Курсовая работа проект изготовления фартука. Назначение фартука

План урока

Данные об учителе: Лыхно В.Ю., МБОУ СОШ № 81.

Предмет: технология Класс: 5 « А»

Учебник (УМК): Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко «Технология. Обслуживающий труд»

Тема урока: Виды и назначение фартуков

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: ИКТ. Шаблоны деталей фартуков, макеты и образцы тканей, отделочные материалы.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Урок является первым в изучении нового раздела программы: « Технология изготовления швейных изделий»

Предметные УУД:

Имеют понятие «текстильного волокна», процесса получения ткани, швейных изделий;

Умеют определять свойства материалов визуально, на ощупь;

Познавательными УУД:

Умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимание и определение понятия «фартук», «модель», «назначение фартука»

Понимание влияния выбора ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий (фартука).

1 уровень - узнавание

Регулятивные

Определять цель дальнейшей деятельности;

Вырабатывать критерии для оценки своей деятельности;

Диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

2 уровень- совместные (групповые) выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Познавательные

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Осуществлять сравнение;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выдвигать гипотезы;

3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе предложенного алгоритма действий

Коммуникативные

Публично презентовать и защищать проект изделия;

Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;

Слушать других, пытаться принимать

другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

2 уровень- совместные (групповые) выполняемые под руководством учителя действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень - самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Конспект урока:

Организационный этап (2 мин):

Приветствие, отметка отсутствующих

Мы переходим к изучению нового раздела, который называется « Технология изготовления швейного изделия» И сегодня первое занятие, посвященное изучению этого раздела.

Мотивационный этап (3 мин):

О каком швейном изделии мы будем говорить, я думаю вы легко догадаетесь, послушав небольшой рассказ из книги « Девочки, книга для вас»: - Встречаются две подруги……..

Вопрос к учащимся – Как девочка догадалась, что подруга готовила борщ? Почему у одной платье осталось чисты, а у другой нет? Правильно, - потому что оно было закрыто фартуком. И сегодня мы будем знакомиться с таким швейным изделием как фартук.

Ориентировочный этап(5 мин):

Вопрос: А кто из вас знает, что означает слово – фартук? историю фартука?

Давайте посмотрим на экран (слайды по словарю Ожегова)

Поисково- исследовательский этап (5 мин):

Рассмотрим, из каких основных деталей состоит фартук? Слайд. Девочки отвечают: нагрудник, нижняя часть, пояс, бретели и карманы. Эскизы фартуков создают - кто? - художники. Разрабатывают будущую модель – модельеры.

И я сегодня призываю вас совершить для себя маленькое открытие. Собственный творческий поиск поможет вам в этом. Я желаю вам, чтобы для вас он прошёл с пользой.

Сегодня вы модельеры. Перед вами стоит задача – создать модель фартука. Работа любого модельера начинается с формулы: "для кого – для чего – из чего”

Чтобы вам было интересно работать, мы разделимся на 4 группы модельеров. Необходимо выбрать руководителя группы, который будет следить за временем и записывать результаты в текст защиты. А также оценивать участие каждого члена группы. Два дизайнера занимаются выбором ткани и отделки. А остальные занимаются раскроем, сборкой и примеркой на куклу- шаблон.

Каждая группа получает свое задание. (Учитель раздает задания).

Задание 1 группе:

Представьте, что Золушке нужно перебрать мешок чечевицы и постараться не запачкать платье. Предложите фартук для Золушки.

Задание 2 группе:

Вы пригласили гостей. Вам нужно накрыть стол. Как сохранить свое нарядное платье от пятен? – Надеть фартук. Но тот, в котором вы протирали пыль и готовили на кухне не подходит? Предложите фартук для приема гостей.

Задание 3 группе:

Вашу группу пригласили на большой праздник в Москву, где вы должны представить Удмуртию в народном костюме. Платье готово, а вот с фартуком надо поработать.

Задание 4 группе:

На уроках технологии мальчики работают в столярных мастерских с древесиной. Предложите фартук, который бы защитил их школьную форму от загрязнения.

Для выполнения практической работы вам нужно иметь ножницы, линейку и карандаш, лекало, ткань, булавки, аксессуары. Все это лежит на столах в каждой группе, а также инструкция - алгоритм действий.

Инструктаж по ТБ с ножницами и иглами.(учащиеся озвучивают ПТБ)

Практический этап (20 мин):

Раздаточный материал для работы:

Краткая справка (Классификация фартуков по назначению)

Повседневные фартуки более спокойные по силуэту, фасону, отделке, не мешающие движениям; используемые ткани должны хорошо стираться и утюжиться. Отделкой могут служить тесьма, ленты.

Нарядные фартуки предназначены для домашних праздников. Это фартуки, надевающиеся поверх нарядной одежды или являющиеся дополнением к костюму. Выполняются из легких тканей белых или пастельных тонов. Отделкой могут служить кружево, вышивка, оборки, рюши.

Специальные, рабочие фартуки для мужчин просты по силуэту, цветовая гамма спокойная. Выполняются из плотных тканей, тканей с пропиткой для жесткости. Отделкой могут служить кнопки, пуговицы, застежки на липах и молнии.

Национальный удмуртский фартук -предназначен для народных праздников. Используются льняные ткани.Цвета в основном красный, синий, зеленый. Фартуки в народных костюмах богато украшались лентами с орнаментом, вышивкой, тесьмой.

Алгоритм действий в группе:

1 . Определитесь с назначением вашего изделия.(читайте краткую справку). Результат запишите в текст защиты.

2. Определитесь с выбором ткани.

3.Переведите детали фартука по шаблону на ткань.(мелком или карандашом)

4 .Вырежьте детали фартука, соедините их булавками (пояс, бретели, карманы, нагрудник и нижнюю часть)

5. Подберите отделочные элементы, приколите к фартуку булавками.

6.Наденьте фартук на условную фигуру (бумажную куклу)

7. Подготовьтесь к защите проекта:

Текст защиты (вставьте пропущенные слова)

Назначение фартука - …………………… Для его изготовления использовали………………………………………ткань. Основные детали фартука-………………………… ……………………………………………………………….. В качестве отделки использовали…………………………………………

Рефлексивно- оценочный этап (10 мин):

Заслушав защиту проектов, можно сделать следующие выводы:

1.Фартуки по назначению делятся на рабочие – специальные (производственные), повседневные (для уборки в доме и кулинарных работ), нарядные (для сервировки стола и приема гостей), национальные.

2. Фартуки состоят из следующих деталей: нагрудника, нижней части, карманов, пояса, бретелей.(цельновыкроенные или отрезные)

Найдите сходства и различия:

Сходства: Детали имеют одинаковые названия.

Различия: Нагрудник может быть цельновыкроенным или отрезным, форму всех деталей (нижней части, нагрудника, карманов) можно изменять. Можно применять разные ткани.

3. Для изготовления фартука используются различные ткани, чаще всего хлопчатобумажные или льняные. Подумайте, почему?

Знакомимся одновременно с требованиями к одежде. Поскольку всю рабочую одежду часто стирают, ткань и отделка должна быть прочными, хорошо стираться и гладиться, а также важное свойство – быстро впитывать влагу и быстро сохнуть, всеми этими свойствами обладают ткани растительного происхождения.

4. Любая одежда должна иметь красивый внешний вид, чтобы ее приятно было надеть, поэтому используют красивые ткани и различную отделку для фартука – оборки, кружево, тесьму, ткань контрастного цвета, аппликацию, а также вышивку.

А теперь я попрошу вас:

Оценить вклад каждого в работу в группе:

А - активно работал в группе, открыто высказывал свою точку зрения, помогал товарищам

Б - хорошо выполнил только свою часть работы, в обсуждении своего мнения не высказывал

В - пассивен, работал слабо, в диалоге не участвовал

Фамилия, Имя

Проявленная активность

Оценка за работу

А также высказать свое мнение об уроке, настроение - ответив на вопросы:

- « На этом уроке я узнала…»

- «На этом уроке я научилась….»

- «Мне пригодится….»

Уч.год

Класс

Время выполнения – 45 мин

Практическое задание: «Моделирование головного убора»

1. Нарисуйте три оригинальные модели головных уборов

Косынка на притачной планке,

Поварской колпак,

Пилотка.

2. Придумайте и предложите варианты отделки.

«Моделирование»

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по технологии

Уч.год

Класс

«Моделирование швейных изделий»

Время выполнения – 45 мин.

Практическое задание: «Моделирование фартука»

Внимательно прочитайте задание.

1. Нарисуйте три оригинальные модели фартука различного назначения (например:

для приготовления пищи, для работы в школьной мастерской, для народного

костюма). Форму и размеры деталей, декоративную отделку согласуйте с назначением фартука и материалом, из которого целесообразно будет его сшить.

Используйте дополнительные детали.

2. Придумайте и предложите варианты отделки

Карта пооперационного контроля к практической работе



«Моделирование фартука»

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по технологии

Уч.год

Класс

К разделу «Моделирование швейных изделий»

Время выполнения – 45 мин.

Практическое задание: «Моделирование юбки»

1. Внимательно рассмотрите эскиз и прочитайте описание модели.

2. Найдите различия с базовой конструкцией юбки.

3. В соответствии с эскизом нанесите новые фасонные линии.

4. Перенесите линии фасона на шаблон из цветной бумаги.

5. Изготовьте из цветной бумаги детали выкройки для раскладки на ткани

6. Аккуратно наклейте детали выкройки.

7. Нанесите на детали выкройки необходимые надписи для раскроя.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Вяземского Вяземского

муниципального района Хабаровского края

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ»

по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА»

класс 5

раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

тема: Фартук. Моделирование фартука .

составитель:

Котова Татьяна Гавриловна,

учитель технологии

2015 г.

Технологическая карта урока

Раздел

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Тема

Фартук. Моделирование фартука.

Цели

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий «моделирование», «модель», «назначение одежды» и их использовании при моделировании фартука. Обеспечить закрепление этих знаний и умений для самостоятельного применения.

Задачи

Образовательные:

познакомить учащихся с понятием «модель», «одежда», «моделирование», деталями фартука, способами моделирования; сформировать умение моделировать фартук, ознакомить учащихся с профессией модельера.

Развивающие:

создать условия для развития универсальных учебных действий:

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Структурировать знания, выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, знаки)

Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы).

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус. Создать условия для формирования навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ.

Основное содержание темы

Термины понятия

Понятия «моделирование», «модель». Профессия – модельер-конструктор. Особенности моделирования рабочей одежды. Простейшие способы моделирования фартука.

Моделирование (художественное, техническое), модельер, эскиз (модель), отделка

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

    стимулировать способность иметь собственное мнение;

    сделать учёбу полезной, интересной, увлекательной;

    выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми, научиться ничего не принимать на веру;

    самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Регулятивные УУД:

    целеполагание;

    мотивация учебной деятельности;

    развивать самостоятельную познавательную деятельность.

Коммуникативные УУД:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

    отражать в устной и практической форме результаты своей деятельности;

    признавать право другого человека на иное мнение.

Познавательные УУД:

    логические, уметь конструировать и моделировать фартук;

    анализ объектов с целью выделения признаков;

    исследовать несложные практические ситуации.

    выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.

Рефлексивные УУД:

    постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

    формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

    поиск и устранение причин возникших трудностей

    осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

    владение умениями совместной деятельности с другими её участниками;

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

    знакомство учащихся с понятиями “модель”, “одежда”, “моделирование”, историй, деталями фартука, правилами моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука;

    формирование навыков по моделированию;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

    овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

черчение, информатика, математика, биология, ИЗО.

учебник, рабочая тетрадь

цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей,

мультимедийный проектор, интерактивная доска.

фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1- этап Самоопределение к деятельности (10 мин)

Цели деятельности

Ситуативные задания

Планируемый результат

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Учащимся предлагается ответить на вопросы.

1 . Предлагается внимательно послушать рассказ

С. Могилевской «Две хозяйки» , и самостоятельно попытаться определить тему урока.

Ох, устала – говорит одна хозяйка.

Как не устать, раз обед готовила! - говорит другая.- Небось оладьи жарила?

Оладьи. А ты откуда знаешь?

И клюквенный кисель варила?

Что верно, то верно. Вкусный получился!

А борщ- то томатом заправляла?

Да ты откуда такая догадливая?

Как не догадаться, на твоем платье вся готовка видна.

Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда где пятна от муки, где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:

Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких!

Вот погляжу, какова ты будешь, когда с обедом управишься.

Уже управилась. Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.

Одно из правил вы запомните на всю жизнь: войдя на кухню, прежде всего, наденьте фартук. И, раньше чем не управитесь со всеми делами, не снимайте с себя его.

Вопрос: какой вывод вы можете сделать, послушав разговор 2-х девочек? Без чего нельзя обходиться на кухне при приготовлении пищи? (Фартука)

- Так какова же будет тема урока? ( Фартук).

2 . Значение разнообразия.

Как вы думаете, с чего начинается изготовление любого изделия?

(С его конструирования)

А как вы понимаете, что такое «конструирование»?

(Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия)

Давайте посмотрим друг на друга. Какие мы?

(– Красивые, веселые, грустные… Я подвожу детей к ответу «Разные»)

В чем выражается эта разница? Чем мы отличаемся друг от друга?

(– Прической, чертами лица, цветом волос…одеждой).

Давайте, посмотрим на чертеж фартука.

Чертежи выкроек фартуков вы тоже все строили разные?

(- Нет, Одинаковые).

Скажите, шить фартуки вы будете все одинаковые или разные?

(Нет. Разные)

Так как же нам теперь быть? Попробуем представить, что было бы, если бы мы все стали похожи друг на друга?

(– Неинтересно…) И фартук, сшитый из прямоугольников, будет выглядеть, скорее всего, простовато и не нарядно.

Что необходимо сделать с чертежом выкройки фартука, чтобы получить разные модели фартуков?

( Желательно внести в чертеж изменения)

Молодцы!

Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению этого задания?

( Нет)

В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая?

(Мы не знаем, как выполнить задание?)

Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.

Готовность учащихся к уроку;

организация внимания всех учащихся

2 этап Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

Повторение пройденного материала (10 мин)

Изучить понятие «модель, «моделирование»»;

дать первоначальные навыки приемов моделирования.

Сравнение чертежа и модели.

Учащимся предлагается рассморев представленное изображение модели, опредеоить сходство или различие с чертежом, затем внести необходимые изменения в нем.

Задание - найти сходства и различия в представленных моделях, сформулировать понятие «моделирование».

Учащимся предлагается сформулировать понятия.

Знакомство с профессией "модельер"

1 .На прошлом уроке мы построили чертеж фартука и определили основные линии чертежа

Задание : Перед вами чертеж фартука и нумерация линий, в соответствии названиям линий поставьте цифры.

2. Актуализация знаний (учащиеся задают друг другу вопросы)

а) как называлась тема прошлого урока? (построение чертежа фартука)

б) как называется процесс построения чертежа фартука? (конструирование)

в) Чем занимается инженер – конструктор? (построением различных чертежей деталей изделия)

г) Назовите детали фартука? (нижняя часть фартука, нагрудник, карман, пояс, бретель)

д) Почему чертеж фартука выполняют на половину фигуры? (вторая половина симметричная)

е) Какие детали имеют линию середины? (нижняя часть нагрудника, нагрудник)

ж) Что нам необходимо чтобы построить чертёж? (мерки)

з) Какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертёж фартука? (Сб., Ст., Дн, Днч)

3. Заполнить таблицу (приложение)

На бригаду даётся таблица – кто быстро и правильно восстановит текст.

Определение видов моделирования, основных способов для создания определенной модели изделия.

Изложение нового материала (25 мин)

1. (Подача нового материала осуществляется в исследовательской форме: умышленно не объясняется понятия «моделирование», «модельер»: учащиеся выводят определение в процессе урока.)

Сегодня мы узнаем, как, построив один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели, и попытаемся освоить способы моделирования, будем заниматься моделированием (умышленно повторяется несколько раз непонятное слово, чтобы вызвать заинтересованность учащихся к предстоящему занятию).

Если сделать выкройки (демонстрируются выкройки деталей фартука), скроить (демонстрируются выкроенные из ткани детали фартука) и сшить фартук, то он получится вот таким (демонстрация).

Сравнивая чертеж и модель, учащиеся отмечают, что форма деталей выкройки и фартука из ткани совпадают.

Затем предлагается вниманию учащихся модель, в которой изменена форма деталей фартука.

Можно ли по имеющейся у нас выкройке скроить и сшить такой фартук?

(– Нельзя)

Почему?

(Приглашаются желающие проверить соответствие формы деталей фартука и выкройки, найти ответ. Дети находят отличие. Делают вывод о том, что нужно изменить форму деталей фартука).

Как?

(Приглашаются к доске желающие попробовать изменить форму деталей на чертеже в соответствии с моделью. Находим правильный вариант.)

Чем мы занимаемся?

(– Рисуем, изменяем форму деталей… «Моделируем»)

Так что же такое моделирование?

(-Изменение чертежа выкройки)

Чтобы понять, что такое моделирование – давайте внимательно посмотрим на ряд моделей.

2. Задание:

I вариант - Найдите сходство в данных моделях;

II вариант - Найдите различия в данных моделях

Возможные ответы детей:

Сходство

1. У каждого фартука есть нагрудник.

2. У каждого фартука есть нижняя часть.

3. У всех фартуков есть карманы.

4. У всех фартуков есть бретели.

5. У всех фартуков есть отделка.

Различия

1.Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии.

2. Карманы имеют разную форму.

3. Фартуки различаются по цвету.

4. Отделка у фартуков разная.

5. У фартуков различная форма нижней части.

(уточнение в определение)

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

Моделирование бывает художественным и техническим.

Художественное (творческое) моделирование – это создание эскиза модели изделия. Осуществляют художественное моделирование художники-модельеры (дизайнеры).

Техническим моделированием называют перенос фасонных особенностей с рисунка на чертеж изделия. Осуществляют этот процесс конструкторы-модельеры.

3 . Предлагается следующая модель. Учащиеся дают описание модели.

Форма деталей готового фартука отличается от формы деталей на чертеже?

(– Нет)

Получается, что модель осталась прежней? (Направляю мысли учащихся на то, что появилась отделка. Значит, это другая модель фартука.)

Как можно назвать отделку?

(– Лента, цветная полоска, тесьма)

Это может быть и лента, и тесьма, и вышивка.

А может быть отделочная ткань, гармонирующая по цвету с основной тканью.

Как точнее можно определить процесс моделирования? Запись в тетрадь

(Моделирование – это изменение формы деталей фартука на чертеже и подбор отделки), во время работы с тетрадью следить за осанкой детей:

На уроке мы сидим

Спинки многие кривим,

Сели ровно, распрямились

И в принцесс все превратились.

Существуют различные виды отделки фартука

Современные модельеры используют разнообразные виды декоративной отделки: ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию и т.д. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.

4 . Профессия модельер (2-3 мин.)

Моделирование одежды можно определить и как процесс создания новых ее моделей.

Создателя образцов одежды называют модельером. Художник – модельер создает эскизы новых моделей. Модельер – конструктор переносит на основу чертежа особенности фасона.

Модельер может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Придуманный образец модели он воплощает в эскизе.

Эскиз (франц.) – это рисунок, по которому создается какая-нибудь вещь, декорация, здание (из словаря иностранных слов). В нашем случае мы работаем с эскизами фартуков.

Можно выделить несколько способов моделирования фартуков:

Изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей;

Применение художественной отделки;

Моделирование цветом.

Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования.

5 . Контроль знаний :

Соблюдая правила моделирования, подобрать к нижней части фартука, подходящие нагрудник и карман.

Проверка - правильные варианты.

3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

Сформировать умения применять теоретические знания при выполнении практической работы

Игра «Ателье моды». (30-35 мин)

«Создаются» ателье, где распределяются роли, для которых выдается план работы – художник-модельер и художник- конструктор. Каждая команда дает название ателье, придумывают эскизы, выполняют техническое моделирование фартука. Защищают свои эскизы фартуков и техническое моделирование. Группы оценивают работу друг друга.

Сравнение, оценивание своей работы и работы членов группы.

Определение о значимости сложности и трудоёмкости операции.

Домашнее задание:

Выполнить моделирование фартука на себя: 1. выполнить эскиз;

2. изменить форму деталей чертежа.

3. подобрать отделку.

Умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками;

Выбор наиболее рациональных способов моделирования и проведение сравнительного анализа;

Определение видов моделирования, основных способов для создания определенной модели изделия;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Планирование профессиональной карьеры.

4 этап Рефлексивная деятельность (10 мин)

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Учащимся предлагается оценить полученную информацию, закончив представленную фразу.

-контрольные вопросы:

1. Что означает термин «модель»?
2. Что означает термин «моделирование»?
3. С какими видами моделирования вы познакомились?
4. В чем заключается моделирование фартука? Назовите варианты моделирования фартука.
5. Что такое художественное моделирование и кто эту работу выполняет?
6. Что такое техническое моделирование и кто эту работу выполняет?
7. Назовите этапы моделирования.
8. Как подготовить выкройку к раскрою?

Работа на странице флипчарта:

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научилась…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

Планирование учебного сотрудничества.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Планируемый результат

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

обобщение учителя о достижении целей урока

объективная оценка результатов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задание: заполнить таблицу

На бригаду даётся таблица – кто быстро и правильно восстановить текст. Условие: каждый учащийся, получивший карточку должен самостоятельно определить место её расположения в таблице.

Название мерок

Обозначение мерок

Назначение мерок

Порядок снятия мерок

Определение длины нагрудника

Определение длины пояса

Длина нагрудника

Длина нижней части

Определение длины нижней части фартука

Полуобхват талии

Полуобхват бёдер

Горизонтально вокруг бедер

ОТВЕТ:

Длина нагрудника

Определение длины нагрудника

От линии талии вверх до желаемой длины

Длина нижней части

Определение длины

нижней части фартука

От линии талии вниз до желаемой длины

Полуобхват талии

Определение длины пояса

По самому тонкому месту туловища

Полуобхват бёдер

Определение ширины нижней части фартука

Горизонтально вокруг бедер

Задание: Заполнить таблицу:

1 и 3 бригады находят сходные черты;

2 и 4 бригады находят различия.

Сходство

Различия

1. У каждого фартука есть нагрудник.

1. Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии.

2. У каждого фартука есть нижняя часть

2. Карманы имеют разную форму.

3. У всех фартуков ест карманы.

3. Фартуки различаются по цвету.

4. У всех фартуков есть бретели

4. Отделка у фартуков разная.

5.У всех фартуков есть отделка.

5. У фартуков различная форма нижней части.

Технологическая карта. «Моделирование фартука»

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

Лист цветной бумаги перегните на ширину фартука, лицевой стороной вовнутрь, приложите лекало фартука вплотную к сгибу и обведите.

Цветная бумага, карандаш, лекало фартука.

На цветной бумаге повторите фасонные линии создаваемой модели, вырежьте полученный чертёж, приклейте на альбомный лист рядом с эскизом.

Цветная бумага, фигурное лекало, карандаш, ножницы, клей, альбомный лист.

Для задуманной модели фартука подберите цветовое решение отделки.

Различные варианты отделок, аппликации, клей, ножницы.

Раздаю лекало – в конструировании это готовые выкройки, как и чертеж, выполнены в половинном размере.

Сначала выполнить эскиз (сделанный от руки рисунок с соблюдение пропорций). Цветную бумагу перегибаем лицевой стороной во внутрь на ширину фартука, обводим лекало, наносим фасонные линии, вырезаем (с соблюдением всех правил ТБ), придумываем отделку, подбираем её по цвету, наклеиваем на придуманную модель,

Готовый вариант наклеиваем на лист рядом с эскизом.

Предлагаю: "Объясните свой выбор”.

Или поиграем – "Одень куклу”, придумай ей фартук по назначению.

Приложение 2

План работы «художника - модельера»

    Всей группой придумать название ателье и вписать его в бланк.

    Придумать 2 фасона фартука, учитывая форму нагрудника, нижней части и кармана.

    Подобрать цвет и отделку.

    Нарисовать 2 эскиза фартука, наложив их на рисунок манекена в бланке.

    Публично описать модели фартуков.

    Передать свой бланк с эскизами фартуков другому «ателье»

План работы «художника - конструктора»

    Взять бланк с эскизами фартуков из другого «ателье».

    Сравнить базовый чертеж с новым эскизом.

    На базовом чертеже в М 1:4 нанести новые фасонные линии.

    На шаблон из цветной бумаги также нанести новые фасонные линии, вырезать ножницами.

    Склеить изменения в выкройке на бумагу.

Оценка проекта

    «Ателье» еще раз обмениваются бланками и публично оценивают техническое моделирование конкурентов.

Приложение 1. Ателье _________________________

Модель №1

Оценка:

Модель №2

Оценка:

Тема: «Использование графического редактора «Paint» для выполнения эскизов моделей рабочей одежды для дома – фартук»

Цели:

  • Ознакомление учащихся с видами фартуков различного назначения и их отделкой.
  • Привитие практических умений и навыков при работе с графическим редактором

Задачи:

  • Научить применять компьютер для конкретных целей.
  • Научить выполнять эскизы моделей фартуков и составлять композицию аппликации способом компьютерной графики.
  • Ознакомить с работой художника – модельера, использующего современные технические средства.

Оборудование: компьютер, экран для демонстрации изображения с монитора плакаты с различными моделями фартуков, журналы мод, образцы фартуков в масштабе 1:1 , образцы аппликаций, рабочая тетрадь, ручка карандаш, фломастеры, ластик.

Тип урока: интегрированный.

Понятийный минимум: новые термины: эскиз, стилизация, композиция, пропорция.

Урок проводят два учителя – технологии и информатики. Теоретические сведения учащиеся получают от учителя технологии, а практические задания – разработку эскизов фартуков и аппликаций к ним выполняют на компьютере под руководством учителя информатики.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение цели и темы урока

– Знакомство с понятием «производственная одежда», «рабочая одежда».
– Фартук как рабочая одежда для дома.
– Гигиенические и технологические требования, предъявляемые к данному швейному изделию.
– Аппликация как отделка фартука.
– Профессия художника-модельера. Приемы изображения эскизов моделей (графический и живописный).
– Повторение приемов работы на компьютере для выполнения эскиза моделей фартуков и рисунков для аппликаций.
– Разработка общего и детального плана построения эскиза модели фартука и аппликации. Выполнение эскиза в тетради.
Создание страницы «Альбома мод» (раздел «Фартуки») на компьютере в графическом редакторе.

III. Теоретическая часть урока

1. Вступительное слово учителя

Современная одежда по назначению подразделяется на бытовую и производственную. К бытовой относится повседневная. торжественная, домашняя (в том числе рабочая) спортивная и национальная одежда.
Бытовая одежда предназначена для ношения в различных бытовых и общественных условиях. К производственной одежде относят специальную, санитарную и форменную.
Специальная и санитарная одежда предназначена для защиты человека от опасных и вредных природных факторов. Форменную одежду носят военнослужащие, работники специальных ведомств, учащиеся.
Производственная одежда весьма разнообразна . Это – комбинезоны, халаты, куртки, брюки, фартуки и др. Характер работы учитывается при выборе ткани для изготовления конкретного швейного изделия (свойства, цвет), отделки, деталей, фурнитуры.
Рабочая одежда для дома – фартук, служит для предохранения одежды от загрязнения. Основные требования, которые предъявляются к фартукам, это утилитарность и эстетичность.

2. Актуализация знаний и умений

  • Какую специальную одежду надевают на работе: повар (фартук), врач (халат, брюки, куртку), продавец (халат), сталевар (спецовка, куртка, брюки), дворник (фартук, куртка, брюки)?
  • Какую одежду надевают для работы в доме?

IV. Формирование знаний, умений и навыков

В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальный стиль, большое внимание уделить цветовому решению, качеству ткани, отделке деталям.
Фартук для дома должен быть спокойным по фасону, силуэту, отделке, не мешать движениям. Используемая ткань должна хорошо стираться и утюжиться.
Детский фартук (нагрудник) предназначен для маленьких детей. Он может быть ярким, насыщенным по цвету, различным по форме (в виде плодов, ягод, игрушек и т.д.)

V. Практическая работа

Учащимся предлагается выступить в роли художников – модельеров и создать модель фартука. (Приложение 1 ) Эскиз модели нужно изобразить на бумаге, а затем этот же рисунок перенести на экран компьютера (Приложение 2 ). При работе с эскизами моделей фартуков важно обратить внимание на то, чтобы рисунок был пропорционален и располагался в центре диска. Фамилию следует расположить таким образом, чтобы получилось единое композиционное решение.
Начинают выполнять эскиз с силуэта, прорабатывают форму, а затем переходят к более мелким деталям и отделке. Эскиз может быть выполнен графически (с использованием от одного до трех цветов) и живописью (с использованием более 4-х цветов). Силуэт можно обвести черным контуром, чтобы выделить его. Линии вокруг силуэта должны быть более тонкими.
Отделка фартука может быть самая разнообразная : тесьма, декоративная строчка, отделочная строчка, отделочная ткань, карманы – аппликация. В русском народном костюме передник служил дополнением и богато украшался вышивкой, лентами, кружевом. Современная модель фартука может быть стилизована, т.е. решена в русском стиле. (Приложение 3 )
Аппликация из ткани – это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Можно для составления аппликации воспользоваться готовыми рисунками или выполнить их самостоятельно.

Требования к рисунку для аппликации:

Рисунок должен быть упрощенным, без мелких деталей.
Необходимо продумать композицию рисунка, цветовую гамму аппликации.
– Следить за тем, чтобы она была пропорциональна размеру изделия
Для создания эскизов моделей средствами компьютерной графики графический редактор «Paint» предоставляет «Инструменты» с дополнительными режимами и палитрой из 36 цветов, а также дает возможность редактировать эскизы (направление, передвижение рисунка или части на экране компьютера).

Для создания «Альбома мод» (раздел «фартуки») необходимо обратить внимание учащихся на следующее:

  • Карандаш используется как основной инструмент для создания силуэта модели. Карандаш позволяет рисовать линиями различной толщины.
  • Линейка помогает создать более прямые линии, чем карандаш.
  • Прямоугольник и эллипс можно использовать при создании частей моделей правильных форм. Необходимо учитывать, что для создания круга и квадрата надо удерживать клавишу.
  • Кисть с дополнительными режимами используется для различного рода мелких затейливых рисунков, которые имитируют набивку на ткани.
  • В спецэффектах удобен режим увеличения какой-либо части рисунка в два раза для достижения пропорционального эскиза модели (например, для создания аппликации в виде символа, созданной инструментом «Символы»).
  • Ластик применяют для корректировки разрабатываемого рисунка.
  • Краска используется для заливки любого замкнутого контура в эскизе цветом, выбранным из палитры. Если для создания «Журнала мод» используется черно-белый принтер, лучше выбирать из палитры более контрастные цвета.
  • Символы можно использовать помимо нанесения надписей на рисунок в качестве аппликаций в виде символов.
  • Штампом часто создают аппликацию или часть аппликации. При этом необходимо помнить, что рисунок, созданный штампом, можно увеличить в два раза, в четыре раза, в восемь раз.
  • Перемещение совместно с режимом «Магнит» хорошо использовать для переноса изображения, т. е. для более удачного построения композиции рисунка.
  • Отмена позволяет отменить последнюю операцию по созданию рисунка.
  • Пункт «Редактирования» из меню, предоставляемого графическим редактором, позволяет копировать какие-либо части рисунка.

VI. Заключительная часть

Вопросы для повторения:

  • Каким способом можно выполнить эскиз модели фартука?
  • С чего начинают выполнять эскиз модели?
  • Какую отделку можно применить?
  • Какие требования предъявляются к рисунку для аппликации?
  • Какие инструменты предоставляет графический редактор»Paint»для создания эскиза модели фартука?

В заключительной части урока учащиеся вместе с учителем подводят итог урока, проводят самоанализ работы и выставляют оценки.


Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ФАРТУКЕ
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФАРТУКА КАК СИМВОЛА ДОМАШНЕЙ ОДЕЖДЫ
ГЛАВА 2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЬЕКТА
2.1 ВЫБОР ОБЬЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЬЕКТА
2.3 ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ
2.4 Методы обработки деталей и узлов фартука
ГЛАВА 3 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА
3.1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБРАБОТКИ
3.2 возможные дефекты деталей кроя и обработки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Материал курсового проекта пригодится любой хозяйке, а также может использоваться на уроках «Обслуживающего труда», так как в школьной программе по трудовому обучению предусмотрено изготовление фартука.
Фартук – защитная одежда самых разнообразных форм, закрывающая фигуру человека спереди. Фартуки могут быть дополнением или принадлежностью какого- либо костюма (домашнего, рабочего, форменного).
Данный курсовой проект имеет своей целью систематизировать и углубить теоретические знания и практические умения по методам изготовления фартука.
В соответствии с целью автором курсового проекта были сформулированы следующие задачи:
изучить справочную и техническую литературу, которая связана с темой проекта;
выбрать модели фартука, составить характеристику проектируемого объекта, выбрать материалы для данной модели;
осуществить анализ особенностей обработки фартуков, составить последовательность способов обработки;
В современных журналах мод имеется большое количество различных вариантов фартуков. Швейная промышленность поставляет достаточное количество готовых изделий, а в последнее время в продаже имеют место готовые детали кроя. Каждой хозяйке, в этом случае, предоставляется право самостоятельно изготовить фартук, в соответствии с собственным вкусом.
Тема данного курсового проекта была, есть и будет актуальна и полезна для каждого человека.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ФАРТУКЕ
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ Фартука КАК символа домашней одежды
Символом домашней одежды является фартук. Он выполняет защитную и эстетическую функции, символизирует чистоту и опрятность, требует минимальных затрат энергии и времени на приведение его в порядок.
Фартук – ложная юбка, богато декоративный съёмный перед, который прикалывали булавками к верхней юбке во французской моде 17 в., в настоящее время то же, что передник.
Передник – одежда древних египтян, состоящая из куска ткани, прикреплённого к поясу, - предок современного передника; в Московской Руси в 15-17 вв. - женская одежда из двух несшитых полотнищ, над грудью собиралась на шнурок; позже – и до сего дня часть одежды разного вида и покроя для прикрытия передней части тела.
Передники – защитная одежда самых разнообразных форм, закрывающая фигуру человека спереди. Передники могут быть дополнением или принадлежностью какого- либо костюма (домашнего, рабочего, форменного).
Фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времён до наших дней. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, по крайней мере, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обёртывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть, одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чём, свидетельствуют многочисленные памятники.
Передник являлся: также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.
Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. В XVI в. передник непременно украшал жён именитых горожан. В Германии жёны бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).
Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себе европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова “стол”). Таблион – другой тип передника с похожим названием, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.
Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.
Традиционный русский передник изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава. Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая – “Борис - Глеб - сею хлеб”, 31 мая – “Придет Федот – земля примется за свой род”. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранялся в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.
Отметим, что во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п.
Таким образом, из “одежды горничных” фартук превращается в рабочую женскую одежду, – пожалуй, именно с этого времени он перестаёт существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.
ГЛАВА 2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА
2.1 ВЫБОР ОБЬЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Доказывать необходимость такой домашней спецодежды, как фартук, нет никакой нужды. Фартуки должны быть не только женскими, но и мужскими. От этого может зависеть их фасон или отделка, но не назначение.
А назначение хозяйственных фартуков бывает весьма разнообразным. Ведь есть же у нас одежда для спорта, одежда для праздника, одежда для работы, одежда для туризма. Так и фартуки нужны разные:
- для уборки;
- для мытья посуды и ручной стирки;
- для приготовления пищи;
- для приема гостей.
Фартук для мытья посуды и ручной стирки должен быть с нагрудником и желательно из непромокаемого материала (см. рис. 1). Если во время стирки вода из крана брызгает, окантуйте нижний край фартука узкой полоской поролона, и тогда капли воды не будут стекать вам на ноги. В продаже бывают полихлорвиниловые фартуки с большим карманом по всему нижнему краю. Казалось бы, он служит этой же цели - собирать стекающие водяные брызги. Но карман, разделенный на отделения, очень трудно промывать и сушить, в нем появляется неприятный запах. Такой фартук более уместен для уборки (см. рис. 2). В его карманах удобно держать две тряпки: влажную - для мытья и сухую - для протирания мебели. При работе с пылесосом там поместятся 2-3 сменные насадки, небольшой флакон с чистящим средством и другие нужные под рукой мелочи. Не придется лишний раз ходить за ними.
Фартук для уборки не обязательно делается из непромокаемого материала. Это может быть любая плотная, практичная, немаркой расцветки ткань.
К фартуку для готовки - другие требования: он должен легко переносить частые стирки, потому что здесь необходима чистота. Желательно, чтобы он получше прикрывал одежду от кухонной копоти и мельчайших частичек жира, которые поднимаются в воздух во время приготовления еды. По-видимому, фасон такого фартука должен приближаться к незастроченному по бокам сарафану (см. рис. 3).
Разумеется, в отделке всех этих рабочих фартуков совершенно неуместны оборки, кружева, вышивки. Они только усложняют стирку и утюжку. Другое дело - фартук для подготовки праздничного стола. Маленький и элегантный, он защитит вашу нарядную одежду, пока вы подаете на стол угощения (см. рис. 4).
Для работы в домашней мастерской тоже понадобится фартук особого покроя. Получается, нужен целый гардероб фартуков? Ну, может, и не гардероб, но одним фартуком в хозяйстве не обойтись.
В настоящее время при моделировании красочных декоративных передников, которые действительно становятся украшением хозяйки дома, используют простые средства и материалы: купонные и полукупонные набивные ткани с национальным орнаментом, мотивами росписей народных игрушек, прялок, деревянной и металлической утвари; материалы, оформленные тематическими рисунками, изображающими фрукты, овощи или предметы кухонной принадлежности. Фартуки, выполненные из таких тканей, в сочетании с традиционными народными материалами – льном, суровым полотном, ситцем – образуют практичные и нарядные комплекты, подчёркивающие своё назначение и прекрасно гармонирующие с окружающей обстановкой.
К фартуку предъявляются гигиенические, эксплуатационные и эстетические требования.
1.Гигиенические требования: а) оберегание от механических повреждений; б) создание благоприятного микроклимата; (определяют удобство, степень приспособленности фартука к человеку в покое и при движении, условия микроклимата и состояние нервной системы).
2. Эксплуатационные требования: а) сохранение формы изделия; б) удобство в использовании; в) должен хорошо стираться и сохранять внешний вид; (показатели надежности определяют степень стабильности сохранения качества фартука в процессе эксплуатации).
3. Эстетические требования: а) гармоничное сочетание с предметами интерьера; б) воспитание эстетического вкуса; в) соответствие направлению моды; г) изделие должно быть красивым, декоративно-украшенным и аккуратно выполненным, (определяются как нужда человека в красоте и в творчестве по законам красоты. Фартук проектируется с учетом направления моды на данном этапе времени)

Фартук для мытья посуды и ручной стирки (рис. 1)

Фартук для уборки (рис. 2). Фартук для готовки (рис. 3)
Фартук для подготовки праздничного стола (рис. 4)

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРУЕМОГО
ОБЬЕКТА

Фартуки, как отмечалось ранние, нужны разные: для уборки; для мытья посуды и ручной стирки; для приготовления пищи; для приема гостей.
Модель 1. Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком с накладными карманами и пристегивающимся нагрудником фигурной формы. В качестве отделки фартука - оборка по карманам, бретелям и низу. Модель рекомендуется для кулинарных работ.
Модель 2. Фартук из льняной ткани с цельнокроеным нагрудником и карманами в рельефных швах. В качестве отделки на карманах и нагруднике - аппликация. Модель рекомендуется для практических занятий на уроках технологии.
Модель 3. Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, с мягкими складками от верхнего среза, карманами вставками из отделочной ткани. Верхний срез обработан притачным поясом, нижний - швом подгибку с закрытым срезом. Модель рекомендуется для практических занятий на уроках технологии.
Модель 4. Фартук из хлопчатобумажной гладкокрашеной ткани со сборками от верхнего среза и накладными карманами. Карманы и нагрудник отделаны тесьмой, которая подчеркивает их оригинальную форму. Модель рекомендуется молодым хозяйкам.
Модель 5. Фартук с отрезной грудкой, имеет два накладных кармана. Контур карманов выделен с помощью желтой окантовки. Закрепляется на фигуре фартук с помощью пояса и бретелей. Все срезы обработаны окантовкой, его части выполнены из ситца.
Из предложенных моделей фартука наиболее простая модель 5. Этот фартук с вместительными карманами, в нем будет удобно работать на практических занятиях по технологии. Расход ткани - минимальный.
В качестве материала для изготовления этой модели фартука подойдет хлопчатобумажная ткань, ситец: для основных деталей - с печатным рисунком, для отделки - гладкокрашеная.
2.3 ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ
Для каждого вида изделия нужны различные материалы, отвечающие определенным требованиям и обладающие необходимыми свойствами.
Ткань – это материал, образуемый в результате взаимного переплетения ниток основы и ниток утка. Выбирая модель фартука необходимо большое внимание уделить подбору соответствующей ткани. Ведь от правильно выбранного материала в большинстве случаев и зависит качество изготовленного фартука. Одна из основных характеристик строение ткани – вид переплетения и связь между собой нити основы и утка, а также внешний вид и свойство ткани.

По своей структуре, характеру отделки и свойствам ткани весьма разнообразны. Их вырабатывают разнообразными переплетениями, но в большей мере используют полотняные переплетения. Ткани выпускают гладкими, ворсовыми, с начёсом. По характеру расцветки могут быть отбеленными, гладко крашенными, напечатанными, пестроткаными, мулинированными.
По волокнистому составу ткани могут быть подразделены на однородовые, неоднородовые, смешанные и смешанно-неоднородные. Кроме того, по волокнистому составу все ткани делятся на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые.
К однородным тканям относят ткани, состоящие из волокон одного вида, например:
- хлопка (ситец, бязь, сатин и другие);
- льна (полотно, рогожка, коломенок и другие);
- шерсти (фай, бостон, бобрик и другие);
- вискозного шелка (креп-сатин, креп-морокен и другие);
- натурального шелка (креп-жоржет и другие);
- ацетатного шелка (атлас и другие).
Такие ткани называются соответственно чисто хлопковыми, чисто льняными, чисто шерстяными, чисто шелковые и другими.
К неоднородным тканям относят ткани, состоящие из нитей различного волокнистого состава например:
- основа хлопчатобумажная, уток из искусственного шелка (зефир, шотландка и другие);
- основа хлопчатобумажная, уток льняной (полотно, рогожка и другие); - основа хлопчатобумажная, уток шерстяной (сукно, шевит Омский и другие).
Хлопчатобумажные ткани используются для широкого ассортимента фартуков. Большая часть ассортимента – это классически однородные ткани, выработанные из хлопка.
Хлопчатобумажные ткани обладают рядом положительных свойств:
- значительной прочностью;
- достаточной устойчивостью к многократному растягиванию и изгибанию;
- хорошей гигроскопичностью.
Изделия из хлопчатобумажных тканей быстро намокают, быстро высыхают, хорошо стираются и гладятся при высоких температурах.
Льняная ткань вырабатывается из пряжи льняного мокрого прядения, льняного сухого прядения. Различают чисто льняные ткани и полульняные ткани, которые вырабатываются из льняной пряжи в сочетании с хлопчатобумажной пряжи, химическими нитями.
Ситцы – используются для детского и женского ассортимента, мужских сорочек, столовых и кухонных комплектов. Ткани просты в обработке, не растягиваются, малосыпучие. При жесткой отделке возможна прорубаемость. Рекомендуется использовать иглы № 90 – 110, швейные нити № 50 – 60. В процессе стирки усадка ситцев по основе составляет не больше 5%.
Бязь – с печатным рисунком применяется для изготовления детских костюмов, женских платьев, скатертей и занавесок, а гладкокрашеные для спецодежды и прокладок. Бязь прочнее ситцев и меньше растягивается, их технологические свойства аналогичны ситцам. Рекомендуется использовать нитки № 40, иголки - № 90 – 100, усадка до 6%.
Льняное полотно используют в соответствии с их толщиной, окраской и отделкой. Ассортимент изготовленных изделий очень широк:
- носовые платки;
- постельное белье;
- скатерти;
- фартуки;
- салфетки;
- полотенца;
- кухонные наборы.
Рекомендуется использовать иглы № 110 – 130, швейные нитки № 30 – 60, усадка 3 – 7%.
Для изготовления фартука лучше использовать хлопчатобумажные ткани ситцевой и бязевой группы, льняные и полульняные ткани.
2.4 Методы обработки деталей и узлов фартука
Детали одежды обрабатывают различными методами в зависимости от применяемых операции, машин, инструментов и приспособлений. Методы обработки деталей одежды – это различное сочетание операции, выполняемых в определённой последовательности и применяемых для соединения, формирования, обработки краев и отделки деталей.
Процесс изготовления швейных изделий состоит из обработки (заготовки) отдельных деталей и узлов и их сборки (монтажа). Затем готовое изделие подвергается отделке (чистка, влажно-тепловая обработка, пришивание фурнитуры и т. д.).
В настоящее время в процессе соединения швейных изделий используется традиционный способ соединения:
- ниточный
К нетрадиционным способам соединения деталей изделия относят:
- клеевой
- сварной
- комбинированный
- заклёпочный
Выбор способа зависит от материалов, из которых выкроены детали изделия, требований предъявляемых к выполнению вида соединения, эксплуатационных нагрузок.
Ниточное соединение (ручное или машинное) наиболее широко применяется для соединения деталей, обработки срезов и отделки краёв. Элементами ниточных соединений является стежок, строчка, шов.
Так, при выполнении ниточных соединительных швов применяются следующие операции: обработки срезов, стачивание, настрачивание, заутюживание краёв деталей, сутюживание посадки ткани, разутюживание и заутюживание швов.
На начальном этапе обработки изделия рационально использовать ручные ниточные швы, а для окончательной обработки изделия – машинные ниточные швы. Данный способ обработки деталей и узлов является более подходящим, так машинные строчки имеют красивый внешний вид, прочны и эластичны, а главное на их выполнение не требуется больших затрат времени.
По назначению ниточные швы подразделяются на: соединительные; краевые; декоративно-отделочные.
Соединительные швы переназначены для соединения различных деталей. Краевые для обработки краёв деталей и предохранения их срезов от осыпания. Отделочные швы служат для оформления низа изделия.
При ниточном соединении важно правильно выбрать технические условия выполнения операций: ширина шва, числа строчек и расстояния между ними, частоты стежков, номера ниток и игл. Современные швейные машины позволяют без затруднений выбрать правильные параметры, обеспечивающие аккуратный внешний вид, прочность и долговечность изделия.
При изготовлении фартука приемлемыми являются ниточный и клеевой способы соединения деталей, так как данные способы не требуют применения сложного оборудования и не трудоемки в использовании.
Таким образом, выбор рациональных методов обработки деталей и узлов фартука обеспечивает необходимую прочность изделия и эстетичный внешний вид.
3.1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБРАБОТКИ
Современные фартуки чрезвычайно разнообразны. Их формы и размеры изменяются в зависимости от назначения и вида, требований, свойств материалов и других факторов. Однако даже при изготовлении фартуков различных видов имеется много общего в последовательности обработки, характере операций, содержании основных работ и приемов по обработке отдельных деталей.
Технологический процесс изготовления швейных изделий представляет собой обработку и сборку деталей и узлов в определенной последовательности.
Под технологической последовательностью (ТП) обработки изделия понимаются перечень технологически неделимых операций, соответствующих порядку выполнения их при изготовлении деталей и узлов изделия с указанием специальности, разряда работы, затраты времени на выполнение операции, применяемого оборудования, технических условий, приемов работы.
Неделимой операцией называется технологически законченная операция, последующее расчленение которой на составные
части невозможно или недопустимо о, так как ухудшается качество обработки изделия из-за расчленения операций на различных рабочих местах.

Симметричные работы объединяются и рассматриваются как неделимые операции, так как они должны выполняться на одном рабочем месте. При выполнении этих операций на различных рабочих местах возможно ухудшение качества изделий.
Все операции процесса изготовления изделий подразделятся:
а)заготовительные,
б)монтажные (сборочные),
в)отделочные.
Заготовительные операции связаны с заготовкой отдельных деталей и узлов.
Деталь швейного изделия - часть швейного изделия, цельная или составная.
Узел швейного изделия - часть швейного изделия, состоящая из нескольких деталей.
Монтажные (сборочные) операции связаны со сборкой узлов.
Отделочные операции являются окончательным этапом изготовления швейного изделия. К отделочным операциям относят окончательную влажно-тепловую обработку, чистку изделия от производственного мусора и загрязнений, обметывание петель, пришивание пуговиц, контроль качества, упаковка изделий.
Для отделки фартуков применяют различную тесьму, сутаж или вьюнчик, украшающие стежки, вышивку, аппликацию. Располагать отделку можно по верхним краям грудки, карманов, низу фартука, боковым сторонам.
Тесьма бывает гладкокрашеная и пестротканая с различными узорами. Настрачивают ее с двух сторон на машинке.
Тесьму можно прикреплять, а также дополнительно отделывать фартук украшающими стежками, выполненными толстыми цветными нитками (ирис, гарус, шерстяные, мулине). При ручном способе прикрепления тесьмы толстой цветной ниткой прокладывают стежки так, чтобы одна часть стежка находилась на тесьме, другая - на ткани.
Сутаж или вьюнчик настрачивают на универсальной машине с помощью специальной лапки или без нее. Настрачивают при выполнении шва вподгибку с закрытым срезом или отдельной строчкой.
Очень украшает фартук вышивка. Она может быть несложной - стебельчатый, тамбурный или гладьевые швы. Выбор узора, шва, цвета ниток зависит от назначения фартука, его формы и ткани.
Из тканей ярких расцветок можно выполнить аппликации различных рисунков и разместить их на грудке, карманах, нижней части фартука. Рисунок для аппликации переводят на деталь и бумагу. Бумагу разрезают на части, соответствующие элементам рисунка, и по ним выкраивают детали рисунка из цветных кусочков ткани. Выкроенные детали наметывают на основную деталь согласно рисунку, иногда подкладывая тонкий поролон, а затем обрабатывают по краям гладьевыми или петельными стежками, а также на специальной машине зигзагообразной строчкой.
3.2 Возможные дефекты деталей кроя и обработки
Дефекты в изделии – это недостатки посадки на фигуре, нарушение структуры ткани, а также дефекты формообразования.
Все дефекты, встречающие в изделиях, можно разделить на три группы:
1. текстильные пороки
2. дефекты конструкции
3. дефекты обработки
К текстильным порокам относятся:
- пороки ткани местные, т.е. распространённые на ограниченном участке и распределённые по всей поверхности ткани (просветы, утолщения);
- распространенные на всей поверхности ткани (разнооттенность, полосатость, засоренность).
К дефектам конструкции относят:
- дефекты, вызывающие неудовлетворительный внешний вид изделия.
Дефекты обработки могут возникать по причинам:
- от несоблюдения технических условий;
- от несоблюдения режимов влажно-тепловой обработки (подласы, ласы, поджоги);
- от небрежного обращения с изделием (пятна, разрезы).
и т.д.................