Как не попадать под влияние людей. Как распознать энергетического вампира и защититься от него

Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов Кейси Карен

Не попадать под влияние чужих эмоций

Вспышки отцовского гнева и пассивность матери, типичной страдалицы, сформировали меня очень восприимчивой к чужому настроению, что позволяло другим легко влиять на мои чувства. Мой отец требовал, чтобы мы все верили в то же, во что верит и он, разделяли с ним все его взгляды и жили исключительно под его руководством. Я не знала тогда, что у меня может быть выбор.

Такое положение дел длилось до тех пор, пока я не начала сопротивляться. С пятнадцати до тридцати шести лет я была мятежницей в семье. Я шла в бой с отцом, на что более не отваживался никто. В этот период я постоянно, если не сказать ежеминутно делала свой выбор, и почти всегда он был таков, чтобы вступить в противоречие со всем, что делал мой отец.

Я не особенно горжусь этим фактом своей биографии – были и лучшие способы для самоутверждения, но я делюсь им с вами потому, что эта ситуация хорошо иллюстрирует то, как я с готовностью позволяла чужому настроению контролировать мое состояние и последующее поведение. В чем я не сомневаюсь сейчас, так это в том, что мой отец страдал от депрессии, и хотя сам он был не совсем алкоголик, он также стал причиной всеобщего алкоголизма в нашей семье. Его поведение было заложено в генах, как и мое.

Узнаваемо, не так ли? Я описывала этот синдром реагирования на поведение других в предыдущих главах. Но я снова возвращаюсь к нему, потому что это – серьезная проблема. Дети и взрослые оказываются под влиянием настроений других людей, и в любых обстоятельствах они прибегают к сопротивлению. Я не акцентировалась на этом. То, что происходит с человеком и его способностью общаться, когда он так легко попадает под влияние настроения других, – закономерный итог воздействия множества людей.

Важно помнить, что настроение другого человека отражает только его состояние и ничего больше. Люди, которые часто пребывают в плохом или, по крайней мере, «отстраненном» настроении, часто испытывают яростное желание нравиться, получать признание, одобрение. Этим легко обмануться. Но мы не можем изменить настроение другого человека, и это факт, а потому не должны даже пытаться этого сделать.

Что мы в действительности можем, так это изменить свое отношение к таким людям или отойти от них, чтобы не позволять их настроению вызывать в нас импульсивные реакции.

Наше счастье зависит от нас. Никто не может быть управляем. Никто не может быть обвинен. Никто не может забрать веру. Наше счастье связано с нашей готовностью отвечать за свое настроение. Это несомненный факт – один из немногих в нашей жизни.

Несомненно также и то, что когда мы ощущаем счастье, находясь в обществе других людей – это не есть результат их внимания, их радости или заинтересованности в нас. Это – результат нашей заинтересованности в самих себе. Будьте благодарны за это и примите как факт то обстоятельство, что мы ответственны только за самих себя – вот ключ к тому, чтобы всю оставшуюся жизнь знать, как следует поступать всегда.

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

Получите фонарь для чужих потемок (10/88 - 5) Мы уверены, что никто из вас не знает, что такое душа. Мало того, мы не сомневаемся, что никто из вас об этом всерьез не задумывался. И верующие - не исключение, хотя «душа» в их словаре - один из самых расхожих терминов. Они знают:

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

Из книги Амазонкой будь – оседлай судьбу автора Андреева Юлия

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Как потрошить мужчин автора Корчагина Ирина Леонидовна

Учимся на чужих ошибках Расскажу вам одну поучительную историю про то, как из-за неудачного подарка мужчина и женщина расстались. Одна участница наших семинаров с возмущением рассказала о том, как ее муж решил купить ей шубу. Назовем эту даму Надеждой. Но покупка не

Из книги Начни. Врежь страху по лицу, перестань быть «нормальным» и займись чем-то стоящим автора Эйкафф Джон

4. Убирайте урожай с чужих полей Гладуэлл не считает правило 10 тысяч часов решающей причиной, по которой Билл Гейтс стал Биллом Гейтсом. Он даже заявляет: «Самое большое заблуждение относительно успеха – в том, что он основан лишь на нашем уме, амбициях, энергичных

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Неспособность к восприятию чужих эмоций? Еще один миф гласит, что дети с расстройствами аутистического спектра не способны воспринимать эмоции Других детей или взрослых. Проводившиеся ранее исследования предполагали, что когда дети с подобными расстройствами видят

Из книги Мифы о женском счастье, или Как сказку сделать былью автора Ардзинба Виктория Анатольевна

«Чужих» детей не бывает Думаю, многие слышали истории о том, как женщина после длительных и безуспешных попыток забеременеть принимала ситуацию, смиряясь с ней: переставала чертить графики, устраивать секс по расписанию, постоянно контролируя базальную температуру, и

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Страдающим от чужих обещаний Нет ни одного человека, который хотя бы раз в своей жизни не столкнулся с чужой необязательностью, непорядочностью, но все переживают это по-разному – кто-то забывает на следующий день, а кто-то помнит всю жизнь. Особенности и сила реакции

Из книги Сила оптимизма. Почему позитивные люди живут дольше автора Клифтон Дональд

Глава 2 Влияние положительных и отрицательных эмоций на продуктивность Большинству из нас вряд ли когда-либо доведется столкнуться с изощренными психологическими истязаниями, подобными тем, что перенесли пленные американцы. Однако все мы каждый день испытываем как

Из книги Перинатальная психология автора Сидоров Павел Иванович

Влияние эмоций на беременность Активное изучение эмоционального состояния беременных связано с тем, что эмоции, которые испытывает женщина, напрямую влияют на протекание беременности и родов, на отношение к ребенку до и после его рождения, на отношение к себе самой. А. Н.

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

День 30. Попадать в ожидания 1. Утренние страницы.2. Вы продолжаете исследовать, насколько удовлетворяются сейчас ваши потребности.Вернитесь к третьей главе курса и письменно ответьте на вопросы:– Что ожидали от вас родители в детстве?– Попадали ли вы в их ожидания?

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

Колоссальное влияние негативных эмоций Самой холодной зимой я узнал, что внутри меня – непобедимое лето. Альбер Камю Позитивное эмоциональное состояние – признак гармонии с Душой.Негативное состояние – индикатор утраты этой гармонии.И мы теряем ее постоянно.

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Влияние эмоций на процесс приема на работу Один из типичных примеров того, как наши эмоции могут взять верх над нами, – прием на работу новых сотрудников.Джо Уилсона не взяли на службу в компанию «Achilles Heel». Зато непосредственный конкурент этой фирмы дал Джо работу, и тот

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Мы сильны в выявлении чужих ошибок Если вам приходится получать обратную связь на работе, тогда вы знаете, что неправота может быть самой разной: Полная чушь. Это как 2 + 2 = 5, то есть в буквальном смысле чепуха. Я не мог грубо вести себя на том совещании хотя бы потому, что

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

288. Я не буду слушать о чужих проблемах, т. к. я не психолог Намерение: ты хочешь, чтобы тебя оставили в покое? Может, просто дослушать…Переопределение: да, ты не привык давать советы, но если тебя просят, ты можешь помочь.Разделение: но дать один ценный совет человеку ты

Все мы знаем, кто такие манипуляторы. Это люди, стремящиеся руководить поступками и чувствами других людей. Они просто обожают указывать вам, как вы должны поступать в тех или иных случаях. Если человек психологически слабый, он обязательно поведется на такие манипуляции, лишив себя возможности принимать решения самостоятельно. Не хотите стать чьей-то тенью? Тогда давайте учиться противостоять манипуляторам.

Чтобы понять, что вами намерены манипулировать, прислушивайтесь к своим чувствам. Если вы чувствуете себя дискомфортно при общении с каким-то человеком, стоит насторожиться. Обычно жертвами манипуляторов становятся робкие и наивные люди, которые лучше согласятся, чем будут спорить. Но случается, и более сильные экземпляры становятся марионеткой в чьих-то руках. , владеющий искусством манипуляции, сыграет на ваших слабых местах – привычках, недостатках и достоинствах.

Правила противостояния манипуляторам:

Поменьше хвалитесь своими способностями, чтобы не вызвать чью-то зависть, и не стать жертвой манипулятора;

Если вам что-то не по душе, не бойтесь ответить отказом. Скажите свое «нет»! Не надо стараться быть для всех хорошими;

Будьте внимательны и не доверяйтесь всем подряд;

Скрывайте свои слабости – пусть о них знает как можно меньше людей. Чаще всего манипуляторы играют именно на наших слабостях;

Не будьте предсказуемыми, только тогда вы станете неуязвимыми. Манипулятор не сможет совладать с вами, если вы постоянно меняете правила игры;

Выражайтесь четко и ясно. Говорите все в глаза, не боясь сказать манипулятору, что вас не устраивает. Пусть он попробует объясниться. У него пропадет всякое желание манипулировать вами;

Будьте спокойны и чаще выдерживайте паузы, не торопясь с ответом. За это время вы успокоитесь и сможете подобрать верный ответ;

Спрашивайте «в лоб», тогда «ваш» манипулятор будет попросту обескуражен, ведь он поймет, что играть вами у него получится.

И не надо пытаться что-то доказывать таким людям – это пустая трата времени. Лучше уделите время себе, поразмыслив над собственными слабостями, которые делают вас уязвимыми.

25/02/2011 от

Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде.

Согласно положениям Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25.07.2002, экстремистская деятельность (экстремизм) это помимо прочих проявлений:

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

К сожалению, угроза экстремистских и террористических проявлений по-прежнему остаётся актуальной, спектр противоправных проявлений расширяется, вовлечение новых членов в объединения деструктивного характера ведется с повышенной активностью.

Зачастую пропагандируемые членами деструктивных организаций и объединений идеи преподносятся так, что даже зрелому человеку сложно разобраться в их сущности. Особенно это тяжело, когда идея подкрепляется свободно трактуемыми или вырванными из контекста цитатами из священных писаний, видеороликами, оправдывающими насилие на почве ненависти к лицам иной национальности, вероисповедания, социального статуса.

Большинство регистрируемых преступлений экстремистской направленности связано с распространением идеологии (материалы в сети Интернет, листовки, печатные издания, надписи на стенах, устные публичные выступления).

Основными тенденциями в настоящее время являются:

Повышенные усилия лиц, действия которых направлены на привлечение новых участников в организации исламистской (не имеющей отношения к традиционному Исламу, но использующего подмену традиционных понятий этой религии) направленности (в том числе запрещенные на территории РФ).

Так, в 2016 году в г. Екатеринбурге пресечена деятельность экстремистского сообщества, действовавшего на базе местной религиозной организации мусульман, занимавшегося распространением запрещенной литературы, а также электронных версий книг посредством сети Интернет, проведением проповедей. Согласно вступившему в законную силу приговору суда 2 члена сообщества признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 282, 282.1 УК РФ.

Кроме того, организации, использующие искаженную идеологию иных религий (например псевдохристианские) также проводят активные действия по вовлечению в деструктивную деятельность новых членов путем организации лекций, семинаров, распространения различных пособий и материалов.

По-прежнему актуальна проблема распространения националистической идеологии. Как правило, группировки агрессивно настроенной молодежи формируются по территориальному принципу или через социальные сети.

Кроме того, в современном обществе сформировались группы, которые борются с социальными проблемами общества, используя противоправные методы. Позиция правоохранительных органов на этот счет однозначна: бороться с социально-опасными явлениями необходимо законными способами. Совершая насильственные преступления, пусть и с благими намерениями, человек становится в один ряд с преступниками.

Для того, чтобы не стать жертвой различных сомнительных проповедников или недобросовестных политических деятелей, необходимо изучать свою историю, культуру, религию, знать свои права и уважать права других людей. Если вы будете знать, вас невозможно будет ввести в заблуждение.

Во всех затруднительных ситуациях необходимо мыслить критически, советоваться с близкими людьми, читать литературу, не поддаваться призывам к участию в противоправной деятельности, изучать разные точки зрения на события, не принимать необдуманных решений.

Фото: фото из свободных источников С этим файлом связано 289 файл(ов). Среди них: munic_zad.xls, zvezd.docx, zooehstafeta.docx, zhivaja_planeta.doc, ves2015.doc, umniki_i_umnicy.doc, umelye_ruchki.doc, uch-kurs_6_kl.doc, tvorchesk_kol-p_7-8_kl.doc, tem_po_okr_miru_2_kl.doc и ещё 279 файл(а).
Показать все связанные файлы

Занятия по теме «Способы противостояния принуждению. Повышение

личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения».

Виды решительного поведения и достижение убедительных простых ответов

Цель: выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

1.Информационная часть (в форме беседы)

1. СПИД и поведение людей: заражение можно предупредить. Выработка мотивации к сохранению своего здоровья.

В основном СПИДом заболевают взрослые. Но он может передаться и подросткам. Часто на пути к взрослой жизни ребят подстерегают опасности. Поэтому лучше не торопиться рано начинать «взрослую жизнь» (ранняя половая жизнь – первый тип рискованного поведения).

Второй тип рискованного поведения. Который может привести к заражению ВИЧ/СПИДом, связан с введением наркотиков. Поэтому не подвергайтесь влиянию со стороны при уговорах принять наркотик, будьте устойчивы к психологическому воздействию сверстников, когда они предлагают попробовать наркотик, имейте собственное независимое мнение, определяющее отрицательное отношение к приему наркотиков.

Цена вашего выбора слишком высока: осознанный отказ от наркотиков – жизнь без СПИДа; проба или прием наркотиков – болезнь на все оставшиеся годы (возможно даже после однократного введения). Если выбор сделан, если ты ставишь на риск и пробуешь наркотик, то должен знать его цену. Думай сам, решай сам. Помни, что опасность СПИДа в том, что им пренебрегают, потому так важно, чтобы все в классе осознали чрезвычайность проблемы распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа.

Большинство ребят чувствуют естественное отвращение к алкоголю и другим наркотическим веществам. Но иногда можно оказаться в компании, в которой принято употреблять спиртные напитки и наркотические вещества. Самое лучшее – просто уйти. Нет ничего постыдного в том, чтобы избегать ситуаций, которые угрожают здоровью и даже самой жизни. Конечно, отважится на это трудно. Ведь за спиной о тебе будут говорить какие-то неприятные слова, наделять унизительными прозвищами… Но если рассудить здраво: что опаснее – выглядеть «слабаком» в глазах тех, кто губит свое и чужое будущее, употребляя спиртное и наркотики, или ставить под удар свою собственную жизнь?

Но даже если ты не считаешь возможным уйти из такой компании, совершенно не обязательно уподобляться большинству. Сильные люди, имеющие свое мнение и свою жизненную позицию, ценились и уважались во все времена. Оставайся со своими приятелями, общайся, танцуй, слушай музыку. От выпивки и других вещей, которые тебе действительно неприятны, откажись спокойно и уверенно. Не бойся выглядеть не так, как все, и тебя, скорее всего, примут, и будут уважать.

Ты имеешь право на собственное мнение, независимо оттого, что думают об этом другие. Помни об этом и уважай себя. Только в этом случае тебя будут уважать другие.

Помни, что главное – защитить себя, свое будущее, свое право на здоровье и завтрашний день.

Факт существования эпидемии ВИЧ/СПИДа среди молодежи в нашей области должен заставить каждого из нас осознать, почему СПИД получил у нас такое широкое распространение. Проблема ВИЧ/СПИДа приводит нас к пониманию необходимости изменения стиля жизни и поведения. Помните, что здоровый образ жизни предотвращает заражение ВИЧ/СПИДом.

«Единственная красота, известная мне, - это здоровье», - сказал когда-то Гейне. Все, что вредит здоровью, вредит и красоте. Все, что укрепляет здоровье, полезно для красоты. Полезно правильное чередование, работы, отдыха, развлечений. Полезен спорт. Полезны прогулки на свежем воздухе. Полезно купание в бассейне, в бане, в пруду, речке, море. Важно правильное питание.

Поддержка.

Учитель называет учреждения, где учащиеся, которые пробовали вводить наркотики (возможно по любопытству или незнанию), могут найти помощь и поддержку.

2. Умение оградить себя от опасности. (Информация для учителя).

В последнее время увеличилось число сексуальных преступлений против детей. Поэтому подобно тому, как мы учим всех детей соблюдению правил уличного движения (а не просто запугиваем их улицей и транспортом) для того, чтобы они не становились жертвами дорожно-транспортных происшествий, мы должны учить детей правилам жизни и поведения, обеспечивающую им физическую и психическую безопасность.

2.Упражнение «Обсуждение ситуации». Цель: ознакомление учащихся с вариантами рискованного поведения и развитие навыков принятия ответственного решения.

Ситуация: Ольга одна дома. К ее старшему брату пришел друг Игорь, с которым он учится в институте. Уже поздно, а Игорь живет довольно далеко, и добираться туда в вечернее время очень трудно. Раньше Игорь не обращал на Ольгу никакого внимания, но сегодня он был необычно нежным и ласковым. Чтобы показаться взрослым он выпил что-то из спиртного, и его поведение изменилось, он стал агрессивным.

Как не попасть под влияние

Что надо предпринять Ольге в этой ситуации?

В начале обсуждения учитель может предложить следующее решение: Ольга должна встать и решительно заявить, что уходит. Если уже поздно, то она может уйти к соседям или пригласить их к себе в гости. Для продолжения обсуждения предоставляется слово желающим выступить, и анализируются другие варианты решительного поведения.

В конце обсуждения учащимся предлагаются следующие вопросы:

  • Как поступил(а) бы ты в этой ситуации? (Возможный вариант ответа: если находитесь дома один, нельзя впускать в квартиру людей, которым вы не совсем доверяете, чтобы не оставаться с ними наедине).
  • Почему такая рискованная ситуация случилась с Ольгой? Как нужно было поступить?

    Какие выводы следуют из этого?

    Что значит быть ответственным?

Учитель комментирует ответы учащихся.

3.Упражнение «Спасибо, нет!». (Дидактическая игра в форме интервью журналиста, дискуссия с участием всего класса.)

Цель: научиться противостоять давлению взрослого, уметь использовать аргументы, т.е.

причины, по которым можно отказаться.

Сценарий игры: действующие лица: журналист, мальчик Дима 12 лет, родители мальчика.

Журналист сообщает: «Позавчера вечером в городскую больницу был доставлен двенадцатилетний мальчик Дима, обнаруженный под окнами одного из домов, мальчик был без сознания. К счастью, он остался жив. «Что произошло?» - спрашиваю я Диму, который уже выписался из больницы».

Дима рассказывает: «Вчера вечером мы возвращались домой с катка. Артур, мой друг, и я… Когда мы шли через парк, к нам подошел незнакомый дядя и пригласил нас к себе в гости, пообещав показать коллекцию марок. Артур сказал, что уже поздно, его ждет отец, и ушел. Я же после «веских» аргументов мужчины (он сказал мне, что я уже взрослый, настоящий мужчина, имею право сам принимать решения) согласился пойти с ним, хотя мне и не очень хотелось это делать. В квартире он предложил мне раздеться, выпить несколько капель рома, включил приятную музыку, стал обнимать меня и говорить мне приятные комплименты… Что-то испугало меня в его поведении, и, когда он вышел в соседнюю комнату (там зазвонил телефон), я попытался спуститься с балкона, но было скользко, я сорвался… Больше ничего не помню».

Журналист говорит: «Разговариваю с родителями мальчика и обращаюсь к его отцу: «Что вы думаете о вчерашнем приключении вашего сына?» Отец Димы отвечает: «После телефонного разговора с другом (поздно вечером я позвонил Артуру) я сразу же начал его искать. Я не мог поверить что случилось что то ужасное… И только рано утром я нашел сына в больнице».

Журналист обращается к матери: «Почему это произошло? Зачем Дима пошел поздно вечером с незнакомым человеком?» Мать: «Мой сын немного ниже одноклассников ростом. Может быть, отсюда все его комплексы, а может быть, таким образом он хотел доказать, что он уже взрослый».

Журналист: «Как это могло произойти?»

В этот момент подключается преподаватель: «Сначала давайте ответим на вопрос, как вели себя Дима и его друг? Почему они вели себя таким образом? Кто повел себя правильно? Что бы могли сделать Артур и Дима чтобы этого приключения не было? Как сказать нет, когда на тебя оказывают давление?»

4.Упражнение «Спасибо, нет!». Цель: развитие навыков резистентности к давлению взрослых.

Педагог делит класс на две группы. Ученики первой группы описывают случаи, в которых они оказывали давление на других (неважно, с какой целью). Ученики второй группы, описывают случаи, когда на них оказывали давление, чтобы они пошли куда-либо с незнакомым взрослым или группой сверстников, склоняли к употреблению психоактивных веществ и т.д. Затем эти описания становятся предметом обсуждения всем классом. Учащиеся анализируют причины и приемы оказания давления. При обсуждении стоит остановиться на причинах оказания давления (явных и скрытых) и способах сопротивления давлению.

Вывод: для того чтобы избежать рискованных жизненных ситуаций, необходимо прислушиваться к предостережениям людей, которым мы доверяем.

5.Упражнение «Легенда о Чингисхане». Цель: напомнить учащимся о том, как важно прислушиваться к предостережениям людей, которые способны более правильно, чем они, оценить те или иные ситуации, особенно в сфере межличностных взаимоотношений.

Учитель зачитывает учащимся в слух текст легенды о Чингисхане и Соколе, которая в образной форме дает учащимся представление от трагедии, к которой могут привести действия человека, идущего на поводу у собственных желаний.

Легенда. «… Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Он много воевал и покорил много стран, так что его империя простерлась от Восточной Европы до Японского моря.

Однажды хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, чтобы настичь ее.

День был жаркий, и к полудню Хана сморила жажда. Он принялся искать родник, на который как-то раньше наткнулся в этом лесу. Наконец, он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где-то наверху.

Вода сочилась медленно, капля за каплей. Ее было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил ее под падавшие капли. Чаша стала медленно наполняться

Хану не терпелось примкнуть к воде, ощутить ее прохладу, смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краев, и уже поднес ее к губам, когда вдруг что-то стремительное пронеслось в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю. Пораженный, Хан поднял голову и увидел Сокола, который перелетал с дерева на дерево с гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполниться лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, но тут Сокол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой.

Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу – и в третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью.

Устремив гневный взор на птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: «Как ты посмел разлить мою воду!» Он нагнулся, чтобы поднять с земли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: «Только попадись мне, и я сверну тебе шею!»

Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. «Если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, - сказал он Соколу, - поплатишься жизнью!» Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднес чашу к губам, Сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полете. Сокол упал к ногам хозяина, и не сводя с него полных любви глаз, истек кровью. «Ты получил то, что заслужил», сказал Хан и переступил через тело птицы, чтобы найти среди камней свою чашу. Но чаша завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался. Не смог ее достать.

«Ничего, - подумал Хан. – Я все равно утолю жажду. Эта струйка воды приведет меня наверх, к самому источнику.»

И Хан полез на кручу. Чем выше он взбирался. Тем сильнее ему хотелось пить. На самом верху он, наконец, увидел небольшое озерцо и в нетерпении бросился к нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мертвая змея, ничтожной капли яда, которой было достаточно, чтобы убить человека. Хан снова окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному соколу, лежащему на земле далеко внизу. «Этой птице я обязан жизнью, - подумал Хан. – Сокол был мне верным другом, а я убил его».

Хан пустился бежать с горы, то и дело скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложил в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой.»

После прочтения текста с учащимися проводится обсуждение персонажей легенды:

Какое отношение они имеют к нам? -Какие уроки можно извлечь из этой легенды? -А как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей? -Прислушиваетесь ли вы к советам этих людей?

Выводы предлагается сделать самим учащимся.
перейти в каталог файлов