Якобинцы. Франция в период якобинской диктатуры

Вступила в высшую свою фазу. К власти пришли наиболее радикальные политики, правление которых вошло в историю как якобинская диктатура. Они продержались всего год, но за это время смогли сделать немало.

Приход к власти и борьба со спекуляцией

31 мая в Париже вспыхнуло восстание бедноты. Его возглавили представители наиболее радикальной политической группировки в Конвенте - якобинцы. Их поддерживали городские и сельские низы, представители мелкой буржуазии. К зданию французского парламента подкатили под прицелом которых 2 июня депутаты приняли решение об аресте жирондистов - политических противников якобинцев. Так в стране установился новый политический режим.

Якобинцы продержались у власти примерно год. За этот период во Франции произошло немало перемен. Положение и внутри страны, и за ее пределами было такое, что, казалось, революция вот-вот будет подавлена. Армии европейских государств стояли у французских границ: на севере - австрийцы и пруссаки, на юге - испанцы, а у берегов курсировал английский флот. В провинции Вандея бурлило крестьянское восстание, возглавленное дворянами-эмигрантами. В стране ухудшилось экономическое положение: выросли цены на продукты, процветала спекуляция. В таких условиях требовалось введение чрезвычайных мер, и Конвент под давлением якобинцев пошел на это. В сентябре, под влиянием хлебного дефицита, был принят закон об установлении максимальных цен на наиболее важные товары. За его нарушение полагалась смертная казнь.

Реформы якобинцев

В октябре 1793 г. принята конституция Франции, которая была наиболее прогрессивной в свое время. Она вводила всеобщее для мужчин, достигших 21 года, наделяла равными правами тех, кто голосует, и тех, за кого голосуют. Законы принимались Законодательным корпусом и вступали в силу только после их утверждения народом. Но в реальности конституция Франции 1793 года так и не начала действовать. В условиях военного времени якобинцы руководили страной с помощью чрезвычайных распоряжений - декретов, имевших силу закона. Так сложилась якобинская диктатура - система власти, при которой парламент оказался отодвинутым на второй план, а реальная власть принадлежала исполнительным органам - комитетам.

Главной опорой революции было крестьянство, поэтому новая власть решительно проводила реформы в аграрной сфере. Уже в июне 1793 г. общинные земли были переданы крестьянам, все феодальные повинности ликвидированы, а документы, свидетельствовавшие о них, подлежали уничтожению. Земли, принадлежавшие дворянам и духовенству, конфисковывались. Теперь крестьяне стали полноправными хозяевами своих земельных участков. И хотя дальше этого якобинская диктатура в аграрном вопросе не пошла, уже одни эти законы обеспечили им поддержку крестьян, которые охотно защищали революцию с оружием в руках.

Немало было сделано и в армии. На офицерских должностях оказались те, кто проявил себя на деле, а не имел благородное происхождение. На место старых офицеров пришла молодежь из народа. Именно в это время начал свою карьеру Наполеон Бонапарт, проявивший свои организаторские способности при взятии Тулона. Якобинцам удалось усмирить восстание в Вандее. Были отбиты и внешние враги. В июне 1794 г. революционная армия разбила австрийцев при Флерюсе, обезопасив французские границы.

Террор и падение

Вместе с тем, якобинская диктатура имела и свои отрицательные последствия. Лидер революционного правительства Максимилиан Робеспьер и его сторонники не стеснялись в средствах, расправляясь со своими противниками. Террор против жирондистов и сторонников монархии проводился на вполне законных основаниях. Уже в сентябре 1793 г. появился декрет, разрешавший арестовывать всех подозрительных лиц. Но наибольшего размаха террор достиг в июне 1794 г. Принятый в это вводил новое понятие - «враг народа», которое потом приобретет новую жизнь в Советском Союзе. Четкого определения, кого считать врагами, документ не давал, зато устанавливал для них наказание - смертную казнь. Судопроизводство превращалось в полный абсурд: для обвинения человека достаточно было вердикта присяжных. Ни о каких адвокатах подчиненные даже мечтать не могли. Так якобинцы спровоцировали волну террора, который задел тысячи людей.

Массовые аресты, вопреки ожиданиям власти, не защитили ее от противников, а только ускорили падение диктатуры. Наиболее зажиточные слои, разбогатевшие во время революции, были недовольны новыми порядками и терпели их, только пока не миновала опасность интервенции. Беднота, которая еще недавно привела якобинцев к власти, тоже была возмущена террором и недовольна их нерешительной политикой - законы об ограничении цен всячески нарушались, земли, конфискованные у врагов революции, так и не были распределены между бедными. Финалом якобинской диктатуры стал государственный переворот 27 июля 1794 г., когда их противники в Конвенте утвердили решение об аресте и и его сторонников. Вскоре оно было выполнено, и к власти пришли представители крупной буржуазии.

Многие из реформ якобинцев были отменены, а в 1795 г. к власти пришло новое правительство - Директория. Во Франции установился новый политический режим, отражавший интересы тех, кто сделал свое состояние во время революции.

В дальнейшем к ним стали присоединяться единомышленники из депутатов от других провинций. В Париже клуб был реорганизован и взял себе название «Общества друзей конституции» (после провозглашения республики якобинцы изменили это название на «Общество друзей свободы и равенства»). Аналогичные клубы стали возникать и в других городах и почти все они устанавливали постоянную переписку с парижским клубом, становясь его филиалами. Членство в клубах оценивается до 500 000 по всей стране. С ноября 1790 якобинцы стали издавать свой печатный орган «Журнал Общества друзей конституции» .

Постепенно влияние клуба росло и из дискуссионного общества клуб стал определять направление развития революции, а после попытки побега Людовика XVI в Варенн , стал одним из революционных органов, влиявших и участвующих в восстаниях 10 августа и 31 мая . После прихода к власти Революционного правительства происходит перерождение клуба в один из административных органов правительства; многие члены клуба становятся функционерами правительства, следуя его политике. «Революция оледенела, все её принципы ослабли, остался лишь красный колпак на головах интриги » - записал Сен-Жюст в это время .

Зарождение

Постепенно к ним стали присоединяться единомышленники из депутатов от других провинций, в том числе Мирабо , Сийес , герцог д"Эгийон , виконт Ноайль , Барнав , Петион , Вольней , аббат Грегуар , братья Шарль и Александр Ламет , адвокат из Арраса Максимилиан Робеспьер . Члены клуба собирались обычно накануне важных заседаний Генеральных штатов и намечали общую линию поведения. Вскоре, однако, стало ясно, что в собрании, где дворяне и духовенство имели представление равное третьему сословию, даже хорошо организованная партия не может составить большинства. Стало ясно, что необходима поддержка извне собрания, формирование общественного мнения, когда частные лица могли бы обратиться в собрание с петициями, влиять на органы местного самоуправления, поддерживать обсуждение насущных вопросов в прессе .

Когда король и Национальное собрание перебрались в Париж, Бретонский клуб распался, но бывшие его члены стали снова собираться сначала в парижском частном доме, потом в нанятом ими помещении в монастыре якобинских монахов (доминиканского ордена) близ манежа, где заседало Национальное собрание . В заседаниях принимали участие и некоторые из монахов; поэтому роялисты прозвали членов клуба в насмешку якобинцами, сами же они приняли наименование «Общества друзей конституции».

Вареннский кризис

Попытка побега короля является одним из наиболее важных событий революции. Внутренне это было очевидным доказательством несовместимости монархии и революционной Франции и уничтожило попытку установить конституционную монархию. Внешне это ускорило приближение военного конфликта с монархической Европой .

Побег изменил ситуацию. К этому времени никто из якобинцев, включая левое крыло - Робеспьер , Петион , Редерер , Бюзо , не придерживался или не выражал республиканских взглядов . Впервые с начала Революции в печати стали открыто обсуждать возможность установления республики. Однако конституционалисты, не желая углублять кризис и ставить под вопрос плоды почти двухлетней работы над Конституцией, взяли короля под защиту и заявили, что он был похищен. Кордельеры призвали горожан провести 17 июля на Марсовом поле сбор подписей под петицией с требованием об отречении короля. Городские власти запретили манифестацию. На Марсово поле прибыли мэр Байи и Лафайет с отрядом национальной гвардии. Национальные гвардейцы открыли огонь, убив несколько десятков человек .

События привели к глубоким разногласиям и расколу Якобинского клуба; умеренная часть, среди которых находилось множество депутатов Законодательного собрания , во главе с Барнавом, Дюпором и Александром Ламетом в большом числе вышли из клуба и основали новый клуб, под названием Клуб фельянов . С ними ушло большинство членов, как и филиалов клуба по всей стране. Около 400 провинциальных клубов приняли сторону фельянов и только около дюжины оставшихся - якобинцев. Робеспьер оставался. Именно в это время Робеспьер становится наиболее известным и влиятельным членом Якобинского Клуба. В последующие несколько месяцев вместе с радикализацией страны, агитацией и разъяснением, многие вернулись. Приер , Грегуар, Барер , Дюбуа-Крансе , Талейран , и Сийес вернулись в конце июля. К сентябрю членство клуба возросло до 800, и скоро около 500 провинциальных клубов запросили аффилиацию (фр. affiliations ) с парижским клубом .

Раскол привёл к сближению якобинцев и других народных движений Парижа, чему способствовали новые демократические лозунги - республиканизма, права всеобщего голосования, отмены рабовладения в колониях. Эти события, раскол и изменение политической ориентации клуба, являлись одним из основных поворотных моментов революции, освящение которых, как пишет Франсуа Фуре , произошло через год с падением монархии и провозглашением республики .

Вторая революция

В сохранении и даже увеличении влияния клуба в большой мере являлось следствием работы одного из важнейших комитетов клуба - комитета корреспонденции (фр. Comité de Correspondance ), членами которого сейчас являлись Робеспьер, Бриссо, Карра, Демулен, Клавьер, Колло-Дэрбуа, Бийо-Варенн. Будущие монтаньяры, будущие жирондисты, будущие эбертисты и дантонисты - всё будущее революции, временно объединённое. Подготовка к дебатам в ассамблее уже не являлась целью клуба. Публика стала допускаться на заседания с 12 октября 1791 года, с появлением публики увеличилось давление на дебаты клуба со стороны парижских активистов. Клуб стал превращаться в подобие штаба революции .

Влияние якобинцев на Законодательное собрание было относительно небольшим, и именно Якобинский клуб явился трибуной «мессианской» агитации Бриссо и его единомышленников перед объявлением войны Австрии. Именно в клубе в декабре 1791 и январе 1792 Робеспьер произнёс свои знаменитые антивоенные речи. Различия между жирондистами и монтаньярами были довольно размыты. После катастрофического начала войны и радикализации революции, клуб стал объединяющим началом между парижскими секциями и, прибывшими в Париж, революционными федератами в движении за низвержение монархии. Легалистское направление было покинуто раз и навсегда в июле 1792 в поддержку избрания новой ассамблеи, отражавшей новое соотношение сил - Национального Конвента .

Якобинцы не являлись политической партией в современном смысле и поэтому трудно найти какое-либо их централизуещее начало в событиях, ведших к восстанию 10 августа и низвержении короля. Но точно известно участие якобинцев в борьбе за преобладание в парижских секциях, агитация и братание с прибывающими из провинций федератами. Революционный комитет восставшей коммуны включал якобинцев, которые оказались на наиболее важных постах после падения Тюильри и победы восставших. То же самое можно утверждать и о крупнейшем сопернике Якобинского клуба - клубе Кордельеров. Состав революционной Коммуны был увеличен до 288 членов с преобладающим влиянием именно якобинцев. Для Франсуа Фюре вклад клуба являлся тем горнилом (фр. le creuset ), в котором был выкован сам дух революции 10 августа, падения монархии и провозглашения республики .

Для победы якобинизм полностью мобилизовал национальное чувство и стремление к равенству. Национальное единство возродилось после 10 августа вокруг «общества друзей Свободы и Равенства» (фр. Amis de la Liberté et de l’Égalité ), как якобинцы стали себя называть. Парижская Коммуна считала клуб своим союзником. Само название клуба, данное первоначально как насмешка, стало теперь гордым титулом. Добровольцы, уходящие на фронт, считали якобинскую эмблему знаком настоящей гражданственности и патриотизма, перед которой содрогнутся от ужаса все враги революции .

Участие в Национальном Конвенте

Организация клуба

Дата создания и устав

Точно дата открытия клуба в Париже - в декабре 1789-го или январе следующего года - не известна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля 1790 года.

Членство

Не известно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, то есть не-депутатов.

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было четыре секретаря, двенадцать инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, четыре цензора; все эти должностные лица избирались на три месяца: при клубе было образовано пять комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к Национальному собранию и Франции - комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 года, то есть уже при Законодательном собрании .

В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября). Ещё раньше (с 20 мая 1791 года) клуб перенёс свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества и в которой заседания происходили до закрытия клуба. Вследствие наплыва не-депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettrée («интеллигенция»); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, учёных, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества.

Некоторые из его членов носили известные имена: врач Кабанис , учёный Ласепед , литератор Мари-Жозеф Шенье , Шодерло де Лакло , живописцы Давид и Карл Верне , Лагарп , Фабр д"Эглантин , Мерсье . Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образование прибывающих понижались, однако парижский Якобинский клуб до конца сохранил две первоначальных черты: докторальность и некоторую внимание к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров , куда принимались люди даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, а при вступлении ещё 12 ливров).

Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение под названием «братское общество для политического воспитания народа», куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба.

Газета

Клуб обзавелся собственной газетой; редактирование её было поручено Шодерло де Лакло, близкому к герцогу Орлеанскому ; саму газету стали называть «Монитёром» орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция по отношению к Людовику XVI ; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашённому в его названии политическому принципу.

Политическое течение

Политическое революционное течение радикального толка - якобинизм - пережило Якобинский клуб и продолжает жить в истории. Сегодня «якобинизм» или «якобинец» относится к широкому спектру определений: неделимость национального суверенитета и независимость, роль государства в трансформации общества, централизация государства, равенство, гарантированное универсальностью права, духовное обновление через республиканское образование . Якобинизм призывал общество отбросить старые табу и направить свободу мысли служению нации. В этом европейские монархии не ошибались. Якобинская республика являлась символом тотальной борьбы против всякой формы угнетения и консервативная Европа пыталась оградить себя от «французской эпидемии». «Якобинец» стал синонимом с «демократом». В Британии было чувство, что вернулись левеллеры из их собственной революции. В разделённой Польше и в Габсбургской империи народы видели в якобинизме обещание и стремление к освобождению. Нелегально или открыто, клубы основывались от Турции до Соединённых Штатов. Некоторые даже искали аффилиацию с Парижским клубом .

Якобинизм как политическое течение вызывал, вызывает и будет вызывать различные эмоции и отношение; для сторонников - лучшее в революции, для противников - худшее. В 1796 году Бабёф попытался мобилизовать ностальгию по якобинской республике II года в Заговоре Равных (фр. Conjuration des Égaux ), который был и нео-якобинским и прото-коммунистическим. В этом же году Жозеф де Местр опубликовал "Рассуждения о Франции" (Литература

  • Генифе П. Французская революция и Террор // Французский ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799 гг.: Итоги юбилея. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  • Матьез, Альбер. Великая французская революция. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  • Митрофанов А. А. Образ России в революционной публицистике и периодической печати Франции периода якобинской диктатуры // Россия и Франция: XVIII-XX века. / Отв. ред. П. П. Черкасов. Вып. 9. М.: Наука, 2009. С. 69-99.
  • Молчанов Н. Монтаньяры. М. «Молодая гвардия» (ЖЗЛ). 1989
  • // Французский ежегодник, 1970. М., 1972. С. 278-313.
  • Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. Часть 1. Падение монархии. 1789-1792. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1982.
  • Чудинов А. В. Размышления о скрытых смыслах дискуссии по проблеме якобинской диктатуры (60-е - 80-е годы XX в.) // Французский ежегодник 2007. М., 2007. С. 264-274.
  • Andress, David. The Terror: the merciless war for freedom in revolutionary France. - Farrar: Straus and Giroux, 2006. - ISBN 0-374-27341-3 .
  • Brinton, Crane. The Jacobins: An Essay in the New History. - New York: The Macmillan Company, 1930.
  • Bouloiseau, Marc. The Jacobin Republic: 1792–1794. - Cambridge: Cambridge University Press, 1983. - .
  • Kuhlmann, Charles. Influence of the Breton Deputation and the Breton Club in the French Revolution (april-october, 1789). - Nebraska: Lincoln, 1903.
  • Lefebvre, George. The French Revolution: from its Origins to 1793. - New York: Columbia University Press, 1962. - Т. 1. - ISBN 0-231-08599-0 .
  • Lefebvre, George. The French Revolution: from 1793 to 1799. - New York: Columbia University Press, 1963. - Т. II. - ISBN 0-231-08599-0 .
  • Lefebvre, George. The Thermidorians & the Directory. - New York: Random House, 1964.
  • Rude, George. The French Revolution. - New York: Grove Weidenfeld, 1991. -

Якоби́нцы (фр. Jacobins) - участники Якобинского клуба (фр. Club des Jacobins; Jacobins; Société des Jacobins, Amis de la Liberté et de l’Égalité), французского политического клуба эпохи Великой французской революции - самое известное и влиятельное политическое движение революции, связанное с определением радикального эгалитаризма, республиканизма и применения насилия в достижении целей, приведших к созданию революционного правительства 1793-1794 годов.

Основан депутатами третьего сословия от Бретани по прибытии их в Версаль ещё до открытия генеральных штатов и первоначально носил название Бретонского клуба (фр. Club breton). После переезда Национального собрания в Париж получил своё название Якобинского клуба от места проведения заседаний клуба в доминиканском монастыре святого Якова на улице Сен-Жак.

Первоначально в клубе встречались лишь бретонцы, депутаты от Бретани, объединившиеся вокруг адвоката Ле Шапелье. В дальнейшем к ним стали присоединяться единомышленники из депутатов от других провинций. В Париже клуб был реорганизован и взял себе название «Общества друзей конституции» (после провозглашения республики якобинцы изменили это название на «Общество друзей свободы и равенства»). Аналогичные клубы стали возникать и в других городах и почти все они устанавливали постоянную переписку с парижским клубом, становясь его филиалами. Членство в клубах оценивается до 500 000 по всей стране. С ноября 1790 якобинцы стали издавать свой печатный орган «Журнал Общества друзей конституции».

Постепенно влияние клуба росло и из дискуссионного общества клуб стал определять направление развития революции, а после попытки побега Людовика XVI в Варенн, стал одним из революционных органов, влиявших и участвующих в восстаниях 10 августа и 31 мая. После прихода к власти Революционного правительства происходит перерождение клуба в один из административных органов правительства; многие члены клуба становятся функционерами правительства, следуя его политике. «Революция оледенела, все её принципы ослабли, остался лишь красный колпак на головах интриги» - записал Сен-Жюст в это время.

После Термидорианского переворота 9 термидора (27 июля 1794 года) влияние и значимость клуба падает. Клуб и его члены ассоциируются с экцессами террора и Якобинский клуб был закрыт 11 ноября 1794 года (21 брюмера, III года). Ассоциация дочерних клубов запрещается пришедшими к власти термидорианцами и их деятельность прекращается.

Начиная с XIX века термин употребляется не только для обозначения членов клуба и их союзников, но и как название радикального политического течения[⇨].

в период Французской революции конца 18 в. члены Якобинского клуба в Париже, оставшиеся в его составе после выхода из клуба в 1792 г. жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Ж. Дантон, Л.А. Сен-Жюст и другие. 11 ноября 1794 г. клуб якобинцев был закрыт.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЯКОБИНЦЫ

в период Французской буржуазной революции конца 18 века члены Якобинского клуба, остававшиеся в его составе после выхода из этого клуба в окт. 1792 жирондистов (с этого времени стал широко употребляться термин "Я."); реально же размежевание Я. и жирондистов внутри клуба уже определилось с момента свержения монархии 10 авг. 1792. Я., вождями к-рых были М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст, представляли собой фактически политич. партию; выражали интересы революц. демократич. буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейскими массами. Их программой являлись защита завоеваний революции и ее дальнейшее развитие. Последователи идей Ж. Ж. Руссо, Я. были решительными сторонниками полного политич. равенства. Многим из них (Робеспьеру, Сен-Жюсту и их сторонникам, возглавлявшим революц. пр-во, П. Г. Шометту и др.) были свойственны стремления к республике без контрастов нищеты и богатства. Это наложило печать на социально-экономич. политику Я., помогло им пойти навстречу социальным требованиям нар. низов (агр. законы 3 и 10 июня 1793, система максимума, издание вантозских декретов), когда в результате нар. восстания 31 мая-2 июня 1793 они пришли к власти и установили режим революц.-демократич. диктатуры (см. Якобинская диктатура). Однако в целом политическим вопросам Я. уделяли значительно больше внимания, чем экономическим; кроме того, эгалитаристские устремления разделяли не все Я. Социальной политике Я. была свойственна внутр. противоречивость, непоследовательность (распространение максимума не только на предметы потребления, но и на заработную плату, преследование стачек, репрессии против "бешеных" и др.). В конечном счете Я. - смелые, радикальные, но буржуазные революционеры, не могли надолго объединить вокруг себя нар. массы. С другой стороны, применявшиеся Я. "плебейские методы" борьбы против врагов революции вызывали сопротивление гор. и сел. буржуазии, возраставшее по мере осуществления революцией ее бурж. целей и ослабления угрозы реставрации старых порядков. Все это обусловило борьбу течений в среде Я., к-рая усилилась с осени 1793, особенно обострившись в первые месяцы 1794. Дантон и его сторонники (К. Демулен, Ф. Ф. Фабр д´Эглантин, Л. Лежандр и др.) стали требовать политики "умеренности", "снисходительности", т. е. ослабления режима революц. диктатуры. Эта "правая" группировка Я. (позднее получившая в историч. лит-ре назв. дантонистов) выражала интересы выросшей за годы революции новой буржуазии. Ей противостояли "крайние" (левые) Я. (П. Г. Шометт, Ж. Р. Эбер, А. Ф. Моморо и др.), наиболее тесно связанные с нар. низами, уделявшие значит. внимание социальным вопросам, после разгрома "бешеных" воспринявшие многие из их требований. Влияние "крайних" Я. было особенно велико в Парижской коммуне, их поддерживали многочисл. деятели парижских секций. Однако ни идейно, ни организационно они не были четко оформлены (этим объясняется отсутствие в историч. литературе единого толкования термина "левые Я."). В марте 1794 часть "крайних" Я. (Эбер и его единомышленники, впоследствии назв. историч. лит-рой эбертистами) пошла даже на открытое выступление против революц. пр-ва, призывая к восстанию. Осн. костяк Я. находился под руководством Робеспьера; Я.-робеспьеристы в борьбе с оппозиционными группировками прибегли в марте-апр. 1794 к казни виднейших вождей "снисходительных" (дантонистов) и "крайних" Я. Однако это не могло предотвратить дальнейшее ослабление и раскол якобинского блока и нарастание кризиса якобинской диктатуры. Расправа с "крайними" Я, и снижение активности секций и "нар. обществ" подорвали опору якобинской власти в народе. В то же время усилилось стремление гор. и сел. буржуазии покончить с режимом революц. диктатуры. Контрреволюц. термидорианский переворот (27/28 июля 1794) положил конец власти Я. 28 июля были гильотинированы Робеспьер, Сен-Жюст, Ж. О. Кутон и ближайшие их сподвижники, в последующие дни было казнено множество др. Я. "Историческое величие настоящих якобинцев, якобинцев 1793 года, - писал В. И. Ленин, - состояло в том, что они были "якобинцы с народом", с революционным большинством народа, с револю- ционными передовыми классами своего времени" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 216 (т. 24, с. 494)). В широком смысле слово "якобинец" вошло поэтому в историю как обозначение стойкого, решительного, последовательного революционера-демократа. А. В. Адо. Москва.

2 июня 1793 г. устанавливается диктатура якобинцев, представлявших собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку во главе с Робеспьером. В ответ на обвинение жирондистов в узурпации власти якобинцы в спешном порядке подготовили проект самой демократической конституции Франции.

24 июня 1793 г. Конвент торжественно одобрил ее текст и поставил на всенародное обсуждение. Проект был одобрен огромным большинством нации. Конституция закрепила республиканский режим. Якобинская конституция содержала более радикальное толкование принципов суверенитета народа, чем Конституция 1791 г. Она установила избирательное право для всех французов, достигших возраста 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов – прямые, равные. Высшая законодательная власть принадлежала самой нации. Учреждался постоянно действующий однопалатный законодательный корпус. Функции государственного управления возлагались на Исполнительный совет из 24 человек. К ого избранию привлекались выборщики из департаментов. Этот орган мог действовать только на основе законов и декретов и за свои действия был подотчетен законодательному корпусу. В конце каждой сессии исполнительный комитет надлежало наполовину обновлять. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета имели цель не допустить узурпации его власти. Якобинская конституция была самой радикальной по духу и по форме, наиболее передовым актом французской буржуазной революции. Но она могла вступить в силу лишь после того, как соберется новый законодательный корпус, куда не мог быть избран никто из депутатов Конвента. Однако тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести Конституцию в действие.

Вместе с принятием Конституции оформилась и якобинская диктатура – летом 1793 г. При ней верховным органом республики являлся Конвент, который осуществлял в полном объеме высшую, законодательную, исполнительную, контрольную и судебную власть. Власть революционного правительства сосредоточилась в Комитете общественного спасения. Он руководил военными, дипломатическими, продовольственными делами, ему подчинялись другие органы, а сам Комитет должен был еженедельно отчитываться перед Конвентом. Якобинцы реорганизовали армию, ввели всеобщую воинскую повинность. За внешней торговлей и деятельностью крупных торговцев устанавливался жесткий контроль. Осенью 1793 г. были созданы отряды санкюлотов, призванных бороться со спекулянтами, изыскивать для Парижа продовольствие и уничтожать заговоры роялистов. За спекуляцию грозила смертная казнь. С помощью революционной армии у зажиточных крестьян реквизировался хлеб. Было взято па учет золото и серебро частных лиц. У богатых брали принудительные займы, их облагали высоким налогом. В то же время для рабочих был установлен максимум зарплаты, что вызвало их возмущение, так как дороговизна росла, а покупательная способность денег падала. Консолидация политической, законодательной и исполнительной власти явилась эффективным средством в революционных преобразованиях и борьбе с врагами Франции. Местное управление строилось на централизованных началах. Якобинская диктатура опиралась на массовые народные организации, и прежде всего на Коммуну Парижа.



4 декабря1793г. учреждалось временное революционное правительство - 6 министерств: юстиции, морское, ИД, МВД, военное, министерство финансов. Также создавались: исполком Конвента, комитеты и комиссии парламента.

9 апреля 1794 Конвент - декрет - 12 комитетов: 1) по гражданской администрации, полиции и трибуналу; 2) по нар. образованию; 3) по земледелию и ремеслу; 4) торговли и продовольствия; 5) обществ. работ; 6) обществ. помощи; 7) почт и ПС; 8) военных дел и военного командования; 9) национального дохода; 10) вооруженных сил; 11) флота и колоний; 12) внешних сношений.

Комитет общественного спасения (декрет от 6.04.1793) - 9 чел. избирались Конвентом - наблюдение за органами исполнительной власти, генералами и всеми учреждениями, принимать меры по обороне. С 26.07.1793 + право производить аресты, позже - + право вступать в сношения с иностранными государствами.

Комитет обществ. безопасности (окт.1793) - имел инициативу по аресту и казни подозрительных лиц и врагов народа.

Революционный трибунал (декрет Конституции от 10.06.1794) - дела о врагах народа. Наказание - только смертная казнь. Заседания закрыты, показания устно, если было достаточное кол-во доказательств, то свидетелей не заслушивали. Эти 2 комитета подмяли деятельность министерств и превратили их в свои рабочие органы.

Над закрытым собранием находились следующие органы: бюро Конвента, парламент Конвента (избирался на 2 недели), 6 секретарей + инспекторы зала заседаний. Решения конвента должны быть исполнены в течение 3 дней.

На местах - комиссары конвента с чрезвычайными полномочиями - право расстреливать без суда и следствия.

Сами якобинцы не употребляли слово диктатура и не расценивали свою власть как «революционное правление». Под диктатурой они понимали власть одного человека, как в древнем Риме.

Методами осуществления революционной диктатуры стал террор. Манфред связывал начало террора со смертью Марата, а Ревуненков говорил, что террор возник еще в марте 1793. Помимо террора якобинцы использовали принудительные займы (финансовая политика), реквизиция (продовольственная политика), всеобщая мобилизация. С помощью этих методов мы и можем говорить, что это диктатура.

17.09.1793 был принят декрет о подозрительных. Вообще террор был направлен как против контрреволюции, так и против тех, кто проявлял безразличие к республике. 14.10.1793 начался процесс королевы (16.10.1793 – казнь). 24.10.1793 – процесс жирондистов.

В короткий срок якобинцы создали боеспособную армию. Еще до прихода к власти они провели законопроект о принципе амальгамы – соединение профессиональной и добровольческой армии. Была широко применена новая военная тактика – штыковые колонны и тактика рассыпного боя. В итоге к концу 1793 Франция отстояла свою независимость. Французская армия вступила на территорию европейских государств. Были подавлены контрреволюционные мятежи.

К концу 1794 обострились социальные противоречия. Буржуазия терпела якобинцев только из-за борьбы с контрреволюцией, также якобинцам не удалось решить ряд проблем. Плюс к этому, чем хуже шли дела, тем сильнее становился террор. Поэтому возникает вопрос о классовой природе якобинской диктатуры.

Первый спор о классовой природе якобинской диктатуры возник в конце 50-х гг. Во Франции вышла работа А. Собуля «Парижские санкюлоты в период парижской диктатуры». Он поставил вопрос о том, кто такие якобинцы. Наметились две точки зрения:

1. Традиционная (Манфред) – якобинцы выражали интересы буржуазии, но только ее. Якобинцы выражали интересы средней и мелкой демократической буржуазии, крестьян и плебейства. Манфред продолжил точку зрения Матьеза. Именно таким классовым составом они объясняли и разногласия у якобинцев. Их объединяла борьба против контрреволюции.

2. Собуль, Ревуненков – якобинская диктатура – это диктатура революционной буржуазии. В эпоху якобинской диктатуры во Франции было своеобразное двоевластие – Конвент (якобинцы) и Коммуна Парижа (диктатура низов).

Обе точки зрения опирались на одни и те же источники, но трактовали их по разному. Спор, чьи интересы выражала якобинская диктатура, зашел в тупик. Но ни Манфред, ни Ревуненков, не подвергали то, что якобинская диктатура была высшей точкой ФР.

С конца 80-х на первой место выходит исследование проблемы террора. В вопросе почему возник террор долгое время господствовала теория обстоятельств – якобинцы пришли к власти в очень сложный момент и террор был необходим. Также эта теория говорит, что начали роялисты и жирондисты, а якобинцы пошли на террор испытывая давление снизу.

Эту теория ставит под сомнение одно обстоятельство. Черняк говорил, что если террор начался потому, что положение было очень тяжелым, то он должен был кончиться с улучшением положения. Однако этого не произошло. За последние месяцы существования якобинской диктатуры было казнено больше, чем за предшествующий год.

Также очень сложным остается вопрос о том, против кого был направлен террор. Еще до ВОВ историки обратили внимание на то, что террор был направлен как против дворянско-жирондистской оппозиции, так и против плебейских низов.

Вообще к террору можно подходить с двух позиций:

1. морально-этическая.

2. Историческая.

В конце 80-х вышла книга Молчанова «Монтаньяры». В это же время поднялся вопрос о том, можно ли считать якобинскую диктатуру высшим этапом революции. Скорей всего более убедительна точка зрения о том, что якобинская диктатура не высший этап революции.

Также следует сказать о том, что якобинская диктатура напоминала диктатуру, чье основание постоянно сужалось за счет казни «своих».

В 1793 значительная часть буржуазии поддержала якобинцев, т.к. не было другой силы, которая смогла бы защитить завоевания революции. Но уже в 1794 возник вопрос, зачем нужна диктатура.