеют одновременно и богатые, и бедные (например, в периоды глубокого экономического кризиса или финансового подъёма страны). Иногда бывают случаи, где отмечается обратная пропорциональность: бедные богатеют, а богатые беднеют. Таким образом, изначальное преимущество не может быть абсолютной гарантией дальнейшего успеха, равно как и изначальная обделённость не подразумевает недостачи в будущем.

Эффект Матфея и Интернет

Данная закономерность тесно связана с вирусным распространением информации. Из двух интернет-материалов одинакового качества и степени важности больше шансов стать «вирусным» и быстро разлететься по сети у получившего большее количество ссылок и просмотров. В результате популярный ресурс становится ещё популярнее, а цитируемый продолжают цитировать ещё больше. Иными словами, веб-страница, отображающаяся при соответствующем запросе в поисковых браузерах одной из первых, привлекает больше посетителей, и её контент прочитают в первую очередь. Определяющее значение в данном случае будет иметь алгоритмы ссылочного ранжирования сайтов.

Говоря о «вирусах», стоит так же упомянуть и пресловутую рекламу всевозможных товаров и услуг. Люди предпочитают делать дорогие и важные покупки у известных фирм, производителей и магазинов, причём из двух незнакомых вариантов будет выбран тот, что чаще мелькает на экранах телевизоров. О своём приобретении они расскажут другим людям, и те, в свою очередь, тоже предпочтут «проверенный» источник. Спустя некоторое время за маркой закрепится статус «легендарной», «народной» и т.д., делая её практически неуязвимой к конкуренции.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 25, ст. 14-30.

25.14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

25.15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

25.16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

25.17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

25.18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

25.19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

25.20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

25.21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

25.22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

25.23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

25.24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л,

25.25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

25.26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

25.27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

25.28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

25.29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

25.30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мф. 25, 14-30)

Так, дорогие братья и сестры, звучит притча о талантах. Талант был денежной единицей, но не монетой, а мерой веса, и соответственно, его стоимость зависела от того, было ли это золото, серебро или медь. Чаще всего это было серебро.

Внимание данной притчи устремлено, прежде всего, на ленивого раба, который зарыл свой талант в землю, чтобы потом, в точно таком же виде, вручить его хозяину.

Не приходится сомневаться, что он символизирует книжников и фарисеев, цель которых заключалась в том, чтобы просто сохранить закон, маскируя его множеством излишних преданий и традиций.

Но в этой притче Господь обращается также и к людям нынешнего века. Так, по словам преподобного Иустина Челийского, «злой раб скрыл серебро господина своего: то есть скрыл от себя все Божие; все, что напоминает о Боге, или обнаруживает Бога. Это тип безбожника, а прежде всего: бездушника. Ибо безбожник прежде всего всегда бездушник: он отрицает сперва душу, а затем Бога».

Душа - это тот важный талант, который Господь дает каждому человеку. Дает не просто для сохранения его в нашем теле, которое мы унаследовали от Адама, сотворенного из земли, а для приобретения этой душой новых талантов - добродетелей.

Бог никогда не требует от нас то, чего у нас нет. Но, как говорит святитель Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), «Бог каждому дал по силам и по разуму. Как от богатого человека первый раб получил пять талантов, второй - два, третий - один, так и нам Господь раздал дары Своей благодати, каждому по силам и по разуму его, и от всех спросит ответа на Страшном Суде Своем, как потребовал ответа этот богатый человек от рабов своих».

Благодать Божия - это зачаток добродетелей, которые мы должны взрастить в своем сердце посредством богоугодных дел. Господь открывает нам, что Богу в человеке важна не сама добродетель, а то, как мы ее используем. И если наш талант устремлен к служению Господу, то Он дает нам еще больше возможности потрудиться во славу Божию, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25, 29).

Смысл этого правила жизни таков: если у нас есть талант, достойно используемый нами, мы все время будем способны делать все больше и больше. Но если у нас есть талант, не применяемый нами в жизни, мы неизбежно его теряем.

Стремление к приумножению благодати Божией, к приобретению добродетелей - вот к чему призывает сегодня нас, дорогие братья и сестры, притча о талантах.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

У Бога все совершенно не так, как у нас: Его слова не наши слова, Его суждения не наши суждения. Он судит не так, как мы сами о себе, о мире и о жизни нашей. Господь наш Иисус Христос сказал, что последние будут первыми. Он сказал: «Кто хочет быть большим, да будет всем слуга».

Господь поставил нам в пример детей малых, совсем малых детей, и сказал, что мы должны быть подобны им, должны умалиться, как эти крошечные дети, иначе не войдем в Царство Небесное. Господь сказал, что блудницы и мытари вперед идут книжников и фарисеев в Царство Божие.

Господь избрал святых апостолов Своих из простых, ничему не учившихся рыбаков. Господь поставил бедных гораздо выше богатых. И св. ал. Павел говорит: «Бог избрал немудрые мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего незначущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1, 27-29).

Когда-нибудь люди так рассуждали? О нет, они рассуждали совершенно иначе, не думали они, что первыми в очах Божиих будут те, кого последними считает мир, никогда не помышляли, что вместо того, чтобы стремиться к власти, надо быть всем слугой. Мир с изумлением услышал, что блудницы и мытари идут в Царство Божие впереди тех, кто считает себя праведниками.

Никогда не ставил мир своей целью смирения, подобного смирению крошечных детей. О нет, гордый мир никогда, никогда не помышлял о смирении. Сильных, могучих, властных ставил себе мир примером.

Ставил ли мир бедных выше богатых? Помышлял ли мир о том, что юродивые, которых люди считали безумными, и били их, и ругали их, что эти безумные мудрее всех мудрых на земле, что им Господь дал дар прозорливости, и даже дар пророчества? Видите, как все Божие противоположно человеческому. А если так, то никуда не годится все наше, человеческое, никакой цены оно не имеет. Мерзко оно в очах Божиих.

Слышали вы ныне в притче, как сказал Христос о нерадивом рабе, зарывшем талант в землю: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов: ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 28-29).

Людей мирских эти слова Христовы не только смущают, но и возмущают, ибо по суждениям человеческим должно быть как раз наоборот, надо, чтобы отнят был излишек богатства у богатых и отдан неимущим. А Христос говорит, что у неимеющего отнимется и то, что имеет, а всякому имеющему дастся и приумножится. Выходит как будто, что у бедного надо отобрать последнее и дать богатому. И смущаются некоторые этими словами.

Но нет ничего странного в этих словах Христовых. По суждениям человеческим справедливо отобрать избыток богатства у богатых и отдать бедным. Это подлинно справедливо, и этого никто не должен оспаривать, ибо знаете вы, как несправедливо распределены богатства и все блага земные между людьми: у одних бесконечно много, у других ничего. Земля, Божие достояние, кому принадлежит? В огромной части принадлежит она князьям, магнатам, помещикам, которые никогда на ней не работали и работать не думают, а те, кто в поте лица своего возделывают землю, пользуются ничтожным клочком земли. Разве это справедливо? Конечно, нет. Конечно, справедливо распределить землю так, чтобы первыми пахари получили землю, а не те тунеядцы, которые живут трудами рук их.

Но разве против этого направлены слова Христовы, что у неимущего отнимется, а имущим прибавится? Нет, не против, потому что то, что мы сказали об уравнении богатых и бедных, касается благ материальных, благ земных, но вовсе не о них говорит Господь Иисус Христос. Он говорит о благах духовных, а в мире духовном все противоположно миру материальному.

Глубоко справедливо, чтобы стяжавшие духовные блага, духовное богатство, получали бы Божию благодатную помощь и все большие и большие дары благодати Духа Святого. Справедливо, чтобы те, кто совсем не заботятся об умножении благ духовных, заботятся только о благах земных, потеряли бы и все духовные блага: пусть ублажаются тем, что любят они, пусть наслаждаются благами материальными, а благ духовных не даст им Бог.

Справедливо поэтому, чтобы каждый человек, имеющий и хранящий дары Духа Святого, старающийся всеми силами умножить эти дары упражнениями в добре и любви, чтобы еще получал он благодатную Божию помощь для умножения своего духовного богатства.

Справедливо, чтобы у тех, кто совершенно не радит о дарах духовных, кто живет всецело земными интересами, было отнято и то, что имеют, и отдано имущим. Понятна притча Господня о талантах: Господь требует от нас, чтобы мы всемерно умножали дары, которые получаем от Святого Духа.

Как же умножить эти дары, как исполнить волю Божию? Разве не знаете, что те счастливые люди, которые получают от Бога талант научный, литературный, музыкальный, художественный, непрерывно работают всю жизнь над усовершенствованием этих своих талантов. Так и нам надлежит умножать всеми силами дары благодати Божией: дар любви, дар чистоты, дар разумения духовного, который получаем мы от Бога.

Но подумаем, все ли награжденные от Бога талантами работают над умножением их для того, чтобы принести потом умноженные таланты тому Хозяину, от Которого их получили — Богу? О нет, видим иное: знаем мы, что есть немало крупных литераторов, ученых, художников, которые приносят таланты свои не на служение людям, во благо их, из любви к народу, а торгуют талантами, за деньги продавая их врагам народа.

Работают нечестивые ученые над изготовлением атомных бомб, над изготовлением диавольских орудий истребления мирных людей. Работали германские ученые над устройством тех ужасных автомобилей «душегубок», в которых гибли тысячи, десятки тысяч людей. Работали они над созданием страшных печей в концентрационных лагерях, печей, в которых заживо были сожжены сотни тысяч невинных людей.

Что же, должным ли образом умножают они таланты, полученные от Бога, принесут ли их Тому, от Кого получили их? Нет, не Бог, а сатана примет от них труды их. Надо всем нам, чтущим Бога, работать не покладая рук над тем, чтобы умножить наши таланты, как это угодно Богу, чтобы умноженными принести их Хозяину, от Которого получили, как чистые и благодатные дары. Надо, чтобы все таланты, все знания мы принесли людям, чтобы все отдали на служение народу из любви к ближним, той любви, которая вытекает из любви к Богу.

Если будем умножать всеми силами эти таланты, то Господь отдаст нам все те блага, те таланты духовные, которые получили от Него люди нерадивые, не хотящие умножить их. И нам, имущим, дастся и приумножится. Вот святой и великий смысл притчи Христовой о талантах.

Убоимся же мы быть подобными тому несчастному рабу, которьй, получив один талант, закопал его в землю и был осужден Христом на извержение во тьму кромешную. Будем же следовать примеру святых, всю жизнь работавших над тем, чтобы умножить дары Божией благодати и принести их на служение людям, на служение несчастным.

Преклонимся пред великой справедливостью Божией и не будем удивляться тому, что все Божие противоположно человеческому.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Кирилл Александрийский

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

В людей, охотно обучающихся и хорошо расположенных к принятию божественных глаголов, вселится Святой Дух, взращивающий в них дарования. У тех же, кто стяжал искру света и пренебрег ею, совершенно угаснет и отнимется даже то малейшее, что они имели прежде. Это и претерпели иудеи. Приняв свет из закона, они не приумножили его, а когда пришла Истина, они оказались близоруки и лишились даже того, что ранее приобрели.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Вера постигает таинства царства. Она приносит пользу тем, в ком пребудет, и преисполнится ростом своего преуспеяния; но у тех, в ком ее не будет, отнимется даже то, что они имеют. Таким образом, Он возвещает потерю закона из-за недостатка веры, не имея которой, иудеи утратили также и закон, который имели. И потому евангельская вера имеет совершенный дар, потому что воспринятая обогащает новыми плодами, а отвергнутая отнимает и прежние богатства.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Имеющим дается еще, и у неимеющих отнимается то, что они имеют не по справедливости суда, но потому, что это делается в применении к апостолам, имеющим веру во Христа. А у иудеев, не веровавших в Сына Божия, отнимается даже и то благо, которое они имели по [своей] природе. Действительно, те, которые не имеют главы мудрости, не могут понять что-нибудь, с надлежащей мудростью.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Евфимий Зигабен

иже бо имать, дастся ему и преизбудет (ему): а иже не имать, и еже имать, возмется от него

Тому, кто имеет веру, дано будет знание тайн, и притом обильное; а у того, кто не имеет веры, отнимается и тот дар, какой он имеет от Бога. Всякий имеет дар Божий, один – такой, а другой – иной. Те, которые ведут себя достойно, не только получают такое знание, но притом и обильное, а те, которые не поступают так, не только не получают его, но у них отнимаются дары, какие они получили прежде.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Вполне возможно, чтобы имеющему прибавилось. Но невозможно, чтобы было отнято [что-либо] у того, кто не имеет. Как такое может произойти? Ведь если у него отнимается то, что он не имеет, что же отнимается? А происходит вот что: тот, кто обладает разумом и не творит с его помощью справедливости, которая служит ко славе Божией, но, наоборот, использует его только для земных дел, то такой человек, хотя и имеет, кажется, что не имеет. Ибо, хотя он и зряч, о нем можно сказать, что он слеп. Не имеет тот, кто ничего не приносит Богу.

Лопухин А.П.

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

(Мк. 4:25; Лк. 8:18) . “Кто имеет” как в русском, так и в греческом, - придаточное предложение, не имеющее главного, хотя речь совершенно правильна и понятна. Это nominativus absolutus (см. прим. к 12:36). Подобные же выражения встречаются у Мф. 25:29 в притче о талантах. Это, может быть, была пословица, выражающая общую истину в отношении к мирским и духовным благам. Примеры того, когда у неимеющих отнимается то, что они имеют, обычны и общеизвестны. Наша русская пословица “где тонко, там и рвется” выражает ту же мысль. В Евангелиях, конечно, речь только о духовном. “То, что имели люди, отнимается у них, потому что у них нет того, что они должны были бы иметь”. Ученики обладали большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли приобрести больше, чем остальной народ. Выражение “кто имеет” Августин толкует в смысле utitur, пользуется, и прилагает его к проповедникам. Проповедник, который проповедует божественное учение другим, не чувствует недостатка в учении и словах, которые говорит и проповедует; но если кто учением не пользуется, то даже и смысл того затемняется и оставляет его.

Толковая Библия.

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

(Лк. 19: 24). Ориген говорит: “каким образом отнимается у кого-нибудь то, что было ему раньше дано, и отдается другому, деятельному, чтобы у него было больше того, что он уже приобрел, это не довольно легко объяснить. ” Дальше у Оригена следует аллегорическое и туманное объяснение. В духовном смысле, конечно, объяснение “довольно трудно; ” но если мы будем держаться близко исторической или бытовой основы притчи, то объяснение не представится особенно трудным. У раба, который не отдал в рост данной ему суммы, как у недеятельного и ленивого, она отнимается. Это служит первым для него наказанием. Не принесший роста талант отдается первому рабу, а не второму, хотя и он также был добр и верен. Это надежнее. Все это так естественно и жизненно! Нет нужды, что у первого и без того много талантов. Силы его велики, и он может опять действовать и еще приобретать. Господин повсюду и везде расчетлив и отлично знает как соблюсти свои интересы.

Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

(Лк. 19: 25, 26). Указывается своеобразная, но вполне жизненная и понятная причина того, почему отнимается последний талант. Она заключается не в том, что “лукавый и ленивый" раб не имеет таланта, а в том, что не имеет роста, прибыли. За этот недостаток прибыли отнимается у него и самый талант. Фпх де мз Ачпнфпт, так. наз. Genitivus absolutus (ср. Мф.13: 12 и прим. к этому стиху).

А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(У Лк. 19: 27 речь совершенно о другом предмете). Последних слов “сказав сие... да слышит!" помещенных в русском и славянском текстах, нет ни в каких древних кодексах и переводах, и они должны считаться неподлинными.

Справедливо указывают на разницу между речью к благим и верным рабам и - к лукавому и ленивому. Там сам господин приглашает верных рабов войти в его радость; здесь, как в 22: 13, выбросить негодного раба повелевает своим слугам. О тьме внешней и проч. см. прим. к 8: 12.

Рассмотренная притча, еще больше, чем притча о десяти девах, имела, имеет и будет иметь огромное практическое и жизненное значение. Она служит сильнейшим возбудителем христианской деятельности. Влияние ее было всегда велико. Практический смысл ее таков: не останавливайся ни пред чем, но пользуйся данным тебе от Бога талантом и употребляй его на служение Его Царству. Она служит противодействием и противоядием всякому застою, косности, лености, праздности, ретроградству и самодовольству. Неуклонное движение вперед на пути к самоусовершенствованию, непрерывная деятельность и развитие - это составляет главный постулат притчи. Мотив, выставленный для всего этого, еще более удивителен, чем в притче о десяти девах. Если бы какой-нибудь обыкновенный человек, скажем даже, отец семьи, стал побуждать людей к неусыпной, неугомонной деятельности, то указал бы, вероятно, на ее практическую пользу, выгоду, счастье, на необходимость движения, вред праздности и недеятельности. Спаситель указывает совершенно другой и своеобразный мотив. Когда Он придет снова, возвратится к Своим, то сурово, жестоко и без послаблений взыщет с каждого за правильное пользование данным ему талантом, и если не окажется прибыли, то строго накажет. Такой мотив поистине сделался движущей силою в среде христианских народов, и люди верующие и неверующие, все в сущности, сознательно и бессознательно, руководятся им в своей деятельности. Такого мотива не мог предложить никто, даже самый возвышеннейший религиозный учитель, кроме одного только - истинного Мессии.