Становление внутренней позиции младшего школьника. Становление внутренней позиции школьника

Изучение внутренней позиции школьника в психологии имеет важное значение для поиска путей повышения мотивации учения школьников , формирования позитивного отношения к обучению в школе , успешной социализации в современном образовательном и социокультурном пространстве .

Внутренняя позиция школьника трактуется как отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации .

В общем внутренняя позиция как психологическое образование определяет мнение человека относительно определенных обстоятельств его жизнедеятельности, инициируя конкретные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника выражает облик учащегося, ход обучения и всего, что связано с обучением, школы как цельного субъекта, сформировавшегося в сознании учащегося, который уже включен в учебную деятельность. Следовательно, по тому, каково отношение школьника к учебным занятиям, можно сказать о позиции школьника как сформированной или же несформированной.

Процессуально развитие внутренней позиции школьника сопряжено с принятием им или же отвержением тех законов и условий, которые были предъявлены к ученику той образовательной средой и его собственным положением как ученика. Промежуток ее формирования как раз и приходится на начальную школу, а главное – на самый первый год обучения. Л.И. Божович писала о том, что изначально ребенок, проецируя на себя правила роли, которая предназначалась ему в игре, исполняет школьные функции, которые ему определены учебным процессом . Ребенок желает быть на уровне требований, предъявляемых ему системой образования, и это желание является более сильным, чем другие. Так называемая «детская произвольность» исчезает к тому времени, когда ребенок адаптируется к позиции школьника. На месте произвольности должен развиться наиболее высокий вид произвольности, который будет отвечать особенностям учебной деятельности как обычного обязательства ученика. Следует заметить, что данная деятельность будет все больше усложняться.

Ребенок, у которого сформирована достаточно позиция школьника, получает положительные переживания от того, что он осознает себя учеником, поэтому игры и все, чем он занимался в дошкольном периоде, становятся менее привлекательными. Школьник начинает осознавать свою новую роль, ему не хочется ее потерять, он гордится тем, что у него появились школьные обязанности, которые на него возложили, становится более ответственным по отношению к своей учебной деятельности. Однако, если же эта позиция не достаточно сформирована или вообще не сформирована, или же потеряла для него особенность, перестала оказывать на него побудительную силу, то для него выполнение тех обязанностей, которые на него возложены, становятся обузой и зачастую тем грузом, который для него неприятен.

Понятие внутренней позиции, которое было введено Л.И. Божович, является самым известным, но также и одним из наименее разработанных понятий в психологии. Прежде всего, для Л.И. Божович это понятие было выведено из трудов Л.С. Выготского. На наш взгляд, данное понятие представляет собой конкретизацию представлений Л.С. Выготского о переживаниях как внутренних инстанциях, опосредующих внешние воздействия .

Важной проблемой, которую помогает решить понятие, которое мы изучаем, является проблема единиц анализа личности. Данная проблема впервые была поставлена Л.С. Выготским в его работе «Мышление и речь» . Методологические подходы, представленные в работе Л.С. Выготского, также можно проследить и в исследованиях личности в трудах А.Г. Асмолова, Р.Кеттелла, Г.Айзенка, К.К. Платонова, В.С.Мерлина и др., в дальнейшем более подробно изучались Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко.

Психологи и педагоги отмечают, что современные дети совершенно не хотят идти в школу, позиция школьника не сформирована.

Перед началом школьного обучения развитие ребенка разворачивается в социальную сторону, то есть ребенку не хватает тех ресурсов, которые он получает от своей семьи. Поэтому он начинает тянуться к более обширному обществ, для того, чтобы быть оцененным и замеченным другими взрослыми, а не только своими родными. Следовательно, у ребенка формируется «Я» социальное.

Социум дает растущему ребенку место, где он проявляет свое стремление и сравнивает себя с другими – в варианте школы, а также при посещении различных кружков, в которых он может себя проявить. Основным условием для прохождения в данную среду и является внутренняя позиция школьника, которая должна быть у него сформирована.

Обобщая все то, о чем говорилось ранее, следует отметить, что внутренняя позиция школьника – это концепция взглядов ребенка на школу и на собственное место в ней. Внутренняя позиция школьника со временем создается у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Позиция развивается в сюжетно-ролевых играх в школу, в разговорах о ней с семьей и ближайшим окружением, а также в детских садах с воспитателями и педагогами.

Позиция школьника значит, что учащийся способен думать о себе как «Я – будущий школьник, ученик. Я иду в школу», и эти идеи носят положительный характер. Ребенок относится к поступлению в учебное заведение, к учебе благоприятно, вернее, как естественному движению формирования событий. Он может незначительно беспокоиться, однако, в общем ощущает потребность учения, никак не думает о себе без обучения.

Позиция школьника в наиболее взрослом варианте также определяется как желание ребенка обучаться, следовательно, он имеет надлежащие познавательные мотивы. Ребенок заинтересован в учебе, стремится познать что-то новое для себя. Он не только достигает учебных результатов, но и пребывает «в процессе». Закладываются основные принципы ощущения взрослости, «расцветающее» уже в подростковом возрасте. Позиция школьника – это этап к взрослению, когда ребенок тянется к тому, чтобы стать взрослым. А первый педагог и представляется как одна из тех персон, которые в его понимании символизируют данный мир взрослых.

Таким образом, посредством формирования данной внутренней позиции школьника у детей создаются две общественно важные потребности – познавательная и потребность в общении со старшими. Весьма похоже на ранее детство, где главная потребность концентрируется на эмоционально-деловом общении с семьей. Однако степень трудности школьной работы несравненно больше.

Согласно сведениям научных исследований, сегодняшние первоклассники отличаются от тех детей, которые поступали в учебные заведения в 80-е годы минувшего столетия. Изучение проводилось среди городских жителей. Установлено, что современные дети отличаются тем, что они лучше понимают себя, у них наиболее развиты истинные ролевые действия. Возможно, разного рода формирующая подготовка в дошкольном возрасте как раз и содействует тому, что дети развиты не по годам и ведут себя как взрослые.

С точки зрения развития позиции школьника – это позитивное изменение личности, так как для ребенка нет места стрессам и меньше неожиданностей. Но пропадает новшество, душевный подъем, заинтересованность к учебной жизни, детская непринужденность, а также игровые умения .

Итак, внутренняя позиция школьника – это то, что приобретается в дошкольном возрасте, и родителям нужно систематически, однако без фанатизма, создавать у обучаемого ребенка благоприятный настрой на школу. Это необходимо, так как все исследования, которые проводились, демонстрируют, что если внутренняя позиция школьника у ребенка не сформирована, а он первоклассник, то велика вероятность, что позиция станет очень неполноценна и кривобока. Чаще бывает, к сожалению, что школа не способствует формированию интереса к познанию у школьника, а, наоборот, даже приглушает этот интерес.

Признаки проблемы.
Часто первоклассники становятся более капризными и упрямыми, чем были в дошкольном
возрасте. Это накладывается на трудности и переживания первых дней обучения в школе. И хотя мы
понимаем, что сыну или дочери непросто приходится в новой жизни, но с трудом справляемся с
собой, когда видим, что любимый ребёнок, недавно ещё доверчивый и ласковый, замыкается,
обижается в ответ на наши попытки помочь и даже грубит.

Мнение науки.
Учёные считают, что при переходе от дошкольного к школьному детству ребёнок переживает
один из самых сложных кризисов развития. Действительно, рождается социальное «Я» ребёнка. Он
отделяется от самых близких ему людей: мамы, папы и других родных. К счастью, это происходит не
потому, что так хотят окружающие. Дело в том, что самому ребёнку (даже если он не осознаёт) не
хватает для поступательного развития ближайшего окружения, его «тянет» к более широкому
социуму, он хочет, чтобы его заметило и оценило общество. Поэтому начинающий школьник грубит,
отталкивает своих близких, перестаёт прислушиваться к их словам, становится трудновоспитуемым.

Что делать?

В такой период больше, чем когда­либо, юному школьнику нужна наша поддержка.
Постарайтесь, чтобы она не6 обернулась просто жалостью. Не добавят ему положительных эмоций и
наши встревоженные и растерянные лица. Другое дело, если ребёнок почувствует, насколько
важным, значимым и радостным для семьи становятся его первые шаги во взрослую жизнь, что к
нему начинают относиться по­другому, с большим уважением. Хорошо, если иногда он будет
слышать, с какой гордостью мама рассказывает по телефону о его первых успехах в школе. Ребёнку
будет приятно ощутить родительскую уверенность в его силах, даже когда в тетради не получается
трудное задание.

Готов ли ребёнок к школе?

Признаки проблемы.
Не все хорошо подготовлены к школе. Конечно, всё чаще в первый класс приходят дети
читающие, считающие, пишущие, знающие много стихов и даже какой­нибудь иностранный язык. Это
называется образовательной готовностью. Но уже в первые недели школьной жизни запас знаний
истощается, и главным становится желание и умение учиться.

Мнение науки.
Кроме образовательной, учёные выделяют психологическую готовность к обучению, которая
проявляется
– в желании идти в школу учиться, а не в том, чтобы купили новый красивый портфель;
­ в способности слушать и понимать взрослого, выполнять его указания;
­ в способности организовывать и контролировать свои действия;
­ в умении общаться со сверстниками в коллективной деятельности;
­ в способности на достаточном уровне сосредотачивать внимание, воспринимать предлагаемый
материал, запоминать довольно сложную информацию, мыслить и воображать, использовать речь для
учения.

Что делать?
Поддержка нужна не только детям со слабой психологической готовностью к обучению в
школе. У первоклассников желание учиться представлено лишь на уровне познавательного интереса
к содержанию новой для них учебной деятельности.
Во­первых, важно создание общей атмосферы в семье, которая настраивает ученика на
положительные эмоции по отношению к учёбе в школе.
Во­вторых, необходимо дать ребёнку возможность соотносить цели, которые он ставил перед
собой (научиться писать, складывать и т.п.),
с результатами своей деятельности (этому научился, а этому нет) и с прилагаемыми им самим
усилиями («потому что задача очень трудная» или «потому что не был настойчивым, не
постарался»).
В­третьих, нужно обдуманно использовать систему оценивания и поощрения (не путайте
с отметкой, которую первоклассник ещё долго не будет получать). Необходимо помнить, что
похвала стимулирует юного ученика лишь в том случае, когда задание ощущается как достаточно
трудное и в поощрении он «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей.
Наша оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем
усилиям, которые прилагает ученик при выполнении конкретного задания. Очень действен приём,
когда родитель сравнивает успехи начинающего ученика не с успехами других, а с его
прежними результатами.
В­четвёртых, желание учиться будет повышаться лишь при укреплении собственно умения
учиться: устранять пробелы в знаниях, выполнять действия по инструкции, контролируя их и

самостоятельно анализировать ход своей деятельности с последующей самооценкой. Важно также
формировать привычку слушать и выполнять указания взрослого. Начинать с того, чтобы попросить
ребёнка повторить инструкцию. Для тренировок подойдут любые виды графических диктантов
(обведение клеточек, их заполнение условными значками).
Первый учитель.

Признаки проблемы.
Первый учитель – это новый, чужой, строгий, но очень близкий и важный взрослый, который всё
знает про пугающе­увлекательную жизнь первоклассника. Ребёнок доверчиво тянется к учителю,
так, как если бы он был его родителем, стремится заслужить его одобрение и любовь. И юному
школьнику непонятной и обидной кажется объективная позиция учителя по отношению к его личным
учебным успехам. Дети очень переживают по поводу отношений с учителем, что часто отражается на
их желании учиться.

Мнение науки.
Первый учитель сразу становится авторитетным и почти таким же близким и любимым, как
родители, что помогает начинающему школьнику осваиваться в новой жизни. Это крайне важно для
эффективного психологического развития ребёнка на протяжении всего младшего школьного
возраста. Дело в тои, что интеллектуальное и возрастное развитие детей в данный период проходит
через усвоение основ нравственных и культурных знаний, предлагаемых обществом в готовом виде.
Вариативны только способы их представления. если ребёнок доверяет учителю, если он, например, и
не думает сомневаться, что в русском языке шесть падежей, а не четыре, то такое знание он усвоит
легче и быстрее. Если маленький школьник будет сомневаться в каждом слове педагога, учение
будет долгим и трудным.
Что делать?
В силах каждого родителя укрепить доверие своего ребёнка к наставнику, повысить его
авторитет. Прежде всего, необходимо, чтобы вы доверяли учителю, к которому пришёл учиться ваш
сын или ваша дочь. Чаще общайтесь с педагогом, спрашивайте не только о домашних заданиях, но и
о том, что больше всего интересно ученику на уроках, чему он радуется, что его огорчает. Помните:
учитель – близкий друг и помощник не только вашего ребёнка, но и ваш.
Как завести новых друзей?
Признаки проблемы.
Ещё недавно ваш сын или ваша дочь сами выбирали, с кем поиграть в любимую игру. А в школе
всё по­другому. Почему­то нужно сидеть рядом с мальчиком или девочкой, которые не очень
нравятся, с ними скучно или даже произошла ссора. Но это полбеды. В классе так «заведено», что
нельзя начать новое задание, если кто­то ещё не доделал предыдущее, или, наоборот, тебя все
недовольно ждут и шёпотом торопят. Где уж тут завести хороших друзей?

Мнение науки.

Учёные отмечают, что, попав в школу, ребёнок впервые сталкивается не просто с
межличностными отношениями, а с коллективом, результат работы которого напрямую зависит от
выполнения заданий каждым учеником.
Это новые и сложные отношения, но для первоклассников они очень привлекательны. Каждый
юный ученик весьма серьёзно относится к тому, кто будет его соседом по парте. В начале первого

класса «критериями отбора» являются: наличие дорогих игрушек в портфеле и красивых школьных
принадлежностей, близость проживания или дружба родителей. И только потом постепенно на
первый план выходят сходство интересов, дружелюбие и нравственные качества.
Что делать?
Желание общаться и заводить новых друзей зависит от уровня коммуникабельности ребёнка.
Общение определяется также умением устанавливать контакт с детьми. Понаблюдайте за
особенностями контактов своего первоклассника: есть ли у ребёнка друзья, приходят ли они
домой, любит ли он коллективные игры. Если же ребёнок предпочитает играть один, не делает сам
попыток подойти к другим детям, то, скорее всего, причина в недостаточной общительности.
Слишком частая смена партнёрство общению свидетельствует о том, что ребёнок «не принимается»
сверстниками. «Ябедничество», которое часто встречается у семилетних детей, если оно ярко
выражено, также является признаком нарушения контактов, связанных с «непринятием» ребёнка
другими детьми. В ряде случаев ребёнок не умеет «мирным путём» разрешить возникающие
конфликты. Нарушения общения со сверстниками очень часто становятся причинами
отрицательного отношения ребёнка к школе в целом.
Уважаемые родители первоклассников! У вас начинается новая трудная, но увлекательная
жизнь. Оставайтесь родителями для начинающих школьников: заботливыми, всё понимающими,
поддерживающими своих детей и всегда уверенными в них.

Внутренняя позиция школьника

отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации.

В целом внутренняя позиция как психологическое образование характеризует точку зрения человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, вызывая определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника проявляет образ ученика, процесса обучения и всего, что с ним связано, а также школы в целом, сформировавшийся в сознании ребенка или подростка, включенного в учебную деятельность. Таким образом, в зависимости от того, каков модус отношения к учебным занятиям, можно судить о сформированной или несформированной позиции школьника.

Процессуально формирование внутренней позиции школьника связано с принятием или отвержением тех правил и требований, которые предъявляет к ребенку образовательная среда и его статус ученика. Период ее развития приходится на начальную школу и в первую очередь на первый год обучения. Л. И. Божович отмечает, что первоначально ребенок выполняет свои школьные функции подобно правилу той роли, которую брал на себя в игре. Желание быть на уровне тех требований, которые к нему предъявляет образовательная среда, является более сильным, чем остальные. Эта «детская произвольность» со временем исчезает, когда ребенок привыкает к позиции школьника. На ее месте должен сформироваться более высокий тип произвольности, отвечающий специфике учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка, причем деятельности все более усложняющейся.

У ребенка со сформированной позицией школьника учение и осознание себя учащимся вызывают положительные эмоциональные переживания, а игры и занятия дошкольного периода теряют свою привлекательность. Школьник дорожит своей новой ролью, гордится теми учебными обязанностями, которые на него возложены, понимает всю ответственность и важность учебной деятельности. В случае, если внутренняя позиция школьника не была сформирована или потеряла свою привлекательность, побудительную силу, выполнение обязанностей школьника становится обузой, нудной и подчас неприятной ношей.

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Позиция Позиция – место, выбранное для боя. Она должна удовлетворять следующим основным условиям: 1) отвечать составу занимающего ее отряда; 2) по своей длине соответствовать силе отряда; 3) иметь обеспеченные от охвата фланги; 4) местность впереди ее должна способствовать

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОГ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги автора

Позиция При передвижении по скоростным автострадам удобнее всего голосовать на выезде с автозаправочной станции, возле турникета, где водители платят за проезд, или перед знаком «въезд на автостраду». Именно здесь чаще всего встретишь голосующих, а заглянув на

Из книги автора

Позиция Остановимся на одной основной, так называемой «европейской» позиции, или еще ее называют положением боксера. На первый взгляд, эта позиция может показаться достаточно сложной, но у нее есть простые ориентиры. Название говорит само за себя – «положение боксера».

За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе и в образовании. Насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т.д.), приближение содержанияи форм организации воспитательно-образовательного процесса к учебной деятельности привели к стиранию внешних границ между дошкольным и младшим школьным возрастами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе и в образовании. Насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т.д.), приближение содержанияи форм организации воспитательно-образовательного процесса к учебной деятельности привели к стиранию внешних границ между дошкольным и младшим школьным возрастами (Е.О. Смирнова, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова).

По мнению Н.И. Гуткиной, эти особенности проживания дошкольного детства приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе у детей, поступающих в первый класс. Несмотря на умение читать, писать и считать, большинство детей психологически не готовы к школе и у многих первоклассников наблюдаются низкие показатели адаптации и симптомы школьной дезадаптации (И.В. Дубровина, Н.Г. Салмина, В.Е. Каган, А.А. Северный, М.В. Максимова и др.).

Понимание психологической адаптации к школе как процесса освоения ребенком школьной действительности заставляет нас обратиться к понятию внутренней позиции школьника – личностному образованию, ответственному за динамику освоения ребенком школьной жизни (О.В. Карабанова, Л.И. Божович, Н.И. Гуткина).

Внутренняя позиция школьника (понятие, введенное в психологию Л.И. Божовичв 1968 г.) представляет собой новое отношение ребенка к среде, возникающее в результате тесного переплетения 2 основных потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослым, причем обе потребности выступают здесь на новом уровне. Ребенок испытывает необходимость не просто узнавать новое, но и вступать со взрослым в новые социальные отношения. Это возможно для него через учебную деятельность, повышающую социальный статус ребенка и обеспечивающую новый уровень взаимоотношений.

Личностная готовность ребенка к школьному обучению выражается в отношении ребенка ко взрослому, сверстнику и самому себе , как активному и ответственному члену общества .

Уровень развития этих отношений определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Ученики с личностной неготовностью к обучению проявляют детскую непосредственность: на уроках отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая – когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Личностная незрелость ребенка ведет за собой трудности формирования произвольного поведения.Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороныслабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

Умение ориентироваться на заданную систему требований;

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически, параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей. Коллективная игра позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Именно поэтому игру можно считать "школой произвольного поведения". Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: творческого воображения, самосознания, произвольного поведения.

Чтобы формирование внутренней позиции школьника у ребенка заканчивалось к началу обучения, а не продолжалось внутри учебной деятельности необходимо учитывать тот факт, что для ребенка в шестилетнем возрасте основной деятельностью продолжает оставаться игра , а уже сформировать навыки учебной деятельности предстоит учителю начальных классов.

Взрослым необходимо обратить свое внимание на то, что обучение ребенка не должно осуществляться за счет лишения радостей и удовольствий. Только от взрослых зависит, сможет ли ребенок полноценно прожить свое детство.Подготовленный к школе дошкольник может реализовать возможности предыдущего этапа развития и двигаться дальше. Нужно стремиться к тому, чтобы период детства проходил в самых благоприятных условиях.

Литература:

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000.

2. Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема /Формирование личности в онтогенезе. Сб.науч.трудов.: [Посвящен памяти Л.И.Божович]. //под ред. И.В.Дубровиной. М.АПН ССР, 1991. С.50-62.

3. Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции. //Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – С.22-36.


Управление образования Администрации г. Костромы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка - Детский сад №73

Путешествие по Школьной стране»

программа формирования «внутренней позиции школьника» у детей старшего дошкольного (пред школьного) возраста


Пояснительная записка

К концу дошкольного периода развития отношения ребёнка с взрослыми, обществом, начинают центрироваться вокруг поступления в школу. Меняется характер оценки поведения и достижений ребёнка, предъявляемые к нему требования: от него ожидают большей сознательности и самостоятельности.

Психологическое «присвоение» ребёнком своего нового социального статуса отражается в отказе от «дошкольных» ориентаций и в формировании внутренней позиции школьника. Она характеризуется положительным отношением к школе и учению, стремлением к сознательно нормированным формам поведения, признанием авторитета учителя как носителя социального опыта.

Внутренняя позиция школьника – это субъективное отражение объективной системы отношений ребёнка с миром взрослых . Объективные отношения характеризуют социальную ситуацию развития ребёнка 6-7 лет с ее внешней стороны, внутренняя позиция – с субъективной, психологической. Это новая, социализированная форма образа «Я», представляющая собой центральное психологическое новообразование «кризиса 7 лет». Однако, не будучи обеспечена соответствующей перестройкой всех психических процессов ребёнка, она не сможет реализоваться в деятельности, и останется лишь совокупностью нереализованных стремлений и представлений.

Школа требует от ребёнка действий по определённым правилам, нормативного поведения, но чтобы помочь ребёнку выполнить норму, недостаточно её сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения и не только в системе отношений «ребёнок – взрослый», но и в системе «ребёнок – ребёнок».

Детям предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем они имели дело прежде . Им необходимо научиться строить своё поведение в соответствии с новой системой социально значимых правил.

В основном к моменту поступления в школу у детей доминируют игровые мотивы. Личность детей в силу незрелости не становится личностью школьника. Ребёнок ещё не перерос пик игровой деятельности, поэтому ему трудно адаптироваться к школьной жизни.

Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней . Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими.

Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребенка. Важно, чтобы дошкольники имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. К моменту поступления в школу дети должны иметь представление о том, каким образом происходит обучение. И самое главное, у них должно быть желание учиться .

Программа формирования внутренней «позиции школьника» направлена на формирование:


  • образа будущего школьника, который является социальным образованием и включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный (отражает насыщенность и сложность образа, который характеризуется наличием и разнонаправленностью знаний о себе);

  • мотивационный (характеризуется представлениями о способах поведения и общения, а также доминирующими мотивами, включает основы школьной мотивации);

  • эмоционально-оценочный (отражает особое отношение к себе и к окружающим, характеризуемого саморуководством, ожидаемым отношением других, чувством самоценности, самопринятием);

  • осознанного отношения к школе;

  • внутренней позиция школьника как субъективного отражения объективной системы отношений ребёнка с миром взрослых.
Цель программы: оказание психологической помощи детям в построении содержательного образа будущего школьника, в осознании потребности и необходимости учиться; психологическая профилактика возможных трудностей ребенка при адаптации к школе.

Задачи :


  • формировать адекватное представление о школьной жизни, положительное отношение к школе,

  • повысить школьную мотивацию;

  • создать у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции «школьника»; помочь осознать ее специфику;

  • способствовать развитию эмоционально – волевой сферы детей;

  • повысить адаптационные возможности детей за счет формирования адекватных механизмов приспособления к школе;

  • дать возможность опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения , выработать ситуативно-адекватные реакции на возможные затруднения школьной жизни;

  • развивать чувство «Мы», доброжелательное отношение к окружающим, воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других детей, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;

  • развивать коммуникативную готовность к школе;

  • предупредить и снять страх перед школой.
Принципы построения и реализации программы:

  • недирективность позиции ведущего;

  • доверительного стиля и искренности в общении;

  • безоценочного отношения участников друг к другу;

  • принципы стимулирования самостоятельных выводов и выборов;

  • принцип «обратной связи».
Адресат: дети подготовительных к школе групп (6-7 лет).

Способ организации занятий: коллективно-индивидуальный, количество занятий8, продолжительность занятий – 30-35 минут Занятия проводятся с группой детей 10-12 человек, что позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации, а также проследить отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми. Срок реализации программы- 2 месяца.

Ожидаемые результаты:


  • желание учиться в школе;

  • наличие у каждого ребёнка содержательного образа «настоящего школьника»;

  • наличие адекватной самооценки
Методы оценки результатов:

Итоги реализации программы заслушиваются на заседании психолого-медико-педагогического консилиума.
Реализация программы предполагает следующие этапы:

Этапы

Содержание

Сроки

1-й этап- информационно-аналитический

Подготовка программы и ее методического обеспечения .

Создание условий для реализации программы.

Определение актуального уровня развития у детей мотивации учения.


март

2-й этап- содержательно-практический

Реализация программы

апрель-май

3-й этап- контрольно-оценочный

Определение уровня мотивационной готовности к обучению в школе; сформированности внутренней позиции школьника.

май

Учебно-тематический план:




Тема занятия

Кол-во

занятий


1

«Что такое школа?» «Устройство школьной жизни»

1

2

«Школьные правила»

1

3

«Моя учительница»

1

4

«Школьные принадлежности. Режим дня школьника»

1

5

«Как сделать, чтобы в школе тебя полюбили?»

1

6

«Школьные трудности»

1

7

«Смешные страхи»

1

8

«Мне скоро в школу»

1

Содержание программы

Содержание программы формирует положительное отношение к школе, адекватное представление о школьной жизни, повышает школьную мотивацию, адаптационные возможности детей за счет формирования адекватных механизмов приспособления к школе. На занятиях дети имеют возможность опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения, выработать ситуативно-адекватные реакции на возможные затруднения школьной жизни. У детей развивается коммуникативная готовность к школе.

Форма проведения занятий - игровой тренинг.

Логическая схема построения занятия:


Используемые методы:

  • подвижные и ролевые игры,

  • психогимнастика,

  • рисуночные методы,

  • элементы групповой дискуссии,

  • техники и приёмы саморегуляции,

  • методы оценки эмоционального состояния,

  • метод преднамеренных изменений,

  • «рефлексивный круг».
Используемая литература:

  1. Ганошенко Н. И., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет// Вопросы психологии . - 1999. 1.

  2. Газман О.С.,Харитонова Н.Е. В школу- с игрой. М.,Просвещение, 1991.

  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе. М.,Компенс-центр, 1993.

  4. Кравцова ЕЕ. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.: Педагогика, 1991.