Типы личинок и куколок. Люди забудут про бургеры и стейки

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО БИОЛОГИИ. 2017–2018 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Задания, ответы и критерии оценивания
Часть 1
На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать
только один правильный ответ и внести его в матрицу.
1. Корневой волосок является:
а) клеткой эпидермы;
б) выростом клетки эпидермы;
в) многоклеточным образованием эпидермы;
г) выростом клетки перицикла.
2. Стержневая корневая система характерна для:

А) подсолнечника;

В) пшеницы;

Г) подорожника.

3. Какой набор хромосом находится в клетках первичного эндосперма
в семени сосны?
а) гаплоидный;
в) триплоидный;
б) диплоидный;
г) полиплоидный.
4. Формула цветка Ч5Л1+2+(2) Т(9)+1П1 характерна для:
а) гороха и рапса;
в) яблони и томата;
б) люцерны и чины;
г) картофеля и белены.
5. Семенная кожура у цветковых растений образуется из:
а) зиготы;
в) стенок завязи;
б) центральной клетки;
г) покровов семязачатка.
6. Конидиальное спороношение характерно для:
а) сморчков;
в) сфагнума;
б) аспергилла;
г) орляка.
7. Бактерии являются возбудителями:
а) клещевого энцефалита;
б) чумы;

В) коревой краснухи;
г) гепатита А.


Школьный этап. 9 класс

8. Из перечисленных водорослей на наибольшей глубине могут обитать:
а) харовые;
в) бурые;
б) золотистые;
г) красные.
9. Плодовые тела грибов образованы:
а) мицелием;
б) микоризой;

В) ризоидами;
г) конидиями.

10. У кишечнополостных животных (тип Coelenterata)
отсутствую(е)т:
а) сократительные клетки;
в) мезодерма;
б) эктодерма;
г) энтодерма.
11. Полость тела у кольчатых червей:
а) первичная;
б) вторичная;
в) смешанная;
г) отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхиматозными
клетками.
12. Выделительная система плоских червей представлена:
а) фагоцитарными клетками;
в) метанефридиями;
б) коксальными железами;
г) протонефридиями.
13. Наличие двух пар усиков характерно для:
а) насекомых;
в) ракообразных;
б) многоножек;
г) паукообразных.
14. Мухи и комары относятся к:
а) разным семействам одного отряда;
б) разным отрядам одного класса;
в) разным классам одного типа;
г) разным родам одного семейства.
15. У человека кости крыши черепа относятся к костям:
а) воздухоносным;
в) плоским;
б) губчатым;
г) трубчатым.
16. В отличие от взрослого человека у ребёнка до 6–7 лет отсутствуют:
а) резцы;
в) малые коренные зубы;
б) клыки;
г) большие коренные зубы.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс

17. У человека центры слюноотделения находятся в отделе мозга, обозначенном на рисунке
цифрой:
а) 1;
б) 2; в) 3;
г) 4.

18. Клетки слизистой оболочки тонкого кишечника
секретируют:
а) трипсин;
б) пептидазы;
в) соляную кислоту;
г) пепсин.
19. Эритроциты, помещённые в гипертонический раствор:
а) лопаются, высвобождая содержимое в окружающую среду;
б) уменьшаются в объёме и сморщиваются;
в) сохраняют дисковидную форму за счёт активации систем переноса электролитов;
г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
20. Органоид(ы), имеющиеся в клетках и прокариот, и эукариот:
а) эндоплазматическая сеть;
в) лизосомы;
б) митохондрии;
г) рибосомы.
21. Оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов:
а) щелочная;
в) кислая;
б) нейтральная;
г) любая.
22. Лимфа по лимфатическим сосудам попадает непосредственно в:
а) артерии большого круга кровообращения;
б) вены большого круга кровообращения;
в) артерии малого круга кровообращения;
г) вены малого круга кровообращения.
23. Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормон:
а) соматотропин;
в) кортизон;
б) тироксин;
г) адреналин.
24. Органоидами, нехарактерными для клеток грибов, являются:
а) ядрышки;
в) митохондрии;
б) пластиды;
г) рибосомы.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс

25. В природных сообществах роль консументов второго порядка, как
правило, могут играть:
а) карась, пеночка, жужелица;
б) прыткая ящерица, морская звезда, заяц;
в) бабочка-крапивница, паук, скворец;
г) хомяк, лягушка, канюк.
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами
ответа (от 1 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет
укажите в матрице знаком «Х».
1. Поверхностью тела дышат:
а) эвглена зелёная;
б) молочная планария;
в) взрослая аскарида;

Г) ланцетник;
д) личинки малярийного комара.

2. Хромосомы выстраиваются на экваторе в процессе:
а) профазы митоза;
г) анафазы первого деления мейоза;
б) метафазы митоза;
д) метафазе второго деления мейоза.
в) профазы второго деления мейоза;
3. Ядра симпатической нервной системы лежат в:
а) среднем мозге;
б) поясничных сегментах спинного мозга;
в) продолговатом мозге;
г) грудных сегментах спинного мозга;
д) крестцовых сегментах спинного мозга.
4. Масло получают из семян или плодов:
а) пшеницы;
г) сои;
б) подсолнечника;
д) кукурузы.
в) розы;
5. Цветок с верхней завязью имеется у:
а) кабачка;
г) груши;
б) лилии саранки;
д) сои.
в) гороха;
6. Один круг кровообращения имеется у:
а) удава;
г) тритона;
б) ланцетника;
д) утконоса.
в) сельдевой акулы;

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс

7. У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия
развития?
а) дафния большая;
г) угорь;
б) тритон гребенчатый;
д) паук-крестовик.
в) черепаха трионикс;
8. Из названных хордовых не имеют челюстей для захвата пищи:
а) гигантская манта;
г) головастик травяной лягушки;
б) миксина;
д) ланцетник.
в) химера;
9. Подвижно соединены между собой:
а) ключица и грудина;
г) кости таза;
б) скуловая кость и верхняя челюсть;
д) рёбра и позвонки.
в) плечевая кость и лопатка;
10. Соцветие сложный зонтик имеется у:
а) укропа;
г) ромашки;
б) примулы;
д) ириса.
в) моркови;
Часть 3
Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите
в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные –
в нижнюю.
1. На семенной чешуе женской шишки сосны находятся 2 семязачатка.
2. В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных и
папоротникообразных.
3. Эфемероиды – травянистые многолетние растения с коротким периодом
вегетации.
4. Функции газообмена осуществляются у листьев растений благодаря устьицам.
5. Микронуклеус инфузорий является полиплоидным ядром.
6. Для всех двустворчатых моллюсков характерно наличие ноги.
7. Миноги, обитающие в морях, нерестятся в реках и ручьях.
8. В состав головного мозга рептилий и амфибий входят одинаковые отделы, но
они развиты в разной степени.
9. Наибольшее давление крови у человека наблюдается в аорте во время
систолы желудочков.
10. Парасимпатическая нервная система сужает зрачки, а симпатическая –
расширяет.
11. Гормоны поджелудочной железы регулируют обмен кальция.
12. Гликолиз происходит только в анаэробных условиях.
13. Все клетки организма человека содержат ДНК.
14. Все растения содержат хлоропласты.
15. Кислород, образующийся при фотосинтезе, выделяется из углекислого газа.
5

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс

Часть 4
1. Установите соответствие между структурами растений (1–6) и функциями (А–Г), которые они преимущественно выполняют.
Функция:
Структура растения:
А) защитная;
1) ситовидные трубки;
Б) транспортная;
2) пробка;
В) запасающая;
3) устьице;
Г) газообмен.
4) сердцевина стебля;
5) сосуды стебля;
6) перисперм.
2. Установите соответствие между таксонами (А–Д) и типами личинок,
свойственных представителям этих таксонов (1–5).
Типы личинок:

Таксоны:
А) Ракообразные; Б) Двустворчатые моллюски; В) Плоские черви; Г) Кишечнополостные; Д) Многощетинковые черви.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс

Бланк для записи ответов
1

Часть 1
5
6


Да/нет
а
б
в
г
д

Часть 2
2
3
4
5
6
7
д н д н д н д н д н д н

10
н д н

Часть 3
Правильные суждения: ___________________________________________.
Неправильные суждения: _________________________________________.
Часть 4
Задание 1
Структура растения
Функции
Задание 2
Тип личинки
Таксон

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 9 класс

Ответы
Часть 1
1
б
11
б
21
в

Да/нет
а
б
в
г
д

2
а
12
г
22
б
1
д н д
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х

3
а
13
в
23
г

4
б
14
а
24
б

3
н д н
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х

5
г
15
в
25
а

6
б
16
в

7
б
17
в

8
г
18
б

9
а
19
б

Часть 2
4
5
6
7
8
д н д н д н д н д н
Х
Х
Х Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х Х
Х

10
в
20
г

10
д н д н
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х

Часть 3
Правильные суждения: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10.
Неправильные суждения: 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15.
Часть 4
Задание 1
Структуры растений
Функции
Задание 2
Тип личинки
Таксон

1
Б
1
В

4
В
3
А

5
Б
4
Д

6
В
5
Б

Система оценивания
За каждый правильный ответ части 1 – 1 балл, всего за часть 1 – 25 баллов.
За каждый правильный ответ (да/нет) части 2 – 0,4 балла, за каждое задание –
максимум 2 балла, всего за часть 2 – 20 баллов.
За каждый правильный ответ (верно/неверно) части 3 –1 балл, всего за часть 3 –
15 баллов.
За каждый правильный ответ части 4 –2 балла, всего за часть 4 – 22 балла.
Максимальная оценка – 82 балла.

Задание 1.

Рассмотрите схему "Структура нервной системы". Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: вегетативная нервная система подразделяется на парасимпатический и симпатический отделы (они антагонистичны друг другу - симпатический отдел ускоряет реакции, повышает давление и т.д.).

Правильный ответ - симпатический.

Задание 2.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие методы исследования используют в цитологии?

1. Центрифугирование

2. Культура ткани

3. Хроматография

4. Генеалогический

5. Гибридологический

Объяснение: цитология - наука о клетке.

Цитологи используют центрифугирование для разделения фракций, осаждения молекул и т.д. и хроматографию - разделене веществ и смесей, основанный на принципе распределения веществ между подвижной и неподвижной фазами.

Правильный ответ - 13.

Задание 3.

Какое число аминокислот зашифровано в участке гена, содержащего 129 нуклеотидных остатков?

Объяснение: каждому триплету (набору из трех нуклеотидов) соответствует одна аминокислота, то есть количество аминокислот в три раза меньше, чем количество нуклеотидов: 129:3 = 43.

Правильный ответ - 43.

Задание 4.

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей полисахаридов. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Выполняют структурную и запасающую функцию

2. Состоят из остатков аминокислот

3. Обладают гидрофобностью

4. Служат ферментами

5. Входят в состав клеточной стенки

Объяснение: полисахариды - большие молекулы, состоящие из моносахаридов. Они входят в состав мембран (структурная функция), запасаются в клетках в виде молекул крахмала или гликогена, обладают гидрофобностью. Ферменты имеют болковую природу и состоят из остатков аминокислот.

Правильный ответ - 24.

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и примерами клеток.

Характеристики

А. Отсутствие мембранных органоидов

Б. Запасающее вещество - крахмал

В. Способность к хемосинтезу

Г. Наличие нуклеоида

Д. Наличие хитина в клеточной стенке

Примеры клеток

1. Бактериальная

2. Грибная

3. Растительная

Объяснение: бактериальная (прокариотическая) клетка не имеет ядерной оболочки (содержимое ядра представляет нуклеоид) и ни одной мембранной органеллы, кроме самой плазматической мембраны. Также, бактерии способны к хемосинтезу (образование органических веществ при помощи энергии окисления органических или неорганических веществ). В состав клеточной стенки грибов входит хитин. В растительных клетках запасное вещество крахмал.

Правильный ответ - 13112.

Задание 6.

Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВв при полном сцеплении исследуемых генов? Ответ запишите в виде числа.

Объяснение: данные два гена имеют два аллеля - разновидности гена, расположенные на разных хромосомах, то есть генотип АаВв даст 2 типа гамет: АВ и ав.

Правильный ответ - 2.

Задание 7.

Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания результатов анализирующего скрещивания особи с генотипом Аа. Определите эти две характеристики, "выпадающие" из общего спсика, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Число потомков с рецессивным фенотипом составляет 75%

2. Соотношение фенотипов составило 1:1

3. Проявляется сцепление генов

4. Вторая родительсткая особь имеет генотип - аа

5. Среди потомков 50% имеют доминантный признак в фенотипе

Объяснение: анализирующее скрещивание проводят для выявления генотипа анализируемой особи. Анализирующее скрещивание данной особи (вторая родительская особь) выглядит так:

Р: Аа х аа

Г: А, а х а

F1: Аа - 50%

аа - 50%

То есть соотношение фенотипов составляет 1:1 - 50% потомков имеют доминантный признак в фенотипе.

Правильный ответ - 13.

Задание 8.

Установите соответствие между особенностями и способами размножения.

Особенности

А. Формирует новые сочетания генов

Б. Формирует комбинативную изменчивость

В. Образует потомство, идентичное материнскому

Г. Происходит без гаметогенеза

Д. Обусловлено митозом

Способы размножения

1. Бесполое

2. Половое

Объяснение: половое размножение происходит при участии половых клеток, при этом формируются новые сочетания генов (так как происходит комбинативная изменчивость), образуется потомство, немного отличное от родителей, при образовании половых клеток происходит гаметогенез (мейозом).

Бесполое размножение происходит без участия половых клеток, то есть без участия половых хромосом, не формирует новые сочетания генов, образует потомство, идентичное материнскому, происходит без гаметогенеза, обусловлено митозом.

Правильный ответ - 22111.

Задание 9.

1. Являются многолетними растениями

3. Имеют цветки и соцветия

4. Образуют плоды с семенами

5. Представлены тремя жизненными формами

6. Размножаются семенами

Объяснение: покрытосеменные - наиболее развитая группа растений, они характеризуются наличием цветка и плода, представлены всеми жизненными формами (травы, кустарники, деревья), образуют плоды с семенами, цветки с соцветиями.

Правильный ответ - 345.

Задание 10.

Установите соответствие между классами животных и типами.

Классы

А. Головоногие

Б. Двустворчатые

В. Паукообразные

Г. Ракообразные

Д. Насекомые

Е. Брюхоногие

Типы

1. Членистоногие

2. Моллюски

Объяснение: тип Членистоногие включает три класса: Паукообразные, Ракообразные, Насекомые.

Тип Моллюски включает три класса: Головоногие, Двустворчатые, Брюхоногие.

Правильный ответ - 221112.

Задание 11.

Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самого наименьшего таксона. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Горчица белая

2. Горчица

3. Покрытосеменные

4. Двудольные

5. Растения

6. Крестоцветные

Объяснение: располагаем таксоны, начиная с наименьшего: Горчица белая, Горчица, Крестоцветные, Двудольные, Покрытосеменные, Растения.

Правильный ответ - 126435.

Задание 12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,

1. Вырабатываются в процессе индивидуального развития

2. Сформировались в процессе исторического развития

3. Имеются у всех особей вида

4. Строго индивидуальны

5. Сформировались в относительно постоянных условиях среды

6. Не являются врожденными

Объяснение: безусловные рефлексы - видовые врожденные особенности, сформировавшиеся в процессе эволюции (индивидуального развития) в относительно постоянных условиях среды (из поколения в поколение нужны были одни и те же адаптации организмов).

Правильный ответ - 235.

Задание 13.

Установите соответствие между характеристиками и типами тканей человека.

Характеристики

А. Осуществляет транспорт веществ в организме

Б. Выполняет функцию опоры и питания

В. Образует эпидермис кожи

Г. Вырабатывает антитела

Д. Состоит из тесно прилегающих клеток

Е. Содержит много межклеточного вещества

Типы ткани

1. Эпителиальная

2. Соединительная

Объяснение: существует большое количество соединительных тканней, например, кровь осуществляет транспорт веществ в организме и питание, костная ткань выполняет функцию опоры, лимфа вырабатывает антитела. Соединительная ткань характеризуется наличием большого количества межклеточного вещества (для связи клеток между собой).

Эпителиальные ткани образуют эпидермис кожи, выстилают покровы, состоят из тесно прилегающих клеток правильной формы.

Правильный ответ - 221212.

Задание 14.

Установите последовательность событий, происходящих в сердечном цикле после поступления в сердце крови. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Сокращение желудочков

2. Общее расслабление желудочков и предсердий

3. Поступление крови в аорту и артерию

4. Поступление крови в желудочки

5. Сокращение предсердий

Объяснение: кровь поступает в предсердие, далее, через клапан, попадает в желудочек, затем выходит из желудочка при его сокращении и поступает в аорту и артерии, почле чего и желудочки и предсердия сокращаются.

Правильный ответ - 54132.

Задание 15.

Выберите из текста три предложения, в которых описываются палеонтологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Изучение истории развития органического мира на Земле происходит путем анализа ископаемых форм древних организмов. 2. Доказано, что у близкородственных групп организмов белки сходны по аминокислотному составу. 3. Например, гемоглобин у человека и шимпанзе идентичен, а между гемоглобином человека и гориллы отличия в двух аминокислотах. 4. Известно, что план строения наземных позвоночных одинаков у различных классов. 5. Обнаружены отпечатки переходных форм, сочетающих в себе признаки водорослей и высших растений - это псилофиты. 6. Восстановлена эволюция предковых форм некоторых видов животных, составлены филогенетические ряды.

Объяснение: палеонтологические методы - это раскопки, обнаружение останков и т.д.

Предл. 1 - анализ ископаемых форм древних организмов.

Предл. 5 - отпечатки переходных форм.

Предл. 6 - составление филогенетических рядов.

Правильный ответ - 156.

Задание 16.

Установите соответствие между характеристиками и критериями вида Дикая свинья (кабан).

Характеристики

А. Число поросят в выводке зависит от упитанности самки и ее возраста.

Б. Свиньи активны днем.

В. Животные ведут стадный образ жизни.

Г. Окраска особей - от светло-бурой или серой до черной, поросята полосатые.

Д. Способ добывания пищи - рытье земли.

Е. Свиньи предпочитают дубовые и буковые леса.

Критерии вида

1. Морфологический

2. Физиологический

3. Экологический

Объяснение: морфологический критерий описывает строение - в данном случае внешнее строение - вариант Г.

Физиология - наука о процессах в организме, то есть - А.

Остальные характеристики - экологический критерий, так как оописывается образ жизни организмов и их взаимоотношения, питание.

Правильный ответ - 233133.

Задание 17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность растений, занесенных в Красную книгу?

1. Разрушение среды их жизни

2. Увеличение затененности

3. Недостаток влаги в летний период

4. Расширение площадей агроценозов

5. Резкие перепады температур

6. Вытаптывание почвы

Объяснение: выберем воздействия человека на растения, что способствует уменьшению их численности: разрушение среды их жизни, расширение площадей агроценозов, вытаптывание почвы.

Правильный ответ - 146.

Задание 18.

Установите соответствие между процессами и функциями живого.

Процессы

А. Отложение кальция в раковинах моллюсков

Б. Участие углекислого газа для синтеза глюкозы

В. Превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями

Г. Накопление фосфора в эмали зубов человека

Д. Получение энергии для хемосинтеза

Функции живого

1. Концентрационная

2. Окислительно-восстановительная

Объяснение: концентрационная функция - накопление чего-либо (вещества) в чем-либо. К ней относим отложение кальция в раковинах моллюсков и накопление фосфора в эмали зубов человека.

Окислительно-восстановительная функция - изменение степени окисления атомов одного или нескольких элементов, переход одного вещества в другое: участие углекислого газа для синтеза глюкозы, превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями, клеточное дыхание, получение энергии для хемосинтеза.

Правильный ответ - 122122.

Задание 19.

Установите последовательность процессов в световой фазе фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Поглощение хлорофиллом квантов света

2. Синтез молекул АТФ за счет освобождаемой энергии

3. Участие электрона в окислительно-восстановительных реакциях и освобождение энергии

4. Возбуждение молекулы хлорофилла под влиянием энергии солнечного света

Объяснение: световая фаза фотосинтеза начинается с поглощения хлорофиллом квантов света, затем происходит возбуждение молекулы хлорофилла под влиянием энергии света, далее электрон участвует в окислительно-восстановительных реакциях и освобождении энергии и, наконец, молкула АТФ синтезируется за счет освобождаемоей энергии.

Правильный ответ - 1432.

Задание 20.

Рассмотрите рисунок с изображением клеточного деления и определите, какие фазы деления изображены, набор хромосом клеток в каждой фазе. Какие специфические клетки образуются у растений в результате такого деления?


Заполните пустые ячейки таблицы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1. Профаза, метафаза, телофаза

2. Интерфаза

3. Диплоидный

4. Профаза 2, метафаза 2, анафаза 2

5. Профаза 1, метафаза 1, анафаза 1

6. Гаплоидный

7. Спора

8. Соматическая

Объяснение: на рисунке изображен мейоз 1, фазы - профаза 1, метафаза 1, анафаза 1. Клетки имеют диплоидный набор хромосом (так как клетки еще не успели разойтись). У растений при помощи мейоза образуются споры, а при помощи митоза - гаметы. У животных - наоборот.

Правильный ответ - 537.

Задание 21.

Проанализируйте график "Вариационная кривая изменчивости числа краевых цветков в соцветии хризантемы". Выберите утверждения, которые можно можно сформулировать на основании анализа представленных данных.


Утверждения:

1. Большинство соцветий содержат по семь краевых цветков

2. Исследовано приблизительно 520 соцветий хризантемы

3. Максимальное число краевых цветков у соцветий равно 10

4. Наибольшее число соцветий имеют минимальное значение признака

5. Анализ приведен у 16 особей растений

Объяснение: количество соцветий - 7 - это такое количество соцветий, которое есть у абсолютного большинства цветков (примерно 520). Ученые исследовали около 520 соцветий (это максимальное количество соцветий). 7 - не минимальное, а среднее значение признака. Количество особей не указано. Максимальное количество цветков больше 10.

Правильный ответ - 12.

Задание 22.

Задание 23.

К какому подцарству, типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чем состоит роль этих структур в жизни животного?

Объяснение: на рисунке изображена амеба обыкновенная. Она относится к подцарству Одноклеточные (Простейшие), царству Животные, тип Саркожгутиковые (Саркодовые). Буква А - сократительная вакуоль, ее функция - регуляция количества воды в клетке. При необходимости вакуоль с собранной водой схлопывается и вода и продукты распада выходит. Буквой Б обозначено ядро. Его функция - хранение, воспроизведение и передача наследственной информации.

Задание 24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции вляются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция - это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.

Объяснение:

Предл. 1 - популяция - группа особей одного вида, а не разных.

Предл. 3 - Структурной единицей биосферы является экосистема, а не популяция. Популяция - структурная единица вида.

Предл. 4 - Личинки разных насекомых не могут образовывать одну популяцию. Они образуют разные популяции.

Задание 25.

Грызуны - самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.

Объяснение: грызуны - обширная группа млекопитающих. Они населяют многие среды обитания - наземно-воздушную (живут на земле и на деревьях), подземную (крот), полуводную (бобр). Они имеют большую скорость размножения. Рождают большое количество детенышей и заботятся о них. Травоядны. Питаются широким спектром растений.

Задание 26.

Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает.

Объяснение: при возрастании численности насекомых возрастает количество насекомоядных птиц, это приводит к уменьшению количества насекомых, затем и хищных птиц, что также приводит к уменьшению количества насекомоядных птиц, что, наконец, приводит к возрастанию численности насекомых (так как количество поедающих их птиц сокращается).

Задание 27.

Хромосомный набор соматических клеток дрозофилы равен 8. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК при оогенезе в ядре после телофазы мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните все полученные результаты.

Объяснение: в соматической клетке - диплоидный набор хромосом - 8. То есть гаплоидный набор - 4. При оогенезе в ядре после телофазы мейоза 1 набор хромосом - 1n(4)2c(8), так происходит расхождение гомологичных хромосом. В анафазе мейоза 2 - 1n2c. Это фаза расхождения сестринских хромосом. То есть число хромосом - 4, число молекул ДНК - 4, так как расходятся хроматиды и образуются гаплоидные клетки.

Задание 28.

При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в обоих поколениях?

Объяснение:

А - усики

а - нет усиков

В - яркие цветки

в - бледные цветки

Р1: ААВВ х аавв

Г: АВ х ав

F1: АаВв - 100% растений с усиками и яркими цветками

Р2: АаВв х ААВв

Г: АВ, ав, Ав, аВ х АВ. Ав

При полном доминировании и законе независимого наследования получаем расщепление.

F2: ААВВ, ААВв, АаВв, ААВв, АаВВ, АаВв - 75% растений с усиками и яркими цветками.

Аавв, ААвв - 25% растений с усиками и бледными цветками.

Так как все растения с усиками, делаем вывод, что исходное растение, скрещенное с потомством F1, имеет генотип АА (гомозиготен доминантен). А ко второму признаку получаем данное расщепление, так как потомки имеют два разных фенотипа.

Вариант 3. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ 2018. Г.С. Калинова, Л. Г. Прилежаева.

Показать все

Границы личиночной фазы. Вылупление личинки.

Первой фазой жизненного цикла насекомых всегда является ; на протяжении своего существования оно постепенно превращается в личинку. По мере развития организма происходит дифференцировка зародышевых листков, обособление органов, формирование частей тела.

Существуют и другие механизмы, облегчающие выход насекомого. Некоторые зародыши (стрекозы, прямокрылые, пластинчатоусые) дополнительно покрыты эмбриональной с острыми зубцами, разрывающими наружные оболочки, а гусеницы просто прогрызают хорион челюстями. Очень интересный механизм существует у кузнечиков рода Melanoplus. У зародыша на первом сегменте имеются особые парные железы - плейроподий. Они выделяют особый секрет, растворяющий плотную стенку .

Сразу после вылупления личинка нередко еще лишена своей нормальной , обычно она бесцветная или беловатая и имеет мягкие покровы. Но у открыто живущих насекомых окрашивание и затвердение покровов происходит очень быстро, и личинка приобретает нормальный вид. Создаются стимулы питания, у некоторых - после переваривания остатков эмбрионального желтка и вывода экскрементов.

На протяжении своего существования личинка чаще всего интенсивно питается, набирая ресурсы для последующего превращения во взрослую особь. При личиночная стадия прекращается к моменту окукливания, а при неполном граница между неполовозрелой фазой и фазой более зыбка: личинка перестает быть таковой по завершении основных процессов развития и переходе в состояние половой зрелости. В некоторых случаях молодых на первый взгляд сложно отличить от личинок последних возрастов.

Насекомое может существовать в виде личинки на протяжении разного периода времени. Так, длительность личиночной фазы у большинства комаров составляет не более недели; в отличие от них, есть цикады, личинки которых живут 13 и даже 17 лет, все это время находясь под землей.

Путями метаморфоза" title="Личинка - Личинки насекомых с разными

путями метаморфоза"> Личинки насекомых с разнымипутями метаморфоза

Личинки у насекомых с разными типами превращения

Существует несколько путей метаморфоза, однако большинство насекомых относятся к особям либо с полным, либо с . Особенности личиночной фазы в этих случаях отличаются друг от друга.

При

схема развития организма с выглядит так:

То есть, между личиночной стадией (цель существования - рост и развитие) и имагинальной (цель - расселение и ) вклинивается короткая фаза . Это обусловливает непохожесть личинки на . Например, гусеница совершенно не напоминает бабочку, а червеобразная личинка - взрослого жука. Личинки этих насекомых всегда лишены фасеточных глаз, наружных зачатков , часто отличаются иным типом ротовых органов, в некоторых случаях имеют брюшные , шелкоотделительные или паутинные железы и так далее. Их называют вторичными , истинными или неимагообразными .

При

схема развития короче:

Так как взрослые особи являются «прямым продолжением» личинок, эти две фазы развития между собой обычно похожи. Личинки имеют , такой же тип ротовых органов, и , и нередко сходный образ жизни, отличаясь от взрослых насекомых меньшими размерами тела, крыловыми зачатками вместо и недоразвитыми органами . Вследствие большого сходства с фазой , таких личинок называют первичными, нимфами или имагообразными. (фото) В особую группу включают личинок стрекоз, поденок и веснянок, которые обитают в воде и имеют ; для них существует специальное определение - наяды .

На протяжении своей жизни личинки с внешне меняются гораздо сильнее, чем особи с полным. Последние «оставляют» финальные превращения для стадии , поэтому сами часто остаются почти неизменными по морфологии. В отличие от них, имагообразные личинки претерпевают более значительные перемены. Изначально они напоминают взрослых, но довольно сильно отличаются от них по пропорциям тела. По мере развития, с каждой последующей , пропорции личинок меняются за счет неравномерной скорости роста разных частей их тела.

По мере роста, с каждым сбрасыванием кожи, насекомое обычно увеличивается в массе вдвое в сравнении с предыдущим возрастом. Но это примерная и усредненная величина, которая прослеживается далеко не всегда. К примеру, интенсивно питающаяся гусеница тутового шелкопряда вырастает к концу последнего, пятого возраста в 10 000 раз в сравнении с тем состоянием, в котором находилась по выходе из . Впрочем, размер и вес тела не являются надежными критериями в определении возраста личинки. Чтобы его определить, считают число члеников в усиках, смотрят на степень развития крыловых придатков и оценивают другие морфологические особенности насекомого.

Типы личинок

Личинки насекомых с полным превращением имеют мало сходства с , у них нет сложных глаз и крыловых зачатков, а их тело не разделено на четкие отделы. Тем не менее, они весьма многообразны по внешнему виду, и, в зависимости от строения, разделяются на три типа.

Камподеовидные

Похожи на насекомых Campodeaиз отряда Двухвосток. Как правило, они темные, подвижные, с плотной кожей. Плотность покровов и обычно обусловлены наличием в пигментов из группы меланинов и меланиноподобных веществ. У них хорошо выделена , а на задней части тела нередко имеются пучки или волоски. Камподеовидные личинки наблюдаются у жужелиц, плавунцов и других жуков, а также у сетчатокрылых и некоторых ручейников.

Червеобразные

Безногие (двукрылые, наездники, пчелы, муравьи) или с тремя парами грудных (жуки), часто светлые, малоактивные, нередко живут под землей.

Гусеницеобразные (эруковидные)

К ним относятся все гусеницы бабочек, личинки мух-скорпионниц и ложногусеницы пилильщиков. Их отличает средняя подвижность, разнообразная тела и наличие 3 пар грудных и 2-8 пар брюшных. (фото)

Существует и другая классификация личинок по типам. В ней в качестве главного критерия выставляется стадия развития эмбриона, во время которой личинка выходит из . В соответствии с этим, личинки бывают четырех типов:

Образ жизни и места обитания личинок

Личинки могут жить под землей, в воде или иметь надземный образ жизни, в зависимости от видовой принадлежности, способа питания или других факторов. В любом случае, на протяжении своего существования в личиночной стадии насекомое активно питается, чтобы обеспечить процессы роста и развития.

В большинстве своем личинки уязвимы и беззащитны перед хищниками, поэтому они часто живут скрытно: в лесной подстилке, внутри листьев, почек, плодов и других частей растений; многие сооружают себе специальные гнезда, коконы или чехлики, внутри которых и находятся всю, почти всю жизнь или на протяжении короткого периода (перед окукливанием).

Наиболее широко известный пример - это гусеницы Тутового шелкопряда, вырабатывающие шелковую нить и плетущие себе из нее коконы; кроме того, можно вспомнить ручейников, которые выделяют кожей клейкую жидкость, притягивающую к себе песчинки, мелкие ракушки и камешки, постепенно образующие вокруг тела личинки чехлик. Обычно чехлики открыты с обоих концов, что позволяет личинке освобождать и заднюю часть тела, чтобы перемещаться с места на место. Почти такие же чехлики образуют на суше гусеницы бабочек-мешочниц, только для их постройки они используют кусочки листьев, фрагменты коры и другой доступный материал, скрепляя его шелковой нитью. Интересно, что женские особи таких бабочек остаются в чехлике не только в состоянии личинки, но и при переходе к фазе

Самостоятельные названия некоторых личинок

«Личинка» - это общепринятое название второй стадии развития насекомых. Однако для некоторых семейств, родов, видов насекомых, а также для организмов, имеющих определенные особенности развития, существуют свои собственные определения. Вот несколько примеров.