Чакры и их звучание. Медитация ОШО «Целительные звуки чакр

Эта медитация наряду с музыкой использует пение для открытия и гармонизации чакр, помогая достижению глубокой внутренней тишины.

1 стадия медитации Звуки чакр - 45 минут

Выполняется сидя, стоя или лежа. Если вы стоите - расслабьте колени, но не сгибайте их сильно. Закройте глаза. Держите позвоночник прямо. Дышите животом. Звук идет через постоянно открытый рот. Не забудьте “отпустить” нижнюю челюсть, держите её расслабленно. Слушая музыку, начинайте петь и представляйте звук идущим из вашей нижней чакры. Услышав повышение тона звукового сопровождения, переходите к следующей чакре вверх, повысив так же и тональность своего пения. Дойдя до седьмой чакры, возвращайтесь назад через все семь чакр к первой. На это отводится примерно две минуты. Весь этот цикл повторите три раза.

2 стадия медитации Звуки чакр - 15 минут

Сидя или лежа, с закрытыми глазами, молча наблюдайте за всем, что происходит внутри вас.

Вы можете добавлять цветовые визуализации к звучанию каждой чакры:

1-ая чакра - красный
2-ая чакра - оранжевый
3-ая чакра - желтый
4-ая чакра - изумрудный цвет, цвет весенней травы
5-ая чакра - голубой, цвет солнечного неба.
6-ая чакра - синий
7-ая чакра - фиолетовый

cakra , букв. «круг», «колесо», «диск») в духовных практиках индуизма — центр силы и сознания, расположенный во внутренних телах человека. Считается, что в теле человека чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы , однако отсутствуют медицинские научные исследования, подтверждающие или опровергающие это. Чакры (или маховые колёса , регулирующие механизм тела) — это точки пересечения нади , по которым в теле человека протекает жизненная энергия (прана , ци).

Сахасрара - фиолетовый,

Аджна, - синий,

Вишутха - голубой,

Анахата - зелёный,

Манипура - жёлтый,

Свадхистхана - оранжевый,

Муладхара - красный.

Магическая работа с чакрами состоит из трёх этапов.


На первом этапе, носящем подготовительный характер, произносятся мантры, необходимые для открытия, очистки и подготовки чакр. Каждая мантра соответствует своей чакре и произносится 8 раз. Этап начинается с произнесения мантр, соответствующих первой (макушечной) чакре. Далее мы как бы спускаемся сверху вниз по пути потока энергии, идущей свыше. Комплекс подготовительных мантр завершает восьмикратное произнесение дополнительной мантры.


Для работы с чакрами мы будем использовать биджа-мантры. Это короткие мантры, которые не имеют смыслового значение. Это просто звуковые вибрации, которые по принципу резонанса воздействуют на определенные части тела, в данном случае чакры. В большинстве известных источниках упоминаются 7 основных чакральных мантр: АУМ, ОМ, ХАМ, ЯМ, РАМ, ВАМ и ЛАМ.


Итак, начнем по порядку сверху вниз.


1(7) Сахасрара (чакра темени)


Местоположение: темя, макушка (там, где был "родничок"). Мантра АУОМ. Звук - СИ. Цвет - фиолетовый. Ощущение - холодное покалывание. Ответственна: за связь с Высшим Я, Я ЕСМЬ ПРИСУТСТВИЕ. Восприятие божественных программ. На физиологическом уровне она взаимодействует с корой головного мозга, и при полноценной работе этой чакры наблюдается активизация всей коры, что приводит к высокому уровню интеллекта (до гениальности), интуиции, и в конечном счете к связи с Богом, просветлению. Поэтому, работая с сахасрарой, мы избавляемся от невидимого рабства, и соответственно, открываемся воздействию высших божественных эманаций. При чтении мантры АУМ происходит прочищение и активизация этой чакры, и может наблюдаться кольцевое ощущение в верхней части головы.


Недостаточная стимуляция Сахасрары приводит к чувству одиночества, потере радости жизни. Избыточная стимуляция - к раздражительности, подавленности и нетерпимости.


2(6) Аджна (чакра лба, "третий глаз")


Местоположение - центр лба. Мантра ОМ. Звук - ЛЯ. Цвет - синий. Ощущение - холод. Ответственна: за ясновидение, яснознание, яснослышание, зрение вне трехмерного пространства, озарение сознания, связь с тонкими мирами и измерениями выше 4-го, интуицию. На физиологическом уровне эта чакра взаимодействует с эпифизом и гипофизом. Эпифиз - это небольшая железа внутренней секреции, расположенная внутри мозга рядом с гипофизом. Ее функция в официальной медицине мало изучена. Известно, что эпифиз возникает у зародыша сначала как обычный глаз, который затем погружается внутрь мозга. У младенцев его вес достигает 16 г, в то время как у взрослого человека он уменьшается до 3-4 г. В эзотерике же эпифиз имеет большое значение. Его называют третьим глазом. И действительно, его физиологическое строение имеет некоторое сходство с обычным глазом (он имеет так называемые колбочки - нервные клетки цветового зрения). Индийские йоги тренируют этот орган для развития тонкого видения и омоложения, используя различные упражнения (поза «плуг», мантра ОУМ). В результате чего вес эпифиза (по данным томографии) может увеличиться до 30 г и более (описан случай до 100 г). Склеротические изменения этого органа вызывают угасание жизнедеятельности и старение организма. Воздействуя мантрой ОУМ на эпифиз и гипофиз, мы стимулируем, активизируем их, и соответственно тормозим механизмы старения. Кроме того, стимулируя этой мантрой гипофиз, мы способствуем выработке эндорфинов – гормонов радости. С другой стороны, как известно, наркотики опиатной группы подавляют синтез эндорфинов, в результате чего возникает глубокая зависимость от данного наркотика. Поэтому, мантру ОУМ можно использовать для реабилитационного лечения наркоманов.


При недостаточной стимуляции чакры человек становится робким и застенчивым, появляется чувство вины и страха. При избыточной стимуляции человек становится гордым, догматичным и властным.


3(5) Вишудха (чакра горла)


Местоположение - яремная ямка. Мантра ХАМ. Звук - СОЛЬ. Цвет - голубой. Запах - полыни. Вкус - горький. Ощущение - прохлада. Ответственна: за общение, коммуникабельность, речь, истину, индивидуальность, творчество. От работы Вишудхи зависит наше аналитическое мышление и эмоциональное состояние. Чакра отвечает за речь и слух, влияет на самовыражение. Под ответственность этой чакры попадают бронхи, речевой аппарат, щитовидная железа.


Недостаточная стимуляция чакры приводит к анемии, астме, головокружениям и хронической усталости, делает человека слабым и лживым. Избыточная стимуляция приводит к становлению человека слишком самонадеянным, властным, надменным.


4(4) Анахата (чакра сердца)


Местоположение - центр груди. Мантра ПАМ или ЯМ. Звук - ФА. Цвет - зеленый. Запах - герани. Вкус - лимон. Ощущение - нейтральное (держу шелк). Ответственна: за приятие, сострадание, единение или единство на основе понимания законов пространства. Анахата - центр душевной энергии. Здесь концентрируется весь духовный опыт человека, находится склад памяти, процессы управления нашей эмоциональной деятельностью. Чем больше раскрыта эта чакра своей направленностью на добро, нравственность, тем лучше она раскрывает творческий потенциал человека, богаче становится его интуиция. Здесь находится "вещун", который на тонком духовном уровне предупреждает нас о направлении наших действий, к чему мы, к сожалению, редко прислушиваемся, а первое впечатление, как правило, бывает наиболее точным. Эта чакра обмена энергиями, через которую оба потока частично выходят наружу, не теряя при этом ее баланс: сколько отдадите - столько получите. Анахата отвечает за такие жизненно важные органы, как сердце, легкие, бронхи.


Недостаточная стимуляция Анахаты приводит к чрезмерной сентиментальности, зависимости от любимого человека. А чрезмерная к тому, что человек становится капризным, властным и эгоистичным.


5(3) Манипура (чакра солнечного сплетения)


Местоположение: солнечное сплетение. Мантра РАМ. Звук - МИ. Цвет - желто-лимонный. Запах - мяты. Вкус - перец жжет кончик языка. Ощущение - тепло. Ответственна: за восприятие, действие, активную реализацию созданных мыслеформ. Манипура - центр физической энергии. Чем сильнее эта чакра, тем больше человек способен властвовать, подчинять, управлять. Именно от нее зависит создание гармонии между духовной и материальной сущностями человека и распределение энергии во все сферы организма. Манипура отвечает за органы пищеварения и зрение.


При нарушения в работе чакры человек становится робким и нерешительным. При избыточной стимуляции чакры человек не жалеет себя и других и тратит слишком много сил на работу.


6(2) Свадхистана (чакра живота)


Местоположение - два пальца ниже пупка. Мантра ВАМ. Звук - РЕ. Цвет - оранжево-розовый. Запах - ромашка. Вкус - вяжущий. Ощущение - горячие ладони. Ответственна: за сексуальность, созидательность, творчество, продолжение рода, рождение третьего начала, притяжение противоположного начала (мужского или женского). Свадхистана ответственна за проявление низших вибраций. В ней на подсознательном уровне хранится информация детства, разнообразные впечатления, образы, а также негативные эмоции, такие как гнев, страсть, жестокость, ненависть, высокомерие. Свадхистана - центр материнства. Эта чакра отвечает за сексуальную энергию, и если что-то не в порядке, то в первую очередь следует развивать эту чакру.


Кроме того, Свадхистана отвечает за творческую активность и общительность. У таких людей чакра наиболее активна.


При нарушении работы чакры, у человека появляется раздражительность, депрессия, психосоматические нарушения, спазмы органов. Излишняя стимуляция Свадхистаны приводит к агрессии.


7(1) Муладхара (корневая чакра)


Местоположение: центр - позвоночник, крестец, копчик. Мантра ЛАМ. Звук - ДО. Цвет - красный. Запах - розы. Вкус - сладкий. Ощущение - горячее покалывание. Ответственна: за выживание, ядро личности, жизненную силу организма. Муладхару еще называют корневой чакрой. Она связывает человека с Землёй, как и растения через корень связаны с ней. Эта чакра наполняет человека энергией и обеспечивает его жизненными силами. Здесь находится передающаяся родителями оригоэнергия - матрица человека, информация о предыдущих инкарнациях. Именно от этой чакры зависит раскрытие личности человека, отчего чакра получила еще одно название - центр воли. Муладхара формирует в человеке храбрость и упорство, выносливость и способность к выживанию. Оказывает непосредственное влияние на обоняние. Она также отвечает за наши кости, зубы и ногти, кровообращение, влияет на работу центральной нервной системы.


Удары, ушибы в области копчика вызывают нарушения работы этой чакры. А нарушения в работе Муладхары приводят к тому, что человек становится нервозным, неуверенным, паникует без видимых на то причин, часто подвержен плохому настроению и упадку сил. Излишняя стимуляция (уровень развития чакры, который достигается с помощью специальных упражнений) этой чакры также вредна - она приводит к высокомерию, жадности и эгоцентризму.


Для проработки, прочувствования и прочищения чакр мантра читается на одном выдохе. А для лучшей накачки энергии в чакру каждая мантра читается по три раза на одном выдохе. При этом медитируем на соответствующие по описанию цвета энергии.


Представляем чакру как сгусток энергии соответствующего цвета и при этом представляем, что всё пространство во всех направлениях до бесконечности заполнено светящейся энергией соответствующего чакре цвета.


Зарядиттся энергией можно еще по способу: йоговское дыхание 4/4/4 или 8/8/8. Расшифровываю- 4 секунды вдох, 4 секунды задержка дыхания, 4 секунды выдох. Делать это дыхание несколько минут. Дыхание по схеме 8/8/8 - наиболее полноценно. А 4/4/4- это вроде экспресс варианта, когда необходима оперативная подкачка энергией. Для полного контроля посыла энергии представляйте, что при вдохе чистая энергия из центра Земли поднимается и при задержке дыхания, по инерции доходит до темени (до Сахасрара чакры) и устремляется вверх в Космос. При выдохе представляете обратное. Представьте, что на вас из Космоса, как из ведра льется чистый белоснежный поток энергии. Он проходит через темя и устремляется к Земле


Чакры могут находиться в одном из трех состояний: нейтральном, изучающем и поглощающем энергию.


Изучающее состояние - расширяющая вовне правовращательная спираль-вихрь.


Поглощающее состояние - сужающаяся левовращательная спираль-вихрь.


Диапазон вибрации энергии чакр есть октава, характеризующая уровень развития человека. С помощью чакр организм обменивается энергией с тонким миром (тонкими телами).


Каждая чакра служит для приема и обратной передачи тонкой энергии (информации определенной частоты вибраций). Академик Г. И. Шипов пишет: "В человеке несколько уровней торсионных полей соответствуют энергетическим телам. Чакры - фокусы (ядра) торсионных полей. Чем выше располагается чакра, тем выше частотные поля".

Любви, Радости и Света! :)

СИСТЕМЫ СООТВЕТСТВИЙ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ЧАКР

Система Голдмена

Данная система основана на использовании гласных звуков в сочетании с тонами. Вот уже несколько лет я работаю с ней сам и преподаю ее своим ученикам. Мне не приходилось встречать более эффективной техники. Это не означает, что вам не подойдет какой-либо иной метод работы с гласными, однако моя система, пожалуй, получила в мире наиболее широкое признание.
В процессе пения огромное значение имеет воля человека, то есть намерение, которое он вкладывает в звук. Возможно даже, что намерение важно не менее самого звука. Я уже отмечал особую роль намерения в предыдущих главах и еще неоднократно напомню о ней в остальных. Выполняя следующее упражнение, концентрируйте волю на том, чтобы направить звук в ту часть организма, где вы хотите создать резонанс. Став опытнее, вы поймете, что резонанс, в сущности, можно создать в любой части организма (и в любой чакре) при помощи любого звука. Однако, выполняя данное упражнение, пожалуйста, фокусируйте внимание только на указанных в моей инструкции чакрах и участках тела.
Прежде чем приступить к упражнению, сядьте либо на пол, либо на стул и примите удобное положение. Руки можете положить на колени или на тот участок тела, с которым вы будете работать (это иногда помогает точнее направить звук и усиливает его воздействие). Каждый гласный звук пойте на едином дыхании. При выполнении этого упражнения и вообще в процессе пения рекомендуется тщательно следить за осанкой.
Важную роль играет и дыхание: перед каждым звуком делайте глубокий вдох, так чтобы воздух достигал диафрагмы (вследствие чего расширяется брюшная полость). Более детально правила дыхательной техники изложены в десятой главе. Схема 8.2 иллюстрирует систему соответствий гласных звуков чакрам. Возможно, она поможет вам при выполнении упражнения.
Начните упражнение с краткого «У» (как будто вы с силой выдыхаете - «х-ху!»). Это самый глубокий горловой звук, какой вы можете издать. Сосредоточьте внимание на нижней чакре, расположенной в основании позвоночника. Соответствующий цвет для визуализации - красный.
Начинайте петь звук «У» на максимально низком тоне. Пусть этот звук будет нежным и мягким - особой громкости в данном случае не требуется. Закройте глаза. Прислушайтесь к себе и определите, в каком участке вашего тела возник резонанс (помимо гортани, которая всегда выступает в качестве резонатора). Теперь сосредоточьте внимание на нижней части туловища. Сконцентрировав всю свою волю, представьте, как звук резонирует в основании позвоночника и в области половых органов. В этой зоне должна возникнуть вибрация. Когда это случится, вы ощутите, что вибрация захватила и нижний энергетический центр, отчего в нем постепенно устанавливается гармония и равновесие. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут или столько, сколько можете тянуть его без усилий, но не дольше пяти минут.
Теперь переходите ко второй чакре. Она расположена на три-пять сантиметров ниже пупка. Ей соответствует долгий звук «У», чуть менее глубокий, чем предыдущий (как в слове «юный» - [йу-у-уный]), а из цветов - оранжевый.
Пусть этот «У» звучит на тон выше предыдущего, но так же мягко (то же относится и ко всем последующим звукам). Закройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям: в каком участке вашего тела возник резонанс? Сосредоточьте внимание на второй чакре и окружающей области и направьте звук туда. Скоро вы почувствуете, как под воздействием резонанса вторая чакра вступает в гармонию с остальными энергетическими центрами. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут. Как и в случае с первым «У», не следует тянуть его дольше пяти минут (это относится и к остальным гласным). В достаточной мере овладев этой резонансной техникой, вы сможете увеличить время пения.
Пупочной чакре, расположенной несколькими сантиметрами выше пупка, соответствуют звук «О» (как в слове «годы», например) и желтый цвет. Начинайте петь, негромко и мягко, на ноте средней высоты. Этот звук должен быть выше предыдущего. Определите, в каком участке вашего тела возник резонанс. Теперь сосредоточьте внимание на пупке и солнечном сплетении и направьте звук туда. Почувствуйте, как вибрация заполняет эту область, отчего расположенная там чакра постепенно вступает в гармонию с остальными. Пойте звук «О» в течение одной-двух минут.
Сердечной чакре, расположенной в середине грудной клетки немного правее самого сердца, соответствуют звук «А» (как в слове «мастер») и зеленый цвет. Начинайте петь негромкий, нежный звук «А» средней высоты, но тоном выше предыдущего «О». Почувствуйте в теле резонанс. Затем сосредоточьтесь на сердечной чакре и направьте звук туда. Под воздействием резонанса эта чакра постепенно вступит в гармонию с другими центрами. Тяните звук одну-две минуты.
Горловой чакре, расположенной в гортани, соответствуют звук «Ай» и голубой цвет. Пусть звук будет таким же нежным, как остальные, но на тон выше предыдущего. Прислушайтесь к резонансу внутри вашего тела, а затем сосредоточьте внимание на горловой чакре и направьте звук туда. Постепенно вибрация охватит эту чакру, и та вступит в гармоничное равновесие с другими чакрами. Пусть звук «Ай» длится одну-две минуты.
На третий глаз, расположенный в центре лба чуть выше глаз, воздействует звук «Эй». Для визуализации подойдет цвет индиго. Пойте звук «Эй» тихо и мягко, несколькими тонами выше предыдущего «Ай». Закройте глаза и определите область резонанса. Затем сосредоточьтесь на зоне третьего глаза и направьте туда звук. Скоро вы ощутите, как резонанс гармонизирует и эту чакру. Пусть «Эй» звучит минуту или две.
«Венцу» - верхней чакре, расположенной в области темени, - соответствует самый высокий звук «И», какой вы только можете издать. Для визуализации следует применять фиолетовый цвет. Гласный «И» пойте на самой высокой из доступных вам нот. Мужчинам рекомендуется переходить на фальцет. Звук этот, как и все прочие, должен быть тихим и мягким. Закрыв глаза, почувствуйте, как он резонирует в вашем теле. Потом, сосредоточив внимание на верхнем энергетическом центре, направьте звук в эту область. Постепенно и эта чакра под влиянием вибрации вольется в общую гармонию. Пойте звук «И», как и все прочие, в течение пары минут.
По окончании упражнения, которое должно занять от десяти до двадцати минут, вы можете ощущать сильное головокружение. Посидите некоторое время спокойно, погрузившись в медитацию и наслаждаясь пережитыми ощущениями. Какие образы рождаются в вашем воображении? Какие приходят в голову мысли? Не жалейте времени на то, чтобы обдумать и усвоить новый опыт. Вспомните, что вы чувствовали, готовясь приступить к упражнению. Каковы теперь ваши чувства? Все изменения в своем состоянии зафиксируйте в дневнике.
Данное упражнение стимулирует перемещение энергии от нижней чакры к «венцу», оказывая мощное воздействие на человеческий организм. Если вы хотите направить энергию в исходную точку, издайте еще раз тот глубокий, низкий звук «У», который резонирует с нижней чакрой. Он немедленно вернет энергию в ваше физическое тело и поможет вам вновь обрести устойчивость.

ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКИ

Как упоминалось выше, существует несколько систем соответствия гласных звуков и чакр, расходящихся лишь в нескольких незначительных пунктах. Наряду с моей системой вы можете испробовать их все и выбрать наиболее действенную. На схеме 8.3 представлена система Рэндела Маклеллана. Ее описание вы можете найти в его книге «Исцеляющие силы музыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music).
В таблице 8.2 и на схеме 8.4 показана система соответствия гласных и чакр, разработанная Кэй Гарднер (описана в ее книге «Звуковое исследование внутренних органов» - Kay Gardner. Sounding the Inner Landscape); в таблице 8.3 и на схеме 8.5 - система Питера Майкла Хэмела (описана в его книге «Через музыку к внутреннему Я»).
Эти методики, как и моя, включают в себя принцип последовательного повышения тона. То есть звук, резонирующий с нижней чакрой, следует петь на самой низкой ноте, какую вы можете издать, а звук, соответствующий верхней чакре, - на самой высокой. Все эти системы лишь немногим отличаются от предложенной вам ранее. Вы можете испробовать их в качестве альтернативных вариантов или даже скомбинировать. Возможно, именно комбинированная схема подойдет вам лучше всего. Помните: каждый человек представляет собой уникальную систему вибраций, и то, что помогает одному, совсем не обязательно принесет пользу другому.
Поработав какое-то время с резонансной техникой, вы, возможно, начнете различать в звуках собственного голоса некие дополнительные тоны. Это и есть гармоники. В следующей главе я предложу вашему вниманию упражнения, которые помогут вам научиться издавать гармоники целенаправленно. Однако вполне вероятно, что они появятся сами собой в процессе пения гласных звуков. Как вы узнаете из следующей главы, вокальные гармоники заметно усиливают воздействие резонанса на физическое тело и энергетические центры.

В переводе с санскрита слово «мантра» означает «мысль, приносящая освобождение и защиту». Мантры представляют собой слова или звуки, декламация которых вводит человека в измененное состояние сознания. Индуистская традиция насчитывает тысячи мантр, каждая из которых обладает собственным назначением. Одни мантры помогают человеку вступить в контакт и слиться с божеством или иной сверхъестественной сущностью. Другие наделяют его какой-либо особой силой - сиддхой. Существуют также мантры, призванные активизировать чакры путем резонанса. Настоящая глава посвящена применению гласных звуков в качестве мантр этой последней разновидности.

ЧАКРЫ
Чакрами называют энергетические центры, расположенные вдоль центральной линии тела. Ясновидящие описывают их как вихреобразные сгущения непрерывно сменяющих друг друга цветов и звуков. Главное свойство чакр - постоянное движение - отражено в самом их названии: слово «чакра» в переводе с санскрита означает «колесо».
Восточные традиции надежно хранят от посторонних тайну чакр. Однако жителям Запада все же удалось получить от индийцев и тибетцев некоторые сведения об этом учении. Концепцию энергетических центров включают в себя многие оккультные и эзотерические системы. Судя по всему, люди, наделенные особой восприимчивостью, способны видеть эти потаенные источники энергии. Один мой друг, к примеру, с самого детства видел на телах людей светящиеся вращающиеся диски, и лишь познакомившись с учением о чакрах, он осознал природу этого необычайного явления.
Хотя в Тибете и Индии учение о чакрах входит в систему религиозных верований, его возникновение связано скорее не столько с особенностями культа, сколько с повышенной восприимчивостью к «тонкой энергии». В настоящий момент концепция тонкой энергии получает все более широкое признание и на Западе. Существует даже Международное медицинское общество по изучению тонкой энергии, в котором состоит множество врачей, ученых и представителей нетрадиционной медицины. Учение об активации внутренней - «тонкой» - энергии находит применение в таких сферах медицины, как акупунктура и гомеопатия.

УЧЕНИЕ О ТОНКОЙ ЭНЕРГИИ

Тонкая энергия, в отличие от других форм энергии - к примеру, тепловой, - недоступна точному измерению. Возможно, она имеет электромагнитную природу, но это всего лишь предположение. В большинстве случаев тонкая энергия не воспринимается ни обычными людьми, ни техникой. Однако людям, наделенным экстрасенсорными способностями, она доступна; кроме того, в настоящий момент ведется разработка особых сверхчувствительных приборов, способных фиксировать тонкую энергию.
Около полувека назад российские исследователи Семен и Валентина Кирлиан открыли необычное явление, позже получившее наименование «эффекта Кирлиан». В ходе экспериментов с фотографическими пластинками в высокочастотном электрическом поле супруги Кирлиан заметили, что, если поместить на пластинку палец или руку, вокруг них возникает некая светящаяся субстанция. Оттенок, насыщенность и ширина светящегося ореола меняются в зависимости от физического и психологического состояния субъекта. Исследователи предположили, что им удалось найти способ измерения параметров человеческой «ауры», которую, как принято считать, способны видеть лишь медиумы, ясновидящие и маги.
Несколько лет назад японский ученый доктор Хироси Мотояма разработал прибор, позволяющий определять параметры тонкого тела, включая акупунктурные точки и чакры. Применяя высокочувствительное фотоэлектронное оборудование, доктор Мотояма обследовал тела мастеров йоги в момент активации чакр и зафиксировал свет, излучаемый чакрами. С помощью других приборов - высокочувствительных измерителей тока - Мотояма смог проследить за изменениями кожного тока в акупунктурных точках.
По мере того как увеличивается количество и доступность приборов, необходимых для подобных опытов, все новым и новым исследователям удается добиться успеха в области выявления и измерения тонкой энергии. Наука о чакрах - энергетических центрах тела - продолжает неуклонно развиваться.
Следует отметить, что для нас, звукотерапевтов, концепция тонкой энергии не нова. В соответствии с нашей доктриной каждый объект во Вселенной пребывает в состоянии вибрации. Тела, наделенные разной частотой колебаний, должны обладать и различной плотностью. При помощи звука - ив особенности гармоник, - человек может оказывать воздействие на потоки и центры тонкой энергии. В этой главе вам будет предложена простейшая техника, овладев которой, вы сможете осуществлять такое воздействие. Но сначала давайте ближе ознакомимся с самой системой чакр.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧАКР

Чакры - это центры проявления энергии, из которой состоит тонкое тело. По мере удаления от чакр энергия становится все более плотной, сначала образуя точки акупунктуры, а затем окончательно уплотняясь и обращаясь в ткань физического тела. Большинство эзотерических традиций выделяет семь основных чакр, расположенных вдоль центральной линии передней стороны тела.
Считается, что чакры связаны с эндокринной системой организма, то есть отвечают за работу желез внутренней секреции. Кроме того, чакры воздействуют на те участки физического тела, где они расположены. Таким образом, многие заболевания могут быть следствием нарушений в системе чакр. Вот перечень чакр с их краткими описаниями:
Нижняя, или коренная, чакра (на санскрите - му-ладхара). Расположена в основании позвоночника; связана также с областью заднего прохода. Отвечает за работу надпочечников. Определяет степень жизненной силы организма, его способности к выживанию.
Чакра крестца (свадхистхана). Расположена тре-мя-пятью сантиметрами ниже пупка. Отвечает за работу половых органов.
Чакра пупка (манипура). Располагается вокруг пупка. Связана с органами пищеварения. Нередко эту чакру называют источником способности к самоконтролю.
Сердечная чакра (анахата). Располагается в центре грудной клетки, между сосками. Отвечает за работу сердца, дыхательного аппарата и вилочковой железы. Это чакра любви и сострадания.
Горловая чакра (вишуддха). Расположена в области горла. Отвечает за деятельность голосового и слухового аппаратов, а также щитовидной железы. В ее ведении - коммуникативные и творческие способности человека.
Лобная чакра (аджна). Располагается между бровями. В эзотерических системах обозначается термином «третий глаз». В первую очередь эта чакра связана с экстрасенсорными способностями, воображением и стремлением к Богу. Относительно того, на какую железу воздействует лобная чакра, единого мнения не существует. Некоторые традиции объединяют третий глаз с шишковидной железой. Другие же связывают его с функционированием гипофиза - главной железы эндокринной системы. 7. Высшая чакра, «венец» (на санскрите - «Сахас-рара») располагается на макушке. Она отвечает за все аспекты жизнедеятельности организма и в плане физиологии, и в духовном плане. Эта чакра - источник просветления и единения с Богом. В религиозной живописи высшая чакра в момент открытия нередко изображается в виде светящегося ореола, окружающего голову святого. Как и в случае с третьим глазом, мнения относительно того, на какую железу воздействует эта чакра, расходятся: ей приписывается связь и с шишковидной железой, и с гипофизом. Высшая чакра раскрывается полностью крайне редко (исключения составляют лишь чакры святых и истинных праведников).
Я ограничусь лишь этим кратким перечнем. Дополнительную информацию о чакрах вы, если пожелаете, легко сможете найти в многочисленных книгах, посвященных этому вопросу. Однако следует иметь в виду, что единого, общепринятого учения об энергетических центрах не существует. В различных традициях разные чакры связываются с разными железами и органами. Особенно много расхождений возникает, когда речь идет о первой и второй, а также шестой и седьмой чакрах. К примеру, в одних системах ответственной за половую сферу считается ниж­няя чакра; другие же соотносят деятельность половых органов с крестцовой чакрой. О расхождениях в определении функций третьего глаза и «венца» упоминалось выше. Некоторые системы выделяют в организме всего пять чакр, сводя воедино первую и вторую, а также шестую и седьмую чакры.
И все же сходства между многочисленными учениями о чакрах больше, чем различий. К примеру, чакры сердечная и горловая устойчиво ассоциируются с вилочковой и щитовидной железами соответственно. Поскольку измерить параметры чакр мы не можем (прибор Мотоямы до сих пор пребывает в стадии разработки), единственным источником информации о чакрах остаются сверхчувствительные люди, способные воспринимать заключенную в них энергию. Возможно, расхождения в описаниях чакр объясняются тем фактом, что они исходили от людей, на­строенных на разные частоты электромагнитного поля.

ЧАКРЫ И ЗВУК

Каждая чакра резонирует с определенным тоном. Давно, много лет назад, я начал изучать различные техники воздействия на чакры при помощи звука. Оказалось, что таких техник существует немало и все они вполне эффективны. Это привело меня в совершенное замешательство: я был не в силах понять, как разные звуки и частоты могут оказывать одинаковый эффект. Лишь позже, когда я ознакомился с концепцией намерения, мне стало ясно, что главной движущей силой, обеспечивающей эффективность всех этих техник, является наряду с самим звуком человеческая воля.
При работе с чакрами крайне важно помнить о тесной взаимозависимости между чакрами и участками тела, в которых они расположены. Нарушение в работе чакры влечет за собой физическое заболевание, и наоборот, за восстановлением гармонии в чакре зачастую следует исцеление пораженного органа.
Кроме того, с активацией (открытием) чакр связано преображение сознания и духовное совершенствование. В духовных традициях Востока существует понятие особой энергии кундалини, которая дремлет в основании позвоночника - в нижней чакре. Пробужденная, эта энергия начинает подниматься вдоль позвоночника от чакры к чакре и в конце концов достигает «венца». По мере того как кундалини поднимается все выше, активизируя чакры одну за другой, человек обретает все новые силы и способности. Таким образом, движение кундалини от «основы» к «венцу» - это процесс совершенствования и духовного просветления, завершающийся полным преображением. Тайне кундалини посвящено множество книг, и практически во всех из них содержится предупреждение об опасности, которую может нести эта мощная энергия, если разбудить ее преждевременно, когда человек еще не готов воспринять ее. Я с этим абсолютно согласен. Помимо прочего, в этом обстоятельстве кроется еще один аргумент в пользу работы со звуком голоса как способа преображения и самосовершенствования. Судя по всему, энергия звука проявляет себя лишь в той степени, в какой человек к этому готов (вы просто не сможете издать звук, по силе воздействия слишком мощный для колебательной системы, которую представляет собой ваш организм). Следовательно, работа со звуком голоса не таит в себе опасности слишком сильно раскрыть ваши чакры. Звук голоса не может причинить вреда: он действует мягко и осторожно, не выходя за пределы диапазона природных частот человеческого тела.

Чакры и гласные звуки

Звукотерапевтическая техника, основанная на использовании гласных звуков, представляется мне наиболее эффективной. Это убеждение я вынес, главным образом, из работы с учениками. Я заметил, что многим из них с трудом даются мантры на незнакомом языке - санскрите или тибетском. А набожному христианину, например, странно и непривычно петь биджа-мантру. Однако с простыми гласными звуками подобных проблем возникнуть не может. Кроме того, воздействие оказываемое гласными, не подлежит сомнению: вы отчетливо ощущаете, как на каждый гласный отзываются резонансом различные участки вашего тела. Тем, кто не имеет опыта работы с тонким телом, это ощущение физического резонанса помогает поверить в воз­можность создания резонанса и в центрах тонкой энергии: к примеру, если звук способен стимулировать работу желудка, значит, он может воздействовать и на эфирные поля.
И, наконец, работу с гласными я взял за основу своей системы из-за гармоник. Как уже упоминалось, существует ряд особых гармоник (так называемых формант), напрямую связанных с гласными звуками. Каждый гласный не только заключает в себе возможность создания любой гармоники, но и содержит ряд особых гармоник, всегда одних и тех же, непременно сопутствующих его произнесению. Нередко случается, что в процессе работы с гласными в качестве мантр люди практически без усилий начинают слышать и производить вокальные гармоники.
Хотя учений о воздействии звука на чакры существует множество, в вопросе о соотношении между чакрами и высотой тона все они сходятся. Низкие тоны воздействуют на нижние чакры, а высокие тоны - на верхние. Эта закономерность приложима и к полостям человеческого тела. Самые низкие звуки, доступные человеческому голосу, резонируют с нижней частью туловища и воздействуют на нижнюю чакру. Звуки средней высоты резонируют со средней частью туловища. Определенные тоны из их числа способны воздействовать на пупочную, сердечную и гор­ловую чакры. Верхние тоны, в особенности самые высокие частоты голосового диапазона, создают резонанс в верхней части головы и воздействуют на «венец».
Можно также с большой долей уверенности утверждать, что существует прямая взаимосвязь между отдельными участками тела и гласными звуками, то есть определенные гласные сами по себе способны вступать в резонанс с определенными чакрами. Эта резонансная техника считается очень древней. Эдгар Кейс утверждал, что ею пользовались для активации своих энергетических центров еще древнеегипетские жрецы. Объединяя же гласный звук с тоном, мы получаем формулу мощнейшего звукового воздействия одновременно на физическое тело и на центры тонкой энергии.
Терапевтических техник, построенных на соотношении гласных звуков и чакр, существует немало. В основе их лежит единый принцип, однако имеются и некоторые раз личия. Возможно, причина этого - расхождения в произношении. Так, сочетания «Eh» и «Aye» могут обозначать один и тот же звук «Э», а могут - «Э» и «Эй» или «Э» и «Ай».

СИСТЕМЫ СООТВЕТСТВИЙ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ЧАКР

Система Голдмена

Данная система основана на использовании гласных звуков в сочетании с тонами. Вот уже несколько лет я работаю с ней сам и преподаю ее своим ученикам. Мне не приходилось встречать более эффективной техники. Это не означает, что вам не подойдет какой-либо иной метод работы с гласными, однако моя система, пожалуй, получила в мире наиболее широкое признание.
В процессе пения огромное значение имеет воля человека, то есть намерение, которое он вкладывает в звук. Возможно даже, что намерение важно не менее самого звука. Я уже отмечал особую роль намерения в предыдущих главах и еще неоднократно напомню о ней в остальных. Выполняя следующее упражнение, концентрируйте волю на том, чтобы направить звук в ту часть организма, где вы хотите создать резонанс. Став опытнее, вы поймете, что резонанс, в сущности, можно создать в любой части организма (и в любой чакре) при помощи любого звука. Однако, выполняя данное упражнение, пожалуйста, фокусируйте внимание только на указанных в моей инструкции чакрах и участках тела.
Прежде чем приступить к упражнению, сядьте либо на пол, либо на стул и примите удобное положение. Руки можете положить на колени или на тот участок тела, с которым вы будете работать (это иногда помогает точнее направить звук и усиливает его воздействие). Каждый гласный звук пойте на едином дыхании. При выполнении этого упражнения и вообще в процессе пения рекомендуется тщательно следить за осанкой.
Важную роль играет и дыхание: перед каждым звуком делайте глубокий вдох, так чтобы воздух достигал диафрагмы (вследствие чего расширяется брюшная полость). Более детально правила дыхательной техники изложены в десятой главе. Схема 8.2 иллюстрирует систему соответствий гласных звуков чакрам. Возможно, она поможет вам при выполнении упражнения.
Начните упражнение с краткого «У» (как будто вы с силой выдыхаете - «х-ху!»). Это самый глубокий горловой звук, какой вы можете издать. Сосредоточьте внимание на нижней чакре, расположенной в основании позвоночника. Соответствующий цвет для визуализации - красный.
Начинайте петь звук «У» на максимально низком тоне. Пусть этот звук будет нежным и мягким - особой громкости в данном случае не требуется. Закройте глаза. Прислушайтесь к себе и определите, в каком участке вашего тела возник резонанс (помимо гортани, которая всегда выступает в качестве резонатора). Теперь сосредоточьте внимание на нижней части туловища. Сконцентрировав всю свою волю, представьте, как звук резонирует в основании позвоночника и в области половых органов. В этой зоне должна возникнуть вибрация. Когда это случится, вы ощутите, что вибрация захватила и нижний энергетический центр, отчего в нем постепенно устанавливается гармония и равновесие. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут или столько, сколько можете тянуть его без усилий, но не дольше пяти минут.
Теперь переходите ко второй чакре. Она расположена на три-пять сантиметров ниже пупка. Ей соответствует долгий звук «У», чуть менее глубокий, чем предыдущий (как в слове «юный» - [йу-у-уный]), а из цветов - оранжевый.
Пусть этот «У» звучит на тон выше предыдущего, но так же мягко (то же относится и ко всем последующим звукам). Закройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям: в каком участке вашего тела возник резонанс? Сосредоточьте внимание на второй чакре и окружающей области и направьте звук туда. Скоро вы почувствуете, как под воздействием резонанса вторая чакра вступает в гармонию с остальными энергетическими центрами. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут. Как и в случае с первым «У», не следует тянуть его дольше пяти минут (это относится и к остальным гласным). В достаточной мере овладев этой резонансной техникой, вы сможете увеличить время пения.
Пупочной чакре, расположенной несколькими сантиметрами выше пупка, соответствуют звук «О» (как в слове «годы», например) и желтый цвет. Начинайте петь, негромко и мягко, на ноте средней высоты. Этот звук должен быть выше предыдущего. Определите, в каком участке вашего тела возник резонанс. Теперь сосредоточьте внимание на пупке и солнечном сплетении и направьте звук туда. Почувствуйте, как вибрация заполняет эту область, отчего расположенная там чакра постепенно вступает в гармонию с остальными. Пойте звук «О» в течение одной-двух минут.
Сердечной чакре, расположенной в середине грудной клетки немного правее самого сердца, соответствуют звук «А» (как в слове «мастер») и зеленый цвет. Начинайте петь негромкий, нежный звук «А» средней высоты, но тоном выше предыдущего «О». Почувствуйте в теле резонанс. Затем сосредоточьтесь на сердечной чакре и направьте звук туда. Под воздействием резонанса эта чакра постепенно вступит в гармонию с другими центрами. Тяните звук одну-две минуты.
Горловой чакре, расположенной в гортани, соответствуют звук «Ай» и голубой цвет. Пусть звук будет таким же нежным, как остальные, но на тон выше предыдущего. Прислушайтесь к резонансу внутри вашего тела, а затем сосредоточьте внимание на горловой чакре и направьте звук туда. Постепенно вибрация охватит эту чакру, и та вступит в гармоничное равновесие с другими чакрами. Пусть звук «Ай» длится одну-две минуты.
На третий глаз, расположенный в центре лба чуть выше глаз, воздействует звук «Эй». Для визуализации подойдет цвет индиго. Пойте звук «Эй» тихо и мягко, несколькими тонами выше предыдущего «Ай». Закройте глаза и определите область резонанса. Затем сосредоточьтесь на зоне третьего глаза и направьте туда звук. Скоро вы ощутите, как резонанс гармонизирует и эту чакру. Пусть «Эй» звучит минуту или две.
«Венцу» - верхней чакре, расположенной в области темени, - соответствует самый высокий звук «И», какой вы только можете издать. Для визуализации следует применять фиолетовый цвет. Гласный «И» пойте на самой высокой из доступных вам нот. Мужчинам рекомендуется переходить на фальцет. Звук этот, как и все прочие, должен быть тихим и мягким. Закрыв глаза, почувствуйте, как он резонирует в вашем теле. Потом, сосредоточив внимание на верхнем энергетическом центре, направьте звук в эту область. Постепенно и эта чакра под влиянием вибрации вольется в общую гармонию. Пойте звук «И», как и все прочие, в течение пары минут.
По окончании упражнения, которое должно занять от десяти до двадцати минут, вы можете ощущать сильное головокружение. Посидите некоторое время спокойно, погрузившись в медитацию и наслаждаясь пережитыми ощущениями. Какие образы рождаются в вашем воображении? Какие приходят в голову мысли? Не жалейте времени на то, чтобы обдумать и усвоить новый опыт. Вспомните, что вы чувствовали, готовясь приступить к упражнению. Каковы теперь ваши чувства? Все изменения в своем состоянии зафиксируйте в дневнике.
Данное упражнение стимулирует перемещение энергии от нижней чакры к «венцу», оказывая мощное воздействие на человеческий организм. Если вы хотите направить энергию в исходную точку, издайте еще раз тот глубокий, низкий звук «У», который резонирует с нижней чакрой. Он немедленно вернет энергию в ваше физическое тело и поможет вам вновь обрести устойчивость.

ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКИ

Как упоминалось выше, существует несколько систем соответствия гласных звуков и чакр, расходящихся лишь в нескольких незначительных пунктах. Наряду с моей системой вы можете испробовать их все и выбрать наиболее действенную. На схеме 8.3 представлена система Рэндела Маклеллана. Ее описание вы можете найти в его книге «Исцеляющие силы музыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music).
В таблице 8.2 и на схеме 8.4 показана система соответствия гласных и чакр, разработанная Кэй Гарднер (описана в ее книге «Звуковое исследование внутренних органов» - Kay Gardner. Sounding the Inner Landscape); в таблице 8.3 и на схеме 8.5 - система Питера Майкла Хэмела (описана в его книге «Через музыку к внутреннему Я»).
Эти методики, как и моя, включают в себя принцип последовательного повышения тона. То есть звук, резонирующий с нижней чакрой, следует петь на самой низкой ноте, какую вы можете издать, а звук, соответствующий верхней чакре, - на самой высокой. Все эти системы лишь немногим отличаются от предложенной вам ранее. Вы можете испробовать их в качестве альтернативных вариантов или даже скомбинировать. Возможно, именно комбинированная схема подойдет вам лучше всего. Помните: каждый человек представляет собой уникальную систему вибраций, и то, что помогает одному, совсем не обязательно принесет пользу другому.
Поработав какое-то время с резонансной техникой, вы, возможно, начнете различать в звуках собственного голоса некие дополнительные тоны. Это и есть гармоники. В следующей главе я предложу вашему вниманию упражнения, которые помогут вам научиться издавать гармоники целенаправленно. Однако вполне вероятно, что они появятся сами собой в процессе пения гласных звуков. Как вы узнаете из следующей главы, вокальные гармоники заметно усиливают воздействие резонанса на физическое тело и энергетические центры.

(с)Андрей Баранов
взяла отсюда.

Пропевание мантр на каждую чакр у - один из способов их открытия и чистки. Для чего это делается? Открытие чакр способствует правильному прохождению потока жизненной энергии (праны ) в теле. Человек чувствует себя хорошо, как на физическом, так и на психологическом уровне.

В статье:

Чакра (санскр. चक्र, cakra IAST, букв. «круг», «колесо», «диск», «мандала) в духовных практиках индуизма - центры силы и сознания, расположенные во внутреннем (тонком) теле человека.

Википедия

В индуизме и в буддизме, где так же используется это понятие, система чакр насчитывает семь энергетических центров в тонком теле человека. У каждого из них есть свой цвет, сфера влияния, звук и элемент.

Чакры необходимо раскрывать, очищать и наполнять энергией. Для этого используются различные медитации и праноямы (дыхательные практики). Самые известные медитации не обходятся без на каждый из семи центров энергии. Чаще всего используются биджма-мантры - простые односложные тексты без особого смысла. Читаются они сверху вниз: АУМ, ОМ, ХАМ, ЯМ, РАМ, ВАМ и ЛАМ.

Первая чакра, САХАСРАРА , звук« АУМ», цвет фиолетовый. Расположена на макушке. При гармоничном развитии оказывает влияние на головной мозг. Считается, что развитая сахасрара дает высокий уровень интеллекта вплоть до гениальности, хорошо развитую интуицию. В буддизме она отвечает за ощущение нирваны. Медитация происходит в позе лотоса или Падмасане .

Вторая, АДЖНА , находится в межбровном пространстве. Очень часто ее называют «третьим глазом». Звук «ОМ», цвет синий. Отвечает за развитие интуиции, эмоционального контроля, экстрасенсорных способностей. Медитация на нее проходит в Вирасане (позе героя) и Матсиасане (позе рыбы).

Третья, ВИШУДКА , находится в районе горла. Звук «ХАМ», а цвет ее - голубой. В ведении этой чакры общение, творчество, самовыражение. Медитация на нее выполняется в асане под названием Махамудра (поза великой печати).

Четвертая АНАХАТА . Звук «ЯАМ», цвет зеленый. Сердечная, как ее еще называют. Расположена в грудном отделе. Отвечает за контроль дыхания, эмпатию и такие эмоции, как любовь, преданность, доброту. Поют эту мантру в асанах, раскрывающих грудную клетку: Уштрасане (позе верблюда) и Чакрасане (мостик, поза колеса).

Пятая находится в солнечном сплетении, МАНИПУРА . Ее цвет - желтый, мантра - «РА». Отвечает за власть, контроль, уверенность. Медитируют на нее, находясь в Сарвангасане (позе березки).

Шестая, СВАДХИСТАНА . Ее цвет оранжевый, звук «ВАМ». Она находится в районе брюшной полости, на четыре пальца ниже пупка. В ее власти: сексуальное наслаждение, эмоции, желания и удовольствия. Лучше всего она раскрывается во время медитации в Бхуджангасане (позе кобры).


Последняя - седьмая, МУЛАДХАРА . Ее еще часто называют «корневой». расположена в районе копчика. Цвет красный, звук «ЛАМ». Считается основным центром жизни. Отвечает за желание жить, инстинкты самосохранения, все виды агрессии, безопасность, здоровье, желание продолжения рода. Медитация на нее выполняется в асане Ардха Матсйендрасана.

Правила медитации и пения мантр на чакры

В первую очередь, важно очистить голову от ненужных мыслей и эмоций . Делается это для того, чтобы в процессе медитации вам ничего не мешало. Очищение от навязчивых мыслей и сильных эмоций достигается при помощи и медитаций.

Как и в других практиках йоги, советуется не есть до самой медитации хотя бы пару часов.

Кроме того, важно, чтобы на момент практики вас никто не отвлекал.
На первых порах необходимо подобрать , голос и музыка на которой вам должны нравиться.

После окончания медитации важно расслабить тело и нормализовать дыхание . Для этого подходит поза мертвеца или Шавасана . Лежать в ней необходимо не менее десяти минут.

Позаботитесь о своем комфорте во время пения мантр. Вам не должно быть ни жарко, ни холодно. Для новичков будет сложно выполнять некоторые из вышеописанных асан и одновременно петь соответствующую мантру. Поэтому можно выполнять эту практику сидя. Существуют и другие варианты работы с чакрами, которые выполняются лежа. Однако мантры поются всегда сидя .

Чакры скрывают многие резервы нашего организма и внутреннего «Я». Чтобы они правильно работали, важно уделять им должное внимание. Медитация на чакры с мантрами на каждую из них - это один из эффективных способов работы с этими энергетическими центрами.