Что значит предложения по цели высказывания. Предложение

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Повествовательные предложения – это такие предложения, в которых о чём-то сообщается, повествуется.

Вопросительные предложения – это такие предложения, в которых содержится вопрос.

Побудительные предложения – это такие предложения, в которых есть побуждение чего-либо к действию.

30. Восклицательные предложенияэто такие предложения, которые произносятся с особой выразительной интонацией, выражающей сильные чувства.

Невосклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных чувств.

21. Второстепенные члены предложения – это такие члены предложения, которые поясняют, дополняют главные или другие второстепенные.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы или падежи кто? что?; обозначает предмет речи и выражено существительным или местоимением в И.П.

Схема разбора подлежащего:

по определению

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет? какой предмет?что такое предмет?

Девочка любит брата.

Девочка опрятная.

Девочка – это ребёнок.

Сказуемое выражается глаголом, именем существительным, прилагательным в полной и краткой формах.

Если сказуемое выражено глаголом, то оно обозначается действие предмета, а если сказуемое выражено существительным или прилагательным, то оно обозначает качество предмета.

32. Нераспространённые предложения – это такие предложения, которые состоят только из главных членов.

Распространённые предложения – это такие предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные члены.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет или лицо. Дополнения обычно выражаются существительными или местоимениями в косвенном падеже.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражается прилагательным.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? зачем? куда? откуда? почему? когда? и как? Обстоятельства обозначают место , время и способ действия.

Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах.

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки и соловьи осенью улетают в тёплые края.


Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Колхозница работала на холодном поле, на чёрной земле, на бескрайних русских просторах.

Однородные члены: - обстоятельство

Подлежащее, - сказуемое,

Определение, - дополнение.

Порядок ответа по второстепенным членам предложения

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи – это однородные члены предложения, так как они относятся к одному и тому же сказуемому, отвечают на один и тот же вопрос (кто?), обозначают предмет речи и выражены именем существительным в И. п.

33. Синтаксическая роль слова – это то, каким членом предложения слово является.

Простое предложение – это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.

Я читаю интересную книгу. (простое)

Сложное предложение – это такое предложение, в котором две или более грамматических основ.

Я читаю книгу, а Наташа делает уроки (сложное).

– это характеристика предложения в целом.

Синтаксический разбор предложения (простого)

Порядок разбора

1. Вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).

2. Вид предложения по цели высказывания.

3. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).

4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

5. Второстепенные члены (если есть).

6. Однородные члены (если есть).

7. Обращения (если есть).

Я иду в кино. (простое, повествоват., невосклиц., распростран., ничем не осложнено)

Птицы и звери готовятся к зиме (простое, повествов., невосклиц., распростр., осложнено однородными членами).

Я, милая мама, хорошо учусь (простое, повествов., невосклиц., распростран., осложнено обращением).

34. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Основные средства связи простых предложений в составе сложного: 1. Интонация. 2. Союзы.

В русском языке сложные предложения делятся на 3 группы:

1. Сложносочинённые.

2. Сложноподчинённые.

3. Бессоюзные сложные.

Признаки сложносочинённого предложения

1. Простые предложения в составе такого сложного предложения равноправны по смыслу, самостоятельны, они не зависят друг от друга, они легко употребляются друг без друга (одно без другого).

Всю зиму провела ласточка в подземелье, а девочка ухаживала за ней (сложносочинённое предложение).

2. От одного простого предложения в составе такого сложного предложения нельзя поставить вопрос к другому простому предложению.

3. Сочинительные союзы, используемые в сложносочинённом предложении, употребляются и для связи однородных членов предложения в простом предложении. Это союзы а, но, да, и.

Девочка смотрела на улетающую ласточку, и слёзы закапали у неё из глаз (сложносочинённое предложение).

Дюймовочка плакала и жалела ласточку (простое предложение).

а, но, да (=но) – перед ними всегда ставим запятую (если союзы соединяют однородные члены или простые предложения в составе сложного (сложносочинённого).

Перед союзом и в сложносочинённом предложении ставим запятую, если этот союз соединяет два простых предложения в составе сложного.

Признаки сложноподчинённого предложения.

1. В сложноподчинённом предложении есть главное и придаточное (зависимое) предложение.

2. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос, так как одно простое предложение в таком сложном предложении подчинено по смыслу другому.

Ласточка рассказала Дюймовочке, что она поранила крыло о терновый куст (сложноподчин. предлож.).

3. Союз или союзное слово находятся в придаточном предложении.

4. Союзы и союзные слова сложноподчинённого предложения никогда не используются при однородных членах предложений.

Союзы и союзные слова, которые чаще всего используются в сложноподчинённых предложениях, - это подчинительные союзы. Перед ними всегда ставим запятую:

…., что…… …., чтобы…. …..,как будто……

…., если… …., как…. …., потому что…..

…., оттого что…. …, где…. …, когда….

…., который…..

5. Вопрос к придаточному предложению ставится от всего главного предложения или от одного слова в главном предложении.

6. Одно и то же придаточное предложение может стоять перед ними после главного предложения.

Если светит солнце, то на улице тепло (сложноподчин. предл.).

На улице тепло, если светит солнце (сложноподчинен. предлож.).

В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных предложений.

Я живу в доме, который находится на улице Урицкого, где много зелёных насаждений.

Предложением называется единица речи, которая представляет собой сочетание связанных между собой слов, имеющая определенное значение и интонацию. В конце предложения может стоять точка, восклицательный или вопросительный знак, многоточие. Давайте рассмотрим, какие бывают предложения, исходя из разных классификаций.

По цели высказывания

Вот какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательные. Сообщают о происходящих процессах и явлениях. Их предназначение – передать собеседнику определенную информацию. Пример: «Это потребует немалой суммы, но, думаю, расходы окупятся».
  • Вопросительные. Формулируют вопрос для того, чтобы получить от собеседника определенную информацию. Пример: «Чего же тут непонятного?».
  • Побудительные. Служат для побуждения к определенным действиям. Ими выражают приказы, требования. Пример: «Посмотри, что он мне подарил несколько лет назад!».

По интонации

Перейдем к следующей характеристике предложений. Теперь определимся, какие бывают предложения по интонации.

  • Восклицательные. Их сопровождает особая усиленная эмоциональность, слово, выражающее определенную эмоцию, выделяется повышением тона. Пример: «Просто от всего этого у меня голова кругом идет!».
  • Невосклицательные. Не несут особой эмоциональной окраски. Пример: «Люди, на беду свою, плохо понимают друг друга».

Сложные и простые предложения

  • Простым предложением называется синтаксическая единица, у которой между подлежащим и сказуемым существует только одна синтаксическая связь. Пример: «Он пришел». в просто предложении - одна грамматическая основа.
  • Сложные предложения представляют собой несколько простых предложений, которые объединены общим смыслом или при помощи союзов. Пример: «Медяки есть, а поискать, так и серебряная денежка сыщется». В сложном предложении - две и более грамматические основы.

Двусоставные и односоставные предложения

В свою очередь, простые предложения подразделяются на:

  • Двусоставные. Простые предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое. Пример: «Солнце светит».
  • Односоставные. Простые предложения, имеющие только один главный член: подлежащее или сказуемое. Например: "Стемнело".

Виды односоставных предложений

Рассмотрим, какие бывают односоставные предложения в русском языке:

  • Неопределенно-личные. Примеры: «Меня пригласили в гости»; «Все сделали правильно».
  • Обобщенно-личные. Примеры: «В этом краю удачи не найдешь»; «Пойдешь направо – коня потеряешь».
  • Безличные. Примеры: «Вечереет»; «Ему нездоровится».
  • Определенно-личные. Примеры: «Лежу и читаю»; «Вот глядит на это и думает».
  • Инфинитивные. Пример: «Вперед! Нам нельзя отступать!».
  • Назывные. Примеры: "Любовь."; "Война."; "Надежда."; "Миг.".
  • Неполные предложения. В них отсутствует один или несколько главных, либо второстепенных членов, но контекст ясно на них указывает. Пример: «Вы знали? Кого? Ее».

Сложные предложения

Рассмотрим, какие бывают предложения из разряда сложных.

  • Сложносочиненные предложения составлены из простых самостоятельных предложений при помощи союзов, которые называются сочинительными: но, а, да, или, либо, и, зато, однако. Существуют также сложные сочинительные союзы: то...то, то ли... то ли, не то...не то. Пример: "Ветер унес тучи, и показалась луна"; "То дочка выглянет в окно, то сын посмотрит на часы".
  • Сложноподчиненные предложения состоят из простых предложений, причем одна из частей такого предложения в грамматическом отношении зависима от другой. Части связывают союзные слова и подчинительные предлоги: где, чтобы, что, куда, почему, который, чей. К подчинительным союзам относятся: вместо того, чтобы, несмотря на то что. Союзное слово или подчиненный союз всегда присутствуют только в придаточном предложении. Пример: "Я знаю, что они коллеги"; "Она не хочет, чтобы мы опоздали".
  • Бессоюзные предложения. Их части – бессоюзные предложения, обычно самостоятельны, но не всегда имеют равные смысловые права, союзные слова и союзы в таких предложениях отсутствуют. Примеры: "Шел дождь, по крыше стучали капли"; "Услышал стук, открыл дверь".

Распространенные и нераспространенные

В зависимости от присутствия в предложениях второстепенных членов, выделяют:

  • Нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения отсутствуют. Пример: «Лето прошло».
  • Распространенные предложения. В предложении присутствуют второстепенные члены. Пример: «Это лето прошло незаметно».

Теперь вы знаете, какие бывают виды предложений в русском языке, и больше никогда не будете их путать.

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.

Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

- Вот послушай

Это побудительное предложение.

Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.

Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

Не барабань пальцами по столу! (Требование)

Будьте добрыми! (Пожелание)

Давайте играть в прятки. (Предложение)

Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.

Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .

В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

Кто живёт в капле речной воды?

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Какой зверь самый хищный на свете?

Где и как рождается снег?

Откуда берётся роса на траве?

Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

Что каждый из знаков говорит об интонации?

По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.

Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

(По В.Волиной)

  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)

    Даже по формулировке понятно, что различие - в эмоциональной окраске. В конце восклицательного предложения всегда стоит восклицательный знак.

    Если фраза говорится с повышением интонации к концу предложения, то это первый вариант, если в конце предложения ставится точка или вопросительный знак, то имеет место невосклицательная форма.

    По цели высказывания предложения делятся на три группы:

    • повествовательные;
    • вопросительные;
    • побудительные.

    Все они могут быть или не быть восклицательными.

    Повествовательные по цели (примеры невосклицательных и восклицательных вариантов):

    • Январь - холодный месяц.
    • Насколько же сильный мороз в январе!

    Вопросительные:

    • Когда тебя ждать?
    • Сколько можно тебя ждать?!

    Побудительные:

    • Ешь кашу.
    • Ешь, а то гулять не пойдем!
  • Восклицательными и невосклицательными бывают предложения по интонации.

    • Вс хорошо.
    • Как хорошо!

    Повествовательными, побудительными или вопросительными они бывают по цели высказывания.

    Они любят мороженое (повеств.)

    Расскажи новости (побуд.)

    Покажешь мне город? (вопросит.)

    Предложения определяют по интонации и знакам препинания в конце предложения. Когда от удивления в конце предложения интонация повышается, явно предложение относится к восклицательным. Если человек спрашивает, то предложение относится к вопросительным. После вопросительного знака иногда стоит восклицательный знак, поэтому предложения по типу интонации делятся на восклицательные предложения и предложения не восклицательные.

    По цели высказывания предложения бывают повествовательными, когда тон ровный, вопросительным, когда спрашивают и побудительным, когда что-то просят или приказывают. В помощь две таблицы по материалам начальной школы.

    Синтаксический разбор предложения начинается с определения, простое предложение или сложное. Если перед нами простое предложение, следующим шагом в его характеристике является определение вида высказывания по цели :

    повествовательное, вопросительное или побудительное.

    В предложении, сообщающем о факте существования или отсутствия чего-либо, наблюдаем повествовательную интонацию, например:

    Наступила золотая осень. Короткими стали осенние денчки. Все чаще дует северный ветер.

    Предложение, с помощью которого мы хотим узнать о чем-то, задаем вопрос, является вопросительным:

    Скоро ли выпадет снег? Когда наступит зима?

    Если предложение выражает побуждение к действию, приказ, то его классифицируем как побудительное, например:

    Сядь, отдохни от забот!

    Вторым параметром общей характеристики простого преддожения является его интонация . С этой точки зрения различают восклицательное и невосклицательное предложения.

    Невосклицательное предложение произносится без особой выразительности и экспрессии, то есть довольно спокойным тоном:

    Восклицательными могут быть все три вида предложений по цели высказывания, например, повествовательное:

    А вот восклицательное побудительное предложение:

    Восклицательным по интонации может быть и вопросительное предложение:

    Ну разве можно было бросаться в ледяную воду?

    Предложения разделяются по цели высказывания на:

    1) Повествовательные - цель рассказать о чм либо, без каких-либо эмоций. Например, У нас есть 100 тарелок .

    2) Вопросительные - цель узнать/спросить что-либо. Например, Нам хватит этого пирога на всех гостей?

    3) Побудительные - цель привлечь объект к какому-либо действию. Например, Покажи, что ты привз мне из Красноярска .

    Предложения разделяются по интонации на:

    1) Невосклицательные - без цели передать чувства или эмоции. Например, Зима наступила .

    2) Восклицательные - с целью передать чувства или эмоции говорящего. Например, Как же тут холодно!

    Также бывают предложения, одновременно имеющие признаки обеих групп.

    Побудительно-восклицательные : Например, Прекрати немедленно!

    или Вопросительно-восклицательные : Например, Разве можно такое говорить?!

    или Повествовательно-восклицательные : Например, Как я замрз сегодня утром!

    По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. По цели высказывания же предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. На этом сайте Вы можете посмотреть обучающее видео, посвященное Вашему вопросу: ; -po-tseli-vyskazyvaniya.

    Как видно, все очень просто: предложения бывают невосклицательными и восклицательными, т.е. эмоционально более выраженными. Это деление по интонации.

    Цель высказывания может быть также разной:

    • о чем-то рассказать - повествовательное предложение;
    • о чем-то спросить - вопросительное предложение;
    • что-то приказать или о чем-то попросить - побудительное предложение.
  • Относительно интонации запомнить вообще несложно, так как группы подразделений всего две - это восклицательные предложения, а так же не восклицательные.

    А относительно цели высказывания предложение может быть побудительным или же повествовательным или же вопросительным.

    По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

    Пример Восклицательного - Пришла весна!

    Невосклицательное предложение будет звучать также, правда без восторга - Пришла весна.

    По цели высказывания предложения бывают трех видов: Повествовательные, побудительные и вопросительные.

    Повествовательные - это самые обычные предложения, в которых о чем ли о ком-то рассказывается - Мы любим ходить на прогулки.

    Вопросительные задают вопрос, о чем-то спрашивают - А ты пойдешь с нами гулять?

    Побудительные - предложения, которые заставляют что-то делать - Давай быстрей делай уроки, а то гулять не пойдешь?

    Со школы в память врезалось- предложения по интонации делятся на 2 вида-восклицательные(в конце всегда стоит восклицательный знак и произносится такое предложение с явной повышенной интонацией) и не восклицательные(в конце такого предложения стоит любой знак кроме восклицательного), при синтаксическом разборе для краткости просто писали ! или не!.А по цели высказывания предложения бывают:

    Вопросительные(естественно,предложения в которых есть вопросительный знак)

    Повествовательные(предложения, в которых обычно в конце ставится точка либо многоточие)

    Побудительные(предложения, с помощью которых заставляют(побуждают) сделать что-либо.В конце таких предложений обычно всегда восклицательный знак)

Предложение - это наименьшая единица речи, которая заключает в себе законченную мысль, состоит из двух главных членов или из одного. Они имеют коммуникативную функцию. Эмоциональная окраска делает речь более выразительной. Чтобы правильно прочесть и произнести текст и на письме грамотно расставить знаки препинания, нужно определить вид его по цели высказывания и по интонации, то есть по смысловой окраске.

Классификация по цели высказывания

Предложения бывают:

  • повествовательные;
  • вопросительные;
  • побудительные.

Это самая большая группа в русском языке. Они сообщают законченную мысль, произносятся спокойным тоном. Главное по логике слово говорится повышенным тоном, к концу тон снижается, и ставится точка.

Примеры:

  1. До праздника осталось совсем мало времени.
  2. Хорошая работа достойна уважения.
  3. Зима. Снег. Солнечно и морозно.
  4. Набегались, нагулялись, устали.

Повествовательные предложения содержат:

Вопросительные предложения

  • Пример. Когда мы завтра идём в гости?
  • Если делаем упор на слово когда , то ответ будет: Сразу после завтрака.
  • Если выделяем слово в гости , то ответ будет: В гости идём, когда будем свободны.

Также используются вопросительные слова, частицы или наречия: что, где, когда, почему, зачем, разве, неужели, ли, как, какое.

Задача: узнать информацию, расспросить о событии, выяснить обстоятельства действия, допросить и выпытать.

Риторические вопросы не требуют ответа. Их используют для эмоциональной окраски речи. Например, «Могу ли я забыть тебя, мой край любимый?»

Побудительные предложения

Целью является желание говорившего заставить, призвать, побудить к действию человека или людей. Это желание выражается побудительной интонацией, применением частиц, междометий, глагольных форм.

Примеры:

  • Запишите домашнее задание.
  • Сбегай-ка за водой.
  • Давай побежим наперегонки.
  • Не смей мне перечить.

Побудительные содержат просьбу, приказ, мольбу.

По эмоциональной окраске бывают невосклицательные и восклицательные.

Большинство относятся к невосклицательным. Они произносятся нейтральным тоном, спокойно, без эмоций. Примеры:

  • Заканчивается учебный год.
  • Перед дождём низко летают ласточки.
  • Люблю Отчизну я.

В конце ставится точка. Грамотный человек должен уметь правильно выяснить вид предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить необходимый знак пунктуации.

Восклицательные предложения передают необычные волнения, высокие чувства и эмоциональное состояние говорящего. Их произносят громко и с повышением тона в конце или выделяют повышением голоса те слова, которые передают эмоции говорящего.

Примеры:

  • Скоро праздник! Будет ёлка! Придёт Дед Мороз!
  • Подожди! Не уходи!

В конце ставят восклицательный знак. Иногда, если хотят подчеркнуть силу своих эмоций, ставят сразу 2 или даже три восклицательных знака. Например, «Не смей меня забывать!!! Никогда!!!»

Сильные эмоции передаются:

  • интонацией, выражающей все человеческие чувства: гнев, ненависть, любовь, восторг, восхищение, возмущение, отвращение;
  • междометиями: ух, ах, ой, эх;
  • частицами: да, пускай, о, ну.

Примеры:

  • Какая красота вокруг!
  • Как здорово! Ура! Я поступила в университет!
  • Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!
  • Да здравствует наш союз!

В младших классах школы ученики получают знания о предложении, на какие виды они делятся. В 3 классе проводят уроки на эту тему. Младшие школьники получают знания о том, что предложение состоит из главных членов и различаются по цели высказывания и по интонации:

Для закрепления полученных сведений ученики выполняют специальные задания. Затем повторяют знания по таблице о типах предложения и о знаках препинания при них.

В конце вопросительных ставится вопросительный знак, в конце восклицательных - восклицательный знак, в конце повествовательных и побудительных ставится точка (восклицательный знак).

Умение определять типы предложений по цели высказывания и по интонации даёт возможность быть грамотным человеком, правильно пользоваться знаками препинания и выразительно читать написанное. Эмоциональная окраска речи важна при написании публичных выступлений, в диспутах, в художественных текстах.