Статуя зевса описание. Храм зевса в олимпии - духовный центр эллады

Третьим чудом света считалась статуя Зевса Олимпийского – огромная великолепная скульптура «царя богов и людей» работы известного греческого скульптора Фидия. Она находилась в Олимпии. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал изобразить верховного бога, скульптор ответил: «…Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах “Илиады”:

Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп
многохолмный».

Олимпия – древнегреческий город, располагавшийся на территории Пелопоннесского полуострова, в котором каждые четыре года проводились спортивные состязания и игры. В преддверии праздника прекращались все войны и распри. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием.

Олимпия почиталась греками как одно из главных святилищ. Согласно мифу, именно здесь Зевс одержал победу над своим отцом Кроном (Кроносом). Последнему было предсказано, что его сын свергнет его так же, как он когда-то сверг своего отца Урана.

Чтобы обмануть судьбу, Крон проглатывал всех детей, которые рождались у его супруги богини Реи. Чтобы спасти хотя бы одного ребенка от страшной участи, Рея скрылась на острове Крит и тайно родила сына Зевса. Мужу вместо ребенка она подала завернутый в пеленки камень, и он проглотил его, не заметив подмены.

Младенца выкормила коза Амальтея (Амалфея). Когда малыш начинал плакать, охранявшие его стражники громко звенели оружием, чтобы заглушить крики. Зевс вырос и восстал против жестокого отца. Он заставил его извергнуть назад всех проглоченных ранее детей. С братьями Аидом и Посейдоном Зевс поделил власть над миром.

В честь победы Зевса и устраивались регулярно Олимпийские состязания. На эти празднества собирались атлеты и паломники не только со всей Греции, но и из других стран. Все они обязательно посещали главную святыню Олимпии – великолепный храм Зевса со статуей божества, созданной величайшим скульптором Греции Фидием из Афин.

Прославленный скульптор Фидий

Статуя Зевса Олимпийского была не единственной его знаменитой работой. Прославила Фидия статуя Афины-Девы, ставшая главной святыней его родного города. Им же были созданы великолепные рельефы на стенах Парфенона, на которых представлена священная процессия во время праздника Панафиней. Среди сотен созданных скульптором фигур нет ни одного повторения лица, жестов, позы, даже складок одежды!

Долгое время о необыкновенном чуде света было известно лишь по сочинениям древних авторов. Лишь в середине XIX века в Олимпии начались археологические раскопки, которые то прерывались, то возобновлялись вновь. Во время раскопок в мастерской скульптора были найдены некоторые его инструменты и материалы: матрицы из терракоты, бесцветное стекло, фрагменты слоновой кости.

Благодаря матрице удалось практически полностью восстановить фигурку богини Ники, которая находилась в правой руке статуи Зевса. В конце концов из небытия восстал Альтис – центр состязаний Древней Греции. По остаткам колонн, зданий и обломкам статуй ученые смогли восстановить внешний облик знаменитого святилища.

Фидий был учеником скульптора Агелада и живописца Полигнота. Совместно с Периклом – афинским государственным деятелем – они разработали план перестройки Афин в один из красивейших городов Греции. Но самым знаменитым творением мастера стала колоссальная статуя Афины-Девы, достигавшая 12 метров в высоту.

Скульптор изобразил богиню в полный рост, с золотым шлемом на голове. Левой рукой она опиралась на щит, а в правой держала фигурку Ники – богини победы. Щит богини был украшен сценами сражений греческих воинов с легендарными женщинами-воительницами амазонками. Среди греческих воинов Фидий изобразил себя и Перикла. Это вызвало возмущение афинян. Скульптора обвинили в безбожии, заявив, что изображение портретов на статуе божества, перед которой совершаются богослужения, недопустимо. Кроме того, скульптор был обвинен в хищении золота и слоновой кости, полученных им для изготовления статуи Афины.

Храм Зевса Олимпийского и его статуя

Против Фидия начался судебный процесс. В это время его пригласили в Олимпию для создания статуи Зевса. Под большой денежный залог Фидия отпустили. За несколько лет Фидий создал свою вторую знаменитую статую – Зевса Олимпийского. До наших дней она не сохранилась, так как в V веке н. э. по приказу византийского императора Феодосия II была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара в императорском дворце. Но по описаниям древних авторов мы можем представить себе, как выглядели храм Зевса Олимпийского и сама статуя.

Храм был построен архитектором Либоном в V веке до н. э. Среди обломков украшавших храм статуй были найдены знаменитая статуя Гермеса с младенцем Дионисом на руках работы скульптора Праксителя и статуя богини Ники – скульптора Пеония.

Сам храм находился на площади Альтиса. Сооруженный из белого мрамора, в длину он достигал 64 метров. Его окружали 34 дорийские колонны. На восточном и западном фронтоне размещались статуи, изображавшие сцены из мифов о битве лапифов с кентаврами и о состязании между царем Эномаем и героем Пелопсом.

Мифы в скульптуре

Первый миф повествует о борьбе между фессалийским племенем лапифов и мифическим племенем кентавров – полулюдей-полулошадей. Решающее столкновение между ними произошло на свадьбе одного из лапифов, кентавры были окончательно побеждены. Этот сюжет был очень популярен к моменту постройки храма, так как незадолго до того греки одержали победу над персами. В образе кентавров для греков воплотилась жестокая сила персов, стремившихся поработить свободные греческие города.

Второй миф рассказывает о том, как коварный Эномай, опасаясь интриг, не хотел выдавать замуж дочь, и придумал для претендентов на ее руку заведомо невыполнимое испытание – одержать над ним верх в беге на колесницах. Но обогнать его никому было не под силу, так как у Эномая были волшебные кони. Побежденных женихов царь пронзал копьем. Так погибло тринадцать претендентов. Четырнадцатым оказался Пелопс. Он сумел подкупить возницу колесницы царя, и тот вынул из оси чеку.

В результате колесница Эномая рассыпалась во время состязания, и царь погиб под обломками. Пелопс женился на красавице Гипподамии и стал царем. А страна с тех пор стала называться Пелопоннесом.

На наружных стенах храма помещались барельефы с изображением подвигов Геракла. Пол храма был украшен мозаикой. А в центре его располагалась огромная статуя Зевса, увидеть которую каждый грек считал для себя за счастье.

Статуя Зевса олимпийского работа Фидия

Царь богов и людей восседал на богато украшенном троне. В левой руке он сжимал статуэтку богини Ники, в правой – жезл с изображением орла. Голову бога-громовержца венчал оливковый венок, торс Зевса был обнажен, а с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

Статуя поражала огромными размерами: голова Зевса почти касалась потолка храма, а в целом фигура достигала 17 метров. Статуя Зевса Олимпийского была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. chrysos – «золото», elephantinon – «слоновая кость»): тело и голова Зевса и фигурка Ники – из слоновой кости, а одежда и венки Зевса и Ники – из золота.

Каждый, кто видел фигуру Зевса, непременно попадал под ее воздействие. В образе божества непостижимо сочетались мощь и величие, с одной стороны, и доброта и умиротворение – с другой. Всю Грецию облетело двустишие, написанное восхищенным поэтом:

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ
Или на небо ты сам бога узреть восходил?

Согласно легенде, Фидий, обессиленный проделанной им работой, пришел в храм после того, как статуя была установлена на предназначенном для нее месте. В сумерках он долго вглядывался в лицо божества, словно сверяя его с тем образом, что он нарисовал в своем воображении. Затем, словно по наитию, Фидий воскликнул: «Доволен ли ты, Зевс!» Ответом ему стал громовой удар, возвестивший утвердительный ответ бога.

Несомненно, такая титаническая работа не могла быть проделана Фидием в одиночку. Над созданием статуи трудилось множество учеников скульптора и мастеров-ремесленников: ювелиров, чеканщиков, плотников, резчиков по слоновой кости. Работа была сложной и кропотливой. Разумеется, в природе невозможно было найти бивни слона такого размера, который позволил бы выточить голову и части тела этой огромной статуи.

Как создавалась статуя

Основа создавалась из дерева. Затем на те ее части, которые не были прикрыты одеждой, накладывали пластины из слоновой кости. Для того чтобы идеально подогнать пластины друг к другу и сделать незаметными места соединения, требовалось большое искусство.

Следует отметить, что слоновая кость – чрезвычайно капризный материал. Она боится как излишней сухости, так и чрезмерной влажности. Если статую Афины для сохранения влаги поливали водой, то в сырой Олимпии статую Зевса для предохранения от чрезмерной сырости смазывали оливковым маслом.

На те части статуи, которые закрывались одеждой, накладывали пластины из чеканного золота.

Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Подножие трона, спинка и подлокотники были украшены рельефами с изображением богов и богинь, а также с изображением состязаний. Надпись у ног божества гласила: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня».

Так как при изготовлении статуи использовались особо ценные материалы, золото и слоновая кость, была организована специальная коллегия из ответственных лиц, которая занималась выдачей мастерам материала и несла ответственность за его использование. Помимо коллегии, был создан так называемый художественный совет, в который входили именитые граждане, жрецы, скульпторы, художники, архитекторы. Они обсуждали и принимали решения по всем проектам, предложенным Фидием.

Одной из серьезных проблем, которую пришлось решить Фидию в процессе работы над статуей, стала проблема освещения. В греческих храмах не было окон, и свет проникал лишь через дверной проем. Поэтому голова статуи, располагавшаяся под самым потолком, находилась в тени. Разными способами Фидий пытался добиться равномерного освещения всей статуи, но достичь желаемого эффекта никак не мог. Наконец он справился со сложной задачей.

Он решил выложить пол перед статуей темносиним элевсинским камнем, в котором был вырублен бассейн, наполненный оливковым маслом. Масло предохраняло статую от воздействия сырости. Кроме того, темная масляная поверхность превосходно отражала шедший из дверей поток света, освещая голову Зевса, мощный торс и складки плаща. Эффект был до того поразительным, что паломникам казалось, что свет излучает сама фигура Зевса.

Статуя Зевса, как говорилось выше, была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара. А сам храм был разрушен, как и множество других греческих храмов, в результате землетрясения.

Древняя Греция стала родиной двух чудес света: статуи Зевса и Колосса Родосского. Оба шедевра не сохранились до наших дней, а с изваянием владыки Олимпа и вовсе произошла каверзная история. Многие полагают, что она находилась в одноименном храме в Афинах, но на самом деле легендарная статуя Зевса размещалась в деревушке Олимпия на Пелопоннесе . В честь знаменитого громовержца здесь возвели монументальный дворец, известный сегодня как храм Зевса в Олимпии. В наши дни от сооружения остались лишь руины, но даже по реконструкциям виден высочайший уровень мастерства, которым обладала архитектурная школа того времени.

Градостроительство и особенности архитектуры Древней Греции служили своеобразным идеалом совершенства. Как славилась в средние века романская и готическая архитектура западной Европы, так в античный период образцом для подражания было древнее царство греков.

Влияние греческой школы встречается в сооружениях крупной и малой форм у государств Северного Причерноморья, царств Аравии, Сасанидской империи (Иран). Многие элементы позаимствовала романская архитектура Западной Европы, в том числе знаменитые базилики, монастыри и церкви св Марии (Санта Мария). Не осталась в стороне даже готическая архитектура Восточной и Северной Европы.

И чем больше исследуют древние города и гробницы с артефактами, тем сильнее ощущается уровень развития строительства, которым обладало раннее греческое царство. Храм Зевса в Олимпии – одно из недостижимых сооружений античности, вершина архитектуры дорического ордера. Раскопки оставшихся от Олимпийского святилища руин позволили реконструировать первоначальный облик дворца и восстановить историю возведения храма.

Строительство храма

Небольшому поселению Олимпия на северо-западе Пелопоннеса суждено было сыграть значительную роль в мировой истории.

С древнейших времен на этих землях было заложено крупное святилище богини Геи. Здесь же Геракл заложил традицию проведения Олимпийских игр , которая существует и поныне. Но это все было ранее, а в период эпохи расцвета греческой цивилизации царил культ Зевса, поэтому новую святыню посвятили именно ему.

Храм Зевса начали строить в 472 г. до н.э. Как и храм Аполлона Эпикурия, дворец громовержца связан с военными действиями: его возведению предшествовало легендарное сражение греков с персами. Окрыленные победой жители Эллады не скупились на пожертвования, и строительство времени заняло немного. Для дворца подбирались строительные конструкции из самых лучших материалов, а выполняли работы опытнейшие зодчие Греции. Украшением храма стали рельефные изваяния, памятники и роскошная статуя Зевса работы великого Фидия. Завершение строительства датируется 456 г. до н.э.

По восстановленным планам Олимпии, храм располагался в самом центре Священной рощи (Альтиса). С запада он соседствовал с мастерской Фидия, а с восточной и северной стороны дворец окружали скульптуры и вотивные дары. Для античных греков храм Зевса был важнейшей святыней. По значимости с ним сравнимы лишь византийский собор Софии или знаменитейший дворец Азии Тадж-Махал.

Утрата былого величия античного дворца связана с кризисом греческой цивилизации, а затем и упадком римской республики. С приходом христианства храм был разрушен, а уцелевшие фрагменты скрыли под слоем песка мощные землетрясения 520-550 гг. Раскопать останки и восстановить облик святыни археологи смогли только в 19 веке.

Архитектурные достопримечательности

Возведенный лучшими зодчими Греции дворец стал самым крупнейшим на Пелопоннесе: длина основания составляла 64 м, а ширина 28 м.

Храм Зевса в Олимпии представляет собой дорический периметр, т.е. со всех сторон здание окружено колоннадой (к слову, позднее этот стиль частично примет школа средневизантийской архитектуры). На торцах культового сооружения насчитывалось 6 колонн, а на боковых сторонах по 13. Причем все они были идеальной формы, т.е. это самый первый образчик классического стиля греческой архитектуры.

Особый интерес исследователей вызывает декор храма. На фронтонах и метопах размещались скульптурные группы, обыгрывающие мифологические сюжеты. Композиция восточного фронтона повествует о состязаниях между Пелопсом и Эномаем, за которыми зорко наблюдает Зевс. Западный фронтон демонстрирует сцены из битвы лапифов с кентаврами, а на метопы нанесены 12 подвигов Геракла. Фрагменты этих скульптурных групп были найдены и частично восстановлены.

Главная особенность храма – монументальная статуя Зевса Олимпийского, которая впоследствии стала одним из чудес света. Величественное изваяние, исполненное из черного дерева, слоновой кости, золота и драгоценных камней, поражало входящего в храм. Высота восседающей на троне фигуры составляла 10 метров: казалось, что если громовержец встанет, то он возвысится даже над самим храмом. Скульптура располагалась в центре зала, а по бокам тянулись смотровые галереи. К сожалению, этот шедевр был утерян еще в античные времена.

Реконструкция облика дворца Зевса позволила понять, что греческие храмы были столь же величественны, как возведенные в средние века церкви и монастыри архитектуры Западной и Восточной Европы. Хотя в XI-XIII вв развитие строительства было совсем на другом уровне.

Сегодня на месте святилища остались лишь руины, но даже маленькая частичка храма стоит внимания современных туристов, ведь она несет в себе величие античных времен.

Как добраться до Храма Зевса в Олимпии

Чтобы своими глазами полюбоваться колоннами древнего святилища, необходимо отправиться на Пелопоннес, в городок Олимпия.

Еще раз предостерегаем: не перепутайте храм со статуей Зевса в Олимпии и храм Зевса Олимпийского, находящийся у акрополя в Афинах!

Олимпия – небольшое поселение, основную часть которого составляет археологический комплекс. Своего транспорта здесь нет, путешественников привозят туристические автобусы или общественный транспорт других городов. Если экскурсионным путевкам вы предпочитаете самостоятельные поездки, то добраться до храма Зевса в Олимпии можно тремя способами.

Автобусы из Афин

Из греческой столицы с улицы Кифису, где расположен терминал А, дважды в день курсируют прямые рейсы до Олимпии (через Пиргос). Время отправления автобуса из Афин 09:30 и 13:00, дорога займет 5,5 часов, а билет обойдется в 28 евро.

Кроме того, с этой же автобусной стоянки каждый час (с 06:30 до 21:30) ходят автобусы до Пиргоса. Здесь необходимо пересесть на автобус до Олимпии, который курсирует ежечасно.

Автобусы из Патр

Если вы отдыхаете на Пелопоннесе, то проще всего до Олимпии доехать из Патр. Отсюда до Пиргоса в день курсирует 10 автобусных рейсов (с 05:30 до 20:30). Дорога займет 1,5 часа + пересадка в Пиргосе и еще 30 мин пути до Археологического комплекса в Олимпии.

Поездка на авто

Путешественникам, предпочитающим общественному транспорту арендованное авто, проще простого добраться в любой уголок Греции, достаточно только сориентироваться по дорожной карте. Из Афин до Олимпии обычно едут по маршруту Коринф-Патры-Олимпия. Время в пути занимает порядка 6 часов. Альтернативная трасса пролегает через Коринф и Триполи.

Храм Зевса в Олимпии на карте Греции

Для наглядного ориентирования предлагаем вашему вниманию карту, на которой отмечено местоположение храма. К слову, будьте внимательны при поиске удобного маршрута, так как часто возникает все та же путаница между храмом Зевса Олимпийского в Афинах и археологическим комплексом в Олимпии.

Условия посещения Олимпии

Посетить древнее святилище и обозреть храм Зевса и другие памятники религиозного культа может каждый желающий.

В археологическом парке сохранился 21 фрагмент античного комплекса, в том числе фронтонные скульптуры и изваяния. На территории расположено 3 музея: археологический, исторический и музей Олимпийских игр. В отличие от афинской версии храма Зевса, в Олимпии недостатка в достопримечательностях нет. Чтобы не упустить ничего интересного лучше запланировать пребывание на 2 дня, тем более что в городке расположено много уютных гостиниц.

Часы работы

Руины античных зданий и дворца Зевса в археологическом комплексе Олимпии доступны для посещения ежедневно.

Режим работы заведения корректируется в зависимости от сезона. С мая по октябрь ворота комплекса открыты с 8:30 до 19:00. В зимний период (ноябрь-апрель) рабочий день сокращается на два часа: с 8:30 до 17:00. В выходные дни музей работает до 15:00.

Несмотря на указанный график, обычно новых посетителей не впускают на территорию уже за 2-3 часа до закрытия. Этот момент особенно важно учитывать путешественникам, приезжающим на один день из других городов.

Стоимость билетов

С 2016 года чтобы оказаться за стеной, ограждающей раскопки древнего святилища, необходимо приобретать комплексный билет на посещение парка. Заплатив 12 евро, туристы могут осмотреть храм Зевса и руины древних алтарей, погулять по территории и ознакомиться с экспонатами всех трех музеев. Для обладателей льгот цена прохода снизится ровно вдвое – до 6 евро.

В особые дни вход на территорию свободный. Бесплатно ознакомиться с наследием античности можно в следующие даты:

  • 18 мая (День музеев);
  • Последние выходные сентября (Дни европейского наследия);
  • Первое воскресенье месяца (только с 1 ноября по 31 марта);
  • 6 марта (День памяти Мелина Меркури)
  • 18 апреля (День памятников).

Храм Зевса в Олимпии – один из лучших представителей классической греческой архитектуры. Даже по дошедшим до нас фрагментам видно величие античного сооружения и кропотливая работа архитектора и скульпторов.

Одноклассники

Ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Музей открыт с 9.00 до 19.00, но новых посетителей после 15.00 обычно уже не впускают.

Статуя Зевса в Олимпии — чудо света

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции .

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии : сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае , которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Метопы

По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).

Такие каменные плиты называются метопами , они часто украшались рельефами.

Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.

Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.

Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.

Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.

Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.

Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.

Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.

Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.

В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.

Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры .

Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.

Со спортивными играми была связана история появления в Олимпии статуи Зевса. Эти соревнования проводились по традиции раз в четыре года. Земля Древней Эллады в это время становилась особой территорией, поскольку не только состязания были задачей Олимпийских игр. Одной из важнейших целей их проведения являлось объединение городов-государств, разрозненных по различным причинам. Их жители участвовали в соревнованиях, состязаясь с сильнейшими соперниками.

Почему было решено построить храм Зевса?

Так как Олимпийские игры - масштабное событие, посмотреть на которое приезжали представители из Сицилии, Малой Азии, Сирии и Египта, для проведения их нужно было вместительное сооружение. Властями Олимпии на основании данной потребности принято было решение построить большой храм, вмещавший свободно всех присутствующих, поскольку имевшееся в 150 километрах от Афин первое святилище Зевса для такой цели уже не годилось.

Строительство храма

Около 15 лет понадобилось на возведение нового храма. Лебон, архитектор, руководил работами. В 456 году Дом Зевса предстал на обозрение местных жителей. Он был построен в духе святилищ Олимпии, однако существенно превосходил их как по оформлению, так и по размеру. Так, здание Зевса было расположено на платформе прямоугольной формы. 13 колонн, диаметр каждой из которых составлял 2 метра, удерживали его крышу. Они достигали в высоту 10 метров. 34 колонны потребовалось для украшения этой конструкции.

Статуя Зевса в Олимпии: краткое описание

Несмотря на всю величественность сооружения, без своего божества храм был бы неполноценным. По приглашению правительства в Афины поспешил скульптор Фидий. Перед ним встала задача создания скульптуры Зевса.

Когда статуя Зевса в Олимпии была завершена, жители увидели огромную скульптуру, высота которой по разным данным составляла от 12 до 17 метров. 200 кг золота ушло на изготовление этой конструкции. В денежном эквиваленте стоимость ее можно оценить более чем в 8 млн долларов.

Описание статуи Зевса в Олимпии можно дать следующее. Божество, почитаемое олимпийцами, занимало изготовленный из черного дерева, драгоценных камней, золота и слоновой кости трон. Ветви оливкового дерева венчали голову громовержца. Это был символ миролюбия. Сама статуя Зевса в Олимпии выполнена из слоновой кости розового цвета, поэтому казалась реалистичной, живой. Громовержец в одной руке держал фигуру богини Ники, а второй опирался о декорированный золотым орлом скипетр.

Статуя Зевса в Олимпии (фото представлено ниже), установленная на возвышении, соответствовала по высоте четырехэтажному зданию. Удивительно, как точно смог Фидий рассчитать ее размеры, ведь скульптура практически упиралась в потолок, однако не задевала его. На троне величественный Зевс восседал обнаженным по пояс, однако нижняя часть тела его была прикрыта золотой накидкой, которую украшали рисунки животных и цветов. На скамье стояли ноги бога. На пьедестал был установлен трон. Размеры пьедестала также впечатляли (9,5х6,5 м.). Такова статуя Зевса в Олимпии.

Украшение трона

Мастер подошел к украшению трона не менее ответственно. Его покрывали содержащие мифологические сцены изображения. По четыре богини Ники было на ножках трона. На соединявших их перекладинах изображались сцены войн или спортивных соревнований. Брат Фидия, мастер Паненом, отвечал за качество расписных работ, выполненных на троне. В переданных с помощью его таланта сценках задействованы были образы божеств, известных грекам: самого Зевса, Афродиты, Афины, Артемиды, Геры, Геракла, Посейдона, Ахилла, Аполлона, Прометея.

Впечатление, которое производила статуя Зевса в Олимпии

Не было границ восхищению прихожан, так как каркас статуи покрывали играющие роль кожи пластинки слоновой кости, а одеяние выполнено было из чистого золота. Настолько тщательно были скрыты стыки между материалами, что эта скульптура имела вид монолитного объекта. Людям казалось при взгляде на божество, что оно проломит крышу храма, если вдруг поднимется со своего трона. Предусмотрев бесчисленное количество желающих полюбоваться Зевсом, строители соорудили вдоль каждой из стен специальные площадки. Каждый пришедший в храм человек мог увидеть как можно ближе лицо божества.

Настолько поражало величие, которое внушала статуя Зевса в Олимпии (фото ниже), что стоявший рядом человек испытывал два противоположных чувства одновременно. Это был животный страх перед находящимся перед ним божеством, к которому примешивался благоговейный трепет. Паломники, которые были наиболее впечатлительными, падали в ноги Зевсу и долго не решались поднять головы, боясь на себе ощутить его строгий взгляд.

Бассейн, расположенный у подножия статуи

У подножия статуи по распоряжению Фидия обустроили бассейн. Он был наполнен сначала водой, а потом оливковым маслом (сверху). Проникавший через открытые двери и ниспадавший на бассейн свет отражался в маслянистой глади, окутывая таинственно плечи и лицо скульптуры. Из-за регулярной тщательной обработки оливковым маслом вся фигура бога блестела. Делалось это для того, чтобы избежать появления на слоновой кости трещин, поскольку материал этот чутко реагировал на влажность. Ежедневно жрецы осуществляли такую обработку. Масло, по словам Павсания, было для статуи чрезвычайно полезным, так как предохраняло от порчи, которую болотистый воздух Альтиса мог принести с собой в храм. Находящийся перед скульптурой пол выстлан был черным мрамором. Приподнятой полосой, выполненной из паросского мрамора, было окаймлено это отдельное пространство. Ее функция состояла в задержке сливающегося масла.

Дары, которые подносили статуе

Чувствуя гордость за свое творение, любил прятаться в глубине храма, наблюдая тайно за реакцией посетителей, ее создатель, Фидий. Статуя Зевса в Олимпии никого не оставляла равнодушным. Фидию было особенно приятно наблюдать, как скульптуре подносят дары. Не было предусмотрено для этой цели специального места, поэтому они навешивались прямо на трон или даже на самого Зевса. Весть о ставшей достопримечательностью Олимпии и одним из Семи чудес света прекрасной статуе быстро облетела мир, передаваясь из уст в уста.

Попытки похитить статую

Император Калигула, зная о существовании этого шедевра, приказал своим подчиненным привезти статую Зевса из Греции, а также изображения других богов, имевших художественную ценность. Он хотел отнять головы у божеств и приставить на их место свою собственную. Павел Эмилий, завоеватель Греции, также собирался увезти в Рим статую Зевса. Однако ни у Павла, ни у Калигулы ничего не получилось - гигантское чудо света продолжало оставаться на своем месте. По легенде статуя при попытке ее похищения просто расхохоталась, и присланные повелителями испуганные рабочие в ужасе разбежались.

Реставрации скульптуры

Скульптура божества в разные времена подвергалась реставрациям. В эллинистическую эпоху их осуществлял Дамафон Мессенский, скульптор. После повреждения молнией статую приводили в порядок при Юлии Цезаре. История знает несколько попыток похищения некоторых ее частей. В свое время факты исчезновения фигуры атлета и двух золотых локонов бога были описаны Павсанием и Лукианом.

Как погибла статуя?

В целом почти 800 лет прихожан храма радовала статуя Зевса. Однако, когда у власти оказался римский император Феодосий I, принявший христианскую веру, в Олимпии спортивные соревнования были запрещены, поскольку считались языческим мероприятием. По этой же причине был закрыт в середине 3 века н. э. храм Зевса. Он перестал представлять собой культурную ценность. Свирепствовали мародеры, обдирая золото, драгоценные камни и слоновую кость, которой была покрыта статуя Зевса. Наделенные властью лица приняли решение сохранить ее. Так, в 363 году была перемещена в Константинополь статуя Зевса Олимпийского. Однако при пожаре во дворце римского императора в 5 веке это творение Фидия сгорело.

Открытия, сделанные в месте нахождения храма Зевса

Группа французских археологов в 1829 году провела раскопки в месте, где предположительно находился храм Зевса, в котором располагалась статуя Зевса Олимпийского. Они отыскали очертания самого здания, а также некоторые части скульптур и фрагменты барельефов на тему подвигов Геракла. Найденные экспонаты представляют большую историческую ценность. Посмотреть на них можно в парижском Лувре.

Олимпию через 46 лет посетили вновь немецкие археологи. Им повезло несколько больше - были обнаружены фрагменты скульптур, фундамент храма, а также бассейна.

Внимание проводивших в Олимпии раскопки немецких археологов привлекли также остатки одного античного здания, которое было перестроено в христианскую византийскую церковь. Обследовав его, они убедились, что именно в этом месте располагалась мастерская Фидия (фото ее представлено ниже). Это каменное сооружение по размерам немногим уступало самому храму. Среди прочего, здесь были обнаружены орудия труда ювелиров и скульпторов, а также остатки литейного цеха. В яме, куда мастера в течение многих веков сбрасывали отбракованные детали и отходы, были сделаны самые интересные находки. Здесь обнаружили отлитые формы тоги Зевса, железные и бронзовые гвозди, множество пластин, выполненных из слоновой кости, а также донышко кувшина со словами "принадлежу Фидию", выцарапанными на нем.

Развалины храма по сей день для многочисленных туристов остаются привлекательным местом. Однако былой загадочности и таинственности не ощущается при нахождении здесь. Все, что дошло до наших современников из древности, - несколько разрушенных наполовину колонн. А ведь когда-то на этом месте располагалась величественная статуя Зевса в Олимпии. Краткое содержание отчетов о проведенных раскопках и найденных предметах, конечно, дает лишь поверхностное представление о том, как это место выглядит сегодня. Многие туристы приезжают сюда для того, чтобы самостоятельно прикоснуться к истории.

Это - единственное «старое» чудо света, оказавшееся на Европейском материке. Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным столь высокого звания. Собственно, и во время последнего конкурса афинский Акрополь «сошел с дистанции» в финале. Так что, Зевс Олимпийский - своего рода Избранный «европеец». Впрочем, судя по всему, он вполне этого заслуживал...

Именно здесь, в Олимпии, началась его полная чудес жизнь. Из уст в уста передавалась история о том, как малютка Зевс спасся от кровожадного Крона, своего родного отца. Тот, в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся было их пожирать...

Жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и заглотил. А когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих божественных братьев и сестер...

Автор статуи Зевса Олимпийского

В честь победы Зевса над Кроном каждые четыре года в Олимпии собирались на состязания атлеты. Разумеется, покровителем Олимпийских игр считался Зевс. И в V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить ему храм.



Величественное здание было сооружено из огромных каменных блоков, его окружали массивные колонны. Но вот беда - не было статуи, достойной нового храма! И самому прославленному скульптору Древней Греции Фидию поручили создать величественный образ бога.

«Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов», - писал древнеримский историк почти через 500 лет после смерти великого мастера.

Фидий был знаменит статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом он разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось ваятелю. Враги его могущественного покровителя обвинили скульптора в том, что он утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины.

Но слава - великая вещь. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли это вполне достаточным, чтобы отпустить его работать в Олимпию.

На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал верховного бога, мастер ответил: «...Таким, как Зевс представлен Гомером в стихах “Илиады”».

...Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями;

Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида

Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный...

Изготовление статуи Зевса на троне

Статуя Зевса Олимпийского находилась в храме, длина которого достигала 64 м, а ширина - 28. Высота зала - около 20 м. Сидящий на троне Зевс подпирал головой потолок. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма.

  • Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева.
  • Тело покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду - золотые листы.
  • Голову Зевса украшал венок из оливковых ветвей - знак миролюбия.

Путешественники называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, несчастные искали утешения в созерцании творения Фидия. В одной руке он держал статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл.



  • Из золота и слоновой кости был сделан и трон. Его украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь.
  • Нижние стенки трона покрывали рисунки родственника Фидия, Панэна, ножки - изображения танцующих Ник.
  • Ноги самого Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной львами.

Пол выстлан темно-синим камнем. Высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был оберегать слоновую кость - чтобы не рассохлась и не потрескалась. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей. Поднявшись на них, люди могли увидеть лицо бога. Проникавший в двери полутемного храма свет, отражаясь от ровной поверхности жидкости, падал на золотые одежды Зевса; казалось, что сияние исходит от самого божества.

Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе и спросил: «Ты доволен?» В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Бог одобрил работу мастера.

После своего завершения в 435 году до н. э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света . Дом Фидия в Олимпии тоже бережно сохранялся, ибо и он считался священным. Уже в наше время сделали попытку найти мастерскую скульптора. Ведь для сооружения такой статуи Фидию и его многочисленным помощникам требовалось весьма солидное помещение!

Останки от былого величия

Внимание немецких археологов, которые проводили раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую церковь. Радости их не было предела - именно здесь располагалась та самая мастерская, сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем нашли орудия труда скульпторов и ювелиров, остатки литейного «цеха».



Но самые интересные находки обнаружились в яме, куда многие сотни лет мастера сбрасывали мусор. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, пластины слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, железные и бронзовые гвозди...

И в довершение всего, на свет божий было извлечено донышко кувшина, на котором выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».

А римлянам так и не удалось завладеть знаменитой статуей. Позже уже византийские императоры перевезли ее в Константинополь. Хотя они и были христианскими фанатиками - рука на Зевса ни у кого не поднялась. Но, к всеобщему удовлетворению, бог христиан собственно-ручно покарал своего языческого соперника.

В V веке н. э. дворец императора Феодосия II сгорел - и деревянный Зевс стал добычей огня. Лишь несколько обугленных костяных пластинок да искры расплавленного золота остались от него...

В Олимпии же в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены, останки их покрыты илом. Это помогло многим фрагментам здешних сооружений просуществовать более тысячи лет. Кто знает - может, и сейчас мы любовались бы творением великого Фидия, останься Громовержец сидеть на своем троне...