Условия и порядок приема абитуриентов на дневную и заочную формы получения высшего образования в учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» определяются «Правилами приема в высшие учебные заведения», утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (с изменениями и дополнениями)(далее - «Правила приема в высшие учебные заведения») и настоящим Порядком.
Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» имеет специальное разрешение (лицензию) на право осуществления образовательной деятельности № 02100/0558573 от 02.03.2010, выданное Министерством образования Республики Беларусь.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Прием абитуриентов осуществляется:
полный срок обучения:
- на дневную форму
получения образования
Наименование специальности (направления специальности, специализации) |
Квалификация |
Вступительные |
|
Математический факультет |
|||
|
|||
1. Математика |
Математик. Преподаватель математики и информатики |
|
|
2. Программное |
Инженер-программист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
3. Экономическая |
Математик-экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
|
|||
4. Прикладная математика (направление: научно- педагогическая деятельность) |
Математик-программист. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
5. Прикладная математика (направление:научно- производственная деятельность) |
Математик- |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
Физический факультет |
|||
проводится раздельный конкурс по направлениям специальности «Физика» |
|||
1.Физика |
Физик. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
2. Физика |
Физик. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
3. Физика |
Физик. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
проводится раздельный конкурс по специальностям |
|||
4.Автоматизированные системы обработки информации |
Инженер по информационным технологиям |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
5. Физика. Техническое творчество |
Преподаватель. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
6. Физическая |
Физик-инженер |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
Экономический факультет |
|||
проводится раздельный конкурс по направлениям специальности
|
|||
1. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в банках |
Экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
2. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях |
Экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
проводится раздельный конкурс по специальностям |
|||
3. Экономика и управление на предприятии |
Экономист-менеджер |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
4. Коммерческая деятельность |
Экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
5. Финансы и кредит |
Экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
6. Мировая экономика |
Экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
Экономист-менеджер |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
||
Исторический факультет |
|||
проводится раздельный конкурс по специальностям |
|||
1. История |
Историк. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
2. Музейное дело и охрана историко-культурного наследия |
Менеджер по культурному наследию и туризму |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
3. История. |
Преподаватель |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
Биологический факультет |
|||
проводится раздельный конкурс по специальностям |
|||
1.Биология |
Биолог. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
2. Лесное хозяйство |
Инженер |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
Геолого-географический факультет |
|||
проводится раздельный конкурс по специальностям |
|||
1. География |
Географ. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
2. Геоэкология |
Географ-эколог. Преподаватель географии и экологии |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
3. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых |
Инженер-геолог |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
Филологический факультет |
|||
проводится общий конкурс по направлениям специальности
|
|||
1. Белорусская филология (направления: |
1-21 05 01-01 |
1. Филолог. Преподаватель белорусского языка и литературы. Литературно-редакционный сотрудник |
Белорусский язык (ЦТ) |
проводится общий конкурс по направлениям специальности «Русская филология» |
|||
2. Русская филология (направления: |
1-21 05 02-01 |
1. Филолог. Преподаватель русского языка и литературы. Литературно- редакционный сотрудник |
Русский язык (ЦТ) |
Юридический факультет |
|||
|
|||
1. Правоведение* |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
||
Факультет психологии и педагогики |
|||
проводится раздельный конкурс по специальностям |
|||
1. Психология |
Психолог. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
2. Социальная педагогика. Практическая психология |
Социальный |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
Факультет иностранных языков |
|||
проводится раздельный конкурс по специальностям |
|||
1. Английский язык. Немецкий язык. |
1-02 03 06-01 |
Преподаватель |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
2. Немецкий язык. Английский язык |
Преподаватель |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
3. Английский язык. Информатика |
Преподаватель |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
Факультет физической культуры |
|||
проводится конкурс по специальности |
|||
1. Физическая |
Преподаватель |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
На заочную форму получения образования
Заочный факультет | |||
проводится раздельный конкурс по специальностям |
|||
1. Математика |
Математик. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
2. Программное |
Инженер-программист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
3. Автоматизированные системы обработки информации |
Инженер по информационным |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
проводится раздельный конкурс по направлениям специальности
|
|||
4. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в банках |
Экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
5. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях |
Экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
проводится раздельный конкурс по специальностям |
|||
6. Экономика и управление на предприятии |
Экономист-менеджер |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
7. Государственное управление* |
Экономист-менеджер |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
8. Финансы и кредит |
Экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
9. Коммерческая деятельность |
Экономист |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
10. История |
Историк. Преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
11. Биология |
Биолог. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
12. Лесное хозяйство |
Инженер лесного |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
13. География (направление: научно-педагогическая деятельность) |
Географ. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
14. Белорусская филология |
Филолог. Преподаватель белорусского языка и литературы. |
Белорусский язык (ЦТ) |
|
15. Русская филология (направление: литературно- |
Филолог. Преподаватель русского языка и литературы. |
Русский язык (ЦТ) |
|
16. Правоведение* |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
||
17. Английский язык |
Преподаватель |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
18. Немецкий язык |
Преподаватель |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
19. Психология |
Психолог. |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
20. Социальная педагогика. Практическая психология |
Социальный |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
|
21. Физическая |
Преподаватель |
Белорусский (русский) язык (ЦТ) |
сокращенный срок обучения:
- на заочную форму
получения образования
На сокращенный срок обучения принимаются выпускники, получившие среднее специальное образование по соответствующим специальностям. На специальность «Немецкий язык» - выпускники Речицкого педагогического колледжа, Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа. На специальность «Белорусская филология (литературно-редакционная деятельность)» - выпускники Речицкого педагогического колледжа. Срок обучения по специальности «Белорусская филология (литературно-редакционная деятельность)» составляет 4,5 года, по специальности «Немецкий язык» – 4 года.
Получение ВТОРОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ осуществляется по всем специальностям дневной и заочной форм обучения в соответствии с пунктами 5, 30 Правил приема в высшие учебные заведения.
ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА
*При поступлении на специальности «Государственное управление», «Правоведение» абитуриенты в обязательном порядке с 5 по 31 марта регистрируются на прохождение профессионально-психологического собеседования (тестирования) и проходят его с 5 по 30 апреля в соответствии с Инструкцией о порядке проведения профессионально-психологического собеседования и тестирования в высших учебных заведениях, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 26.02.2008 № 17.
**Абитуриенты, поступающие на специальность «Физическая культура», проходят дополнительный углубленный медицинский осмотр по профессиональной пригодности в учреждении здравоохранения «Гомельский областной диспансер спортивной медицины».
СРОКИ ПРИЕМА ДОКУМЕНТОВ:
на дневную форму получения образования (полный срок обучения):
на заочную форму получения образования (полный срок обучения):
- за счет средств бюджета: с 16.07.2012 по 25.07.2012;
- за счет средств бюджета от лиц, выдержавших вступительные испытания, но не прошедших в ГГУ им. Ф.Скорины по конкурсу на дневную бюджетную форму получения образования: по 02.08.2012;
- на условиях оплаты: с 16.07.2012 по 04.08.2012 (на специальности «Белорусская филология», «Русская филология», «Физическая культура»: с 16.07.2012 по 25.07.2012);
на заочную форму получения образования (сокращенный срок обучения)
:
- за счет средств бюджета: с 16.07.2012 по 25.07.2012;
- на условиях оплаты на специальность «Белорусская филология»: с 16.07.2012 по 25.07.2012;
- на условиях оплаты на специальность «Немецкий язык»: с 16.07.2012 по 04.08.2012;
- на условиях оплаты от лиц, выдержавших вступительные испытания, но не прошедших в ГГУ им. Ф.Скорины по конкурсу на заочную бюджетную форму получения (сокращенный срок обучения): по 04.08.2012;
для получения второго высшего образования:
- за счет средств бюджета: с 16.07.2012 по 25.07.2012;
- на условиях оплаты: с 16.07.2012 по 25.07.2012;
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В ВУЗЕ:
с 26.07.2012 по 30.07.2012.
СРОКИ ЗАЧИСЛЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ:
дневная форма получения образования (полный срок обучения):
заочная форма получения образования (полный срок обучения):
- на условиях оплаты: по 06.08.2012;
заочная форма получения образования (сокращенный срок обучения):
- за счет средств бюджета: по 03.08.2012;
- на условиях оплаты: по 06.08.2012;
получение второго высшего образования:
- за счет средств бюджета: по 01.08.2012;
- на условиях оплаты: по 06.08.2012;
При равном общем количестве баллов зачисление производится в соответствии с п. 24 «Правил приема в высшие учебные заведения».
При поступлении на дневную и заочную форму получения образования после лиц, указанных в п. 24 «Правил приема в высшие учебные заведения», преимущественное право на зачисление имеют:
- абитуриенты, имеющие более высокую спортивную квалификацию при поступлении на специальность «Физическая культура»;
- выпускники 2012 года подготовительного отделения университета при поступлении на соответствующие специальности;
- абитуриенты, закончившие в 2012 году подготовительные курсы по профилю избранной специальности;
– абитуриенты, закончившие в 2012 году «Школу юных» университета при поступлении на соответствующие специальности.
Специальности , при поступлении на которые зачисление в ГГУ им. Ф.Скорины вне конкурса не осуществляется (дневная форма получения образования):
«Финансы и кредит», «Правоведение», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях», Коммерческая деятельность.
СВЕДЕНИЯ О ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ,
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСАХ
На факультете довузовской подготовки и обучения иностранных студентов работают:
1. Подготовительное отделение для белорусских граждан и иностранных граждан ближнего и дальнего зарубежья. На подготовительном отделении ведется обучение по специальностям, соответствующим Порядку приема. Принимаются лица, имеющие среднее образование. Зачисление проводится по результатам тестирования или собеседования по профильным предметам на все специальности и формы обучения. Иностранные граждане принимаются в соответствии с соглашениями или договорами. На бюджетную форму обучения слушатели зачисляются в соответствии с Порядком приема в университет. От оплаты за обучение на подготовительном отделении освобождаются лица, имеющие льготы в соответствии с «Положением о подготовительном отделении высших учебных заведений Республики Беларусь».
Форма обучения: дневная, очно-заочная.
Продолжительность обучения: 9 месяцев.
Прием документов по адресу: ул. Советская, 102, учебный корпус № 5, ауд. 6-5а.
Телефон для справок: (+375 0232) 57 98 86.
2. Подготовительные курсы . Занятия проводятся с учащимися 11 классов на платной основе. Сроки обучения и количество изучаемых предметов выбираются индивидуально. Занятия на вечерней форме обучения проводятся 1 раз в неделю с сентября по май. Занятия на очно-заочной форме обучения проводятся 1 раз в месяц с сентября по май по субботам. Занятия на краткосрочных подготовительных курсах проводятся во время зимних и весенних каникул ежедневно, включая субботу и воскресенье. Прием документов по адресу: ул. Советская, 102, учебный корпус №5, ауд. 1-2. Телефон для справок: (+375 0232) 57 92 21.
(ГГУ им. Ф. Скорины )
5-й корпус
Общие сведения
В состав структуры ГГУ им. Ф. Скорины входят: 13 факультетов; Институт повышения квалификации и переподготовки кадров; 2 научно-исследовательских института; 18 научно-исследовательских лабораторий; 42 студенческих научно-исследовательских подразделения; 48 кафедр; общеуниверситетский музей-лаборатория Франциска Скорины, 7 музейных экспозиций факультетов, аспирантура, докторантура.
Высшее образование в ГГУ осуществляется по 35 специальностям первой ступени образования и 22 специальностям - второй, 69 специализациям. Подготовка кадров высшей квалификации ведется в аспирантуре по 51 специальности, в докторантуре - по 5 специальностям. Для поступления в ГГУ необходимо успешно сдать централизованное тестирование . В университете обучается 9949 студентов, из них 5508 на дневной форме и 4441 - на заочной, 90 аспирантов, 1 докторант (апрель 2016 года). В комплексе ГГУ работают 1422 сотрудника, в том числе профессорско-преподавательский состав (ППС) (без учета совместителей) - 657 человек. В числе ППС и научных работников 4 члена-корреспондента НАН Беларуси ,39 докторов наук, 34 профессора, 248 кандидатов наук, 206 доцентов .
Университет входит в структуру Министерства образования Республики Беларусь .
История
В 1958 г. в пединституте был открыт факультет начальной школы, а в 1959 г. - инженерно-педагогический факультет, название которого позднее трижды менялось (индустриально-педагогический, общетехнические дисциплины и труд, общетехнические дисциплины и физика). В последние два года деятельности Гомельский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова готовил учителей для средних школ на 5 факультетах (физико-математический, филологический, химико-биологический, общетехнических дисциплин и физики, физического воспитания). Осенью 1961 г. в Гомельском пединституте была открыта аспирантура. С 1968 г. началась разработка хоздоговорных тем (первый хоздоговор по теме «Исследования характеристик и свойств полимерных покрытий оптическими и спектральными методами»). За время работы Гомельский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова подготовил 12,5 тысяч специалистов .
В конце 1968 г. было принято решение об открытии на базе педагогического института Гомельского государственного университета. В приказе Министра высшего и среднего специального образования № 130 от 31 марта 1969 г. указывалось: «2. Открыть Гомельский государственный университет с 1 мая г. на базе Гомельского государственного педагогического института им. В. П. Чкалова . Иметь в составе университета факультеты: историко-филологический, механико-математический, физический, биолого-почвенный, геологический, экономический и физического воспитания». Первым ректором был назначен известный учёный В. А. Белый . В 1969/1970 учебном году в университете обучалось 4 429 студентов, в том числе 2 349 - по дневной форме и 2 080 - по заочной. Первый университетский выпуск составил 913 человек.
С августа 1973 года ректором ГГУ был назначен учёный, академик, участник Великой Отечественной войны Б. В. Бокуть . За годы работы в университете академиком Б. В. Бокутем была создана научная школа по оптике, которая получила известность далеко за пределами республики. Высокий профессиональный уровень, опыт работы профессорско-преподавательского состава университета использовался во многих странах мира (Алжир, Вьетнам, Куба, Кения, Монголия, Судан и другие), которым Советский Союз оказывал помощь в подготовке кадров в различных отраслях знаний. В 1980-е годы активизировалась работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в университете. На протяжении ряда лет существовали тесные связи факультетов с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. В конце 1970-х - первой половине 1980-х годов впервые в республике Гомельский государственный университет начал создавать филиалы кафедр при предприятиях и НИИ .
В 1990-е годы было открыто 10 новых специальностей. По инициативе ректора Л. А. Шеметкова в ГГУ впервые были открыты советы по защите диссертаций и докторантура. С октября 1999 г. стал издаваться журнал «Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины». Значительно расширилось международное сотрудничество. В 1994 г. университет выиграл грант программы ТЕМПУС в размере 1 млн долларов и совместно с университетами Клермон-Феррана (Франция), Бирмингема (Англия), Киля (Германия) в 1994-1998 годах разрабатывал проект «Совершенствование управления университетом».
В 1995 году на основе договоров о сотрудничестве между ГГУ им. Ф.Скорины и Оверньским университетом Клермон-1 (город Клермон-Ферран , Франция) был создан Франко-белорусский институт управления, который функционировал до 2013 года .
Гомельскі дзяржаўны ўніверсітэт імя Францыска Скарыныв университет
классический
С. А. Хахомов
51 специальность
5 специальностей
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (бел. Гомельскі дзяржаўны ўніветсітэт імя Францыска Скарыны) - один из вузов Республики Беларусь . Расположен в городе Гомеле . Открыт в году.
Общие сведения
В состав структуры ГГУ им. Ф. Скорины входят: 13 факультетов; Институт повышения квалификации и переподготовки кадров; 2 научно-исследовательских института; 18 научно-исследовательских лабораторий; 42 студенческих научно-исследовательских подразделения; 48 кафедр; общеуниверситетский музей-лаборатория Франциска Скорины, 7 музейных экспозиций факультетов, аспирантура, докторантура.
Высшее образование в ГГУ осуществляется по 35 специальностям первой ступени образования и 22 специальностям - второй, 69 специализациям. Подготовка кадров высшей квалификации ведется в аспирантуре по 51 специальности, в докторантуре - по 5 специальностям. Для поступления в ГГУ необходимо успешно сдать централизованное тестирование . В университете обучается 9949 студентов, из них 5508 на дневной форме и 4441 - на заочной, 90 аспирантов, 1 докторант (апрель 2016 года). В комплексе ГГУ работают 1422 сотрудника, в том числе профессорско-преподавательский состав (ППС) (без учета совместителей) – 657 человек. В числе ППС и научных работников 4 члена-корреспондента НАН Беларуси ,39 докторов наук, 34 профессора, 248 кандидатов наук, 206 доцентов .
Университет входит в структуру Министерства образования Республики Беларусь .
История
В 1958 г. в пединституте был открыт факультет начальной школы, а в 1959 г. – инженерно-педагогический факультет, название которого позднее трижды менялось (индустриально-педагогический, общетехнические дисциплины и труд, общетехнические дисциплины и физика). В последние два года деятельности Гомельский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова готовил учителей для средних школ на 5 факультетах (физико-математический, филологический, химико-биологический, общетехнических дисциплин и физики, физического воспитания). Осенью 1961 г. в Гомельском пединституте была открыта аспирантура. С 1968 г. началась разработка хоздоговорных тем (первый хоздоговор по теме «Исследования характеристик и свойств полимерных покрытий оптическими и спектральными методами»). За время работы Гомельский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова подготовил 12,5 тысяч специалистов .
В конце 1968 г. было принято решение об открытии на базе педагогического института Гомельского государственного университета. В приказе Министра высшего и среднего специального образования №130 от 31 марта 1969 г. указывалось: «2. Открыть Гомельский государственный университет с 1 мая г. на базе Гомельского государственного педагогического института им. В.П.Чкалова . Иметь в составе университета факультеты: историко-филологический, механико-математический, физический, биолого-почвенный, геологический, экономический и физического воспитания». Первым ректором был назначен известный учёный В. А. Белый . В 1969/1970 учебном году в университете обучалось 4 429 студентов, в т.ч. 2 349 – по дневной форме и 2 080 - по заочной. Первый университетский выпуск составил 913 человек.
С августа 1973 года ректором ГГУ был назначен учёный, академик, участник Великой Отечественной войны Б.В. Бокуть . За годы работы в университете академиком Б.В. Бокутем была создана научная школа по оптике, которая получила известность далеко за пределами республики. Высокий профессиональный уровень, опыт работы профессорско-преподавательского состава университета использовался во многих странах мира (Алжир, Вьетнам, Куба, Кения, Монголия, Судан и другие), которым Советский Союз оказывал помощь в подготовке кадров в различных отраслях знаний. В 1980-е годы активизировалась работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в университете. На протяжении ряда лет существовали тесные связи факультетов с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. В конце 1970-х – первой половине 1980-х годов впервые в республике Гомельский государственный университет начал создавать филиалы кафедр при предприятиях и НИИ .
В 1990-е годы было открыто 10 новых специальностей. По инициативе ректора Л.А. Шеметкова в ГГУ впервые были открыты советы по защите диссертаций и докторантура. С октября г. стал издаваться журнал «Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины». Значительно расширилось международное сотрудничество. В 1994 г. университет выиграл грант программы ТЕМПУС в размере 1 млн. долларов и совместно с университетами Клермон-Феррана (Франция), Бирмингема (Англия), Киля (Германия) в 1994-1998 годах разрабатывал проект «Совершенствование управления университетом». В начале ХХI века университет возглавлял доктор физико-математических наук, профессор М.В. Селькин .
Факультеты
- филологический
- иностранных языков
- исторический
- юридический
- экономический
- физический
- геолого-географический
- биологический
- психологии и педагогики
- физической культуры
- довузовской подготовки и обучения иностранных студентов
- заочный
Напишите отзыв о статье "Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины"
Примечания
Ссылки
|
Отрывок, характеризующий Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
Майор с улыбкой приложил руку к козырьку.– Кого вам угодно, мамзель? – сказал он, суживая глаза и улыбаясь.
Наташа спокойно повторила свой вопрос, и лицо и вся манера ее, несмотря на то, что она продолжала держать свой платок за кончики, были так серьезны, что майор перестал улыбаться и, сначала задумавшись, как бы спрашивая себя, в какой степени это можно, ответил ей утвердительно.
– О, да, отчего ж, можно, – сказал он.
Наташа слегка наклонила голову и быстрыми шагами вернулась к Мавре Кузминишне, стоявшей над офицером и с жалобным участием разговаривавшей с ним.
– Можно, он сказал, можно! – шепотом сказала Наташа.
Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, поправились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых.
– Надо все таки папаше доложить, – сказала Мавра Кузминишна.
– Ничего, ничего, разве не все равно! На один день мы в гостиную перейдем. Можно всю нашу половину им отдать.
– Ну, уж вы, барышня, придумаете! Да хоть и в флигеля, в холостую, к нянюшке, и то спросить надо.
– Ну, я спрошу.
Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями.
– Вы спите, мама?
– Ах, какой сон! – сказала, пробуждаясь, только что задремавшая графиня.
– Мама, голубчик, – сказала Наташа, становясь на колени перед матерью и близко приставляя свое лицо к ее лицу. – Виновата, простите, никогда не буду, я вас разбудила. Меня Мавра Кузминишна послала, тут раненых привезли, офицеров, позволите? А им некуда деваться; я знаю, что вы позволите… – говорила она быстро, не переводя духа.
– Какие офицеры? Кого привезли? Ничего не понимаю, – сказала графиня.
Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась.
– Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери.
В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой.
– Досиделись мы! – с невольной досадой сказал граф. – И клуб закрыт, и полиция выходит.
– Папа, ничего, что я раненых пригласила в дом? – сказала ему Наташа.
– Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости.
Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение.
Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего.
M me Schoss, ходившая к своей дочери, еще болоо увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе. Возвращаясь по улице, она не могла пройти домой от пьяной толпы народа, бушевавшей у конторы. Она взяла извозчика и объехала переулком домой; и извозчик рассказывал ей, что народ разбивал бочки в питейной конторе, что так велено.
После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди.
– Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа.
– Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк.
– Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки.
– Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она.
– Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик.
– Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда.
– Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня.
– Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия.
– Да полно, Наташа, – говорила ей Соня. – Я вижу, ты права, да вынь один верхний.
– Не хочу, – кричала Наташа, одной рукой придерживая распустившиеся волосы по потному лицу, другой надавливая ковры. – Да жми же, Петька, жми! Васильич, нажимай! – кричала она. Ковры нажались, и крышка закрылась. Наташа, хлопая в ладоши, завизжала от радости, и слезы брызнули у ней из глаз. Но это продолжалось секунду. Тотчас же она принялась за другое дело, и уже ей вполне верили, и граф не сердился, когда ему говорили, что Наталья Ильинишна отменила его приказанье, и дворовые приходили к Наташе спрашивать: увязывать или нет подводу и довольно ли она наложена? Дело спорилось благодаря распоряжениям Наташи: оставлялись ненужные вещи и укладывались самым тесным образом самые дорогие.
Но как ни хлопотали все люди, к поздней ночи еще не все могло быть уложено. Графиня заснула, и граф, отложив отъезд до утра, пошел спать.
Соня, Наташа спали, не раздеваясь, в диванной. В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую, и Мавра Кузминишна, стоявшая у ворот, заворотила его к Ростовым. Раненый этот, по соображениям Мавры Кузминишны, был очень значительный человек. Его везли в коляске, совершенно закрытой фартуком и с спущенным верхом. На козлах вместе с извозчиком сидел старик, почтенный камердинер. Сзади в повозке ехали доктор и два солдата.
– Пожалуйте к нам, пожалуйте. Господа уезжают, весь дом пустой, – сказала старушка, обращаясь к старому слуге.
– Да что, – отвечал камердинер, вздыхая, – и довезти не чаем! У нас и свой дом в Москве, да далеко, да и не живет никто.
– К нам милости просим, у наших господ всего много, пожалуйте, – говорила Мавра Кузминишна. – А что, очень нездоровы? – прибавила она.
Камердинер махнул рукой.
– Не чаем довезти! У доктора спросить надо. – И камердинер сошел с козел и подошел к повозке.
– Хорошо, – сказал доктор.
Камердинер подошел опять к коляске, заглянул в нее, покачал головой, велел кучеру заворачивать на двор и остановился подле Мавры Кузминишны.
– Господи Иисусе Христе! – проговорила она.
Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.
Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
Университет им. Ф. Скорины (Гомель) традиционно считается одним из самых престижных и уважаемых высших учебных заведений в Беларуси. Это не только главное образовательное учреждение на территории Белорусского Полесья, но и крупный научный центр, получивший признание от многих зарубежных вузов. Что следует знать об этом университете? Когда он был открыт и с какими видами наук ассоциируется его название?
Педагогический институт в Гомеле - начало высшей школы
Университет в Гомеле появился в 1929 году, когда советские власти решили взяться за построение образовательной инфраструктуры в Белорусском Полесье. Тогда возник Агропедагогический институт, обеспечивающий наличие трех направлений подготовки специалистов для средней школы: физико-технического, социально-исторического, литературно-лингвистического.
Первые выпускники этого учреждения учились всего два курса, но впоследствии время учебы возросло до трех лет, а затем - до четырех. Институт готовил для местных школ со средним уровнем образования педагогические кадры по таким дисциплинам, как математика, физика, химия, природоведение. С 1939 года вуз носил имя известного летчика В. П. Чкалова.
От института к университету
Тридцать лет кропотливой работы пошли на подготовку учителей различных специальностей. Институт показывал хорошие показатели, прежде чем ему присвоили звание Государственного университета в 1969 году. Фактически это был только второе учреждение такого ранга в стране после Минского БГУ. Повышение статуса вуза имело большое значение для такого города, как Гомель. Университет Скорины, факультеты которого позволяют выбирать как технические, так и гуманитарные науки, предоставляет широкий перечень специализаций классического высшего учебного заведения. Уже тогда он пользовался большой популярностью у студентов.
С приходом перестроечных времен и пересмотра мнений и взглядов о белорусском народе и его культуре, в 1988 году вуз переименовали, присвоив ему имя известнейшего просветителя-гуманиста Восточной Европы 16-го века Франциска Скорины. С того времени университет имени Скорины в Гомеле существует в неизменном виде по сей день.
Гомельский университет сегодня
Университет Скорины (Гомель) имеет серьезный преподавательский состав. Сегодня в этом вузе преподают около 650 ученых, среди которых 39 имеют звание докторов наук, 34 - профессоров. Здесь также работают члены-корреспонденты НАН. Каждый год также осуществляется набор в магистратуру и аспирантуру университета. Пять специальностей могут защищать в этом заведении кандидатские работы, одна - докторские. Это обусловлено наличием специальных научных комиссий. На базе университета проводятся различные конференции, семинары, осуществляется издание научных монографий и сборников статей.
Исследовательские центры Университета им. Франциска Скорины
Университет Скорины (Гомель) имеет в своем составе два крупных исследовательских центра. В 2016 году был открыт физико-химический, а центр истории и культуры восточнославянских народов функционирует с 2002-го. Последний стал одной из самых крупных исследовательских школ в области славистики, постоянно привлекая внимание множества отечественных и зарубежных ученых.
Еще одно учреждение, которое работает под руководством университета, - это ЦКП «Изомер» (центр коллективного пользования). Основная задача - экологический мониторинг и проверка свойств различных веществ. Учреждение имеет в своем распоряжении четыре крупные лаборатории и еще четырнадцать не таких больших, в число которых можно включить и Китайско-Белорусскую научную лабораторию, специализирующуюся на вакуумно-плазменных технологиях.
Научная жизнь в стенах ГГУ
Стоит отметить высокие показатели которые показывает Университет Скорины. Гомель каждый год принимает новых гостей, которые приезжают в город для участия в конференциях. Только в прошлом году было издано около 27 полноценных монографий, 51 сборник со статьями по различным наукам и материалами конференций, несколько сотен статей авторов из университета им. Франциска Скорины было опубликовано в ведущих зарубежных научных изданиях. Специальные периодические издания занимаются публикацией студенческих и аспирантских работ в различных областях. Издаются такие журналы, как «Проблемы физики, математики и техники», «Известия ГГУ им. Ф. Скорины».
Среди наиболее известных научных конференций, которые ежегодно проводятся в стенах этого университета, стоит отметить «Дни студенческой науки». В организации принимали участие все без исключения кафедры и факультеты вуза, по итогам выступлений вышел сборник в двух частях. Всего за прошлый год было организовано более 25 конференций, половина из которых студенческие.
Международные связи и проекты
Университет Скорины (Гомель) с уверенностью можно назвать одним из наиболее успешных на международной арене. Так, кроме связей с иностранными высшими учебными заведениями, в ГГУ функционирует с 2006 года кабинет китаеведения, где преподают ученые из Китая. Филологический факультет отличается в данной области наличием научно-методического Центра русистики. Причем он является известным в научных кругах.
Университет всячески развивает сферу международного сотрудничества посредством участия в программах международного уровня. Наиболее известная среди них - ТЕМПУС. Координаторами образовательных программ, направленных на повышение квалификации преподавания высшей школы в отраслях экологии и инклюзивного обучения, выступают Франции, Словакии.
Для оказания постоянной поддержки и развития учебного учреждения на международной арене работает специальный отдел. Благодаря ему ГГУ им. Франциска Скорины постоянно находится в центре внимания крупных проектов и программ, которые могут предложить зарубежные университеты.
Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины был основан в 1929 году. Статус университета был присвоен вузу в 1969 году.
В вузе ведется обучение на 12 факультетах, среди которых - математический, физический, биологический, филологический, факультет иностранных языков, физкультурный факультет. Также имеются исторической, юридический, геолого-географический, экономический факультет, факультеты психологии и довузовской подготовки, заочный факультет. Достаточно хорошо развита сфера послевузовского образования: 56 специальностей аспирантуры, 5 специальностей докторантуры.
Кроме того, на базе университета действует Франко-белорусский институт управления, также Институт повышения квалификации и переподготовки кадров, Союзный университет интеграции, позволяющий россиянам получать в вузе бесплатное образование.
Обучение в Гомельском Университете Скорины производится как на бесплатной основе, так и на платной. Стоимость обучения за год составляет 3 315 000 белорусских рублей, или 1 070 у. е. для дневного отделения, и 1 515 000 белорусских рублей, что составляет 490 у. е., для заочного отделения.
Для поступления в Гомельский Университет Скорины необходимы следующие документы: заявление установленной формы на имя ректора, документ об образовании с приложениями – его оригинал, сертификат проведенного в Республике Беларусь в текущем году централизованного тестирования – оригинал. Также необходимо предоставить 6 фотографий размером 3 х 4 см, справку формы 86У, установленную Министерством здравоохранения, документы, подтверждающие право абитуриента на льготы.