Международный день распространения грамотности сценарий для детей. Классный час "международный день грамотности"

День грамотности.

(конкурсная программа для учеников 1-4 классов)

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

1 .Учитель: С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.

Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).

Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года

1-чтец

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

2 .Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.
Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.

Напомним, что каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. В этом году девиз Международного дня грамотности – The Power of Literacy (переведём его на русский язык, перефразируя Френсиса Бэкона, так: «Грамотность – сила!» Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.

2-чтец

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

3 .Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности.

Грамотность лежит в основе базового образования для всех, она является обязательным условием для искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа «Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для этого есть веские причины.

Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим проблемам развития.

3-чтец

Грамотным быть -

Хорошо,

А неграмотным -

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

4.ГРАМОТА , грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти . || Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ зовет граматой или граматкой всякое письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам граматки пиши . Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться, всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв . По старой памяти, что по грамате . По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная речь. Мертвая грамата (крепость) не на вольного

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Выбирай книгу, как выбираешь друга.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Мир освещается солнцем, а мир знаньем.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

С книгами знаться – ума набраться.

Хорошая книгалучший друг.

5. Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Руси требовались грамотные люди. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:

5чтец.И в старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголы

И учитель для науки

По субботам всех порол.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

УЧИТЕЛЬ: Посвящение в читатели первоклассников.(дарят буклеты)

Загадки для первоклассников:

1. Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Буквы.)

2 .Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш, авторучка.)

3 .Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает. (Книга.)

4 .У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Конкурсная программа.Презентация.

Литература:

1.В.И.Даль. Пословицы русского народа. Москва: И. «ЭКСМО»,2007г.

2.Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины.- Донецк: И. «Донеччина»,2006г.

3.Презентация «Международный День Грамотности» и «Конкурсная программа»

Классный час:

«Международный день распространения грамотности».

Цели занятия:

Прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

Воспитывать чувство патриотизма, толерантности;

Расширять кругозор учащихся.

Задачи занятия:

Формирование полного ответа на вопрос;

Формирование умения работать в группе.

Способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

Побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оформление: Плакаты с высказываниями о русском языке, карточки.

1.Всупительное слово учителя:

– У В. Берестова есть замечательное стихотворение, которое я знаю с детства:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!

Согласитесь, лучше про необходимость быть грамотным человеком, пожалуй, и не скажешь!

Сегодня для вас, ребята, прозвенел первый школьный звонок. Ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием - Международный день распространения грамотности.

Поэтому наш классный час имеет название «Международный день распространения грамотности.

2.История и традиции.

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад - в 1965 году - собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.

Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.

И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

Березина Галина Валентиновна
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ДЕНЬ ГРАММОТНОСТИ
Цели:
­ Стимулировать интерес к изучению русского языка;
­ Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
­ Воспитывать уважение к русскому языку.
Техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер.
Дополнительный материал: словари, презентация, раздаточный материал.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости!
ХОД Мероприятия
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к
другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на игре. Теперь
посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что­то
новое.
Слайд 1
Учитель: Прочитайте пословицы и скажите, о чём мы будем говорить на
уроке.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота ­ чтобы знания черпать.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Ответы учеников.
Учитель: Как вы понимаете, что такое грамотность?
Слайд 2
аа
- степень владения человеком навыками письма и чтения на
Гр мотность
родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают
человека, умеющего читать и писать или только читать на каком­либо языке.
В современном смысле это означает способность писать согласно
установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только
читать, называют «полуграмотными».
1

Березина Галина Валентиновна
Учитель: Всегда ли люди были грамотными? Ответы учеников
Учитель: Действительно, люди не всегда и не все были грамотными. Поэтому
ООН в 1966 году учредила дату Международного дня грамотности –
8сентября.
Слайд 3
Международный день грамотности – международный праздник, отмечаемый
в системе ООН 8 сентября. Эта дата была принята в 1966 году ЮНЕСКО
согласно рекомендации «Всемирной конференции министров образования
по ликвидации неграмотности».
Слайд 4
Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда
массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных
взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для
работы с неграмотным населением. Материальную поддержку в этом
направлении оказывали такие люди как В. Маяковский, В. Брюсов, М.
Горький и др. К 30­м годам проблема неграмотности перестала носить острый
социальный характер, к 40­м годам задача ликвидации неграмотности была
почти решена, а уже в 50­е годы СССР стал практически полностью
грамотной страной.
Слайд 5
На сегодняшний день во всем мире число грамотных людей составляет
в среднем четыре миллиарда. Несмотря на такие успехи, более
860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются
неграмотными. Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых
людей не посещают школу.
Слайд 6
Чтобы современного человека можно было причислить к категории
грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше
время необходимо быть всесторонне развитой личностью.
Учитель:
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
2

Березина Галина Валентиновна
Учитель: Наша игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога.
Игра командная. На игровом поле 2 команды: Грамотеи и Умники. Команды
выберите командиров.
Выбор жюри (из числа гостей).
ХОД ИГРЫ
ПРОЛОГ


Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,

«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский
Время – 1 минута.
Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)
Учитель зачитывает правильный ответ.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хотим»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Сверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
РАЗДЕЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 7
II.ЛЕКСИКА
Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.
1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
3

Березина Галина Валентиновна
1.1.Скажи одним словом
∙ Во весь дух. (Быстро)
∙ Рукой подать. (Близко)
∙ Сломя голову. (Быстро)
∙ Прикусить язык. (Замолчать)
За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)
1.2. «Доскажи фразеологизм»
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)

4. Фальшивят, путают слова,
Поют … (кто в лес, кто по дрова)

2. ПОСЛОВИЦЫ.
Учитель:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе ­ не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.
КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»
4

Березина Галина Валентиновна
1 команда
Книга в деревне ­ что окно в избе.
Не красна книга письмом, красна умом.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книги читай, а дела не забывай.
Кто много читает, тот много и знает.
2 команда
Знания нужны в жизни, как винтовка в бою.
Не говори о том, чему учился, а говори о том, что ты познал.
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знание нажил.
За правильное выполнение задания – 1 балл.
Слайд 8
3. СЛОВАРИ.
Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько
подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него.
(А. Франс)
Выставка словарей
Учитель: Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс?
Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы
определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
На вопросы команды отвечают по очереди.
­ Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)
­ Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)
­ Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь
антонимов)
­ Он содержит информацию об истории возникновения слова.
(Этимологический)
­ Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых
в переносном значении. (Фразеологический).
­ Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).
­ В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).
Вопросы: К какой группе относятся слова?
5

Березина Галина Валентиновна
За правильный ответ – 1 балл
Задание 2 команда:
Корень – в слове МОЛОДОЙ.
Суффикс – в слове КОСЦЫ.
Окончание – в слове ТРАВЫ.
(Молодцы)
Слайд 11
V.МОРФОЛОГИЯ
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть
речи.
5.1. Восстанови Текст. Определи Части Речи.



ОТЕЛ.

ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают
орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них. (10
существительных, 5 глаголов).
5.2. Имена
На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны ­ нн­ , ­ лл­ , ­ мм ­.
Какие имена им можно дать?
Задание: записать как можно больше мужских и женских имён с
указанной удвоенной согласной.
Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.
ИМЕНА
ЖЕНСКИ
Е
МУЖСКИЕ
7

Березина Галина Валентиновна
Алла
Анна
Белла
Жанна
Изабелла
Инна
Марианна
Нонна
Нелли
Римма
Стелла
Сусанна
Эмма
Элла
Аполлон
Аполлинарий
Геннадий
Иоанн (устар. от Иван)
Иннокентий
Кирилл

5.3. КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»

количество.
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет)
Слайд 12
VI.ФОНЕТИКА
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
­ БУКВ > ЗВУКОВ;
­ БУКВ < ЗВУКОВ;
­ БУКВ = ЗВУКАМ.
семья.
БУКВ > ЗВУКОВ
БУКВ = ЗВУКАМ
БУКВ < ЗВУКОВ
8

Березина Галина Валентиновна

Команда получает 1 балл за правильность.

Слайд 13
VII.ОРФОГРАФИЯ
Орфография ­ раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

1 команда

свою порц…ю». (5 букв Ы)
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
2 команда
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…клее раз…зжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы. (2 буквы Ы)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГЫ
ЭПИЛОГ
Учитель: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по
очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к другой коианде.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.
Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его
за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного
сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек
9

Березина Галина Валентиновна
будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть.
Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет
безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в
неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А
если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в
ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода)
4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она
была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя
уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это
за съедобный предмет? (Соль)
5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует
в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже
закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности
нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же
это за необходимый предмет? (Шапка)
6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением
ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он
после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное
беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались,
кто это? (Рак)
7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое
удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже
можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят
белки. Что это? (Колесо)
8. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый
месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова,
вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его
обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой.
И что же это? (Мёд)
9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может
быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство
для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое? (Ключ)
10. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом
раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него
даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что
это за предмет? (Яблоко)
11. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а
иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (Хлеб)
12. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта
Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду
ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет? (Нить)
10

Березина Галина Валентиновна
13. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него
похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?
(Медведь)
14. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за
двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них,
будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных
сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)
РЕФЛЕКСИЯ
Игра дала мне для жизни…..
Было интересно…..
Мне захотелось….
Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.
Ученик:
Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский.
_______________________________________________________________
11

Березина Галина Валентиновна
«Найди пару»
1 команда
Книга в деревне ­
Не красна книга письмом,
Книга поможет в труде,
Книги читай,
Кто много читает,

выручит и в беде.
тот много и знает.
что окно в избе.
красна умом.
а дела не забывай.
«Узнай слово»
происхождении (2 балла).
1 команда
По­латыни "дисцэрэ" ­ "учиться", "дисципулюс" ­ "ученик". "……………."
сначала значило "наука", "обучение", затем приобрело также смысл "строгий
порядок", "выдержка" ­ это ведь качества, необходимые при занятиях наукой.
________________________________________________________________
«Восстанови текст»
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.
2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси
рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12

Березина Галина Валентиновна
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога
пар­. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и
количество.
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­;
ПАР ­ ­ ­.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост,
семья.
БУКВ > ЗВУКОВ

БУКВ = ЗВУКАМ

БУКВ < ЗВУКОВ

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
1 команда
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц,
куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, ­ ещё получишь
свою порц…ю».
1 конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении, поставьте ударение в словах.
13

Березина Галина Валентиновна
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский
__________________________________________________________________
«Найди пару»
2 команда
Знания нужны в жизни,
Не говори о том, чему учился,
Больше узнаешь
Где нет знаний
Знает не тот, кто много жил
а тот, кто знание нажил.
там нет и смелости.
как винтовка в бою.
а говори о том, что ты познал
сильнее станешь
«Узнай слово»
Задание командам: определить слово (1 балл), дать информацию о
происхождении (2 балла).
2 команда
Одно из слов, которые кажутся чисто русскими, славянскими, а на самом
деле заимствованы, только очень давно. Пришло в глубокой древности из
готского "калдингс" ­ "холодный источник" (вспомним немецкое "кальт" ­
"холодный"). В древнерусском языке жила и точная калька готского слова:
вместо "………." можно было сказать "студенец".
«Восстанови текст»
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных.
2 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
14

Березина Галина Валентиновна
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси
рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Березина Галина Валентиновна
­ НН­ ­ЛЛ­ ­ММ­
МАЛЬЧИК
ДЕВОЧКА
17

Березина Галина Валентиновна
№ Название конкурса
1
«Говорите правильно»
Грамотеи
Умники
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Скажи одним словом
«Доскажи фразеологизм»
«НАЙДИ ВТОРУЮ
ПОЛОВИНУ»
СЛОВАРИ.
определить слово
«ОТГАДАЙ СЛОВО»
Восстанови Текст. Определи
Части Речи.
Имена
«ТЁМНАЯ КОМНАТА»
распределите слова
сколько в этом тексте букв
Ы?
13
ВИКТОРИНА
Всего баллов
18

Сценарий к Международному дню грамотности

для учащихся 4 классов

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 1

Нишан

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Слайд 2

Амантур

Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.

Cлово грамота (от греческого grámmata - чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

Ангелина

День грамотности - лучший праздник,

Чтоб правил свод в сознанье обновить.

Коль в школе был ты двоичник-проказник,

Ты можешь скоп ошибок сотворить.

Нишан

Запомни, позвонИт, а не позвОнит,

Не "покладу", а просто "положу".

При этом что-либо "кладут", не "ложут".

Запомни это, я тебя прошу!

Амантур

Сегодня грамотность - залог успеха,

Коль ты такой серьёзный человек,

Поверь, и вовсе будет не до смеха,

Напишешь если вместо "снега" - "снек".

Ангелина

Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Нишан

Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Учитель.

Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?

А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:

Слайд 3

1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)

2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)

3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)

Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»

Нишан

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

Слайд 4

Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Газ – глаз;

Порт (место стоянки кораблей) – спорт;

Глагол (3 команда)

Банк – банка.

Нишан

Грамотным быть –

А неграмотным –

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Несчастным!

Второй конкурс «Скажи одним словом»

Слайд 5

Имя существительное (1 команда)

Шестьдесят минут -…(час).

Имя прилагательное (2 команда)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

Глагол (3 команда)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Третий конкурс «Загадки – шутки»

Слайд 6

Имя существительное (1 команда)

Чем кончается день и ночь?(Ь)

Имя прилагательное (2 команда)

Что стоит посередине земли?(М)

Глагол (3 команда)

Чем кончается лето и начинается осень?(О)

Четвертый конкурс «Отгадай слова»

Слайд 7

Имя существительное

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Имя прилагательное

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка)

Глагол

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказывать»,

Суффикс в слове «сказка»,

Окончание в слове «рыба». (Расписка)

Пятый конкурс «Кто кого»

Слайд 8

Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.



Слайд 9

Проверка:

Мрак ** грамм

маг ** мама

гамма ** ирга

кара ** грим

миг ** гам

Тир ** агат

игра

тигр

марка

магма

рама

Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно

Слайд 10

У рыб нет зубов

у рыб есть зубы

У рыбов нет зубов

У рыбей нет зубов

Слайд 11

В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

2. Сколько букв в русском алфавите? (33)

3. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

Слайд 12-13

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Загадки:

Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт.

(Карандаш.)

Языка не имеет,

А у кого побывает,

Юлия Файзулина
Сценарий мероприятия «Международный день грамотности»

Цель : - познакомить детей с праздником «Днем грамотности » ;

Способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;

Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.

Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Оборудование :

Жетончики

Мультимедиа аппаратура

Ход мероприятия

Вед : Здравствуйте, ребята! Сегодня 8 сентября международный день распространения грамотности . Как вы думаете что это за праздник? И почему его стали праздновать?

(ответы детей)

Вед : празднование этого дня - это возможность привлечь внимание к тому, что более 15% людей земного шара остаются безграмотными .

Вед : Николай Михайлович Карамзин – великий русский писатель говорил - ….

Ребята, а вы знаете что такое грамотность ?

(ответы детей)

Вед : грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения.

Как вы думаете какого человека можно назвать грамотным ?

(ответы детей)

Вед : традиционно «грамотным » человеком считается тот, кто умеет читать и писать или только читать на каком – либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам и правилам грамматики и правописания . Людей умеющих только читать называют полуграмотными .

Вед : Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике.

Я предлагаю вам немного поиграть

Слайд 10., слайд 11.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа. (Кидаю мяч)

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Земляника – земляничная

Молоко – молочная

Кошка – кошачья

Книга – книжная

Двор – дворовая

Цвет – цветная

Цветок – цветочная

Дерево – деревянная

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

Ру – кА, баха, сский, Но – та, га. Сок. Готь. Вость,

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно, Ле – на, с, нта, вый, стница,

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Водить за нос

Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.

Всыпать по первое число

Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо

Какао – ср. р.

Тюль - м. р.

Тополь – м. р

Ночь – ж. р

Кружево – ср. р.

Рояль –м. р лошадь ж. р пианино – ср. р

кофе - м. р

трель – ж. р

сирень – ж. р

какаду – м. р.

слайд 14. Как называют жителей городов?

В Москве – москвичи

В Ленинграде- ленинградцы

В Екатеринбурге – екатеринбуржцы

В Омске – омичи

В Томске – томичи

В Хабаровске – хабаровчане

Во Владимире – владирцы

В Новгороде – новгородцы

Вед : подсчитаем жетончики награждение победителей.

Публикации по теме:

"ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" В ноябре в нашем МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 21" прошел "День здоровья". В этот день в нашем ДОУ был день.

Сценарий праздника «Международный день чая» «15 декабря - День чая!» Ведущая. Дорогие ребятишки! Взрослые и малышки. Спасибо, что дела свои отложили. В зал наш светлый поспешили. Чтоб.

Сценарий мероприятия «День чая» Сценарий мероприятия «День чая» Выполнила: Воспитатель Детского сада №67 «Подснежник: Коногорова Людмила Александровна г. Улан-Удэ.

Сценарий мероприятия «День матери» Перечень мероприятий ко Дню Матери группа №2 «Никого роднее мамы в целом мире нет» 1. Беседа «Чем можно порадовать маму» 2. Словесная игра.

Сценарий мероприятия «День Победы» Цель проведения праздника - воспитание патриотизма, уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, чувства любви.

Сценарий мероприятия в День открытых дверей с детьми младшего дошкольного возраста «День сказки» Цель: Осуществить взаимодествие с семьями воспитанников. Задачи: создать условия для участия родителей в образовательном процессе группы;.