Псих тренинг портфолио. Национальная лаборатория тренинга (National Training Laboratory)

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основоположники: Курт Левин и Карл Роджерс в Америке.

Левин: в 1946 г. начал групповую тренинговую работу в области профессиональной деятельности с педагогами.

Идеи Левина:

Человек помимо предмета деятельности (сфера «человек-человек») должен осваивать и науку общения.

Обучаться общению можно только в режиме общения.

Идея групповой динамики: группа сама по себе обладает огромным развивающим ресурсом для её участников.

Роджерс разделял идею групповой динамики (человек – ресурсное существо и может решить проблемы любой сложности, особенно сообща), но работал не с профессиональными группами, а с людьми, желающими повысить коммуникативную компетентность. Разработал тренинг жизненных умений. Считал, что группа должна проявлять самостоятельность, а тренер лишь направляет её.

В Европе основоположник – М.Форверг (Лейпциг, 70-е).

Разработал СПТ. Тесно сотрудничал с Узнадзе. Считал, что приобретение новых навыков общения связано с установками, влияющими на мотивацию. Установка – максимально доступная форма связи субъекта с окружающей средой. Установки: гендерные, возрастные, статусные, профессиональные, внешности, этнические…

Основоположник Т-групп.

Т-группа - малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям (умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания). Социальные психологи часто акцентируют в работе Т-групп проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним. Т-группы относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения - т.е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм общения. Роль тренера состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.

Социально-психологический тренинг в отечественной практике.

Появился в 80-е гг. Существует два общих подхода:

СПб: европейский (Форверг): Хрящёва, Макшанов, Сидоренко, Зинкевич-Евстигнеева.

Москва: американский (Роджерс): Парыгин Борис Дмитриевич, Петровская Лариса Андреевна (автор первой научной работы по СПТ в 1982г.).

Оценка эффективности социально-психологического тренинга

Необходима для определения максимально эффективных и валидных программ и их компонентов. Хорошо, когда в тренинге области и факторы его малой эффективности, которые можно улучшить. Следует учитывать, что изменения отсрочены (до 6 мес) и существует разная длительность удерживания изменений.

Критерии эффективности по Киркпатрику:

  1. Реакции – измерить впечатления участников.
  2. Научение – измерить усвоенный материал.
  3. Поведение – насколько результаты воплотились в деятельности?
  4. Результат – измерить улучшение количественных и качественных характеристик труда.

Максимально вероятны изменения умений и навыков, эффективности труда, представления о себе, отношения к чему-либо, установок, уровня рефлексии.

Методика организации СПТ.

1. Формирование группы и предварительная встреча. Учесть гомогенность и гетерогенность.

2. Вступительная лекция. Обретение единого информационного пространства. Рассказ о тренинге как особой форме работы.

3. Формирование обстановки безопасности и работоспособности. Знакомство, правила поведения, ожидания от тренинга.

4. Этап ориентации. Осознать некомпетентность, понять необходимость участия.

5. Изменения. Последовательное формирование необходимых навыков с помощью сухих, полусухих, мокрых упражнений.

6. Целостное действие. Объединение полученных знаний, отыгрывание в сложной целостной ситуации.

7. Завершение/чемодан. Итоги, ОС в позитивном ключе.

Требования к ведущему СПТ

  1. Работа только по заказу.
  2. Не навреди. Не решать личных проблем за счёт тренерства.
  3. Соответствие идей и поведения тренера.
  4. Конфиденциальность.
  5. Осознанная спонтанность поведения.
  6. Искренность.
  7. Партнёрское взаимодействие: интересы себя + группы.
  8. Постоянное внимание и включённость, а не просто присутствие.
  9. Профессиональные границы: во времени, добровольности участников, не вступать с ними в дружеские и финансовые отношения.

Развитие и значение СПТ в современной практической психологии.

С 90-х гг. в России развивается важное направление тренингов – психотерапевтическое, помогающее людям справиться с интенсивностью и стремительностью изменений, побороть свои страхи.

Развитие бизнес-сферы повлекло за собой развитие рынка бизнес-тренингов (продаж, руководящих навыков, корпоративные тренинги). В ближайшее будущее, по прогнозам Е.В.Сидоренко, будет актуальна модель сопровождения: тренер сопровождает работу команды в решении новой для неё задачи.

5. Социальная психология личности и проблема прогнозирования социального поведения.

Теоретические источники психологии социального познания.

Примечание: МЛВ – межличностное восприятие, ТКС – теории когнитивного соответствия, КА – каузальная атрибуция.

Введение

Групповым формам психологической работы посвящено множество различных материалов -- теоретических, методических, исследовательских. Тем не менее, на мой взгляд, эта тема остается неисчерпаемой. Прежде всего, я хотела сформировать для себя представление о том, как нужно планировать, осуществлять и анализировать работу группы.

Навыки общения усваиваются точно так же, как любые другие навыки.

Чтобы им научиться, нужна практика. Это примерно тоже, что управлять автомобилем, или иметь какой-либо другой навык: езду на велосипеде, катание на лыжах или любой другой вид спорта. Если вы помните, как впервые пытались овладеть сложным навыком вождения автомобиля, то обнаружите, что вам приходилось контролировать много разных вещей сразу. Вам надо было следить за тем, что делают ваши ноги, и это было не легкой задачей. На все это вам приходилось обращать внимание, и вдобавок отдавать себе некоторый отчет в том, что происходит вне машины.

На психологических тренингах клиенты делают то же, чего требует любой сложный навык: задача раскладывается на маленькие куски или отрезки, чтобы вы могли индивидуально выполнять каждый маленький отрезок, пока не овладеете им. Как только вам удастся превратить каждый отрезок в автоматический, эффективный, бессознательно выполняемый навык, перед вами откроются новые возможности - другие компоненты задачи. Затем вы доводите новые компоненты до уровня бессознательного, эффективного шаблона, чтобы вам не приходилось обращать на них сознательного внимания.

Сегодня нельзя представить себе практической деятельности психолога без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми. При всем ее содержательном и методическом разнообразии очень часто она обозначается одним общим «волшебным» словом -- тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение.

Психологический тренинг -- это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Из этого понимания я и постараюсь исходить, ведя разговор о социально-психологическом тренинге (СПТ), описывая шаг за шагом его содержательные и организационные аспекты.

История появления тренинга

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. Многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования.

Одним из первых репрессивно-инспирационную терапию стал практиковать Джозеф Пратт, врач из Бостона, занимавшийся лечением больных туберкулезом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек прямо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п. Пратт был заботливым наставником и к тому же обладал недюжинным даром убеждения. В болезни своих малоимущих пациентов он видел фактор, способствующий их объединению. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. Поначалу Пратт рассматривал собрания групп просто как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потенциалу. Более искушенным в групповой терапии он стал только через несколько лет, когда его "классный метод" работы фактически исчерпал себя. К началу 30-х годов Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии служит благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений.

Хотя работы Пратта и по сей день не утратили своей актуальности, наиболее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и практика психоанализа, берущие свое начало в работах Зигмунда Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с интересом последнего к психологии масс и склонности членов группы отождествлять себя с сильной личностью, играющей роль лидера. К групповой терапии сам Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал приспособить методы индивидуальной терапии для работы с группами (Dreikers, 1959). В то время европейский психоанализ ориентировался на индивидуальную работу с пациентами и был в высшей степени элитарным, и Адлер преисполнился решимости лечить рабочий люд и с этой целью учредил несколько консультативных центров, где использовался групповой подход. Но все-таки на начальных этапах своего развития групповая психотерапия оставалась преимущественно американским явлением (Mullan and Rosenbaum, 1962).

Психоаналитические методы, направленные на лечение отдельного пациента в условиях группы, разрабатывались многими последователями Фрейда. К числу ранних попыток работать с группами в рамках психоаналитической традиции можно отнести деятельность Луиса Вендера (Louis Wender) в 1929 году и Пауля Шилдера (Paul Schilder) в 1934 году. Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу (Trigant Burrow) предложил термин "групповой анализ" еще в 1925 году. После нескольких лет психотерапевтической практики Барроу стал сомневаться в правомерности принципиальной для психоанализа ориентации на отдельную личность. Постепенно он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат.

Рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа развития современной групповой психотерапии, нельзя не подчеркнуть роль Якоба Морено. Морено более всего известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Как автор Морено был очень плодовит, а его деятельность охватывает несколько этапов развития групповой терапии. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывается введение термина "групповая психотерапия" в 1932 году (Corsini, 1955). Хотя в настоящее время этот термин применяется для обозначения весьма широкого спектра подходов, сам Морено употреблял его по отношению к методу, который предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок.

Если первый толчок развитию групповой психотерапии в Соединенных Штатах был дан репрессивно-инспирационным подходом Пратта, второй - применением психоаналитической теории, то третьим стало возникшее в 60-х годах гуманистическое движение в психотерапии (Appley and Winder, 1973).

Сами группы называются по-разному: терапевтические группы, инкаунтер-группы, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Каждое из этих названий имеет свой смысловой оттенок, который станет понятным из дальнейшего изложения. А для всех таких групп в этой книге выбран термин "психокоррекционные группы". По большей части психокоррекционные группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению, которая характерна для последних двух десятилетий. Эти группы ориентированы скорее на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств.

Огромный вклад в развитие гуманистической психологии внёс Карл Роджерс. О его концепции позже будет рассказано подробнее. В групповой психологии есть одно течение, еще не вполне осознанное психотерапевтами. Речь идет об исследованиях групповой динамики психологами и социологами академического толка. Современная социология возникла в XIX веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную всевозрастающей индустриализацией общества (Cohen and Smith, 1976). Первые социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, сосредоточили свое внимание не столько на обществе в целом, сколько на процессах, происходящих в группах. Считается, что первый социально-психологический эксперимент провел Триплетт (Triplett, 1897), когда определил, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Триплетт назвал этот феномен эффектом "социального облегчения" (social facilitation). Эффект "социального облегчения" служит примером проявления социопсихологического принципа, который помогает понять, что происходит в психокоррекционных группах. А вот второй пример: в 60-х годах исследователи пришли к заключению, что решения, принимаемые индивидами в одиночку, более консервативны, чем решения, принимаемые после обсуждения в группе. Эта тенденция идти на больший риск, когда решения принимаются с оглядкой на группу, получила название "сдвига к риску" (risky shift).

Такие британские психотерапевты, как С.X.Фоукс, У.У.Байон и X.Эзриел, считают, что группа живет по своим собственным законам, и заключают результаты экспериментальных исследований по групповой динамике. При таком подходе терапевт обращает внимание скорее на взаимодействия в группе или на развитие некоей общей для всей группы темы, чем на патологические состояния ее отдельных членов.

Терапевты, признающие необходимость учета групповой динамики, считают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает Курт Левин, и рассматривают его "теорию поля" в качестве концептуального ядра теории групп. Он предположил, что "обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности" (Rosenbaum and Berger, 1975; p. 16). Благодаря Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия.

Бывший социальный психолог из Гарвардского университета Шютц получил академическое признание за работы под названием "FIRO" (Schutz, 1958), в которых он предпринял попытку соотнести психоаналитическую теорию с групповой динамикой. Ко времени прибытия в Эсален Шютц имел разностороннюю подготовку, включая знание психодинамической теории, биоэнергетики (см. 6-ю главу) и навыки проведения групп в НЛТ. Переработав свой опыт и объединив знания в единую систему, Шютц стал "гуру" движения инкаунтер-групп, назвав свою форму обучения "открытой встречей" (open encounter). Используя разработки Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, Моше Фельденкрайса и Иды Рольф, всех тех телесных терапевтов, кого мы будем обсуждать в 6-й главе, Шютц разработал понятие о единстве тела и сознания - центральное в своей концепции открытой встречи. Его теоретические положения основываются на том, что эмоциональные конфликты выражаются через мышечное напряжение в различных областях тела, и любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Основываясь на таком подходе, Шютц начал работать с эмоционально блокированными областями тела, изучая проблемы движения и телесные позы в условиях группы, и затем выдвинул программу активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляющихся эмоций.

Хотя современные группы в Эсалене используют принципы и методы психологического воздействия различных групповых подходов, складывается впечатление, что в современном групповом движении можно выделить, по крайней мере, два основных направления: первое - соматически, или телесно, ориентированные группы, например, группы первичной терапии, биоэнергетики и структурной интеграции; и второе - группы, в большей степени направленные на осознание внутриличностных и межличностных проблем. Это такие группы, как инкаунтер-группы, группы психодрамы и гештальт-группы, которые сами по себе являются очень популярными течениями, можно считать логическими предшественниками инкаунтер-групп. Многие лидеры инкаунтер-групп основывались на своем опыте гештальттерапии и психодрамы, который увеличивает способность невербального выражения эмоций.

Определение инкаунтер-группы Шютцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и честность, сознавание себя и своего физического "Я", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и сейчас".

Первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.

Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили название групп сензитивности.

В 60-е гг. возникло опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training). Данный тренинг применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Активное социально-психологическое обучение представляет собой относительно новое направление в социальной психологии, интенсивно развивающееся в последнее время в нашей стране. Повышенный интерес к методам активного социально-психологического обучения, к которым относится социально-психологический тренинг, обусловлен реалиями современной действительности. К данному моменту социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.

Первый в России социально-психологический тренинг был проведен в 1978г на факультете психологии МГУ польским психотерапевтом Павлом Босхом для сотрудников ф-та. Сначала была проведена недельная группа, затем Босх рассказал участникам "под запись" как организуется и проводится СПТ. Из участников, которые потом продолжили эту работу можно назвать Ларису Андреевну Петровскую, Владимира Столина, Адольфа Хараша.

Первые психотерапевтические группы (группы личностного роста) провел сотрудник Ленинградского НИИ им Бехтерева Владимир Мурзенко в 75-77гг. со студентами вечернего факультета психологии ЛГУ.

Первые группы социально-психологического тренинга по схеме Босха в 78-79гг. стала вести Лариса Петровская. Ею в 1982 г. была опубликована первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга.

Первая научно-практическая конференция по СПТ была проведена в Новосибирске весной 1980 года в новосибирском филиале института повышения квалификации Минэнерго. На нее собралось около 50 человек, среди них 10-15 имели некий опыт и практиковали личностную психотерапию и СПТ (в обозначенный период тренинги еще не отделялись от групп личностного роста, но отделялись от клинической психотерапии). Среди них были:

Врач-психотерапевт Александр Ефимович Алексейчик из Вильнюса. Он обучался за рубежом, практиковал несколько лет и оказался самым опытным в стране в области групповых тренингов. Он познакомил присутствующих с неизвестной еще в СССР технологией проведения «больших групп» и показал другим тренерам насколько важно быть не только «понимающим», но и твердым при управлении групповой динамикой.

Юрий Николаевич Емельянов, научный сотрудник лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. Он написал первые книги по СПТ: «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга». Л., 1983 (в соавторстве); «Активное социально-психологическое обучение» Л., 1985.

Елена Владимировна Лопухина, начинающий тренер, г. Москва. На сегодня - пионер разработки и проведения программ видеотренига в России. Имеет многолетний опыт индивидуального консультирования и коучинга топ-менеджеров. Преподаватель кафедры Организационного развития и управления персоналом АНХ при Правительстве РФ.

Лариса Андреевна Петровская, МГУ, написала впоследствии первую работу по СПТ «Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982»; защитила первую докторскую "Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга" 1986г.

Следующей вехой выступила вторая конференция по СПТ, проведенная в 1982 в Ленинграде, и организация на факультете психологии ЛГУ лаборатории видеотренинга, которую возглавила Лариса Юрьевна Хрящева, руководитель хорошо известного ныне «Института тренинга». Сотрудники лаборатории прошли обучение по технологии видеотренинга делового общения у ученика Манфреда Форверга.

Важное значение сыграли первые конференции психологов-практиков, которые проходили в Вербилках под Москвой в 87-90гг. Это были встречи ведущих психологов-консультантов и тренеров. На них были уже тогда представлены почти все будущие направления консультирования и тренингов, а также известные сегодня фигуры тренинго-консалтингового рынка.

История социально-психологического тренинга

Автор реферата: Петр Холявчук

I. Введение

II. История СПТ

— Групповая терапия

— Профессиональный тренинг и АТ

— К. Левин

— Национальные Тренинговые Лаборатории

— СПТ в ГДР

— Развитие СПТ в отечественной психологии

III. Выводы

IV. Список использованной литературы

I Введение

История возникновения и развития социально-психологического тренинга в социальной литературе освещена весьма поверхностно. Поэтому цель реферативной работы отследить хронологию событий и выделить основные движущие силы в развитии СПТ.

Прежде чем переходить собственно к истории СПТ следует определится с понятиями, о которых пойдет речь. Т-группы определяют как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследования межличностных отношений и групповой динамики, которую они порождают своим взаимодействием. Отличительной особенностью Т-групп, несомненно, возникшей под влиянием идей Роджерса, является стремление к максимальной самостоятельности участников при формировании и функционировании группы. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои отношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникации. Обучение при этом оказывается результатом проб и ошибок участников группы, а не усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение (4).

Задачи Т-групп сформулированы Кэмпбеллом:

1. Добиться понимания участниками тренинга своего поведения по отношению к другим людям, а также как их поведение влияет на других людей.

2. Научиться понимать, поведение других людей.

3. Овладеть навыками активного слушания.

4. Создания взаимоотношений для понимания того, как действует группа и какие виды групповых процессов возникают при определенных условиях.

5. Способствовать возрастанию толерантности к поведению других людей.

6. Создание условий, в которых человек может апробировать новые пути взаимодействия с людьми и получить обратную связь о том, как влияют на них эти новые способы.

II История социально-психологического тренинга

Групповая терапия

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга — ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904 1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И.В. Вяземского (Россия) и Дж. Пратта (США). Одним из первых, кто начал использовать групповой подход в лечении больных, был бостонский врач Джозеф Пратт. Он лечил больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. Пратт собирал таких больных в группы, говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь больные рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсуждали проблемы и поведение отдельных участников своей группы.

Вначале такой групповой подход в лечении больных имел чисто экономический смысл, но в последующем Пратт обратил внимание на то, что сама группа, воздействие ее членов друг на друга являются достаточно мощным психотерапевтическом фактором, который положительно воздействует на течение основного заболевания. Пратт настолько уверовал в целебные свойства группы, что разработал методику групповой терапии для людей, не имеющих соматических заболеваний. (3).

Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки — психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии — или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов (как, например, гештальттерапия Фрица Перлза и т.п.) (2).

Так, большое влияние на формирование групповой психотерапии оказали работы Фрейда, касающиеся изучения психологии масс, взаимоотношений масс и лидера и т.д. Его ученики Альфред Адлер, Луис Уэндер, Пауль Шильдер одними из первых попытались использовать психоаналитическое лечение в условиях группы.

Так А. Адлер, в отличие от своего учителя, придавал большое значение социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и помогает их модифицировать. Адлер создал центры групповых занятий, ориентированные не на элитарную психоаналитическую работу (как это было в Европе), а на лечение представителей пролетариата — больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он так же организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей (2).

Американские психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской практике в отличие от своих европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время второй мировой войны ввиду необходимости лечения большого количества пациентов с психическими нарушениями.

Однако, родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия» (Moreno, 1932). В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал «Impromptu», переименованный в последующем в «Group Psychoterapy» (3).

Профессиональный тренинг

Для многих операторских и управленческих специальностей и некоторых других характерно достижение целей деятельности в экстремальных ситуациях, когда специалисту необходимо решать задачи прогнозирования развития событий, принимать управленческие и прочие решения в условиях недостатка информации и времени. В связи с этим возникала необходимость подготовки соответствующих специалистов к выполнению указанных функций, посредством обучения навыкам саморегуляции состояний с целью поддержания высших психических функций на требуемом уровне активности.

Как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическими знаниями, и «безопасного» приобретения трудовых навыков в начале ХХ века появляются научно обоснованные индивидуальные формы профессионального тренинга. Подобные формы тренинга широко разрабатывались в 30-е годы в нашей стране и за рубежом в ряде научных центров, психотехнических и психологических лабораторий. Особенно широко индивидуальные формы нашли применение в профессиональной подготовке специалистов операторского профиля с использованием тренажеров, программированных инструкций и индивидуальных порождающих игр. Тренажеры способствовали овладению определенным конечным набором навыков на операциональном уровне и восстановлению их после длительных перерывов в работе (4).

Групповые формы профессионального тренинга предназначены преимущественно для формирования навыков и умений, а также установок и отношений специалистов в области общения и управления людьми (4).

Эффективная профессиональная деятельность руководителя, педагога, психолога, врача, офицера предполагает преодоление импульсивных и стереотипных элементов взаимодействия с людьми. Эта задача особенно продуктивно может быть решена в групповом контексте. В силу этого основное место в профессиональном тренинге руководителей, менеджеров, педагогов и т.д. занимают групповые формы, повышающие познавательную активность и работоспособность всех членов группы. Эти обстоятельства во многом объясняют постоянно растущий интерес к групповым видам тренинга у специалистов социономической группы (4).

АТ (аутогенная тренировка)

Одной из задач, в подготовке специалистов, работа которых зачастую проходит в экстремальных ситуациях, либо в условиях продолжительного стресса, являлось обучение навыкам снятия нервно-психического напряжения и самоконтроля. Во многом благодаря решению этой задачи возникла аутогенная тренировка.

В 1922 г. американский психофизиолог Р.Д. Джейкобсон разработал систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. Однако аутогенная тренировка в ее классическом варианте была разработана только в 1932 г. И.Г. Шультцем, который отметил эффект снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением. Сегодня под АТ принято понимать совокупность методов регуляции эмоциональных и активационных составляющих состояний человека (4).

В целом применение АТ в различных профессиональных группах можно разделить на два класса:

1. Модификация общего действия. Имеет преимущественно психологическое действие и преследует цели общего повышения работоспособности. Они мало дифференцированы по различным профессиям, в содержании используются комплексы успокаивающих и мобилизующих упражнений.

2. Более узкие, профессионально ориентированные приемы психического самовоздействия, для решения узкопрофессиональных задач. Такие методики используются при подготовке летного состава, актеров, операторов химических предприятий и др. (4).

Применение АТ способствует выработке у специалистов привычке к самоконтролю, самообладанию, сохранению высокой работоспособности, самонаблюдению за внешними проявлениями эмоций и состояний, умения самостоятельно преодолевать напряжения разных видов. В самом широком смысле эффективное применение методов психологической саморегуляции приводит к повышению восприимчивости к самообращению, самоприказу.

К. Левин

История создания групп тренинга тесно связана с именем известного социального психолога Курта Левина. Эмигрировав в 1933 году из Германии, он начал работать в США над проблемами групповой динамики и социального действия. (1). Работая сначала в лаборатории, а затем в «полевых» условиях, Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Он утверждал: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (Levin, 1951). Его «теория поля» заложила основы для «групповой динамики» и стала краеугольным камнем в создании групповой психотерапии. (3).

Разработанные К. Левиным и К. Роджерсом теории поля, групповой динамики и клиент-центрированной терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. К. Левин утверждал, что большинство устойчивых изменений в установках и поведении личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. В связи с этим, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен научиться видеть себя так, как его видят другие (4). Он говорил: «Легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них по отдельности» (3).

В 1939 году в статье «Эксперименты в социальном пространстве» Левин впервые употребляет термин «групповая динамика», который очень скоро становится общеупотребительным. (1).

В 1945 году в США создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области общественных наук, включая Левина (3).

Встреча первой Т-группы, группы — предшественницы экспериентальной группы, состоялась в 1946 г. Администрация штата Коннектикут приняла «постановление о справедливом приеме на работу» (Fair Employment Practices Act) и обратилась к выдающемуся социальному психологу Курту Левину, с просьбой подготовить лидеров эффективно справляться с трениями между группами. Общая цель проекта заключалась в изменении расовых установок в обществе. Левин организовал тренинг для малых групп по 10 человек в каждой. Руководство группами осуществлялось в манере, традиционной для того времени. Это были «дискуссионные» группы, встречи которых посвящались анализу «домашних» проблем участников (7).

Левин, руководствуясь принципом никакого исследования без действия, никакого действия без исследования «приписал» к каждой из малых групп исследователей-наблюдателей, для фиксации поведенческих проявлений в группах. По вечерам ведущие групп и исследователи-наблюдатели собирались и делились своими наблюдениями о поведении ведущих, участников и групп в целом. Некоторые участники групп, узнав об этих встречах, обратились с просьбой разрешить им посещать их. Исследовательский персонал с неохотой согласился — они опасались, что на поверхность выйдут их собственные недостатки. Кроме того, они не знали, какое воздействие такое открытое обсуждение поведения окажет на участников.

В итоге участникам группы в качестве пробы разрешили присутствовать на вечерних встречах и наблюдать за их ходом. Исследователи, которые протоколировали эти встречи, сообщают, что эксперимент оказал «электризующее» воздействие как на участников, так и на персонал (7).

Вскоре формат вечерних встреч расширился: теперь участникам групп разрешалось отвечать на наблюдение ведущих и исследователей, и вскоре уже встречи были посвящены анализу и интерпретации их взаимодействия. Прошло немного времени, и все участники групп стали посещать вечерние встречи, которые часто длились по три часа. Многие сходились во мнении, что эти встречи дают участникам новое понимание их поведения, гораздо более богатое (7).

Исследователи немедленно осознали, что случайно натолкнулись на эффективный метод обучения человеческим отношениям: метод научения через переживание, опыт (экспериентальное). И здесь распознаются корни характерного для современной групповой психотерапии использования «здесь и теперь». Участникам приносит огромную пользу, когда им предъявляют объективные, сделанные по свежим следам, наблюдения по поводу их собственного поведения и воздействия их собственного поведения на окружающих: они получают возможность узнать что-то новое о своем межличностном стиле, о реакциях на других людей и о групповом поведении в целом (7).

Национальные Тренинговые Лаборатории

Успешная работа К. Левина и его сотрудников в мастерской межгрупповых отношений (г. Бетель), оказывавшей помощь бизнесменам и управленцам, привела к созданию в США в 1947 г. Национальной лаборатории тренинга (4). Эксперимент, который столь успешно прошел в Коннектикуте, в последующие годы повторялся в аналогичных лабораториях. Малые дискуссионные группы получили название «группы тренинга базовых навыков», а в 1949 г. оно было сокращено до «Т-группа». К 1950 г. в рамках Национальной Ассоциации Образования (National Educational Association) была создана, в качестве постоянно действующей, финансирующая организация «Национальные Тренинговые Лаборатории» (National Training Laboratories), НТЛ (7). В 1950-х гг. в рамках НТЛ было открыто несколько региональных филиалов. Постепенно Т-группы каждого из филиалов обретали свою «специализацию». Т-группы по своему целевому назначению стали делится на 1) группы умений (подготовка руководителей, деловых людей) — родились из недр бихевиоризма, — ориентированны на поведенческие модели обучения (2), 2) группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) и 3) группы «сензитивности» группы ориентированные на рост и самосовершенствования личности, преодоление нерешительности и т.п.). Тем не менее, акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными, выработка оптимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшения организаторской деятельности и т.п. (3). НТЛ и в наши дни — процветающая организация, а в 1960-е гг., период, на который приходится пик ее деятельности, в ее сеть входили несколько сот обученных ведущих, которые проводили тренинги человеческих отношений для тысяч участников (7).

Т-группа представляла собой только один компонент этих одно-двухнедельных семинаров по развитию навыков человеческих отношений. Были еще межгрупповые упражнения и упражнения для больших групп, а также образовательные семинары по теории группы и перенесению усвоенного — т.е. применению того, чему участники научились в группе, к ситуациям их внегрупповой жизни (7).

Сначала ведущие настаивали на том, что Т-группа — предприятие образовательное, а не психотерапевтическое, она призвана лишь помочь участникам в усвоении навыков межчеловеческих отношений. Однако постепенно, в 1950 — 1960-х гг., акцент сместился с социологического и образовательного на клинический. Все более активное участие в тренингах человеческих отношений стали принимать клиницисты — последователи Роджерса и Фрейда.

Значительное влияние на развитие СПТ оказал Карл Роджерс. В 60-е гг. опираясь на его идеи возникает движение тренинга жизненных умений. Тренинг жизненных умений использовался в профессиональной подготовке учителей, консультантов, менеджеров, военнослужащих. В нем использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.

Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, самоуправление и развитие Я- концепции.

В основе второй модели находится четыре категории умений: межличностное общение и взаимоотношения, поддержания здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.

Третья модель включает в себя тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

К групповому тренингу специальных умений также относятся программы, ориентированные на профессиональную подготовку специалистов к работе в особых условиях, например психологический тренинг, разработанный после аварии на АЭС в США. Тренинг преследовал цели подготовки специалистов АЭС к действиям в экстремальной ситуации, формирования навыков принятия решений, анализа принятых решений, достижения взаимопонимания, определения потенциальных критических проблем управления и стимулирования творческой инициативы при выполнении заданий (4).

Наряду с рассмотренными подходами, развивавшимися преимущественно в США, следует отметить опыт групповой работы в Великобритании, накопленный в основном в Тевистокском институте и формировавшийся как альтернатива Т-группам. Созданная в Великобритании практика 5-групп была направлена на изучение и понимания участниками детерминант и моделей поведения человека и группы, при этом значительное внимание уделялось проблеме власти и авторитета (4).

Шаг за шагом, Т-группа двигалась в направлении еще большего акцента на межличностном взаимодействии. Обсуждение внешнего материала (там-и-тогда), включающего в себя текущие домашние проблемы или прошлую личную историю, тормозилось, в то время как работа на материале «здесь-и-теперь» всячески поощрялась. Т-группе обязаны своим появлением некоторые серьезные технические инновации — как, например, обратная связь, которые оказали большое влияние на психотерапевтическую группу (7).

В 1962 г. появляется статья, ведущих групп южнокалифорнийского филиала НТЛ в которой описывалась модель Т-группы как инструмента «групповой терапии для здоровых», ясно сигнализировало о смещении акцента с групповой динамики на личностную, с развития межличностных навыков на большую озабоченность личностным ростом (7).

1967 г. результаты лонгитюдного исследования Д. Мак-Клелланда, установившего, что высокомотивированные студенты Гарвардского университета после его окончания занимают ведущие посты в экономике страны, используются в разработке программы мотивационного тренинга. Тренинг мотивации базировался на теории атрибуции, а также идеях Мак-Клелланда, согласно которым представления и мысленные действия позволяют изменить мотивы субъекта деятельности. Данная программа тренинга не утратила своей актуальности, и в наше время он входит в число средств, используемых ЦМОО (Организация по промышленному развитию при ООН), а также применяется при роботе со школьниками (4).

В конце 60 — начале 70-х гг. — Т-группы и группы сензитивности получили широкое распространение в условиях организаций. Основной целью их использования было улаживания конфликтных ситуаций в рабочих группах, о также оптимизация отношений рабочих и служащих. В 1964 г. вышел сборник, суммирующий опыт 17-летнего развития Т-групп. В нем были обобщены четыре основные проблемы: 1) профессионализация тренеров, 2) модификация метода Т-групп, 3) расширенное использование лабораторного метода в не лабораторных условиях, 4) рост исследований и развитие теории (4).

СПТ в ГДР

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М.Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом — СПТ. Теоретической основой механизмов изменений в социально-психологическом тренинге М. Форверга стала теория установки Д. Узнадзе, согласно которой установка рассматривалась как наиболее доступная форма связи действующего субъекта с окружающей средой. Основными средствами тренинга выступили ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов явилась социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Значительный опыт социально-психологического тренинга, накопленный М. Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:

1. Группы, направленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения. Личностные проблемы участников не прорабатывались, если они не были непосредственно связаны с профессиональными затруднениями или с усвоением новой модели поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. От ведущего требовалась специализация в области психологии труда и социальной психологии, хорошее знание профессии тренируемых, допускалось только добровольное участие в работе группы. По организации работы этот тип тренинга относился к наиболее гибким, эффект не поддавался полному контролю, хотя создавал предпосылки для эффективного профессионального общения и лучшей ориентации в социально-психологических аспектах профессиональной деятельности. СПТ этого типа практиковался на промышленных предприятиях ГДР, в Центре повышения квалификации руководящих работников химической промышленности в Варшаве (4).

2. Группы, направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности, подготовку к управлению групповой динамикой, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В этом типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики, возрастает активность тренируемых и эмоциональность подкрепления требуемых моделей поведения. От ведущего требовалась подготовка в области психотерапии и индивидуальной психдиагностики. Допускалось организованное направление на тренинг по решению администрации, но предпочиталось добровольное участие. Ужесточились требования по временной организации тренинга, который стал проводиться непрерывно в течении 4−5 дней.

3. Основными целями тренинга становятся психогигиена и псиопрофилактика, от ведущего требуется подготовка по клинической психологии и психотерапии. Группы формировались исключительно добровольно с учетом медицинских показаний из числа руководителей с повешенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Временной режим строго не регламентировался (4).

4. Ведущая цель — развитие социальной компетентности в общении, ориентации в самом себе, партнере и социальной ситуации. Профессиональные проблемы затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга. Тренинг проводился преимущественно с высокопоставленными руководителями (4).

5. Цель тренинга пятого типа — развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни. Продолжительность тренинга занимает несколько циклов по 8 −10 дней каждый с годовым интервалом. Этот тренинг применялся в ГДР только для повышения квалификации психотерапевтов, врачей, психологов-консультантов, тренеров (4).

На основании большой экспериментально — исследовательской роботы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность (2).

Основные тенденции в развитии социально-психологического тренинга в ГДР характеризовались постепенным переходом к решению все более сложных задач в ходе тренинга, к достижению изменений на все более сложных уровнях организации психики, а в отношении рассмотренных типов — в повышении требований к профессиональной подготовке ведущих, расширение целей от сугубо профессионально значимых к связанным с достижением физического, социального и морального благополучия.

В настоящее время в мире существует множество разновидностей Т-групп, порой смыкающихся с иными направлениями тренинга. Беря начало из групп тренинга базовых умений, сейчас Т-группы в основном разделились на три течения. Это общее развитие индивидуума 1) группы сензитивности, 2) формирование и исследование межличностных отношений и, так называемое, 3) организационное развитие — подход, в рамках которого специалисты по тренинговым методам работают над улучшением деятельности целых организаций путем организации трудовых взаимоотношений.

Тренинговое направление сейчас представлено удивительным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Принципы, выдвигаемые в качестве краеугольного камня представителями различных направлений группового движения, порой в корне противоречат друг другу. Некоторые «групповоды» грешат откровенным эклектизмом, провозглашая практическую эффективность единственным своим принципом (2).

В настоящее время Т-группы в условиях организаций используются реже и избирательней и являются одним из направлений подхода, получившего название «организационное развитие». Основу организационного развития составляют модель исследовательских вмешательств и опора на обучение, основанное на совместном опыте его участников. Традиционная Т-группа вытесняется применением тренинговых методов, обозначаемых как тренинг формирования команды, где целью выступают не столько изменения в конкретных профессионалах, сколько эффективные изменения в социальных системах и их элементах (4).

Обращает на себя внимание, что социально-психологический тренинг обнаруживает тенденцию к распространению в различных профессиональных группах как в традиционных для него направлениях, так и принципиально новых для нашей культуры. Разрабатываются и проводятся программы социально-психологического тренинга для медицинских работников, работников средств массовой коммуникации, коммерческих агентов, безработных и пр.

Развитие СПТ в отечественной психологии

Элементы методов, получивших в последствии наименование тренинговых, активно использовались и в нашей стране еще в 20-е-30-е гг. (2). Речь идет, прежде всего, о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов (2). Элементы сензитивного тренинга использовались в программах подготовки руководителей трудовых коллективов и представителей профессий типа «человек-человек».

Однако, групповое движение стало интенсивно развиваться в СССР только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы). Почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей (2).

В начале 80-х гг. социально-психологический тренинг получает широкое распространение в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А.Петровской в 1982 г. Социально-психологический тренинг использовался для психологического обеспечения профессиональной деятельности руководителей, педагогов и психологов, а также людей, испытывающих трудности в общении. Опыт его использования отражен в работах Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Х. Миккина, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящевой и др. (4).

В 80-е гг. отечественные психологи были весьма скептически настроены по отношению К СПТ, в том виде, в котором он был представлен на Западе. Так, например, в Психологическом словаре, среди основных его недостатков называют следующий:

«Практика СПТ, особенно «тренинга сензитивности», оторвана от содержания реальной деятельности, связывающей людей. Она преследует в основном «космические» цели, если речь идет о развитии межличностных отношений. По-настоящему эту задачу можно решать только на основе анализа значимой совместной деятельности, а не «свободного», внедеятельностного общения). В этой связи практика групповой трудотерапии и те формы группового трудового воспитания, которые нашли теоретическое обоснование а работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. советских педагогов, более перспективны и глубоки, чем Т-группы». Довольно забавное высказывание, особенно в контексте того, что общение не может быть внедеятельностным, поскольку само является видом деятельности по мнению тех же психологов (5).

Группы тренинга сензитивности получили широкое распространение в групповой психотерапии, а группы организационного развития — в психологии организации и управления.

В Украине в развитии СПТ отмечается две тенденции:

Первая отражает попытки пересадить западные тренинговые программы (да и методологию) на отечественный грунт. Некоторые тренинговые компании стремятся, не считаясь с расходами, учить своих тренеров за границей (чаще всего это Германия). К сожалению, такая политика тренинговых компаний вряд ли оправдана, поскольку западные специалисты не знакомы со спецификой славянской души, соответственно и обучение за границей, мягко говоря, несколько оторвано от наших реалий.

Вторая тенденция — стремление изучать и развивать тренинг, абстрагируясь от многолетнего опыта зарубежных коллег, в попытке опереться лишь на отечественный, пусть и младенческий, опыт.

Разумным решением, пожалуй, является интеграция зарубежного опыта — с одной стороны, и развитие собственной, ориентированной на славян школы СПТ — с другой стороны.

Что же касается дальнейшего развития СПТ на Украине и в СНГ в целом можно предположить следующее. Поскольку, с одной стороны, потенциальные покупатели психологических услуг имеют низкий уровень доходов (как и общество вообще), что не позволяет оплачивать индивидуальную работу с психологом; с другой стороны, условия — социальные, политические и экономические — в которых, оказалась наша страна, стимулируют спрос на психологические услуги, перспективы групповой формы работы вообще, и СПТ в частности, кажутся весьма радужными.

III Выводы 5. Групповая психотерапия (Адлер — групповая терапия пролетариата, клиент-центрированная терапия Роджерса — многие принципы работы Т-группы соответствуют требованиям в клиент-центрированной терапии; гештальт-терапия — одна из задач тренинга сензитивности — повышение чувствительности к сигналам, исходящим от сомато-вегетативных источников).

В разделе:

Киевская школа тренеров социально-психологического тренинга готовит специалистов по обучению персонала. Социально-психологический тренинг как метод наиболее подходит для обучения в тех сферах деяте...

вопросов в области гос. образования.

Цели Н. л. т., основанной на работах К. Левина и др., первонач. заключались в повышении качества соц. партнерства и оценке новыгх методов изменения поведения в условиях различных групп.

Со временем, однако, участники Н. л. т. заинтересовались тж проблемой индивидуального психол. роста.

Концепция лаборатории тренинга предполагает временное существование нек-рого сообщества, к-рое призвано обеспечить своим членам учеб. опыт. Благодаря формальным и неформальным процессам, отдельные участники могут приобрести навыки, необходимые для продуктивного участия в группах демократического об-ва. Один из ключевых элементов - тренинговая группа базисных навыков, или Т-группа, к-рая была создана для обеспечения окружения, в к-ром участники смогли бы изучать групповую динамику и анализировать реакции, к-рые они вызывают у окружающих.

Идеи и технические приемы Н. л. т. использовались в педагогике, менеджменте и медицине, а тж в соц. психол.

См. также Группы достижения изменений, Групповая психотерапия, Т-группы

К. Ландау

Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)

В 1980-х гг. люди, прибегавшие к услугам психологов, начали требовать больше информ. о тех, кто предоставляет эти услуги, их деятельности и самих услугах в сфере психич. здоровья. отребители и покупатели услуг в сфере психич. здоровья стали обращать внимание на определенность процесса лечения тех или иных психич. расстройств. Страховые компании, правительственные агентства и орг- ции регулируемого психиатрического здравоохранения стали уделять особое внимание оценке умения справляться с такими расстройствами, как употребление алкоголя и др. наркотических веществ, депрессия, тревога, а тж вопросами, относящимися к сфере совладания со стрессом. В то время как возросла необходимость более узкого определения услуг, широта законов о лицензировании в психологии не позволяла адекватно оценивать многочисленные и разнообразные виды деятельности тех, кто предоставляет психол. услуги. Одно только лицензирование не могло выполнять роль механизма адекватной оценки качества услуг, предлагаемых психологами.

Кроме того, как и потребители услуг, работодатели тж стали все больше обращать внимание на такие краткосрочные процедуры лечения, к-рые позволили бы сократить число дней, проведенных на больничном, и повысить производительность труда. Соображения возмещения расходов стали причиной того, что акцент в оказании психол. помощи сместился с изменения всей личности на лечение отдельных расстройств. Эта тенденция вместе с появлением множества «новых» профессий, претендующих на исключительные права по профессиональному лечению тех или иных заболеваний, привела к тому, что психологи все реже могли заниматься своей деятельностью так, как раньше.

В 1981 г. была предложена Национальная программа ординаторской подготовки (National Residency Training Program, NRTP) для психологов, обеспечивающая проверку квалификации и подготовку по специальностям, отвечающим специфическим потребностям об-ва, и, что более важно, в тех областях, к-рые бы могли финансироваться за счет третьей стороны в системе предоставления услуг здравоохранения. одобная подготовка позволила бы психологам предлагать более специализированные услуги. Таким орг-циям, как Гос. регистр (National Register) или Ассоц. центров интернатуры по психологии (Association of Psychology Internship Centers, APIC), было предложено начать разрабатывать соотв.

Квалификационные требования и учеб. программы. В 1983 г. NRTP была официально представлена совету представителей Американской психол. ассоц. (АРА). Для изучения связанных с ней вопросов была создана специальная президентская комиссия АРА. Предложенная программа была развита в двух направлениях.

Первая инициатива касалась создания академических центров повышения квалификации, к-рые бы предлагали программы последокторского образования, включавшие специализированную подготовку для психологов, приводящую к формированию кадров высшей квалификации и исследователей. При первоначальном обсуждении было определено около 14 областей специализации, включ. такие, как нейропсихология, психофармакология и судебная психология. На съездах АРА в 1990 и 1991 гг. специальная комиссия проводила семинары. Впоследствии для разработки предварительных положений были учреждена группа экспертов. Проводились исслед. по разработке принципов защиты курсовых работ. В Миннесоте для психологов начал создаваться целый комплекс программ послевузовского обучения, в рамках к-рого должны быть разработаны конкретные программы подготовки научных сотрудников, подобные предложенным в NRTP. Эти программы предполагали групповое обучение (с обязательным посещением занятий) в ун-тах под руководством специалистов по подготовке преподавателей и исследователей в той или иной области.

Большинство психологов - ок. 60-70 тыс. - к 1991 г. уже прошли половину своего профессионального пути, и им было бы сложно - в смысле времени и финансов - вновь сесть за университетскую скамью, чтобы выполнить требования, необходимые для получения того или иного последокторского звания, позволяющего предоставлять услуги и проводить научные исслед. Вследствие этого был предложен альтернативный путь подготовки к получению диплома, подтверждающего профессиональную квалификацию, - Н. к. п. п. Он был задуман как механизм удостоверения квалификации уже работающих психологов для признания их компетентности по определенной специализации. ринимая во внимание, что продолжительное обучение и

профессиональная подготовка, необходимые для получения докторской степени и лицензии, уже позволили психологам приобрести всесторонние знания в своей области, Н. к. п. п. предложил программу курсов непрерывного образования, к-рая позволяла бы психологам совершенствовать свою квалификацию в области узкой специализации.

Стало удовлетворяться требование более точного определения деятельности психологов и их квалификации. Это совпало с предложениями Дж. Виггинса о создании гос. справочной службы.

Теперь, когда для осн. потребителей услуг в области психич. здоровья эти услуги можно четко квалифицировать, гос. справочная служба могла бы помочь свести вместе специально подготовленных психологов и потребителей из коммерческого, правительственного и общественного секторов.

См. также Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям), Альтернативные докторские программы, Американская психологическая ассоциация, Клиническая психология: программы подготовки специалистов через аспирантуру, Психология потребителя, Службы системы здравоохранения, рофессиографический анализ, Оценка деятельности, Государственная

политика