Былины современные короткие. Былины

Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылетывали -
Выезжали два могучие богатыря:
Что по имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем.
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское.

По морю, морю синему,
По синему, но Хвалунскому
Ходил‑гулял Сокол‑корабль
Немного– немало двенадцать лет.
На якорях Сокол‑корабль не стаивал,
Ко крутым берегам не приваливал,
Желтых песков не хватывал.
Хорошо Сокол‑корабль изукрашен был:
Нос, корма – по‑звериному,
А бока зведены по‑змеиному,
Еще вместо очей было вставлено
Два камня, два яхонта,
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще вместо бровей было повешено
Два соболя, два борзые;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще вместо очей было повешено
Две куницы мамурские;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще три церкви соборные,
Да еще было на Соколе на корабле:


Еще ездил Добрынюшка во всей земли,
Еще ездил Добрынюшка по всей страны;
А искал собе Добрынюшка наездника,
А искал собе Добрыня супротивника:
Он не мог же найти себе наездничка,
Он не мог же найти себе сопротивничка.
Он поехал во далече во чисто поле,
Он завидял, где во поле шатер стоит.
А шатер‑де стоял рытого бархата;
На шатри‑то‑де подпись была подписана,
А подписано было со угрозою:
«А еще кто к шатру приедет, – дак живому не быть,
А живому тому не быть, прочь не уехати».
А стояла в шатре бочка с зеленым вином;
А на бочке‑то чарочка серебряна,
А серебряна чарочка позолочена,
А не мала, не велика, полтора ведра.


Кабы жили на заставы богатыри,
Недалеко от города – за двенадцать верст,
Кабы жили они да тут пятнадцать лет;
Кабы тридцать‑то их было да со богатырем;
Не видали ни конного, ни пешего,
Ни прохожего они тут, ни проезжего,
Да ни серый тут волк не прорыскивал,
Ни ясен сокол не пролетывал,
Да нерусской богатырь не проезживал.
Кабы тридцать‑то было богатырей со богатырем:
Атаманом‑то – стар казак Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович;
Податаманьем Самсон да Колыбанович,
Да Добрыня‑то Микитич жил во писарях,
Да Алеша‑то Попович жил во поварах,
Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах;
Да и жил тут Василей сын Буслаевич,
Да и жил тут Васенька Игнатьевич,
Да и жил тут Дюк да сын Степанович,
Да и жил тут Пермя да сын Васильевич,
Да и жил Радивон да Превысокие,
Да и жил тут Потанюшка Хроменькой;


У князя у Сергея
Было пированьице, пир,
На князей, на дворян,
На русских защитников – богатырей
И на всю поляницу русскую.
Красное солнышко на дне,
Да и пир идет на веселе;
Все на пиру пьяны да веселы,
За тым за столом за дубовым
Сидит богатырь Булат Еремеевич,
Князюшка Сергей Киевский
По столовой похаживает,
Золотыми бубенчиками трясет,
И говорит таковы слова:
«Ай же ты, Булат Еремеевич!


Как про бедного сказать да про белого,
Про удалого сказать дородна молодца.
Он и ходит‑де, удалый добрый молодец,
На цареве‑то ходит большом кабаке,
На кружале он ходит государевом;
Он и пьет много, детина, зелена вина,
Он не чарою пьет, сам не стаканами,
Он откатыват бочки‑сороковочки;
Во хмелю‑то сам детина выпивается,
Из речей‑то Бутман‑сын вышибается:
«Уж я силушкою нонче царя сильней,
Уж я сметочкою царя посметливей».
Пригожались у царя люди придворные,
Как придворные люди – губернаторы,
Губернаторы, люди толстобрюхие;


У честной вдовы да у Ненилы
А у ней было чадо Вавила.
А поехал Вавилушка на ниву,
Он ведь нивушку свою орати,
Еще белую пшеницу засевати,
Родну матушку свою хочет кормити.
А ко той вдове да ко Нениле
Пришли люди к ней веселые,
Веселые люди, не простые,
Не простые люди - скоморохи:
- Уж ты здравствуешь, честна вдова Ненила!
У тебя где чадо да нынь Вавила?


В славном великом Новеграде
А и жил Буслай до девяноста лет,
С Новым-городом жил, не перечился,
Со мужики новогородскими
Поперек словечка не говаривал.
Живучи Буслай состарился,
Состарился и переставился.
После его веку долгого
Оставалася его житье-бытье
И все имение дворянское,
Осталася матера вдова,
Матера Амелфа Тимофевна,
И оставалася чадо милая,
Молодой сын Василий Буслаевич. Тебе с этою удачей молодецкою
Наквасити река будет Волхова».

Произведения разбиты на страницы

В категории русские былины Вашему вниманию предлагаются классические сказания, то есть былины, записанные энтузиастами XVIII-XX веков в далеких русских селах и деревнях. Все народные былины уже после их первых публикаций начали привлекать к себе большое внимание отечественной аристократии. Ими довольно сильно интересовались такие люди как Пушкин, Добролюбов, Белинский и Чернышевский.

Впервые слово «былины» было озвучено И. Сахаровым в книге «Песни русского народа». Текст былины мог быть как кратким так и развернутыми. Тема былин обычно повествует о героях богатырях и их жизни и поступках, представляя собой героический эпос. Большинство из них являются историческими и могут описывать как Киевскую Русь так и до государственное время.

Точный возраст той или иной былины определить невозможно, потому что они складывались веками. Ученые начали массово записывать их лишь после 1860 года, когда в Олонецкой губернии обнаружилась еще живая традиция исполнения былин. К тому времени русский героический эпос претерпел значительные изменения. Подобно археологам, снимающим один слой почвы за другим, фольклористы освобождали тексты от более поздних «пластов», чтобы выяснить, как звучали былины тысячу лет назад.

Удалось установить, что старейшие былинные сюжеты повествуют о столкновении мифологического героя и киевского богатыря. Еще один ранний сюжет посвящен сватовству богатыря к иноземной царевне. Древнейшими героями русского эпоса считаются Святогор и Волх Всеславьевич. При этом народ нередко вводил в архаичные сюжеты современных ему действующих лиц. Или наоборот: древний мифологический персонаж по воле рассказчика становился участником недавних событий.

Слово «былина» вошло в научный обиход в XIX веке. В народе же эти повествования назывались старинами. Сегодня известно около 100 сюжетов, которые рассказаны в более чем 3000 текстов. Былины, эпические песни о героических событиях русской истории как самостоятельный жанр сложились в X–XI веках - в эпоху расцвета Киевской Руси. На начальном этапе они основывались на мифологических сюжетах. Но былина, в отличие от мифа, рассказывала о политической обстановке, о новой государственности восточных славян, и потому вместо языческих божеств в них действовали исторические лица. Реальный богатырь Добрыня жил во второй половине X - начале XI века и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Алешу Поповича связывают с ростовским воином Александром Поповичем, погибшим в 1223 году в битве на реке Калке. Святой преподобный жил, предположительно, в XII веке. Тогда же в новгородской летописи был упомянут купец Сотко, превратившийся в героя новгородских былин . Позже народ стал соотносить героев, живших в разное время, с единой былинной эпохой князя Владимира Красное Солнышко. В фигуре Владимира слились черты сразу двух реальных правителей - Владимира Святославича и Владимира Мономаха.

Реальные персонажи в народном творчестве стали пересекаться с героями древних мифов. Например, Святогор, предположительно, попал в эпос из славянского пантеона, где он считался сыном бога Рода и братом Сварога. В былинах Святогор был столь огромен, что его не носила сыра земля, потому он жил в горах. В одном сюжете он встретился с воином Ильей Муромцем («Святогор и Илья Муромец»), а в другом - с землепашцем Микулой Селяниновичем («Святогор и тяга земная»). В обоих случаях Святогор погибал, но, что примечательно, не в бою с молодыми героями - его смерть была предопределена свыше. В некоторых вариантах текста, умирая, он передавал часть своей силы богатырю нового поколения.

Еще один древнейший персонаж - Волх (Вольга) Всеславьевич, рожденный от женщины и змея. Этот оборотень, великий охотник и колдун упоминается в славянской мифологии как сын Чернобога. В былине «Волх Всеславьевич» дружина Волха отправилась завоевывать далекое царство. Проникнув в город с помощью колдовства, воины убили всех, оставив себе лишь молодых женщин. Этот сюжет явно относится к эпохе родоплеменных отношений, когда разорение одного племени другим было достойно воспевания. В более поздний период, когда Русь отражала нападения печенегов, половцев, а затем и монголо-татар, критерии богатырской удали изменились. Героем стал считаться защитник родной земли, а не тот, кто вел захватническую войну. Чтобы былина о Волхе Всеславьевиче соответствовала новой идеологии, в ней появилось пояснение: поход был против царя, якобы задумавшего напасть на Киев. Но и это не спасло Волха от участи героя ушедшей эпохи: в былине «Вольга и Микула» колдун-оборотень уступил в хитрости и силе все тому же крестьянину Микуле, который фигурировал в былине о Святогоре. Новый богатырь вновь победил старого.

Создавая героический эпос, народ преподносил устаревшие сюжеты в новом свете. Так, в основе более поздних былин XI, XII и XIII веков лежал переработанный на новый лад мотив сватовства. При родоплеменных отношениях женитьба была главной обязанностью вступившего в зрелую пору мужчины, о чем рассказывали многие мифы и сказки. В былинах «Садко», «Михайло Потык», «Иван Годинович», «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру» и других герои женились на иноземных царевнах, подобно тому, как в древности отважные мужи «добывали» жену в чужом племени. Но этот поступок нередко становился для богатырей роковой ошибкой, приводил к гибели или предательству. Надо жениться на своих и вообще больше думать о службе, а не о личной жизни - такова была установка в Киевской Руси.

Каждое значимое для народа событие находило отражение в былинах. В сохранившихся текстах упомянуты реалии из эпохи и , войны с Польшей и даже с Турцией. Но главное место в былинах начиная с XIII–XIV веков занимала борьба русского народа с Ордынским игом. В XVI–XVII веках традиция исполнения былин уступила место жанру исторической песни. Вплоть до XX века героический эпос жил и развивался лишь на Русском Севере и в некоторых областях Сибири.

Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылетывали -
Выезжали два могучие богатыря:
Что по имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем.
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское.

По морю, морю синему,
По синему, но Хвалунскому
Ходил‑гулял Сокол‑корабль
Немного– немало двенадцать лет.
На якорях Сокол‑корабль не стаивал,
Ко крутым берегам не приваливал,
Желтых песков не хватывал.
Хорошо Сокол‑корабль изукрашен был:
Нос, корма – по‑звериному,
А бока зведены по‑змеиному,
Еще вместо очей было вставлено
Два камня, два яхонта,
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще вместо бровей было повешено
Два соболя, два борзые;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще вместо очей было повешено
Две куницы мамурские;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще три церкви соборные,
Да еще было на Соколе на корабле:


Еще ездил Добрынюшка во всей земли,
Еще ездил Добрынюшка по всей страны;
А искал собе Добрынюшка наездника,
А искал собе Добрыня супротивника:
Он не мог же найти себе наездничка,
Он не мог же найти себе сопротивничка.
Он поехал во далече во чисто поле,
Он завидял, где во поле шатер стоит.
А шатер‑де стоял рытого бархата;
На шатри‑то‑де подпись была подписана,
А подписано было со угрозою:
«А еще кто к шатру приедет, – дак живому не быть,
А живому тому не быть, прочь не уехати».
А стояла в шатре бочка с зеленым вином;
А на бочке‑то чарочка серебряна,
А серебряна чарочка позолочена,
А не мала, не велика, полтора ведра.


Кабы жили на заставы богатыри,
Недалеко от города – за двенадцать верст,
Кабы жили они да тут пятнадцать лет;
Кабы тридцать‑то их было да со богатырем;
Не видали ни конного, ни пешего,
Ни прохожего они тут, ни проезжего,
Да ни серый тут волк не прорыскивал,
Ни ясен сокол не пролетывал,
Да нерусской богатырь не проезживал.
Кабы тридцать‑то было богатырей со богатырем:
Атаманом‑то – стар казак Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович;
Податаманьем Самсон да Колыбанович,
Да Добрыня‑то Микитич жил во писарях,
Да Алеша‑то Попович жил во поварах,
Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах;
Да и жил тут Василей сын Буслаевич,
Да и жил тут Васенька Игнатьевич,
Да и жил тут Дюк да сын Степанович,
Да и жил тут Пермя да сын Васильевич,
Да и жил Радивон да Превысокие,
Да и жил тут Потанюшка Хроменькой;


У князя у Сергея
Было пированьице, пир,
На князей, на дворян,
На русских защитников – богатырей
И на всю поляницу русскую.
Красное солнышко на дне,
Да и пир идет на веселе;
Все на пиру пьяны да веселы,
За тым за столом за дубовым
Сидит богатырь Булат Еремеевич,
Князюшка Сергей Киевский
По столовой похаживает,
Золотыми бубенчиками трясет,
И говорит таковы слова:
«Ай же ты, Булат Еремеевич!


Как про бедного сказать да про белого,
Про удалого сказать дородна молодца.
Он и ходит‑де, удалый добрый молодец,
На цареве‑то ходит большом кабаке,
На кружале он ходит государевом;
Он и пьет много, детина, зелена вина,
Он не чарою пьет, сам не стаканами,
Он откатыват бочки‑сороковочки;
Во хмелю‑то сам детина выпивается,
Из речей‑то Бутман‑сын вышибается:
«Уж я силушкою нонче царя сильней,
Уж я сметочкою царя посметливей».
Пригожались у царя люди придворные,
Как придворные люди – губернаторы,
Губернаторы, люди толстобрюхие;



У честной вдовы да у Ненилы
А у ней было чадо Вавила.
А поехал Вавилушка на ниву,
Он ведь нивушку свою орати,
Еще белую пшеницу засевати,
Родну матушку свою хочет кормити.
А ко той вдове да ко Нениле
Пришли люди к ней веселые,
Веселые люди, не простые,
Не простые люди - скоморохи:
- Уж ты здравствуешь, честна вдова Ненила!
У тебя где чадо да нынь Вавила?


В славном великом Новеграде
А и жил Буслай до девяноста лет,
С Новым-городом жил, не перечился,
Со мужики новогородскими
Поперек словечка не говаривал.
Живучи Буслай состарился,
Состарился и переставился.
После его веку долгого
Оставалася его житье-бытье
И все имение дворянское,
Осталася матера вдова,
Матера Амелфа Тимофевна,
И оставалася чадо милая,
Молодой сын Василий Буслаевич. Тебе с этою удачей молодецкою
Наквасити река будет Волхова».

Произведения разбиты на страницы

В категории русские былины Вашему вниманию предлагаются классические сказания, то есть былины, записанные энтузиастами XVIII-XX веков в далеких русских селах и деревнях. Все народные былины уже после их первых публикаций начали привлекать к себе большое внимание отечественной аристократии. Ими довольно сильно интересовались такие люди как Пушкин, Добролюбов, Белинский и Чернышевский.

Впервые слово «былины» было озвучено И. Сахаровым в книге «Песни русского народа». Текст былины мог быть как кратким так и развернутыми. Тема былин обычно повествует о героях богатырях и их жизни и поступках, представляя собой героический эпос. Большинство из них являются историческими и могут описывать как Киевскую Русь так и до государственное время.

Былины, русские народные эпические песни-сказания, возникли как выражение исторического сознания русского народа ΙΧ-ΧΙΙΙ столетий, в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях – защитниках родины; отразили нравственные и социальные идеалы народа. Северные славянские сказания или древнерусские северные былины исполняются одноголосно, обычно на короткие напевы декламационно-повествовательного склада, южные былины хоровые, по музыке родственны широкораспевным донским песням.

Все известные былины по месту своего происхождения делятся на: киевские, новгородские и более поздние общерусские. Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; в славянских былинных сказаниях отражена история их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из былинных песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства.

Былинный стих и стихосложение русской устной народной поэзии довольно многогранно. Различают три вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.) – чисто-тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раешный стих); речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи) – нерифмованный, с женскими или (чаще) дактилическими окончаниями, в основе ритма – тактовик, иногда упрощающийся до хорея, иногда расшатывающийся до акцентного стиха; песенный стих («протяжные» и «частые» песни) – ритм тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно четким хореем и очень сложными, не вполне исследованными вариантами.


В глубокой древности, в том числе в палеолите, встречаются надписи, сделанные древнеславянским слоговым письмом, так называемые «руны Макоши », «руны Рода» и «руны Мары», то есть различные виды славянского письма, связанные с соответствующими славянскими божествами. Слово «руны» употреблялось и на многих средневековых надписях.
Название «руны Макоши» связывает письменность с самой древней и самой могущественной славянской богиней – Макошью, от которой произошли все остальные боги славянского пантеона. Руны Макоши отличались сакральным характером и предназначались, скорее всего, не для населения, а для жрецов. Читать руны Макоши, особенно соединенные в лигатуры, невозможно, эти тексты требую разгадки, как ребусы. Руны Макоши в великокняжеский период использовались на Руси повсеместно, однако из употребления они выходят постепенно, причем в разных городах в разное время. Так, в Киеве они уступают свое место кириллице уже в Χ веке, тогда как в Новгороде они существуют неизменно до ΧΙΙΙ столетия.

Рунами Рода называется протокириллица, то есть письмо, предшествовавшее кириллице. Руны Рода произошли, видимо, из рун Макоши и использовалось для подписи изделий прежде всего храма Рода, за что и получило свое название. Это письмо существовало в виде тайных надписей (пиктокриптографии), вписывалось в рисунки по всей Европе вплоть до середины ΧΙΧ века. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий на базе рун Рода путем добавления греческих и составных букв создали в ΙΧ веке нашей эры славянское христианское письмо, названное в честь первого брата кириллицей.

Руны Мары наиболее загадочный тип древнего славянского письма. Предположительно, это не особый шрифт, а разгадка значений написанных слов. Марой была богиня смерти и болезней, и ее культ был очень сильным во времена палеолита. Руны Мары должно означать нечто не просто тайное, но и как-то связанное с загробным миром. Нельзя не отметить, что именно мифическая власть Мары над загробным миром давала храму Мары вполне реальную власть над современниками, так что именно этот храм выполнял важнейшие социальные функции в славянских общинах.


Посмотрели мультфильмы о русских богатырях, понаблюдали за речью авторов-рассказчиков, прочитали много дополнительной литературы. А потом... придумали свои былины и напечатали их для вас.

С уважением, Е.М.

Шубин Фёдор

Тигр-богатырь и гигантский бык
Из того ли то из города из стольного Джунгли-града
Выходил удалый да сильный тигр – богатырь.
Да пошёл тигр во чисто поле,
Собралися там звери разные, звери разные, звери дикие.
Молвят звери такую речь: «Ходит - бродит по стольному Джунгли- граду
Страшный бык, гигантский бык.
А копыта-то у него железные, а шкура-то чугунная.
Три аршина высотой и шесть аршинов длиной.
Разоряет он наши жилища и гнёзда,
Пожирает он наших малых детушек.
Защити, заступися за нас, бедненьких, убей быка страшного.
Согласился тигр богатырь.
Стал собираться в путь-дорогу.
Вооружился и пошёл искать быка страшного.
Долго ли, коротко ли искал быка тигр-богатырь,
Но тут рев послышался жуткий, жуткий да ужасный.
Видит удалый тигр богатырь,
Стоит бычище и пожирает малых детушек.
Правду сказывали звери.
А копыта-то у него железные, кожа-то у него чугунная.
А три-то он аршина высотой, а шесть-то он аршинов длиной.
Учуял-то он богатыря славного и понесся на него.
Затряслася земля, вылилася водичка из рек да озёр.
Стоит богатырь - не дрогнет, не боится-то он быка страшного.
Увернулся-то он от быка страшного и ударил его своим копьём.
Треснуло копьё, переломилося.
Ударил он его палицей булатною.
Не выдержала палица булатная, разломилася.
Ударил-то он быка страшного своим мечом славным,
Да и этот переломился.
Пришлось биться Тигру своими лапищами могучими.
Бились два дня, бились три дня.
Никак тигр-богатырь не может одолеть быка страшного.
Стали у них силушки кончаться.
Тут ударил тигр своей лапищей могучей быка, и упал бык замертво.
Обрадовались звери, стали хвалить тигра-богатыря!

Асиновский Борис

Илья Муромец и Чудо-юдо.
Жил да поживал в стольном Киев-граде Илья Муромец. И узнал он, что летит сюда Чудо-юдо. А хотело убить оно князя Владимира. А когда оно прилетело, то Ильи Муромца то не было, и забрал он князя Владимира и купцов украл. Узнал Илья, что с князем да купцами случилось, и что Чудо-юдо с Черной горы прилетело. И отправился Илья на гору. А ехать туда 4 версты. И приехал туда богатырь, на гору влез, убил спящее Чудо-юдо и всех пленников освободил. Вернулись они в Киев-град и стали жит –поживать да добра наживать. И князь был жив-здоров и купцы живы-здоровы. И славил народ подвиг богатыря великого Ильи Муромца.

Егор Кузнецов

То ли из стольного Киев-града, то ли из села Очаковского едет на коне чубаром во чистом поле Микула Семёнович. Вдруг видит: хоромы до самого верхнего неба выстроены. А по крыше голуби ходят, ходят да звёзды поклёвывают. Стены из злата чистого и серебра выточены, а крыша скатнсым жемчугом украшена. Стражники на парадном крыльце стоят. Подходит Микула Семёнович к крыльцу парадному. Стражники его спрашивают: «Кто ты таков и зачем пожаловал?». Отвечает он им: «Звать меня Микулой Семёновичем. А пришёл я из любопытства». Стражники отвечают: «Идём с нами! Мы отведём тебя к князю Дунай-Ивановичу. Быть может, он даст тебе задание.» Ведут стражники, ведут Микулу Семёновича во палаты шёлковые, и сидит в них царь - вино зелёное пьёт, да пряником печатным закусывает. Он и говорит: «Как тебя звать-то, добрый молодец?» А Микула и отвечает: «Звать меня Микулой Семёновичем. А пришёл я за Русь-Матушку постоять». Подивился царь – Иванович. И говорит он таковы слова: «Микула Семёнович, хочу я тебе задание дать». А Микула и говорит: «Слушаю тебя, Дунай-Иванович». Дунай-Иванович обрадовался и говорит: «Нападает на Русь-матушку страшный Горыныч-Змей. Сруби ему все 6 голов. Коли сможешь, я дам тебе столько богатств, сколько ты сможешь увезти с собой. Согласился Микула и стал готовиться к битве. Выковал себе он щит, меч, лук и стрелы. А все весом в 50 пудов. Приезжает Микула на поле ночью и видит: все травушки-муравушки к земле пригибаются, земля содрогается, а деревья в щепки ломаются! А летит над землей страшный Горыныч-змей. Дышат головы огнем, холодом и молниями. А скажет что-то – двери с петель срываются. Стал он с Микулой драться. Длилась битва 80 дней и 80 ночей. Собрал Микула последние силы и срубил змею головы оставшиеся. Приехал он к Дунай-Ивановичу, и дал тот ему столько слоновой кости, меха, злата и серебра, сколько тот увезти смог.

Мила Гриневич

Бузаев Никита

Илья Муромец и чудо змей
Едет Илья в Киев-град, и видит в стенах Киева дыры огромные, и нет ни следов человеческих, ни звериных, ни следов ног басурманских. А видит он, что полоски по земле тянутся, и не сани -то ехали, ведь лето стоит. Подъезжает он к князю Владимиру и говорит: «Что за чудо-войско на тебя напало? Отвечает Владимир: « Ох, напал на нас Чудо-змей, разрушил Киев-град, съел весь скот, а женщин и детей в плен захватил. И поехал богатырь по полоскам змеиным вызволять из плена народ. Приехал Илья к расщелине и говорит: « Вылезай ты, змеюка злобная! Вызываю тебя я на честный бой!» Ничего не ответил змей. Стал Илья кричать еще и еще, и еще, так что голос сорвал. Тут змей как выпрыгнет, как обовьет Илью да как вцепится в кольчугу зубами! Зубы ломает, а Илья стоит и не шелохнётся. Ждёт час, ждет другой, а тем временем змей хватку ослабил. Почувствовал это Илья, да как откинет змея гигантского, да как ударит он его булатным мечом. Зарубил он Чудо-змея этого и показал его князю Владимиру. И пошла о его подвиге слава народная.

Морозов Арсений

Илья Муромец и Трёхглавый Волк
Из того ли то из города Мурома, из того села да Карачарова, выезжал славный богатырь Илья Муромец, на своём добром коне Бурушке. Выезжал он во чисто поле и увидел, что пред ним лес огнём полыхает. Въехал он в горящий лес и видит, что пред ним стоит чёрный-чёрный, как уголь огнедышащий, Трёхглавый Волк. Говорит ему Илья да таковы слова: «Что ты, Трёхглавый, на Русь пришёл? Или хотел всю Русь спалить? Нет уж, я тебе этого не позволю. Давай-ка сразимся врукопашную. Сражались они 30 дней да 30 ночей. Наконец-то Илья победил Волка Трёхглавого и поехал обратно к себе на Родину. По дороге он заехал в Киев-град. А там его уже встречал славный князь Владимир. И тут начался пир. До самой ночи славили богатыря русского. А на следующий день все провожали славного богатыря Илья Муромца до самого города Мурома.

Савенков Тимофей
Алёша Попович и Оборотень

В старину стародавнюю жил на Руси богатырь Алёша Попович. Однажды отправился Алёша на пир к князю к Владимиру. Приезжал он на широкий двор и слезал с добра коня уставшего, входил он в палаты белокаменные и садился он на место богатырское подле князя-то Владимира. И вставал тогда князь Владимир стольно-киевский, и говорил он таковы слова: «Поселился в лесу моём Оборотень. Ни конному, ни пешему прохода не даёт». Выходил Алёша да на широкий двор, седлал он коня своего отдохнувшего, да отправлялся в тот лес и победил врага народного.

Зорина Варвара

Бедняк король
Жил-был богатырь Илья. И прославился он тем, что победил Змея Горыныча. Все его уважали, приглашали на пиры, и говорили, что он пример для всего народа. Но прошло время, и известный богатырь стал хвастаться и зазнаваться, что он лучше всех, что его надо в короли! А жил в деревне один юноша бедный и худой, звали, его Петя у него не было ни друзей, ни братьев, ни сестёр, и ему было очень одиноко. С тех пор прошло десять лет, и король состарился. Как-то раз он сказал: «мне надо выбрать нового короля, я уже старею». Долго совещался он с мудрецами, кто же будет королём, и решено было спросить народ. Собрался весь народ и сразу сказал, что надо Илью в короли, он же спас город от гибели. Но Петя сказал, что тоже хочет быть королём. Весь народ стал над ним насмехаться: «Тебе только королевские конюшни чистить!». Тогда сказал король: «Правитель русской земли должен быть храбрым и выносливым. Идите на самую высокую гору, в пещеру Змея Горыныча. Кто победит, тот и будет королём». Битва длилась 8 дней и 7 ночей. Победил Змея Горыныча Петя и стал королём.

Казаков Даниил

Как-то раз увидал князь Владимир мальчика на улице. Он был красив, талантлив и силушки у него было много, но был он бездомен. Владимир взял его домой. Вырос мальчик и стал богатырём. И стал он Русь защищать. Однажды понаехало вражины целое полчище, а во главе войска их Соловей разбойник стоял. Богатырь победил вражеское войско, остался только Соловей. Как засвистал Соловей, с ног сбил богатыря, а сам сел на коня и поскакал дальше. Богатырь бросил копьё прямо в коня, попал в Соловья, подошёл к разбойнику и выбил ему зубы. Коня вылечили, а Соловья в тюрьму посадили.

Синицын Егор

Игорь Драконский и дракон - огненная птица
Жил-был на Руси Игорь Драконский. Жил он хорошо, как барин. Да вот только захотелось ему путешествовать. Взял он булаву и поехал в Киев, наниматься на службу к царю. Подъехал богатырь к Киеву и видит: лежит на самой высокой башне огнедышащая змея. Тут увидел змей человека в лесу, оборотился огненной птицей и спалил лес. Побежал на змея богатырь и отрубил ему голову, но не тут-то было, выросли две головы у змея. Тут отрубил ему хвост богатырь и убил змея. Так Игорь Драконский убил дракона -огненную птицу.