Задание 17 обращение русский язык. Приёмы формулирования, способы выражения мысли

Смотреть слайды в большом размере

Презентация - Задание 17 ЕГЭ 2017

3,002
просмотра

Текст этой презентации

Задание 17.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
МБОУ «СШ № 2» г. Иваново учитель русского языка Можаева О.В.

Что имеется в виду? В языке есть обращения, вводные слова и сочетания, вводные предложения, вставные конструкции. Все эти явления относятся к теме. Что нужно знать об обращениях и вводных слов и предложениях? И те, и другие не являются членами предложения и грамматически не связаны с ними.

Обращение Обращение - это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращения произносятся с особой звательной интонацией. Обращения бывают нераспространенными и распространенными (т.е. имеет зависимые слова) Обращение не является членом предложения и не входит в грамматическую основу, может стоять в предложении в любом месте, на письме выделяется запятыми и восклицательным знаком. Играйте, пойте, друзья. Что же ты, моя березонька, не спишь? Ветер! Спой нам про дикие горы. Запомни: Местоимения ТЫ, ВЫ, ТЕБЕ, МНЕ не могут быть обращением, потому что являются членами предложения: подлежащим, дополнением. Что же ты, моя березонька, не спишь? Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ могут входить в состав обращения, если заключают в себе качественную оценку лица: О чём грустите, красавица вы моя?

Вводные конструкции Помимо вводных слов, бывают вводные предложения, которые содержат дополнительное замечание, уточнение или пояснение и имеют вид простых предложений. На письме вводные предложения выделяются запятыми, если это предложения типа "я думаю", "я помню", "я слышал», "мне кажется", "ему сказали", "ей казалось"…. Тире ставится, если вводная конструкция имеет вопросительный или восклицательный знак – выражают чувства, в других случаях вводные предложения выделяются скобками. Если вы затрудняетесь при выборе скобок и тире, то это знаки равноправные и замены одного знака другим ошибкой не будет. Ошибкой будет считаться, если вы перепутаете запятые и скобки. Метель, я думаю, нескоро утихнет. Приятели, как мы уже сказали выше, не походили друг на друга Однажды (это было весной прошлого года) мы поехали на рыбалку. Булочники (их было четверо) держались в стороне. На озере – можете себе представить? – всегда плавало много кувшинок.

Предложения с вводными словами. Вводные предложения Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова не являются членами предложения. К ним нельзя задать вопрос. В предложении вводные слова могут занимать любое положение. Их можно убрать из предложения без потери его основного смысла. В предложении вводные слова выделяются запятыми. Вводные слова имеют различные значения.

Разряды вводных слов по значению
значение Вводные компоненты
Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности, уверенности Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно
Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе

Чувства радости, одобрения К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше
Чувства сожаления, неодобрения К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы
Чувства удивления, недоумения К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело
Чувства опасения Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди

Общий экспрессивный характер высказывания По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря
Источник сообщения По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения кого-либо, помнится, слышно, дескать, мол, говорят, как слышно, как думаю, как считаю, как помню, как известно, как указывалось, как оказалось, как говорили в старину, на мой взгляд

Порядок мыслей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, к примеру, в частности, кроме того, к тому же, в довершении всего, вдобавок, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати, кстати сказать, к слову сказать
Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, лучше сказать, прямо сказать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, если можно так выразиться, что называется

Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда
Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней

Запомни. Не являются вводными и не выделяются запятыми: авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, по­этому, просто, решительно, словно, якобы и др.

При расстановке знаков препинания в предложениях с вводными словами могут встретиться трудности. Следует отличать вводные слова от слов-омонимов.
Вводные слова Члены предложения
1. Кажется, никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в пер­вый вечер после бури. (Кажется - вводное слово, выражает меньшую степень уверенности.) 2. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными. (Правда - вводное слово, выражает уверенность.) Ночью весь мир огромный кажется много проще. (кажется - что делает? - сказуемое). Правда на свете одна, только истинная. (Правда - что? - подлежащее.)

3. Мы, верно, уж поладим, коль рядом, сядем. (Верно= наверное - вводное слово, выражает сомнение, предположение.) 4. Казалось, тихий ночной час придавал беседе особую прелесть мечты. (Казалось -вводное слово, выражает предположение.) Студент верно решил задачу (верно - как? - наречие). Море казалось угрюмым и сердитым. (Казалось - что делало? - сказуемое.)

5. Вот, однако, парню счастье… Однако– вводное слово (в середине или в конце предложения, выделяется запятой). Если однако стоит в начале предложения запятой не выделяется. Однако погода всё же улучшилась 6. Наконец. Наконец1 – (=и еще) – вводное слово, выражает оценку факта. Это была красивая, добрая и, наконец (ещё), умная собака. Был конец осени, однако (= но) деревья ещё не облетели. Однако – (= но – противительный союз). Перед союзом НО запятая ставится, после слова однако запятой нет. Наконец2 – наречие –обстоятельство времени. (= в результате; + - то) Наконец (когда?) дни стали длиннее.

7.Значит. Значит1 – (=следовательно, стало быть) – вводное слово. В доме затопили печь, значит, стало жарко. 8. Вообще является вводным, если оно употреблено в значении «вообще говоря», например: Подобные статьи, вообще, представляют интерес, но конкретно эта вряд ли подойдет для нашего журнала. Значит2 – (=означает (имеет значение) – член предложения, запятыми не выделяется. Правильное решение задачи значит (означает) умение применять необходимые формулы. В других значениях слово вообще вводным не является: Разжигать костры он вообще запрещал... (в значении «всегда», «совсем», «при всех условиях»); Он вообще смотрел чудаком (в значении «во всех отношениях»); Вообще здесь мне нравится, и комнату эту я сниму (в значении «в общем», «в целом»).

Не ставится запятая, если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота: Вероятно испуганный появлением человека, зверек кинулся наутек. На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Киев например. Не ставится запятая между сочинительным союзом и вводным словом, если вводное слово нельзя опустить: После поражения он не только не опустил руки, а напротив, в нем проснулась спортивная злость.

Задание 17 Практикум Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1. Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус. 2. Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое. 3.Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

4. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить. 5. Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным. 6. В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме от житейских дрязг и треволнений.

7. Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы. 8. Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела. 9. Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом. Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами.

10. За дальним леском стало (1) видно (2) озеро. Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место. 11.Где-то поблизости (1) видимо (2) был водопад. По возгласу, вырвавшемуся у моего спутника, я понял, что опасность (3) может быть (4) нешуточной. 12. Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

13. Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами. 14. Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов. 15. А.И. Куинджи (1) наверное (2) особенно дорого было недоумение Д.И. Менделеева, пытавшегося постичь тайну его «светящихся» красок. Великий химик (3) конечно (4) понимал, что секрет «лунных» и «солнечных» красок заключается прежде всего в неповторимом искусстве художника.

16. Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы. 17. Фёдор Васильевич(1) выпишите (2) пожалуйста(3) гражданина Бездомного в город. Эй(4) домработница! - прокричал Никанор Иванович в полутёмной передней.

18. Прощай (1) мой товарищ (2) мой верный (3) слуга (4) расстаться настало нам время. Вы (5) отроки-други (6) возьмите коня. 19. Подруга (1) думы праздной (2) чернильница моя (3) Мой век (4) однообразный тобой украсил я. 20. Ах (1) няня (2) няня (3) я тоскую, Мне тошно (4) милая моя! Подруга (5) дней моих суровых (6) голубка дряхлая моя (7) одна в глуши лесов сосновых давно-давно (8) ты (9) ждёшь меня. 21. Скажи-ка (1) дядя (2) ведь не даром (3) Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ребята (4) не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой.

22. Принимаю тебя (1) неудача (2) и (3) удача (4) прими мой привет! 23. Вот и (1) солнце (2) встает, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло. Не боли (3) ты (4) душа! Отдохни от забот! Здравствуй (5) солнце (6) да утро веселое! 24. Широко ты (1) Русь (2) по лицу земли В красе царственной развернулася! Уж и есть за что (3) Русь могучая (4) Полюбить тебя, назвать (5) матерью. 25. Ой вы (1) леса (2) и дубравы (3) я одурманен весной. Сыпь (4) ты (5) черемуха (6) снегом, пойте вы (7) птахи (8) в лесу.

Что имеется в виду?

В языке есть обращения, вводные слова и сочетания, вводные предложения, вставные конструкции. Все эти явления относятся к теме. Но в КИМах круг языковых явлений сужен. Поэтому и мы ограничимся вводными словами и предложениями. Что о них нужно знать?

1. Вводные слова не являются членами предложения.
2. Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения.
То, что они выделяются запятыми на письме, известно всем. Трудность не в пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. Как не перепутать вводные слова с омонимичными им членами предложения? Учимся различать. Для этого сравним:

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

К счастью — вводное слово, выделяется запятой.

Посуда бьётся к счастью.

К счастью — дополнение, синтаксическая связь — управление: бьется (к чему?) к счастью .

Попробуйте опустить к счастью . Во втором предложении без нарушения смысла и грамматической структуры предложения это сделать невозможно.
Сравним:

Посуда бьётся к счастью. ≠ Посуда бьётся.

Чувствуете, это совсем не одно и то же. Почему второе предложение не допускает подобной трансформации? Потому что к счастью - член предложения, грамматически и по смыслу связанный с другим членом предложения. Если его исключить, структура меняется. В первом же предложении к счастью не является членом предложения. Кроме того, оно грамматически не связано ни с одним из членов предложения. Следовательно, структура предложения не изменится, если вводное слово опустить.

В русском языке многие слова могут употребляться двояко: и в качестве вводных слов, и в качестве членов предложения.

Может быт ь, брат станет музыкантом. ≠ Брат может быть музыкантом: у него абсолютный слух.
Ты, верно , с Севера? ≠ Ты решил задачу верно .
Возможно , он позвонит сегодня. ≠ Статью возможно написать за неделю.
Видишь , мы не опоздали, ты напрасно волновалась. ≠ Ты видишь дорожный знак?

В некоторых случаях возможно двоякое толкование смысла предложения, например:

Она, безусловно, права.

безусловно =конечно: уверенность говорящего, вводное слово

Она безусловно права.

безусловно =без условий и ограничений, обстоятельство меры и степени

Потом, он стал знаменитым актёром.

потом — слово, вводящее довод, вводное слово

Потом он стал знаменитым актёром.

потом =позднее, обстоятельство времени

Различать вводные слова и члены предложения в таких случаях помогают более широкий контекст и интонация устного высказывания или пунктуация письменного. Но в КИМах запятые не расставлены: каждый должен определить сам, нужны они или нет. Значит, единственное, на что можно ориентироваться, это смысл предложения и возможность — невозможность опустить анализируемые слова без нарушения грамматических связей и структуры предложения.

Замечать вводные слова и предложения помогут списки примеров.

Что выражается

Эмоции, чувства, оценка

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности, возможности, уверенности

Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Источник сообщения

По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Приёмы формулирования, способы выражения мысли

Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами будь сказано

Мера того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае

Внимание:

Вводными словами не бывают слова:

вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и др подобные.

Они никогда не выделяются запятыми.

По решению директора уроки отменили.
Едва ли Кирилл знает, где мы собираемся. Нужно ему позвонить.
Непременно приходи! Мы будем тебя ждать.
А ведь он прав!
Он якобы нас не узнал.

Вконтакте

Вспомним правила обособления обращений и вводных слов. В определении этих синтаксических явлений важную роль играет интонация, подкрепляйте свои рассуждения выразительным чтением с паузами при обращениях и вводных словах.

Формулировка задания :

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на

месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Простите (1) верные (2) дубравы!

Прости (3) беспечный мир (4) полей (5)

И легкокрылые забавы (6)

Столь быстро улетевших дней!

Прости (7) Тригорское (8) где радость

Меня встречала столько раз!

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!)(9)

Я к вашим возвращусь полям…

(А.С. Пушкин)

Задание проверяет ваше умение видеть в предложении вводные слова и обращения . (Здесь вам не надо проверять, обособлен ли причастный или деепричастный оборот, стоят ли запятые при однородных членах и в сложном предложении. Это умение проверяется в других заданиях. Вы должны найти и обособить обращения и вводные слова .)

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому (или чему) обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа, произносится с особой, звательной интонацией («окружает» себя паузами). Предложения, осложненные обращениями, часто бывают побудительными, вопросительными, могут сопровождаться восклицательной интонацией.

Место обращения в предложении не закреплено: обращение может стоять в начале, в середине, в конце предложения, но обязательно отделяется от него знаками препинания.

Обращение может быть выражено одним словом или целым словесным оборотом: Прощай, немытая Россия , Страна рабов, страна господ , И вы, мундиры голубые , И ты, им преданный народ . (ТЫ не является обращением: обращение образно, развернуто называет адресата.)

Автор может обращаться к неодушевленным предметам: О чём ты воешь, ветр ночной ? Он был, о море , твой певец . (Обращение может начинаться с междометия О, которое произносится слитно с обращением и не отделяется от него запятой.) Развернутые обращения, ряды обращений к одному лицу, предмету характерны для художественного стиля, являются особенностью поэтической речи.

Вводные слова – это слова (одно слово, словосочетание, развернутые сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Давайте вспомним, какие бывают группы вводных слов по значению.

  1. Водные слова, выражающие степень уверенности в той информации, которая содержится в предложении: конечно, разумеется, непременно, как правило, без сомнения и др. // наверное, может быть, должно быть, видимо, по всей вероятности и др.

    Примечание :
    Вряд ли, едва ли, навряд ли, авось, всё-таки, всё равно, даже, именно, якобы, только, буквально, ведь, небось, тем не менее, лишь и др. – частицы. У них нет лексического значения (вводные слова, напротив, обладают лексическим значением морфологически являются самостоятельными частями речи: существительным, глаголом и т. п.), они не выделяются голосом, не произносятся с паузой, на них не падает особое смысловое ударение, они не обособляются .

  2. Вводные слова, выражающие эмоциональную оценку сообщения: к счастью, к нашей общей радости, на радость, к удивлению, удивительное дело и др.
  3. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: по-моему, по моему мнению, по словам кого-либо, по сообщению кого-либо, по преданию, дескать, как известно, помнится, по выражению кого-либо, по сообщениям печати и др.
  4. Вводные слова могут выражать отношения между частями высказывания: порядок мыслей, их связь, обобщение, выделение и т. д.: во-первых, во-вторых, например, к примеру, наконец, наоборот, напротив, следовательно, таким образом, итак, вообще, одним словом, значит, между прочим, кстати, с одной стороны, с другой стороны, кроме того и др.
    Примечание : Не являются вводными словами и не обособляются наречия вдруг, вдобавок, поэтому, сначала, поистине, по крайней мере, по-прежнему и др. В предложении к ним можно задать вопрос, они являются обстоятельствами.
  5. Вводные слова могут выражать отношение к способу оформления мысли: короче говоря, другими словами, между нами говоря, скажу прямо, по совести говоря, лучше сказать, как говорится и др.
  6. Вводные слова могут привлекать внимание собеседника: послушай, представь, видите ли, будьте добры, пожалуйста, знаешь ли, поверьте и др.
  7. Небольшая группа вводных слов указывает на степень обычности излагаемого: по обычаю, бывает, случается, как правило, как исключение и др.

Не путайте вводные слова и созвучные с ними члены предложения.

Является вводным словом и обособляется Не является вводным словом и не отделяется запятыми
Экзамен будет сложным. Значит , нужно готовиться . (Вводное слово можно изъять из предложения, можно заменить другим вводным словом «следовательно », оно указывает на порядок мыслей.) Это письмо значит для меня многое. Любить – значит жалеть. (Слово нельзя убрать или заменить на синонимичное вводное слово.)
Овощи надо помыть, нарезать дольками и, наконец, поджарить на медленном огне . (Наконец указывает на порядок мыслей: во-первых, во-вторых, наконец .) Давал три бала ежегодно и промотался наконец . (Можно подставить -то : наконец-то промотался.
Никто, однако , не знал эти места. Однако , какая глушь! (Нельзя заменить однако на противительный союз НО .) Я знал, однако промолчал . (Однако – союз, можно заменить на НО .)
Она, казалось , ждала вопроса . (Вводное слово можно изъять из предложения, оно грамматически не связано с другими словами, указывает на неуверенность говорящего.) Озеро казалось гладким зеркалом . (Казалось – глагол-сказуемое, связанный по смыслу и грамматически с другими членами предложения.)
Может быть , всё обойдется . (Вводное слово указывает на неуверенность говорящего.) Мечта может быть воплощена в жизнь . (Может быть – часть сказуемого.)
Действительно , он говорит правду. (Вводное слово стоит в начале предложения, выражает уверенность говорящего.) Его слова действительно были правдивы . (Действительно стоит не в начале предложения, является наречием, в предложении – обстоятельством.)

Выполним задание :

Простите, верные дубравы!

(Поэтическое обращение , выраженное словосочетанием, объект обращения назван «верные дубравы »)

Прости, беспечный мир полей

И легкокрылые забавы

Столь быстро улетевших дней!

(Встретилось два обращения : «беспечный мир полей » и «легкокрылые забавы столь быстро улетевших дней ». Во втором обращении есть инверсия (непривычный порядок слов), которая затрудняет понимание синтаксической конструкции. Прямой порядок: «легкокрылые забавы дней, улетевших столь быстро ». Оба обращения распространенные.)

Прости, Тригорское, где радость

Меня встречала столько раз!

(Одиночное обращение . Все три предложения с обращениями являются восклицательными.)

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!),

Я к вашим возвращусь полям…

(Быть может вводное слово , указывает не неуверенность говорящего, его можно заменить синонимичными вводными словами «наверное », «по-видимому ». В этом вводном слове использован обратный порядок слов – прямой порядок «может быть ». В вводное слово включена вставная конструкция (сладкое мечтанье!), представляющая собой дополнительное авторское замечание.)


1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рисуя свой идеальный мир (1) А.И. Куинджи воспринимает жизнь (2) как благо (3) дарующее человеку красоту и радость впечатлений (4) позволяющих творить неустанно.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горбоносый красавец (1) принарядившийся для великого праздника (2) шёл бодро (3) обгоняя прохожих (4) спешащих домой к праздничной трапезе (5) и оживлённо беседующих.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благодарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степан (1) желая быть незамеченным (2) нырнул на базарную площадь (3) и (4) затерявшись в крестьянской толпе (5) прошёл к шумной пристани.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Родившись в семье известного книгоиздателя (1) будущий композитор Глазунов с детства воспитывался в атмосфере увлечённого музицирования (2) поражая родных (3) необыкновенной способностью мгновенно запоминать музыку (4) однажды услышанную.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И вот я (1) немножко испуганный грозящим нашествием буйного дяди (2) но гордый поручением (3) возложенным на меня (4) торчу в окне (5) осматривая улицу.

9. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Завершив первый этап приготовления (1) в блюдо можно добавить (2) мелко нарубленные трюфели (3) или (4) заранее сваренные шампиньоны.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды вечером (1) сидел я дома один (2) слушая вой осеннего ветра (3) и (4) смотря в окно (5) на тучи (6) бегущие (7) мимо луны.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тезкин (1) храня в душе и теле верность (2) канувшей в лето художнице (3) с большим сочувствием относился к попыткам друга (4) встретить за каким-нибудь столиком прекрасную даму.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все подходившие (1) из приличия (2) не выказывая (3) поспешности (4) с чувством облегчения (5) исполненной (6) тяжелой обязанности (7) отходили от старушки.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Больше всего на свете (1) боявшийся и всюду (2) чувствующий дыхание Танатоса (3) Тезкин терпеливо выгуливал друга по аллейкам Автозаводского сквера (4) утешая его.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Анна Павловна (1) вздохнула с облегчением (2) отделавшись от молодого человека (3) не умеющего жить (4) возвратилась к своим занятиям хозяйки дома (5) и продолжала прислушиваться (6) и приглядываться (7) готовая подать помощь.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Во тьме (1) пронизанной редким сырым туманом (2) еле-еле было видно дорогу (3) извивающуюся среди голых холмов.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дед зажёг серную спичку (1) осветив синим огнём своё лицо хорька (2) измазанное сажей (3) и (4) высмотрев свечу на столе (5) присел рядом с бабушкой.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Для читателя (1) не утратившего ещё живой связи с дуэльной традицией (2) и (3) способного понять смысловые оттенки (4) нарисованной Пушкиным в «Евгении Онегине» картины (5) было очевидным, что

Задание 17. Как легко выполнить.

Вводные слова

Выполняя задание 18 ,нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложения. Они выполняют лишь определённую роль, которая заключена в значениях этих слов: выражают чувства, степень уверенности, называют источник сообщения и т.д.Постоянно вспоминайте правила, группы вводных слов по значению, не путайте вводные слова со словами, которые никогда ими не бывают.

Как легко выполнить задание 18

    Внимательно посмотрите, какие слова отмечены с двух сторон цифрами (или с одной стороны, если они стоят в начале или в конце предложения)

    Вам необходимо определить, являются ли они вводными. Посмотрите на эти слова, вспомните, входят ли они в какую- то группу вводных слов , представленных в таблице . Очень важно понимать, что вводные слова используются для определённой цели. Если слова не входят в группы вводных слов по значению, то есть ничего из перечисленного не обозначают(источник сообщения, чувства, степень уверенности, не подводят итог сказанному, не помогают перечислять что-то и т.д.), то это обычные второстепенные члены предложения.

    Многие используют такой способ проверки, как удаление предполагаемых вводных слов из текста . Если можно слова убрать, то они вводные.

Помните, что здесь очень легко ошибиться, ведь, в сущности, любой второстепенный член предложения тоже можно убрать из текста, так как основной смысл содержат главные члены.

Сравните:

Наступила долгожданная весна.

Наступила весна.

(Как видим, здесь тоже можно слово долгожданная убрать)

    Не путайте вводные слова с членами предложения .

Запомните слова , которые могут быть и вводными словами (в таком случае выделяются запятыми) , и членами предложения , то есть не вводными, поэтому запятыми не выделяются, к ним можно задать вопрос.

безусловно

верно

в довершение всего

в конце концов

во всяком случае

возможно

в конце концов

вообще

В самом деле

в свою очередь

в частности

главным образом

действительно

должно быть

значит

кажется

конечно

между прочим

может

может быть

наоборот

например

несомненно

очевидно

правда

прежде всего

по крайней мере

потом

соответственно

С точки зрения (кого-то)

таким образом

    Запомните слова, которые никогда не бывают вводными.

авось

буквально

будто

ведь

вдобавок

В довершение

вдруг

В конечном счёте

вот

вряд ли

всё-таки

даже

едва ли

именно

исключительно

как будто

как бы

как раз

к тому же

между тем

небось

непременно

обязательно

по предложению (кого-то)

по постановлению (кого-то)

по решению (кого-то)

почти

приблизительно

примерно

притом

почти

поэтому

решительно

словно

только

якобы

    Слово однако является вводным только тогда, когда стоит в середине или в конце предложения. Если же оно стоим в самом начале или соединяет два однородных члена, то это союз = но

Примеры

Мы не надеялись встретиться, однако встретились (однако = но)

Однако было очень жаль расставаться (однако = но)

Вы, однако, не объяснили причину опоздания (однако = вводное слово)

Пример выполнения задания 17 с комментарием

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В утренний час мир (1)кажется(2)таким огромным и простым. Однако (3)ночью он(4)к сожалению (5) вдруг настолько суживается, (6) как будто (7) превращается в маленькую точку.