Основоположником заговорщической тактики народников был. Народничество: идеология и практика

Один и видных народников Г. В. Плеханов

Народники — русские революционеры 6-х — 80-х лет ХIX века, имеющие цель построения в России социализма с основой на крестьянскую общину. Народниками были в основном молодёжь, студенты, разночинцы, хотя среди них нередко имелись и дворяне. Народникам казалось, что интеллигенция, к которой они принадлежали, утеряла связь с народом, его мудростью, правдой, красотой, этическими качествами. С восстановления этой связи должно начаться революционное преобразование России

Идеология народников

  • Крестьянская реформа Александра II половинчата. Крестьяне получили свободу, но не землю
  • Капитализм и частная собственность — зло
  • Социализм — будущее человечества

    «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от общинного владения и общинного управления вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука» (А. Герцен)

  • У России собственный исторический путь к социализму, минующий капитализм
  • Крестьянство — самый обездоленный класс, а потому самый революционный
  • Восстания Пугачёва, Разина, Болотникова, бунты 1861 года предполагали, что крестьян легко поднять на революцию
  • Рабочие — бывшие крестьяне и не играют в истории особой роли
  • Дворяне — отживающий класс
  • Буржуазия — редкие частные собственники, от того слабые, с ними можно не считаться
  • Крестьянская община — зародыш социализма. Общинный быт выработали у крестьян общинный взгляд на собственность, общинную идеологию. После победы революции община должна послужить отправным началом для процесса обобществления средств производства

    Крестьянская община — территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для общины были характерны круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Исполнительная власть в общине принадлежала выборным лицам (головам, старостам, сотникам, десятникам), распорядительная — мирским сходам. Выполнение повинностей общинниками осуществлялось по принципу круговой поруки, ликвидированной в 1903. Общине были свойственны традиции коллективизма и взаимопомощи; внутренняя хозяйственная, бытовая и семейная жизнь в общине обусловливалась нормами обычного права

Идеологи народников

В среде народников не было единой программы достижения поставленных целей. Взгляды революционеров в продвижении их идей разделились между концепциями П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева

  • - социолог, философ, революционер:
    Крестьянин не готов к революции. Подготовка к ней требует длительной пропагандистской работы. Её должна выполнить интеллигенция, неся в народ революционные и социалистические идеи. Для ведения пропаганды и осуществления революции необходимо создать революционную организацию
  • — мыслитель, революционер, один из теоретиков анархизма:
    Политическая работа по подготовке к революции не нужна, крестьянин готов к бунту. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских выступлений в общероссийское восстание. Государство - источник эксплуатации, его следует уничтожить и создать на его месте союз самоуправляющихся общин
  • — литературный критик и публицист, идеолог решительных действий:
    Крестьянство не готово к революции, и не следует ждать быстрых результатов от пропагандистской деятельность в его среде.
    Революции осуществляются революционным меньшинством, сильной конспиративной организацией, способной овладеть системой управления государства. Роль государства в демократическом переустройстве общества огромна. Для достижения целей действовать нужно немедленно, смело и твёрдо, беспощадно подавляя врага

    Главные революционные

  • Создана в 1876 году
  • Видные участники: А. Михайлов, Н. Морозов, Г. Плеханов, С. Перовская, М. Натансон, А. Оболешев, С. Кравчинский
  • Цели
    земля — крестьянам
    общинное самоуправление
    свобода вероисповеданий
    право наций на самоопределение
  • Основные направления деятельности: пропаганда и террор

    В январе 1878 г. В. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, распорядившегося подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. На суде Засулич заявила, что хотела привлечь внимание общественности к факту надругательства над человеческим достоинством со стороны властей. Присяжные полностью оправдали ее на суде. Власти не согласились с таким решением и на следующий день выдали распоряжение о повторном задержании Засулич. Но она уже успела выехать за границу

  • Распалась в 1879 году из-за разногласий между сторонниками политической борьбы с самодержавием и пропагандисткой работы среди крестьян
  • Создана в 1879 году на основе распавшейся «Земли и воли»
  • Видные участники: П. Лавров, А. Желябов, А. Михайлов, С. Перовская, В. Фигнер, Н. Морозов, Л. Тихомиров, С. Халтурин, Н. Кибальчич
  • Цели
    земля крестьянам, фабрики и заводы – рабочим;
    демократические свободы;
    всеобщее избирательное право
    народное представительство, располагающее всей полнотой власти
    широкое самоуправление

    Одним из основных методов политической борьбы «Народная воля» признала террор против деятелей царского правительства, а главной целью террора — убийство царя в надежде что оно подтолкнет народ к всеобщему восстанию. Народовольцы организовали 3 нападения, последнее из которых 1 марта 1881 года оказалось удачным

  • Распалась в 1884 году после того, как ставка на террор в качестве «запала» революции не оправдалась
  • Создана в 1879 году после распада «Земли и воли»
  • Видные участники: Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов
  • Цели
    агитация и пропаганда революционных идей среди крестьян и рабочих
  • Прекратила свою деятельность после убийства царя: часть вошла в организацию «Народная воля», другие эмигрировали, третьи порвали с народничеством и перешли к марксизму

    Плеханов, Дейч, Засулич и другие создали в 1883 в Женеве первую русскую марксистскую организацию «Освобождения труда». Ленин считал, что с группы «Освобождение труда» началась история марксизма в России, русской социал-демократии

НАРОДНИЧЕСТВО - идео-ло-гия и об-щественно-по-ли-тическое дви-же-ние раз-но-чин-ной ин-тел-ли-ген-ции в Рос-сии второй половине XIX века, от-ра-жав-шее чая-ния со-ци-аль-но-го ра-вен-ст-ва и на-ро-до-вла-стия.

Воз-ник-ло в ус-ло-ви-ях раз-ру-ше-ния об-щин-ных, кол-лек-ти-ви-ст-ских ос-нов тра-диционного об-ще-ст-ва в свя-зи со ста-нов-ле-ни-ем ка-пи-та-ли-стических от-но-ше-ний. Идеи, раз-ви-тые впо-след-ст-вии на-род-ни-ка-ми, пер-во-на-чаль-но, в конце 1840-х - начале 1850-х годов, вы-дви-ну-ты А. И. Гер-це-ном и Н. Г. Чер-ны-шев-ским. В народничестве су-ще-ст-во-ва-ло два те-че-ния - ра-ди-каль-ное (ре-во-лю-ци-он-ное) и уме-рен-ное («ли-бе-раль-ное», по оп-ре-де-ле-нию В.И. Ле-ни-на , или ре-фор-ма-тор-ское); в раз-ное вре-мя пре-ва-ли-ро-ва-ло од-но из них. Ра-ди-каль-ное народничество (пре-об-ла-да-ло в 1870-е - начале 1880-х годов) пы-та-лось вы-ра-бо-тать национальную мо-дель не-ка-пи-та-ли-стического раз-ви-тия пу-тём свер-же-ния са-мо-дер-жав-ной вла-сти и осу-ще-ст-в-ле-ния на прак-ти-ке идеа-лов уто-пи-че-ско-го со-циа-лиз-ма. Оно по-лу-чи-ло ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние во мно-гом бла-го-да-ря раз-ви-тию субъ-ек-тив-ной со-цио-ло-гии, от-во-див-шей ре-шаю-щую роль в ис-то-рии «кри-ти-че-ски мыс-ля-щим лич-но-стям», оформ-лен-ным в мас-со-вую пар-тию. Уме-рен-ное народничество (пре-об-ла-да-ло в 1880-1890-е годы) стре-ми-лось вы-ра-бо-тать спо-со-бы по-сте-пен-ной адап-та-ции тру-до-во-го на-се-ле-ния к ус-ло-ви-ям мо-дер-ни-за-ции стра-ны, вы-сту-па-ло за не-на-сильственные ме-ры в про-ве-де-нии со-ци-аль-ных, по-ли-тических и эко-но-мических пре-об-ра-зо-ва-ний.

Народничество воз-ла-га-ло на пе-ре-до-вую ин-тел-ли-ген-цию обя-за-тель-ст-во «воз-вра-тить долг на-ро-ду»: ра-ди-каль-ные на-род-ни-ки по-ни-ма-ли под этим са-мо-от-вер-жен-ную борь-бу ин-тел-ли-ген-ции за свер-же-ние са-мо-дер-жа-вия, уме-рен-ные на-род-ни-ки - главным образом не-по-сред-ст-вен-ную ра-бо-ту в на-ро-де, на-прав-лен-ную на ин-тел-лек-ту-аль-ное и нрав-ст-вен-ное раз-ви-тие кре-сть-ян-ст-ва как ус-ло-вие бу-ду-ще-го спра-вед-ли-во-го об-щественного уст-рой-ст-ва, на улуч-ше-ние бла-го-сос-тоя-ния кре-сть-ян-ст-ва.

Пер-вые ор-га-ни-за-ции народничества поя-ви-лись в 1860-е годы: «Зем-ля и во-ля» 1860-х годов, ишу-тин-цы, «Руб-лё-вое об-ще-ст-во» Г. А. Ло-па-ти-на и др. Их про-грам-мы и так-тические ус-та-нов-ки бы-ли аморф-ны и про-ти-во-ре-чи-вы. Для пер-вых на-род-нических ор-гани-за-ций ха-рак-тер-ны по-пыт-ки по-нять ну-ж-ды и за-про-сы на-ро-да, вы-звать его об-щественную ак-тив-ность. На-род-ни-ки пла-ни-ро-ва-ли ор-га-ни-зо-вать ар-те-ли (ком-му-ны), на-ла-дить из-да-ние книг для на-ро-да. Вме-сте с тем про-ис-хо-ди-ла бы-ст-рая ра-ди-ка-ли-за-ция их дея-тель-но-сти. Часть ишу-тин-цев на-ме-ре-ва-лась осу-ще-ст-вить за-хват вла-сти и убить им-пе-ра-то-ра, а Д. В. Ка-ра-ко-зов 04(16).04.1866 года со-вер-шил пер-вое в ис-то-рии народничества по-ку-ше-ние на императора Алек-сан-д-ра II. Ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние в на-род-нической сре-де по-лу-чи-ли идеи ни-ги-лиз-ма.

В 1869 году С. Г. Не-ча-ев с це-лью под-го-то-вить государственный пе-ре-во-рот соз-дал ор-га-ни-за-цию «На-род-ная рас-пра-ва», по-стро-ен-ную на сле-пом под-чи-не-нии её чле-нов ли-де-ру, сверх-цен-тра-лиз-ме, тер-ро-ре, об-ра-щён-ном не толь-ко про-тив чи-нов-ни-ков, но и про-тив со-мне-ваю-щих-ся внут-ри ор-га-ни-за-ции. Ре-ак-ци-ей на «не-ча-ев-щи-ну», ко-то-рую осу-ди-ло б. ч. ре-во-люционного под-по-лья, ста-ло соз-да-ние Боль-шо-го общества про-па-ган-ды («чай-ков-цы»: Н. В. Чай-ков-ский, С. Л. Пе-ров-ская, П. А. Кро-пот-кин , М. А. На-тан-сон и др.).

В 1870-е годы ре-во-люционное на-прав-ле-ние в народничестве окон-ча-тель-но офор-ми-лось, в нём на-ме-ти-лись три те-че-ния. «Про-па-ган-ди-сты» (по-сле-до-ва-те-ли П. Л. Лав-ро-ва) по-ла-га-ли не-об-хо-ди-мым для ор-га-ни-за-ции вос-ста-ния дли-тель-ную про-па-ган-ду сре-ди народных масс и об-шир-ную тео-ре-тическую и нравственную под-го-тов-ку ре-во-лю-цио-не-ров, объ-е-ди-нён-ных в пар-тию. «Бун-тар-ское» народничество (идео-лог - М.А. Ба-ку-нин), вклю-чав-шее наи-бо-лее ра-ди-каль-ную мо-ло-дёжь, счи-тая русский на-род и сла-вян-ст-во в це-лом «при-ро-ж-дён-ным» со-циа-ли-стом, стре-ми-лось не-мед-лен-но под-нять народные мас-сы на бунт про-тив ча-ст-ной соб-ст-вен-но-сти, го-су-дар-ст-ва и церк-ви. «За-го-вор-щи-че-ское» народничество (сто-рон-ни-ки П. Н. Тка-чё-ва) на-стаи-ва-ло на том, что ра-ди-каль-ная ин-тел-ли-ген-ция, объ-е-ди-нён-ная в пар-тию, долж-на осу-ще-ст-вить государственный пе-ре-во-рот и за-тем во-влечь в со-циа-ли-стическое пе-ре-уст-рой-ст-во на-род; по их мне-нию, го-су-дар-ст-во бу-к-валь-но «ви-се-ло в воз-ду-хе» и не име-ло народной под-держ-ки.

Во вре-мя «хо-ж-де-ния в на-род» (1874 год) идея народного бун-та по-тер-пе-ла крах: кре-сть-ян-ст-во без-у-ча-ст-но или вра-ж-деб-но от-не-слось к на-род-нической про-па-ган-де. Эта не-уда-ча за-ста-ви-ла ре-во-люционных на-род-ни-ков пе-рей-ти от «ле-ту-чей» к «осед-лой» про-па-ган-де (жить в де-рев-не под ви-дом пи-са-рей, вра-чей и т. д.), от-ка-зать-ся от ор-га-ни-зационной сис-те-мы круж-ков и соз-дать пер-вую цен-тра-ли-зо-ван-ную ре-во-люционную ор-га-ни-за-цию --«Зем-ля и во-ля» 1870-х годов (ос-но-ва-те-ли - М.А. На-тан-сон , Г. В. Пле-ха-нов, А. А. Квят-ков-ский, Д. А. Ли-зо-губ, А. Д. Ми-хай-лов и др.). В 1879 году про-изо-шёл её рас-кол, вы-зван-ный как рав-но-души-ем кре-сть-ян-ст-ва к иде-ям народничества, так и ре-прес-сия-ми со сто-ро-ны пра-ви-тель-ст-ва.

Сто-рон-ни-ки преж-ней так-ти-ки про-па-ган-ды сре-ди кре-сть-ян («де-ре-вен-щи-ки») объ-е-ди-ни-лись в ор-га-ни-за-цию «Чёр-ный пе-ре-дел» (П. Б. Ак-сель-род, Л. Г. Дейч, В. И. За-су-лич, Пле-ха-нов и др.). Б. ч. от-ка-за-лась от этой так-ти-ки, соз-да-ла круп-ней-шую ор-га-ни-за-цию ре-во-люционного народничества - пар-тию «На-род-ная во-ля» (А. И. Же-ля-бов, А. Д. Ми-хай-лов, Н. А. Мо-ро-зов, С. Л. Пе-ров-ская, В. Н. Фиг-нер), главной це-лью ко-то-рой стал государственный пе-рево-рот с по-сле-дую-щим ус-та-нов-ле-ни-ем пар-ла-мент-ской рес-пуб-ли-ки. Она ве-ла ре-во-люционную про-па-ган-ду сре-ди различных сло-ёв об-ще-ст-ва и в ар-мии, осу-ще-ст-ви-ла несколько тер-ро-ри-стических ак-тов, один из ко-то-рых при-вёл к ги-бе-ли Алек-сан-д-ра II (1881 год). По-сле раз-гро-ма «На-род-ной во-ли» по-ли-ци-ей ре-во-люц. народничество ут-ра-ти-ло своё влия-ние.

На пер-вый план вы-дви-ну-лось ре-фор-ма-тор-ское народничество. Его идей-ны-ми вы-ра-зи-те-ля-ми ста-ли со-труд-ни-ки газеты «Не-деля» (Я. В. Аб-ра-мов, И. И. Каб-лиц, П. П. Чер-вин-ский), вы-дви-нув-шие тео-рию «ма-лых дел», В. П. Во-рон-цов, пуб-ли-ци-сты журнала «Рус-ское бо-гат-ст-во» (С. Н. Кри-вен-ко, С. Н. Южа-ков, Н. Ф. Да-ни-ель-сон), ру-ко-во-ди-мо-го Н. К. Ми-хай-лов-ским, газеты «Сын оте-че-ст-ва» (вы-хо-ди-ла в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1862-1901 годах) и др., ко-то-рые, ис-хо-дя из не-об-хо-ди-мо-сти ре-шать по-все-днев-ные про-бле-мы жиз-ни кре-сть-ян-ст-ва и от-ри-цая ре-во-люционную борь-бу, при-зы-ва-ли ин-тел-ли-ген-цию по-ки-дать круп-ные го-ро-да и ра-бо-тать сель-ски-ми учи-те-ля-ми, вра-ча-ми, аг-ро-но-ма-ми и т. д. с це-лью под-нять об-щий ин-тел-лек-ту-аль-ный и нравственный уро-вень на-ро-да, раз-вить его са-мо-дея-тель-ность и тем са-мым слу-жить народному бла-гу.

Они вы-дви-ну-ли про-грам-му улуч-ше-ния эко-но-мического по-ло-же-ния на-ро-да пу-тём ор-га-ни-за-ции народного кре-ди-та, стра-хо-во-го де-ла, со-дей-ст-вия по-куп-ке зе-мель кре-сть-яна-ми и арен-де ка-зён-ной зем-ли, рас-простра-не-ния сов-ре-мен-ных по то-му вре-ме-ни зем-ле-дельческих ору-дий, обес-пе-че-ния на-се-ле-ния се-ме-на-ми вы-со-ко-про-дук-тив-ных сор-тов сельскохозяйственных куль-тур, раз-ви-тия кре-сть-ян-ских про-мы-слов и коо-пе-ра-ции. Главная роль в реа-ли-за-ции этой про-грам-мы ре-фор-ма-тор-ские на-род-ни-ки от-во-ди-ли ле-галь-ной дея-тель-но-сти в об-щественных ор-га-ни-за-ци-ях, ра-бо-те в зем-ст-вах, вы-сту-п-ле-ни-ям в пе-ча-ти. Тео-рия «ма-лых дел» в 1880-1890-е годы во-пло-ща-лась в ре-аль-ной дея-тель-но-сти многих ты-сяч мо-ло-дых лю-дей из са-мых различных сло-ёв об-ще-ст-ва. По-пу-ляр-но-сти идей ре-фор-ма-тор-ских на-род-ни-ков спо-соб-ст-во-ва-ло и изу-че-ние по-ре-фор-мен-ной русской де-рев-ни на-род-ни-ка-ми-эко-но-ми-ста-ми (Во-рон-цов, Да-ни-ель-сон и др.).

Народничество ока-за-ло су-ще-ст-вен-ное влия-ние на куль-ту-ру второй половины XIX века. К не-му бы-ли близ-ки пи-са-те-ли Н. Г. Га-рин-Ми-хай-лов-ский, П. В. За-со-дим-ский, Н. Н. Зла-то-врат-ский, В. Г. Ко-ро-лен-ко, Н. А. Не-кра-сов, Д. Н. Ма-мин-Си-би-ряк, М. Е. Сал-ты-ков-Щед-рин, Г. И. Ус-пен-ский. Влия-ние на-род-нической идео-ло-гии про-яви-лось в изо-бра-зительном искусстве в твор-че-ст-ве ху-дож-ни-ков В.В. Ве-ре-ща-ги-на , И. Н. Крам-ско-го, В. Е. Ма-ков-ско-го, В. Г. Пе-ро-ва, И. Е. Ре-пи-на, Н. А. Яро-шен-ко и др. В то же вре-мя часть ин-тел-ли-ген-ции осу-ж-да-ла ре-во-люционное народничество (Ф. М. Дос-то-ев-ский, К. Н. Ле-он-ть-ев, Н. С. Лес-ков и др.).

На ру-бе-же XIX-XX веков как воз-ро-ж-дав-шее-ся ре-во-люционное, так и уме-рен-ное народничество транс-фор-ми-ро-ва-лись в не-она-род-ни-че-ст-во.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие народничества . Идеология народничества

Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции 1.

Основными идейными принципами народничества являлись:

· отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;

· стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;

· лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;

· идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;

· представление о русском крестьянине как о человеке будущего, "социалисте по природе";

· критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности 2.

Народнические организации и их деятельность Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 - начале 1860-х гг. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским (1861 г)

"Земля и воля" (1861-1864 гг.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией "Колокола".

Своеобразными центрами полулегальной деятельности "Земли и воли" стали книжный магазин Н.А. Серно-Соловьевича и Шахматный клуб в Петербурге.

В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самораспустилась.

"Ишутинцы". В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

"Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

"Большое общество пропаганды" ("чайковцы") существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли М.А. Натансон, Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы.

В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - т. н. "хождения в народ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.

"Земля и воля" (1876-1879). Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:

· агитацию словом и делом;

· акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее "вредных" представителей власти).

Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое "хождение в народ" также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы ("деревенщиков"), объединившихся во главе с Г.В. Плехановымв партию "Черный передел", и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора ("политиков"), образовавших "Народную волю".

Партию "Народная воля" (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью:

· революционный захват власти;

· созыв Учредительного собрания;

· утверждение политических свобод;

· построение, в перспективе, общинного социализма.

Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа.

Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г.1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией 3.

"Черный передел" (1879-1882 гг.). Его руководители - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне.

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию.

Направления народничества

Революционное направление

Основные теоретические направления революционного народничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них.

Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи:

· интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;

· народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;

· внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;

· для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;

· после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений;

· социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

В 1870-х годах тезис о враждебности государства историческому прогрессу, под которым подразумевалось торжество рабочего социализма, считался в леворадикальной литературе банальностью, трюизмом. Вследствие этого П.Л. Лавров в своей книге "Государственный элемент в будущем обществе" (1875) не считает нужным останавливаться на критическом разборе существующих форм государственности. Однако в наше время может возникнуть закономерный вопрос о том, каковы же были реальные причины антиэтатистской направленности радикально-народнического мировоззрения, что лежало в основе ненависти идеологов действенного народничества не только к формам самодержавно-государственного устройства, но и к принципу государственности вообще.

Надо отметить, что далеко не сразу дворяне-вольнодумцы (особенно это относится к Бакунину и Лаврову) превратились в отъявленных ниспровергателей общественных устоев. В частности, П.Л. Лавров в одном из первых своих публицистических выступлений в печати ("Письмо к издателю", 1857 г) ратует за "постепенное и необходимое совершенствование человечества". Здесь же он отмечает, что при невысоком уровне развития современной науки, как утверждение, так и отрицание "великих вопросов совершенствования" одинаково невозможны, а между тем эти проблемы требуют серьезного осмысления. Таким образом, первые попытки Лаврова определить историческое значение феномена государственности исходят из умозрительно-теоретических, научно-познавательных предпосылок.

В "Исторических письмах" оппозиционный мыслитель рассматривает важнейшие элементы социальной жизни сквозь призму так называемой идеализации.

Эта идеализация, по его мнению, основывается на естественном стремлении человека "придать… сознательный характер действиям бессознательным и полусознательным, а действия сознательные перевести с более элементарной ступени на высшую". Когда речь идет о повышении интеллектуального статуса реальных и правомерных потребностей индивида, то, по Лаврову, мы имеем дело с истинной идеализацией, если идеализация является идейным прикрытием для каких-то дурных устремлений и поступков человека, тогда она является призрачной или ложной. Этот подход, по его мнению, правомерен и при оценке общественных форм, выработанных в ходе исторического развития человечества 4.

Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он считал, что:

· главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;

· поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;

· основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;

· после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов, будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

В работе "Народное дело: Романов, Пугачев или Пестель" (1862) М.А. Бакунин утверждает, что прямой причиной всех бедствий русского народа были цари. "Они, позабыв клятву своего родоначальника, народного избранника Михаила Романова, создали эту чудовищную самодержавную централизацию и окрестили ее в народной крови. Они образовали народу противные касты, и духовную, и чиновно-дворянскую, как орудия для губительного самовластия, и отдали им народ, одним в духовное, другим в телесное рабство". При этом народ приписывает свои несчастья кому угодно, только не самодержцу, которого он почитает как своего отца и благодетеля, как символ величия Русской земли. Опираясь на единодушную поддержку подданных, русский монарх в качестве "царя земского" мог бы без особых затруднений разрешить социально-экономические проблемы своей страны - "и мир, и вера восстановились бы как чудом, и деньги нашлись бы, и все бы устроилось просто, естественно, для всех безобидно, для всех привольно". По мысли Бакунина, царь со всенародным Земским собором "создал бы новую Россию на основаниях вольных, широких, без потрясений, без жертв, даже без усиленной борьбы и без шума".

Несколько лет спустя отношение Бакунина к русскому самодержавию принимает характер бескомпромиссного отрицания. В "Прибавлении А" (1873) анархо-теоретик ставит в вину монархическому режиму консервацию наиболее реакционных черт русского народного быта. По его убеждению, главное историческое зло, против которого обязаны бороться революционеры, - патриархальность.

Патриархальность пронизала всю вертикаль русской социальной жизни - от семьи до государства, "положив на неё тот характер тупоумной неподвижности, той непроходимой грязи родной, той коренной лжи, алчного лицемерия, и, наконец, того холопского рабства, которые делают её нестерпимой".

Основной теоретик заговорщического (бланкистского) направления П.Н. Ткачев предполагал, что:

· крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества;

· поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту;

· самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно "висит в воздухе";

· поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества;

· для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и аморальные.

Либеральное (реформаторское) народничество

Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ".

С начала 1880-х гг. не только правонародническая "Неделя", но и "Отечественные записки" (во внутренних обозрениях С.Н. Кривенко), "Русское богатство" Л.Е. Оболенского, а потом и "Северный вестник" (в статьях В.П. Воронцова) настойчиво приглашали интеллигенцию "встать в ряды народа", чтобы совместными усилиями подготовить крестьянские массы к новой для них исторической роли.

Практическая программа превращения деревни в центр русской жизни, отстаиваемая народниками, была призвана согласовать государственные и народные интересы. Она предполагала организацию народной промышленности, основанной на артельных началах, неотложное решение проблемы крестьянского малоземелья (с помощью земельного кредита, переселений и выкупа земли государством у частных собственников), приобщение простого народа к таким "элементарным" благам человеческой цивилизации, как законность, "охранение" прав личности, свобода деятельности и развития. народничество либеральный освободительный

В.П. Воронцов, И.И. Каблиц-Юзов, Л.Е. Оболенский и другие теоретики правого народничества вполне сознательно мечтали привести народ к такому состоянию, когда он мог бы справляться со своими экономическими нуждами и моральными болезнями вполне самостоятельно. Они хотели освободить народ от полного подчинения так называемым командующим классам и самой интеллигенции.

Однако на практике крестьянство все более и более превращалось не в субъекта истории, а в объект попечительной заботы земства и частной инициативы "культурных одиночек".

Капитализм подрывал благосостояние народа, безжалостно разрушая хваленые отцами народничества общинные устои. Все это заставляло новое поколение идеологов интеллигенции, по крайне мере, на время, "забыть" о широких общественных задачах (создании предпосылок для утверждения нового общественного строя) и задуматься о необходимости оказания деревне неотложной "культурной" помощи в ее повседневной борьбе за выживание. Народу нужны были простые оплачиваемые труженики (учитель, врач, акушерка, ветеринар, адвокат, агроном, статистик, писарь, офеня и т.п.), хорошо знающие свое дело и не боящиеся серой, будничной работы. Осознание демократической русской интеллигенцией самоценности этой мирной культурной деятельности (т.е. значения личного служения общественным потребностям через "профессию"), преодоление комплекса социальной вины за якобы "заедание чужого хлеба" означали ее переход на более высокую ступень гражданской и нравственной зрелости. Практическим результатом хозяйственной и просветительской деятельности интеллигенции в пореформенной деревне стал общий культурный подъем народа и, как заметил по этому поводу В.П. Воронцов, "подготовление его к тому, чтобы он был способен осуществить формулу народничества": "все для народа и через посредство народа".

Бессменный лидер левого крыла реформаторского народничества Н.К. Михайловский видел первоочередную задачу русской жизни после отмены в 1861 г. крепостного права в немедленном изменении существующего политического режима. "Предоставьте русской интеллигенции свободу мысли и слова, - писал публицист в январе 1882 г., - и, может быть, русская буржуазия не съест русского народа; наложите на уста интеллигенции печать молчания - народ будет, наверное, съеден". В возможность пробуждения самосознания масс и их активное участие в деле свержения самодержавно-бюрократического строя Михайловский не верил. По его мнению, скорее был возможен обратный вариант развития событий: "По-настоящему раскачается народ тогда, когда этот режим уже станет достоянием истории". Поэтому борьбу за идеалы прогресса Михайловский и его единомышленники перекладывали на плечи интеллигенции, пророча ей роль "титана-освободителя"5.

Анализируя идейное наследие главных идеологов реформаторского народничества, можно прийти к выводу, что, в конечном счете, все они стремились консолидировать молодую русскую нацию на совершенно новой, не известной цивилизованному миру бесклассовой основе. В 70-90-е гг. 19 в. теория крестьянского общинного социализма была настоящим евангелием образованной русской молодежи. По воспоминаниям народников, именно это учение обратило их внимание на положение простого народа и заставило задуматься над возможностью скорейшего избавления его от ужасающей нищеты и каждодневных невыносимых страданий. С другой стороны, народничество русской интеллигенции было своеобразной попыткой облечь в ее "разумные, просвещенные формы" утопические представления самого крестьянства об обществе всеобщего согласия, равенства и коллективизма. Однако подлинные причины возникновения народничества лежат глубже "идеалистических мечтаний" интеллигенции и народа.

Ближе всех к пониманию сущности народничества и его специальной задачи подошел один из творцов этой идеологии В.П. Воронцов. По его мнению, "социализм" был всего лишь внешней оболочкой народнического движения, одним из мощных средств его активизации, но никак не самоцелью.

Исторические корни народничества - "в противоречии между задачами государственного преобразования России, как они представлялись уже в начале александровских реформ... и объемом наличных для того сил... ". Россия давно уже созрела для демократизации ее экономической и политической жизни, но была обречена "топтаться на одном месте" до тех пор, пока в эти процессы не были вовлечены широкие народные массы. Образовать в народе самостоятельную социально-культурную, а затем и политическую силу, способную к систематической борьбе за необходимые реформы, - в этом заключалась историческая задача демократической русской интеллигенции. Другой вопрос - почему, несмотря на многочисленные попытки сближения с народными массами, они так и не признали в "передовой" интеллигенции своего духовного вождя.

Важнейшие положения. Теоретики либерального народничества:

· осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах;

· доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения;

· считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития человека.

В итоге, они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы "контрреформ" получила широкое распространение либерально-народническая теория и практика "малых дел", призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.

Легальное народничество

О том, что демократическая интеллигенция может и должна сыграть в русской истории особую и, несомненно, прогрессивную роль, подобную той, что в средневековой Западной Европе выпала на долю молодой буржуазии, народнические теоретики заговорили примерно с рубежа 1860-1870-х гг. К этому времени под влиянием либеральных реформ (прежде всего в области просвещения) в России появляется относительно многочисленный слой разночинской интеллигенции. Разрыв с традиционным укладом жизни своих отцов и неустроенность нового (по сути маргинального) положения, по причине культурной отсталости России, сделали эту новоиспеченную интеллигенцию чрезвычайно восприимчивой к идеологиям радикального толка. К последним относилась и народническая доктрина, обещавшая "умственному пролетариату" стопроцентную занятость при условии немедленной демократизации страны. Одной интеллигенции разрешить эту "сверхзадачу" было не по силам. Но она могла ускорить ход социального прогресса в России, "приобщив" к нему подлинного демиурга истории - его величество русский народ. Так, по крайней мере, учили своих последователей родоначальники русского народничества А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Изменение представлений образованной молодежи о своем общественном предназначении, которое отныне выходило за рамки ее профессиональных обязанностей, способствовало появлению в первой половине 1870-х гг. специфически русского понятия "интеллигенция". Во всех современных европейских языках термин "интеллигенция" (от лат. intelligens - знающий, понимающий, разумный) означает работников умственного труда со специальным высшим образованием - педагогическим, медицинским, юридическим, художественным, техническим и т.п.

В интерпретации теоретиков народничества, настоящая "русская интеллигенция" - это совершенно особая социальная группа, отличающаяся от остального населения своим бессословным происхождением, определенным (критическим) типом мышления и особой альтруистической моралью 6.

Главным критерием принадлежности к новой русской интеллигенции выступала деятельность в пользу общества, стремление к совершенствованию существующего порядка, к уничтожению всяких привилегий во имя идеи всеобщего блага и процветания, а не ради своих личных или "карманных" интересов. "Выдвинутая процессом истории и дошедшая до сознания гражданских своих обязанностей, - писал о разночинской интеллигенции С.Н. Кривенко, - она отдает себя всецело общественному делу и, прежде всего, думает об этом деле, а не о себе, своем брюхе". Интеллигенция "постольку и существует, поскольку нужна народу, и до тех пор существует, пока в ней имеется необходимость, как в отдельной, дифференцированной силе... ". Со временем, когда в самом народе создастся могучее движение к социальному, политическому и культурному переустройству страны, интеллигенция должна была влиться в его ряды и служить новой России посредством честного исполнения своего профессионального долга.

Наделяя демократическую русскую интеллигенцию такими идеальными качествами, как критическое мышление, т.е. осознание необходимости радикальных общественных преобразований, желание служить народу и бороться за его дело без всяких личных расчетов, могучее чувство сострадания ко всем униженным и оскорбленным, народнические публицисты прекрасно понимали, что "немного у нас такой интеллигенции". "Деятельность ее, - как замечали "Отечественные записки", - только... начинается, но такова именно новая интеллигенция, которой предстоит сыграть историческую роль...".

Важнейшие функции этой новой интеллигенции, по представлению идеологов легального народничества, состояли в следующем. Во-первых, это отрицание старого феодально-крепостнического и нового буржуазного порядка ради торжества "идей более светлых и начал более справедливых". Речь, разумеется, шла о социализме - общественном строе, при котором, как надеялись народники, будут устранены главные причины "торжествующего в жизни зла" - разделение общества на работников умственного и физического труда и его прямое следствие - эксплуатация человека человеком. Во-вторых, указание форм быта, отвечающих новым потребностям страны, и "построение самостоятельной эволюции" социально-экономических отношений.

Наконец, третья важная функция интеллигенции заключалась в ее просветительском воздействии на общество и народ и формировании у них нового общественного самосознания, основанного на идее служения высшим общечеловеческим идеалам.

"Мы должны устроить благосостояние и правовой порядок для собственного народа согласно с его бытовыми особенностями, миросозерцанием и высоким идеалом общежития, - конкретизировал задачи демократической интеллигенции С. Кривенко, - должны... дать ему обильную духовную пищу", развить крестьянское самосознание и самодеятельность (лучшую школу общественности). Иначе любые проводимые в стране преобразования не пустят глубоких корней, человеческие отношения не сделаются справедливее, и Россия будет по-прежнему путешествовать "в хвосте европейской цивилизации". В защите интересов простого народа, в создании условий для его развития и состояла, по убеждению народников, великая миссия демократической русской интеллигенции. "Не любим мы эту интеллигенцию, знаю я, - пишет Кривенко, - но что же делать, если без нее нельзя жить, если она в истории играет теперь бoльшую роль, чем все мечи и пушки, вместе взятые".

Идейные противники народников неоднократно критиковали их за "наивное мессианство", в общем-то, справедливо доказывая, что полное отрицание радикальной интеллигенцией современной русской действительности велось в силу таких идеалов, которые шли дальше реальных потребностей основного населения страны. Подлинное назначение образованного общества, утверждали, например, известные либералы К.Д. Кавелин, В.А. Гольцев, А.Н. Пыпин, в служении великому делу народного просвещения. Трудящиеся классы должны были усвоить "культурные понятия" общества, необходимые им для "правильной" личной и гражданской жизни. В других вопросах, включая судьбу русского капитализма, интеллигенция была абсолютно бессильна до тех пор, пока она не заинтересует в их решении русское правительство. Однако впоследствии даже "злейшие враги" легальных народников, русские марксисты, признают, что до революции 1905 г. именно демократическая интеллигенция представляла собой "единственный слой, в массе непримиримый к самодержавию", "единственный активный элемент прогресса". По мнению Ю.О. Мартова и П.Б. Струве, она была единственной группой, способной к борьбе за устранение препятствий на пути русского пореформенного развития и, следовательно, главной движущей силой русского освободительного движения, "историческим преемником казачества".

Основная преграда, о которую, действительно, споткнулось народничество, - это разобщение интеллигенции с народом, препятствующее распространению в массы ее просветительских идей. Уже после знаменитого "хождения в народ" 1874-1875 гг. для многих народников стало очевидным, что понятия народа об общественной жизни радикально противоположны соответствующим взглядам интеллигенции. Массы привыкли слепо следовать традиции и верить только своим авторитетам (мир, царь, Бог), тогда как интеллигенция выработала собственное миросозерцание критическим отношением к традициям, опираясь на истины, добытые наукой. Преодолеть это внутреннее отчуждение, поддерживаемое властью с помощью "полицейских рогаток", было практически невозможно.

Заключение

Итак, мы рассмотрели идеологию народничества, народнические организации и их деятельность, дали характеристику революционному направлению народничества, либеральному (реформаторскому) направлению народничества, а также легальному направлению народничества.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Современная наука полагает, что обращение народников к массам было продиктовано не политической целесообразностью немедленной ликвидации самодержавия (цель тогдашнего революционного движения), а внутренней культурно-исторической потребностью сближения культур - культуры образованного сословия и народной. Объективно движение и доктрина народничества способствовали консолидации нации через снятие сословных различий, формировали предпосылки для создания единого правового пространства для всех слоев общества.

Многие из народников стремились на собственным примере показать возможность создания нового типа культуры с особым отношением к труду, семье, науке, искусству, морали, религии. Они хотели личным участием изменить социальное развитие страны, облагородив его. Социокультурный идеал народничества оказал сильнейшее влияние на все российское общество, обнаружив себя к началу 20 в. не только в русском либерализме, но даже и в консерватизме. Народнические идеи активно оспаривались многими общественными деятелями и философами, но при этом они заставляли их проникаться отдельными постулатами народничества.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Народничество как идеология российского освободительного движения. Идеология народничества. Народнические организации и их деятельность. Характеристика революционного направления, либерального (реформаторского) и легального направления народничества.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Складывание и развитие теории народничества. Организация революционных народников, их тактика в 70-80-е гг. XIX в. Кризис революционного и появление либерального народничества. Распространения марксизма в России группой "Освобождение труда" Г. Плеханова.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Многоликость народничества в концепциях и направлениях. Умеренное (либеральное) и радикальное (революционное) течения в рамках народнического движения, его консервативное, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское направления.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2011

    Анализ деятельности террористических организаций и последствий их деятельности. Самодержавие и либеральное общество в середине 1860-х годов Ишутинцы. Идеология народничества и революционные кружки в 1870-х годах. Начало народнического террора в России.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    Общественное движение в пореформенной России. Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского) социализма. Консервативная идеология, либеральное движение, народничество.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Отличительные признаки народничества. Проблема характера общественно-экономической эволюции России. Субъективный метод социологии (взгляд народников на историю, вопрос о роли масс и интеллигенции). Направления в революционном народничестве в 70-е годы.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    М.А. Бакунин - русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Необычность биографии Бакунина. Теоретические взгляды М.А. Бакунина. Его политическая деятельность в России. Взгляды теоретиков народничества.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Сущность народнического движения, его исторические заслуги и методы. Причины ошибочности их доктрины. Анализ содержания идеологии, этапы ее развития. Характеристика революционной деятельности народников. Желябов А.И. как деятель народнического движения.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Изучение народнического движения в России на основе анализа идей и воззрений А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Раскрытие явления "хождения в народ". Деятельность организаций революционного народничества: "Земля и воля", "Народная воля" и "Черный предел".

    реферат , добавлен 21.01.2012

    Основные события общественного подъема декабристов за конституцию. Прокламация П. Заичневского "Молодая Россия" как толчок к развитию радикально-демократического движения. Описание пропагандистского, бунтарского и заговорщического течений народничества.

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Основные даты:

  • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
  • 1876 – создание «Земля и воля».
  • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
  • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

  1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
  2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
  3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
  4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
  5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
  6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Герцен А.И.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.


Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

- «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» - говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

- «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» - был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».


В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.


Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.


К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

Народничество – идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2-ой половине 19 в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путём крестьянской революции.

Родоначальники - А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский. Идеологи - М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв.

Основные народнические организации 1860-80-х гг.- «ишутинцы», «чайковцы» (организаторы «хождения в народ»), «москвичи», «Земля и воля», «Чёрный передел», «Народная воля».

Поэтому народники нуждались в такой идеологии, которая могла бы вдохновить их на деятельность вопреки неблагоприятным условиям.

Другой идеей, выдвигавшейся народническими мыслителями, было специфическое понимание прогресса. Они отрицали прогресс в общепринятом тогда смысле - как «естественный ход вещей», в результате которого происходит накопление знаний, разделение труда, рост производства.

В целом, идеология народничества основана на выводах о том, что

У России – особый путь исторического развития;

Капитализм – чуждое явление для России;

Самодержавие не имеет социальной опоры;

Будущее России – социализм, к которому страна придёт, минуя капитализм;

Ячейка социализма – крестьянская община;

Руководящая сила крестьянства – партия профессиональных революционеров.

1. Бунтарское (анархистское) направление – Михаил Бакунин; 2. Пропагандистское (либерально-революционное) направление – Пётр Лавров; 3. Заговорщическое (социально-революционное) направление – Пётр Ткачёв.

С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков народнических кружков. Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков отправились для ведения пропаганды в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губ. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже - «первого хождения в народ». К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено. "Земля и воля" организовала первую в истории России демонстрацию - 6 декабря 1876 у Казанского собора в Петербурге. На ней было развернуто знамя с лозунгом «Земля и воля», выступил с речью Г. В. Плеханов. 24 января 1878 В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного-студента А. С. Боголюбова. В том же месяце кружок В. А. Осинского - Д. А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А. Г. Никонова, киевского жандармского ротмистра Г. Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных студентов) и харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина. 4 августа 1878 г. C. М. Степняк-Кравчинский убил кинжалом петербургского шефа жандармов Н. В. Мезенцова в ответ на подписание им приговора о казни революционера И. М. Ковальского. 13 марта 1879 было совершено покушение на преемника Мезенцова - генерала А. Р. Дрентельна. Листок «Земли и воли» (главный редактор - Н. А. Морозов) окончательно превратился в орган террористов. Те, кто считал необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и др.) объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному»). Сторонники террора создали организацию «Народная воля». За короткий срок, в течение года, народовльцы создали разветвленную организацию во главе с Исполнительным комитетом. Народовольцами было совершено 5 покушений на Александра II (первое - 18 ноября 1879). 1 марта 1881 г. император был ими убит. 25. «Контрреформы» 80-х годов 19 века. Александр 3.

Александр III Миротворец (1881 – 1894).

29 апреля 1881 года императором был подписан (опубликован 30 апреля 1881 года) составленный Победоносцевым документ, известный в историографии как Манифест о незыблемости самодержавия, который возвестил об отходе от прежнего либерального курса.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

1881г. – отмена временнообязанного состояния крестьян (установили конкретный срок и постановили, что к январю 1883 года все временнообязанные крестьяне должны быть переведены на выкуп; такое положение государь и правительство были вынуждены принять из-за крестьянских волнений и бунтов, которые происходили повсеместно, во всех губерниях).

Начало 1880-х годов ознаменовалось рядом важных позитивных мероприятий, призванных устранить недостатки предшествующего царствования и облегчить положение народных масс. Понижение выкупных платежей, узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского поземельного банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель (1881-1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года.

Укрепление военной мощи. В царствование было спущено на воду 114 новых военных судов, в том числе 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров; русский флот занял 3-е место в мире после Англии и Франции в ряду мировых флотов.

Большие успехи были достигнуты в развитии промышленности. Так, настоящая техническая революция началась в металлургии. Выпуск чугуна, стали, нефти, угля в период с середины 1880-х по конец 1890-х годов увеличивался рекордными темпами за всю историю дореволюционной промышленности. По мнению историков и современников, это стало результатом протекционистской политики правительства, начатой вскоре после начала царствования Александра III. Александр III предпринял ряд мер по искоренению коррупции и злоупотреблений, усилившихся в предыдущее царствование. Царствование императора Александра III во внешней политике было ознаменовано небывалым периодом мира.

Основные направления внешней политики Александра III были следующими:

укрепление влияния на Балканах; поиск надежных союзников; поддержка мирных отношений со всеми странами; установление границ на юге Средней Азии; закрепление России на новых территориях Дальнего Востока. 1891-1894 - заключение русско-французского союза.

В течение царствования Александра III произошло резкое уменьшение протестных выступлений, характерных для второй половины царствования Александра II.

Внешностью, характером, привычками и самим складом ума Александр III мало походил

на своего отца. Император отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой. По словам историка П. А. Зайончковского, «Александр III был довольно скромен в личной жизни. Он не любил лжи, был хорошим семьянином, был трудолюбив», работая над государственными делами нередко до 1-2 часов ночи; в то же время был ограничен и «был способен мыслить только прямолинейно». Как писал С. Ю. Витте, «у Императора Александра III было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений.» 20 октября 1894 года Александр III скончался от нефрита.