Экологический проект на тему «Хотим все знать о воде! Определение экологии.

Дарья Глинкина
Открытое занятие по экологии «Что мы знаем о воде»

Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе

«Что мы знаем о воде».

Программные задачи. Познакомить детей со свойствами воды (Цвет, запах, текучесть).

Уточнить назначение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление, и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы.

Игровой. (Появление Незнайки сюрпризные моменты).

Наглядные (ИКТ «Кому нужна вода», схемы, символы).

Практический (Опыты).

Словесный (Рассказ воспитателя).

Предварительная работа (Изготовление панно «Кому нужна вода»)

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

Беседы на тему: «Кто живет в воде», «Где можно встретить воду».

Материал и оборудование.

ИКТ «Кому нужна вода»

Инвентарь для опытов: стаканчики с водой (по количеству детей, стаканчики с сахаром, ложечки, кисточки, цветные карандаши, краски, стаканчики с мятными каплями, ватные палочки.

Символы обозначающие свойства воды.

Эмблемы: Капитошка.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку, он был такой грустный, что мне захотелось пригласить его в группу. Незнайка, что с тобой, почему ты такой грустный?

Незнайка. Я учась в первом классе. Нам задали домашнее задание рассказать все, что я знаю о воде, но я, оказывается, совсем ничего о ней не знаю.

Воспитатель. Успокойся Незнайка, мы попробуем помочь тебе. Ребята поможем Незнайке? (Ответы детей). Правда наши ребята еще не много знают о воде, но вместе, я уверена что мы всё выясним. Незнайка, присаживайся на стул. Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере, и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит.

Что это? (Вода).

Правильно ребята, это вода. Мы с водой хорошо знакомы: не раз ходили под дождем, шлепая по лужам, пускали кораблики в ручейке, летом купались в речке или в море.

А что вы знаете о воде, какая она?

Зачем вода нужна растениям?

А как они её получают?

Почему животные не могут жить без воды?

Ребята, а людям нужна вода? А зачем?

Звучит музыка. Воспитатель читает детям стихотворение о воде, сопровождая рассказ показом презентации.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

Родником в горах ползет,

Светлой речкою течет,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться, смею я вам доложить

Без воды нам не прожить!

Воспитатель. Ребята, что это такое? (Воспитатель показывает Глобус).

Глобус- это модель нашей земли, уменьшенная во много раз. Давайте посмотрим на него внимательно. Обратите внимание, какого цвета больше на глобусе? (Голубого, синего). А как вы думаете, что обозначено голубым цветом? (вода).

Совершенно верно. Голубым цветом обозначена вода- реки, озера, океаны. На нашей земле очень много воды, но она не вся пригодна для нас. Растениям, животным, людям, нужна вода пресная. А в морях, океанах, как вы знаете, вода солёная. Жить в такой воде могут только морские обитатели. А людям пить такую воду, не возможно. В городах, где живет много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, где в специальных лабораториях, ученые следят за тем, что вода чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют).

Давайте мы превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды. Я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория (лаборотория- это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты). Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за один стол).

Приступим к нашим исследованиям.

Ребята вода-это жидкость. Она течет. Её можно налить во что- нибудь: в стакан, в тарелку, в кастрюлю и т. д. Её можно перелить из одного сосуда, в другой.

Опыт 1. Вода- это жидкость. Вода не имеет форму.

Материал. Кувшин с цветной водой, наполнен на 1\2 стакан, графин, воронка.

Ход опыта. Посмотрите на мом столе кувшин с водой, а стакан и графин пустые. Я возьму и перелью воду из кувшина в графин, а из графина обратно в стакан. В какую бы посуду я не налила воду, например в кастрюлю, в тарелку, чайник, вода будет такой же формы, что и посуда, в которую я её налила.

Вывод. Вода не имеет формы, но может принимать форму того сосуда, в который она попадает.

Ребята, как вы считаете, вода какого цвета? Сейчас мы это проверим.

Опыт №2. Вода бесцветная.

Материалы. Стакан с водой, цветные карандаши.

Воспитатель. Возьмите пожалуйста с подноса стаканчик, на котором наклеен жёлтый круг и поставьте его перед собой. Возьмите цветной карандаш и опустите его в стакан с водой. Карандаш спрятался, или мы его видим? (Ответы детей). Значит вода какая? Вода бесцветная, прозрачная.

Вывод. Ребята, вода бесцветная, прозрачная жидкость. (выставляю символ). Ребята, а вы знаете что вода может изменять цвет? Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка хочешь? (ответы).

Опыт №3.

Материалы: Стаканы с водой, кисточка, краска.

Ход опыта. Ребята, посмотрите какая у нас в стакане вода не красивая, не яркая. Давайте мы с вами подарим воде красивое платьице. Для этого нужно взять кисточку, взять немного краски и размешать водичку краской. Что у вас получилось? Поменяла ли вода цвет? (ответы детей). Да вода изменила цвет, она окрасилась.

Вывод. Вода может изменить цвет, если в неё добавить какой-нибудь краситель (выставляю символ). Вот какие красивые платьица мы подарили воде.

Ребята, а сейчас аккуратно возьмите стаканчики, и поставьте их на то место, где они стояли. А сейчас, сделаем в ннашей работе небольшой перерыв, и немного отдохнём.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись (Наклоны вперед, руки на поясе)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно

Вместе раз-это брасс (Круги двумя руками вперед).

Одной-другой это кроль (Круги руками вперед, поочередно)

Все, как один плывем как дельфин (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (ходьба на месте)

И отправились домой. Молодцы, занимайте свои места.

Опыт №4. Вода безвкусная.

Ход опыта. А теперь, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Возьмите стаканчик, на котором наклеен красный квадрат, и поставьте его перед собой. Возьмите ложечку, наберите немного воды и попробуйте её. Какой у неё вкус? (Ответы детей).

А теперь, из стаканчика с красной крышечкой, возьмите немного сахара, положите его в стаканчик и перемешайте. Попробуйте воду. Какая она теперь? (Сладкая, вкусная). Ребята, а если добавить в воду соль, какая она будет на вкус? (Ответы детей).

Ребята, а сейчас аккуратно возьмите стаканчики, и поставьте их на то место, где они стояли.

Опыт №4. «Вода не имеет запаха».

А теперь, возьмите с подноса стаканчик, на котором наклеен зеленый треугольник, поставьте его перед собой. Я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли она чем-нибудь?

Вывод. У воды нет запаха. Мы с вами узнали, что вода может изменять цвет, вкус. А может ли вода изменять запах? Как вы думаете? (ответы детей). Давайте проверим.

На ваших подносах стоит стаканчик, в котором находится ватная палочка, возьмите эту палочку, и размешайте ею водичку в своём стаканчике. Теперь снова понюхайте воду, появился запах. (Ответы детей).

Вывод. Вода не имеет запаха, но если в неё добавить какое-нибудь вещество, у неё появится запах.

Воспитатель. Ребята, а сейчас аккуратно возьмите стаканчики, и поставьте их туда, где они стояли. Молодцы ребята. Наше исследование закончено. Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь новое о воде?.

Незнайка. Да! Только это так трудно запомнить. Ребята, я вас очень прошу, повторите мне все о воде, какая она. Ребята, давайте напомним Незнайке, что мы сегодня узнали о воде. Слушай и запоминай. (С опорой на символы).

Вода-это жидкость её можно перелить, вылить.

Вода-бесцветная.

Вода-безвкусная.

Вода не имеет запаха.

Незнайка. Ну это то точно я запомнил, но у меня к вам один вопрос, я не знаю, кому нужна вода?

Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Незнайке, кому нужна вода?

Работа с ИКТ «Кому нужна вода».

Незнайка. Ну спасибо, теперь я всё знаю о воде. Я приготовил для вас подарки. Вы сегодня были юными учёными, и я хочу наградить вас медалями. На них мой друг Капитошка. Капитошка- это капелька дождя, она несет в себе живительную силу воды. Воспитатель и Незнайка награждают детей медалями.

В течение всей своей жизни человек потребляет воду, объем которой можно выразить в массе цифрой в 75 тонн. Согласно данным, опубликованным Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодные сбросы бытовых и промышленных отходов в реки мира достигают 450 миллиардов кубометров, поэтому не удивительно, что вода содержит, по подсчетам экспертов ВОЗ, не менее 13 000 токсичных элементов. Еще Луи Пастер высказал мнение, что 80% болезней попадают в человеческий организм с водой.

Вода – удивительный, бесценный и незаменимый дар природы. Возникает по этому поводу парадоксальный вопрос – «Почему мы не хотим замечать ее ценности и не бережем ее?». Возможно, мы заблуждаемся, подсчитывая ее объемы, что стало причиной такого пренебрежительного отношения. Или сиюминутное желание любыми способами достигнуть благ цивилизации, без учета законов Природы, заставляет забывать, что бумеранг бездумного расточительства водных ресурсов вернется в виде глобальных экологических катастроф?

Факты о воде:

  • На сегодняшний день более чем одному миллиарду человек недоступна качественная питьевая вода.
  • К наступлению 2025 года около половины населения планеты столкнется с серьезной проблемой острой нехватки воды.
  • 97,5% мировых запасов воды составляют соленые воды океанов и морей, а на пресноводные запасы приходится всего лишь 2,5%.
  • 75% всей пресной воды Земли сосредоточено в полярных шапках и горных ледниках, 24% составляют подземные грунтовые воды и всего лишь небольшая часть в 0,5% находится в почве. На наземные источники пресной воды в виде рек, озер и водоемов приходится самая малая доля – 0,01%, что наглядно подтверждает утверждение экологов – вода – драгоценное сокровище.
  • 1000 литров пресной воды используется для выращивания одного килограмма пшеницы. 15 000 литров воды расходуется для получения одного килограмма говядины. 2 400 литров воды требуется для производства одного гамбургера, если учесть расходы на выращивание КРС и пшеницы. Употребление мяса среднестатистическим жителем Европы и США приводит к расходу пресной воды в 5 000 литров в день.
  • Около 80% потребления пресной воды приходится на сельское хозяйство, причем такое расточительство присуще всем странам мира. Совершенство ирригационных систем позволило бы сэкономить расход пресной воды на 30%.
  • 500 миллионов жителей Земли проживают в пустынях, где за воду рассчитываются золотом, а употребление загрязненной питьевой воды приводит к ежедневному сокращению населения Земли на 5000 человек.

Этот список тревожных фактов далеко не полный, и это является наглядным показателем нашего противопоставления себя природе. Тешась иллюзией независимости от нее, мы неизбежно вступаем с ней в конфликт, и проблемы экологии воды ярче всего демонстрируют печальные результаты этого противостояния.

Экология питьевой воды

Качество питьевой воды – главная экологическая проблема человечества, которая напрямую влияет на здоровье населения и экологическую чистоту потребляемых продуктов.

Естественные источники пресной воды отличаются богатым разнообразием живых организмов, которые часто являются крайне опасными для здоровья. С понижением качества питьевой воды увеличивается количество разнообразных заболеваний, которые можно подразделить на четыре типа:

  • заболевания, возникающие по причине потребления зараженной воды (холера, тиф, полиомиелит, гепатит, гастроэнтерит);
  • заболевания слизистых оболочек и кожи, которые возникают при использовании воды в гигиенических целях в процессе умывания и купания (начиная трахомой и заканчивая проказой);
  • заболевания, причиной которых становятся моллюски, проживающие в воде (ришта, шистосоматоз);
  • болезни, вызываемые обитающими и размножающимися в водной среде насекомыми, являющимися переносчиками инфекций (желтая лихорадка, малярия и т. д.).

Хлорировать ли воду?

Множеством заболеваний объясняется вынужденный выбор метода очистки пресной воды – хлорирование. Можно смириться с присутствием в воде разнообразных бактерий, вызывающих серьезные заболевания, или хлорировать природные воды и допустить образование хлорсодержащих токсичных, мутагенных и канцерогенных веществ. По утверждению Центра по изучению исполнения законов в США, хлор, вступающий в реакцию с частицами угля и жирными кислотами, образует токсичные соединения, составляющие 30% объема обработанной хлором воды.

По утверждениям доктора Н. Уотера, газ хлор во времена второй мировой войны использовался, как орудие убийства и только позже хлор стал использоваться в целях уничтожения бактерий в воде. Между тем, соединения хлора и животных жиров становятся причиной атеросклероза, инфаркта и других сердечных заболеваний, слабоумия и рака. Советом по качеству окружающей среды в США обнародованы результаты исследований, из которых следует, что у потребителей хлорированной воды на 93% выше риск заболеть раком.

Профессор Питсбургского университета, который занимается исследованиями в области химического состава воды, утверждает, что принятие душа или ванны подвергает организм человека воздействию испаряемых химических соединений в сто раз сильнее, чем вода для питья.

Растворенные в воде вещества в состоянии пара легко проникают в человеческий организм. Продолжительное принятие горячего душа является опасным, так как высокие концентрации токсических веществ вдыхаются человеком. Некачественная вода ускоряет процесс старения человеческого организма на 30%. Помимо пагубного влияния на человеческий организм, подобный метод очистки воды вредит экологии и тяжело отражается на состоянии любого живого организма.

Загрязнение воды – проблема экологии

Экология воды , которая страдает от деятельности человека, бумерангом отражается на состоянии всего живого на земле, ведь вода и есть сама жизнь. Все химические элементы и соединения, попадающие в воду, ведут к серьезным заболеваниям. Например, содержание свинца в воде является причиной изменений центральной нервной системы, крови, обмена веществ и вызывает поражение почек. Парализует иммунную и нервную системы алюминий, особенно пагубно отражаясь на детском организме. Повышенная концентрация меди в воде поражает слизистые оболочки печени и почек, никеля – приводит к поражениям кожи, цинка – отражается на почках, мышьяка – приводит к поражениям центральной нервной системы.

Экологический баланс природной воды не содержит такое убийственное количество химических элементов. Все это является результатом загрязнения промышленными стоками источников питьевой воды. Например, исследования девяти городов Сибирского региона наглядно показали, что загрязненная вода влияет на рост заболеваемости человека от 7 до 41%. Отмечается ежегодное возрастание эпидемических вспышек кишечных заболеваний, связанных с водой. Водная экология нарушена , и это подтверждают статистические данные многих Российских регионов, где качество питьевой воды очень низкое.

Экология водного бассейна России

Экология водных ресурсов Дагестана, Бурятии и Калмыкии, Приморского края, в Калининградской, Архангельской, Кемеровской, Томской, Ярославской, Курганской областях в критическом состоянии, что подтверждается данными Госсанэпиднадзора. Бактериологическая лаборатория города Ульяновска обнаружила в Заволжском водозаборе не менее сотни типов различных вирусов, что с большой долей вероятности может привести к экологической катастрофе.

Отмечается резкое ухудшение экологии водных ресурсов в Амурской области, что тесным образом связано с уровнем загрязнения водной среды. Его можно считать катастрофическим, т.к. он в 20 раз превышает норму. Катастрофа экологии водной среды грозит и Ярославлю, и Приволжским городам, где гудронные пруды у волжских берегов подпитывают воду реки.

Экология водного бассейна Астрахани находится в критическом состоянии, и это напрямую связано с огромным потоком грязи, стекающим к низовьям Волги, которая уже утратила способность к естественному самоочищению. Методом очищения воды опять выбрано глубокое хлорирование, от которого давно отказалось все цивилизованное человечество.

Экология пресных вод, среди 184 исследованных крупных городов России, в самом плачевном состоянии в Санкт-Петербурге - городе, занимающем первое место по серьезным заболеваниям обмена веществ и врожденным аномалиям, и второе - по онкологическим заболеваниям. Данные ужасающие и займут не одну страницу убористого текста, но и освещенные факты громко вопрошают – «До каких пор человечество будет самоуничтожаться?»

Самая чистая питьевая вода… Где она?

В России? Парадокс России в том, что в огромной стране, которая входит в десятку стран с самой чистой питьевой водой , каждый второй житель употребляет воду, которая не соответствует гигиеническим нормативам. Экспертами ООН в 2003 году был опубликован отчет исследования качества питьевой воды. Исследования проводились в 122 странах, и лидирующие позиции рейтинга заняла Финляндия.

В этом списке эксперты положительно оценили воду Канады, Новой Зеландии, Великобритании и Японии. России досталось седьмое место.

Странным для многих оказалось последнее место Бельгии, которую обошли даже Индия, Судан и Руанда. Подобное исследование необходимо и России, и самым важным для такой огромной страны является бережное отношение к .

Сохранение экологического баланса воды не должно только ограничиваться празднованием 22 марта Всемирного дня водных ресурсов. Больше нельзя игнорировать безрассудное и губительное вмешательство человека во все сферы природы.

Без решительных и конструктивных мер невозможно будет предсказать будущее человечества. Природа дает нам все блага для существования, и она требует разумного и бережного к себе отношения, к ее богатствам, которые не беспредельны.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ-Тюлячинский детский сад №1

Тюлячинского муниципального района РТ

Конспект занятия по экологии

(с элементами экспериментирования)

«Что мы знаем о воде»

Старшая группа.

Воспитатель:Исхакова Лилия Фарилевна

Ноябрь 2017

Цель:

Закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;

Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие :

Уточнить и расширить знание детей о воде;

Продолжать знакомить со свойствами воды;

Обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека.

Развивающие:

Активизировать и обогатить словарь детей;

Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать эмоционально –ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Оборудование:

Глобус, лоток с лабораторной посудой, чайник с горячей водой, кусочки льда.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды;

Чтение художественной литературы (Н. Николаенко «Дождик- душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие капельки»)

Проведение отдельных экспериментов с водой;

Познавательная игра «Где какая вода бывает»;

Просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;

Наблюдение за водой на прогулке.

Словарь:

Глобус, модель, суша, материки, круговорот воды в природе, пресная вода, лаборатория.

Ход образовательной деятельности.

Часть Вводная (информационно- познавательная)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. (здороваемся)

Посмотрите, у наших гостей хорошее настроение, они улыбаются, давайте тоже улыбнёмся нашим гостям, улыбнёмся друг другу и вспомним наш девиз «С голубого ручейка начинается река, а занятие начинатся с улыбки»

Воспитатель:

По дороге я шёл,

Мячик странный я нашёл.

В разноцветных ярких пятнах,

Что за мячик непонятный?

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете что это за мячик?

Дети:

Это глобус, а не мячик.

Воспитатель:

А что такое «глобус»,

Дети:

Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель:

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, т.е. на глобус.

Дети:

Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.

Дети:

Это вода: моря, океаны, озёра. Вода занимает большую часть нашей планеты, а суша, маленькую часть.

Звучит аудиозапись журчания ручейка.

Восп.: Ребята! Послушайте, а что это за звуки?

Дети: Это звуки воды.

Восп.: Действительно. Это журчит ручей.

А кому нужна вода,

Мне ответьте без труда?

Дети:

Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.

Дети:

В морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели.

Воспитатель:

А какая это пресная вода?

Дети:

Пресная вода – это вода без солей.

Воспитатель:

А где можно брать такую воду?

Дети:

В посёлках, деревнях – из подземных скважин, колодцев.

Воспитатель:

А в городах, где живёт много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая.

Часть. Практическая (опытно- экспериментальная)

Воспитатель:

Чтобы узнать, какая она эта вода, нужно пройти в лабораторию. А вы, ребята, знаете, что такое «лаборатория»?

Дети:

Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды.

(Дети рассаживаются за столы)

Приступим к нашим исследованиям. Восп.: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с вами будем исследовать воду. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов:

1) аккуратно пользоваться с емкостью для воды;

2) поддерживать порядок на рабочем месте;

3) не шуметь;

4) внимательно следить за результатом опыта.

Восп.: У нас на столах стаканчики с водой.

Опыт № 1 «Какой формы вода»

(На столе лежат: кубик, шарик, конус)

Воспитатель:

Какой формы эти предметы?

А имеет ли форму вода?

Для этого возьмём стаканчики и наполним её водой, перельём эту воду в широкую баночку. Вода принимает форму того сосуда, в который мы её наливаем. Что мы можем сказать о воде? Имеет она форму?

Вывод:

Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, их не видим, только земля влажная.

Опыт № 2 «Какого цвета вода»

Воспитатель:

Возьмём два стакана - один с водой, другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стакан с водой.

- Нам видно картинку?

А теперь поставим картинку за стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод:

Вода- прозрачная жидкость.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха»

Когда в детском саду пекут булочки, готовят еду аппетитный запах мы слышим здесь. «Ах, как вкусно пахнет!»- говорите вы. А теперь определите, есть ли запах у воды?

Вывод:

Вода не имеет запаха.

Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель:

Ребята, вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, сока. Попробуйте воду на вкус. Можно ли сказать, что вода солёная, сладкая, кислая?

Вывод:

Вода не имеет вкуса.

Опыт № 5 «Состояния воды»

Воспитатель:

- А этот опыт узнать поможет: вода, лёд, пар - одно и тоже?

(воспитатель вносит закипевший чайник)

Если сильный- сильный жар из водички будет пар….(пар)

(воспитатель поднимает крышку чайника, обращает внимание детей на капельки, которые образуются на крышке чайника)

Если пар вдруг охладится превратиться пар в….(водицу)

Если холод вдруг придёт из водички будет….(лёд)

(воспитатель вносит кусочки льда, кладёт детям на тарелки. Предлагает рассмотреть)

Если вдруг тепло настанет, жарко будет лёд….(растает)

Лёд растает и тогда будет из него….(вода)

Так происходит в природе: солнце нагревает поверхность водоёма или суши, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается наверх получаются облака и тучи которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождь зимой – снега. Это круговорот воды в природе.

Опыт № 6 “Откуда берется дождь?” На подносе влажные губки в форме облака.Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.) Воспитатель: На что похожа губка?Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.

Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке мало капелек воды.) Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять. Воспитатель: Что происходит? (Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.) Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.

Воспитатель: А что сейчас происходит? (Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.) Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.

Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.

Неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите! Наш лёд в тепле тает. Ребята, а давайте сделаем кораблики и пустим их по воде.

(предлагает сделать ребятам кораблики, они пускают их по воде)

Воспитатель:

Для кого вода важна?

Для кого она нужна?

Вода нужна:

Для питья. Водой умываются. В ней купаются, закаляться. Вода нужна, чтобы приготовить еду, помыть полы, посуду, постирать бельё. Водой поливают цветы, овощи, фрукты. Вода необходима для тушения пожаров. Вода необходима животным, птицам, рыбам, насекомым.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь,

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – вода!

Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?

Дети:

Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.

Воспитатель:

Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду. 1.Растения надо поливать водой иначе они засохнут.

2.Животные пьют воду, а некоторые(рыбы)в ней живут.

3.Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды.

4.Людям нужна вода при производстве различных товаров.

Дети:

Мы запомним навсегда:

Символ жизни на земле – вода.

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной.

Детям предлагается отгадать загадки о различных состояниях воды:

Седой дед у ворот всем глаза заволок. (Туман)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Вывод. Туман, лед, снег, сосулька, дождь, мороз – это вода.

Опыт № 7 Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. А сейчас мы с вами поиграем в игру Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.- В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.

Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Опыт № 8 Есть еще одно свойство воды- в ней можно растворять различные вещества.

Воспитатель вместе с детьми определяет, что на столах у детей находится мука и крахмал, соль и сахар, растительное масло, настои трав (календула, ромашка).

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной, но приобретает определенный вкус. Почему? (т.т.частички растворились в воде)

Мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.

Воспитатель:

Но обратите внимание, после того как стакан с водой немного постоит мука и крахмал оседает на дно, но растворы остаются мутными(т.е не все вещества растворяются в воде).

Масло не растворяется в воде. Оно растекается по ее поверхности тонкой пленкой или плавает в воде в виде тяжелых капелек (т.к. жиры легче воды).

(при работе дети пользуются чайными ложечками)

А теперь расскажем, где используется вода в нашей группе:

поливаем комнатные растения –моем игрушки и кукольную одежду- в туалетной комнате моем руки, лицо и для смыва в унитазе помощник воспитателя моет посуду, полы.

Как мы должны относиться к воде?

Бережно!

Что это значит?

Правила бережного отношения к воде.

При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.

Закрывать хорошо кран после потребления.

Не загрязнять водоемы.

Бережно относиться к природе.

Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие?

вода прозрачная

вода текучая, жидкая

вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску

вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор

вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.

вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится, вода испаряется.


Экологи – это не только те, кто выходят на акции и требуют закрыть заводы. Как ни парадоксально, на самих заводах тоже работают экологи. Всемирный день окружающей среды 5 июня промышленные экологи считают своим профессиональным праздником. Чем же занимаются эти специалисты и почему их работа важна для всех нас, Ecoidea . by рассказала эколог Наталья Блыщик.

Наталья окончила кафедру промышленной экологии Белорусского государственного технологического университета с дипломом инженера-химика-эколога. Два с половиной года работала по специальности на заводе «Лесохимик» в Борисове, затем была редактором журнала «Экология на предприятии», а сейчас руководит в Центре экологических решений.

Наталья Блыщик. Фото Светланы Ворошиловой

– Многие считают, что экологи – это те, кто привязывают себя к деревьям и препарируют лягушек. Как реагируют люди, когда вы представляетесь экологом?

Чаще всего эту профессию ассоциируют с природой, цветами и деревьями. Но я всегда объясняю, что есть экологи-«ботаники» и есть те, кто занимается практическими вопросами. Я инженер-эколог и моя задача – сделать так, чтобы предприятие, на котором я работаю, не вредило окружающей среде.

– Расскажите, чему учат будущих экологов. Сейчас как раз идёт вступительная кампания, выпускники решают, кем стать.

– На факультете, где я училась, готовят именно будущих экологов-производственников – тех, кто будет работать на предприятиях. Я сознательно поступала на эту специальность, мне с детства хотелось делать для людей что-то хорошее. Люди – это часть окружающей среды, и если ты делаешь что-то для неё, то автоматически и для людей тоже.

В университете мы не занимались темой биоразнообразия, зато изучали, как работают разные производства. Рассматривали каждый этап и его влияние на окружающую среду – на всех предприятиях есть отходы, сточные воды или выбросы в воздух, поэтому и влияние всегда есть. Изучали белорусское законодательство, экономику, маркетинг. Но эта информация очень быстро устаревает. Самое ценное, что я получила во время учёбы – это подход к работе: нужно вникнуть в каждый процесс и проанализировать его.

– В Беларуси много предприятий, но экологов-производственников готовят только на одном факультете. С чем это связано? На всех заводах уже есть по специалисту или считается, что экологом можно работать без профильного образования?

– Лет десять назад эта профессия была не востребована. Только на самых крупных предприятиях существовала должность эколога, но и на ней часто работали люди без экологического образования. К примеру, после университета меня распределили только в ноябре, потому что нигде не было мест. С тех пор законодательство для предприятий ужесточилось и теперь эколог должен быть на каждом заводе. Часто недооценивают эту профессию и «вести экологию» дают, например, инженеру по охране труда. Это не его дело и не удивительно, что он будет подходить к работе формально – просто заполнять бумажки.

Чем непосредственно занимается эколог на производстве?

– Его главная задача – изучить, как работает предприятие (какие есть цеха, какие в них происходят технологические процессы), и какое воздействие на окружающую среду происходит на каждом этапе, а затем разрабатывать и стараться внедрить мероприятия по снижению воздействия. Эколог должен сделать так, чтобы показатели по выбросам были ниже предельно допустимого уровня. В реальности, если превысить нормативы, то начнутся необратимые процессы в окружающей среде, которые могут привести и к гибели деревьев, животных, например. Иногда случаются залповые сбросы, и природа просто не успевает восстановиться. Буквально на прошлой неделе в наш инфоцентр по химической безопасности и отходам позвонил человек: в реке возле спиртового завода всплыла рыба. Причиной этого могут быть сбросы сточных вод без ведома эколога или по его недосмотру. Эколог должен посчитать, сколько максимально завод может «выбросить», и потом следить, чтобы этот норматив не превышался. Например, по замерам можно понять, что какое-то очистное оборудование не справляется.

Как тогда нужно поступить экологу?

– Он должен пойти к директору, рассказать о ситуации и предложить выход. Обычно в таком случае надо либо модернизировать очистное оборудование, чтобы оно справлялось с нагрузкой, либо сократить производство, чтобы выбросов стало меньше. На этом моменте часто появляются сложности. У руководства либо нет денег на решение, либо нет заинтересованности. Штраф маленький, проще заплатить его, чем тратиться на новое оборудование. Есть очень много примеров, когда эколог работает на то, чтобы просто подгонять фактические замеры под нормативные. Приходится скрывать реальные данные, просто потому что другого выхода нет.

Задача эколога – найти слабые места и попытаться исправить ситуацию. Например, я вижу, что на какой-то стадии производства образуется определённый вид отходов, и я знаю, что их можно использовать, чтобы получить готовый продукт. Тогда я могу предложить директору организовать побочное производство или не выбрасывать эти отходы в контейнер, а отправить предприятию, которое использует их как сырьё. Одна из задач эколога – найти такие предприятия, тем самым, уменьшить количество отходов, направляемых на полигон. Например, у «Оршанского льнокомбината» от переработки льна образуется много льняной костры. Долгое время они отправляли её на полигон, но потом стали использовать как топливо в котельной. Чтобы такие идеи воплощались, эколог должен быть свободен в своей работе, он должен думать, анализировать, сопоставлять.

– Выходит, эколог – это влиятельная должность на предприятии, но к нему не всегда прислушиваются, потому что экологические вопросы на предприятии не в приоритете.

– Часто недооценивают важность работы экологов. Все знают, что от работы инженера по охране труда зависит здоровье работников. Если он недоработает, сотрудник получит травму. Так и с экологом. Только травму получит природа.

В Беларуси много предприятий, в том числе градообразующих – тех, где работает большая часть жителей. Получается, что не только жизнь людей, но и природа города зависит от этого предприятия. Очень важно, какой эколог будет там работать: болеет он за окружающую среду или просто заполняет документы. Это и морально сложная работа, потому что против тебя одного – сотни или тысячи работников завода, которых нужно инструктировать, контролировать.

Большое значение имеет, как руководство относится к вопросу экологии. Если оно заботится об имидже предприятия, тогда к экологу прислушиваются.

Расскажите о вашей работе на предприятии.

– После университета меня распределили на завод «Лесохимик» в Борисове. У него два производства: на первом из собранной в лесу смолы делали канифоль, на втором – формальдегидные смолы, которыми потом пропитываются МДФ, ДВП и ДСП.

Сначала я работала в экологической лаборатории завода, мы отбирали пробы воды, воздуха, проверяли качество работы очистных сооружений, а потом стала экологом. Много времени уходило на работу с документами, составление отчётов. На заводе всё очень чётко. Если дома нас никто не накажет за то, что мы не собираем отходы раздельно, то на предприятии за это могут дать штраф и экологу, и всему предприятию. Когда приходит проверка, они иногда буквально заглядывают в контейнеры, в том числе в столовой и в офисе.

У эколога есть карта предприятия, где отмечены точки выбросов и места, где стоят контейнеры. Он должен постоянно следить за тем, что там происходит. Когда делаешь обход, сотрудники часто разбегаются – знают, что ты обязательно найдёшь, что не так. Если увидишь нарушение, день становится интереснее. Нужно пойти к начальнику участка, выяснить, почему так получилось и чего не хватает, чтобы ситуация не повторялась. Если удаётся с ним договориться, заглядываешь позже и проверяешь, исправили или нет. Если нет, идёшь к директору оформлять нарушение.

Как вы сейчас со стороны, уже не работая в этой сфере, оцениваете экологию предприятий?

– Сейчас на предприятиях обстановка очень контрастная – есть предприятия с отлаженной работой, которые можно ставить в пример, но есть и много печальных случаев. Здесь вина не только экологов, но и тех требований, которые к ним предъявляют, влияют и условия работы, в которые ставят. Многие просто не выдерживают и либо подчиняются, либо уходят в другую сферу.

В последние годы видны некоторые перемены к лучшему. Законодательство совершенствуется. Но в то же время часто требуется только формальное его исполнение. В районной инспекции природных ресурсов часто работает всего пару человек, которые физически не могут держать под контролем все предприятия района. Да, прописываются экологические требования к производству, но они будут выполняться только при определённых условиях. У предприятия всегда на первом месте экономика. В Беларуси много небогатых заводов, им хорошо бы модернизировать производство, чтобы как-то встать на ноги, а тут ещё какая-то экология… А если предприятие построено на иностранные инвестиции, то ему сделают максимум поблажек, чтобы оно только заработало. Важны рабочие места, а экология отходит куда-то на третье место. Пока так есть, к сожалению, но я верю в лучшее, и желаю всем своим коллегам не падать духом.

Человек, в зависимости от возраста состоит на 60-80 процентов из воды. Она является неотъемлемой частью функционирования всех организмов на земле. Чтобы организм находился в тонусе, необходимо каждый день выпивать определенное количество жидкости, которое также зависит от возраста.

По утверждениям Американских ученых человеку нужно около полутора литров в день.

Японские ученые утверждают, что для нормального функционирования внутренних систем организма человеку необходимо не менее трех литров воды ежедневно.

Вода выполняет несколько функций:

  1. Растворяет вещества в организме;
  2. Доставляет к клеткам питательные вещества;
  3. Выводит из организма шлаки;

Можно сделать вывод, что чем больше человек ест некачественной пищи, тем больше воды ему понадобится для удаления шлаков из организма. Пить воду необходимо и при алкогольном опьянении, особенно перед сном, чтобы наутро не болела голова, конечно значение имеет и качество воды, а для экономии можете магнит неодимовый купить , сейчас он уже доступен.

Разногласия двух стран в этом случае вполне очевидны. У них разное качество еды, поэтому и количество воды для очищения организма потребуется разное.

Количество воды также зависит от того, сколько пищи съест человек. Чем больше, тем больше воды потребуется. Если вы – вегетарианец, воды нужно пить немного.

Около пятидесяти процентов заболеваний происходят из-за обычной нехватки воды в организме. Поэтому, чтобы избежать скрипа в суставах, появления камней в почках, сухой кожи необходимо поддерживать уровень жидкости в организме. Пить воду нужно чистую или профильтрованную.

Если по утрам запах вашей мочи сильно выражен, вам надо пить больше воды. Если запах пота невыносим это также говорит о недостатке воды. Обратите на это внимание. Когда уровень воды достаточен, вам даже не придется пользоваться дезодорантами! Ведь пот – это токсины, которые выделяются через поры из организма и когда их много, запах пота становится резким и неприятным. Большое количество токсинов провоцирует возникновение разного рода заболеваний.

Пить или не пить много воды – каждый решает индивидуально для себя. Помните, что менее полутора литров в день выпивать нельзя. Как только заметите признаки заболеваний, перечисленных выше, увеличьте количество потребляемой воды.

Однако в некоторых случаях вода вредна. Большое количество выпитой воды может негативно сказаться на деятельности организма. В мире известны случаи, когда люди даже умирали от большого количества выпитой воды. Обычно это происходило в момент токсического опьянения.

Особо популярные вопросы:

  • Стоит ли пить воду перед едой?

Многие диетологи советуют перед применением пищи выпить стакан воды. Тогда человек не съест лишнего и не наберет ненужных килограммов. Однако это не совсем так. Как известно, вода не содержит калорий, поэтому насытиться водой вы не сможете. Однако она заместит часть желудка, в результате чего у вас создастся обманчивое ощущение насыщения. Многие советуют пить воду во время похудания, поскольку она выводит загрязнения из организма. Это действительно так, и процесс похудения может ускориться.

  • Стоит ли пить воду, когда не хочешь?

Когда организму нужна вода, он сообщает об этом. Человек начинает чувствовать жажду. Это значит, что воду пить нужно. Если чувства жажды нет, то и пить воду не стоит. После принятия пищи, к примеру, организм часто требует воды.

  • Сколько воды необходимо выпивать летом?

Летом количество выпитой жидкости должно варьироваться в зависимости от температуры на улице. Так при температуре 20 градусов Цельсия необходимо пить не менее полутора литров, при температуре 26 градусов не менее двух литров, а при температуре 32-33 градусов – не менее трех литров. Кстати люди, у которых повышенное артериальное давление должны также пить больше жидкости в жару. Исключение – сердечная недостаточность и отеки.

В летний период человек начинает интенсивнее потеть, количество крови, которое движется по сосудам, начинает уменьшаться. Это приводит к появлению тромбоза, который является причиной инфаркта или инсульта.