Городки как развитие. Общая характеристика и методика обучения дошкольников спортивной игре городки

Светлана Данилкова

Правила игры в «Городки »

Как вы уже знаете «Городки » - старинная народная спортивная игра . Для игры нужны палки - биты и городки - «рюхи» .

На земле чертится квадрат, стороны которого равны 1м, - это «город » . На расстоянии 2м. от него проводится линия - полукон, от этой линии проводим ещё оду, на расстоянии 1м., - кон, с которого играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города .

Игру начинает команда (участники) правого «города » , далее броски выполняются поочередно, с использованием в каждом выходе двух бит. Игроки обязаны выходить на «кон» или «полукон» и возвращаться через боковые линии.

Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городов » .

Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой.

Если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них, то их устанавливают в прежнее положение, биту возвращают и бросок выполняют повторно.

Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков , то их восстанавливают в прежнее положение, но биту не возвращают.

способствуют двигательному развитию детей. В игре совершенствуются многие умения, двигательные навыки, а также быстрота и ловкость, сила и выносливость. Очевидно, что народные игры и физические упражнения не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передачи жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям, в них заключены большие воспитательные возможности. По определению А. В. Запорожца подвижные игры представляют собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.

В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств

* двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, поэтому весьма актуально обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры «городки » .

В качестве основных задач двигательного развития дошкольников при обучении в «Городки » определяют следующие :

Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий; освоению техники движений и их координации; направленности на результат при выполнении физических упражнений; развивать двигательные качества и способности детей;

Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех движений; учить детей контролировать и оценивать свои движения; формировать первоначальные представления в играх и упражнениях ; побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности, целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость;

Формировать у дошкольников культуру движений, двигательное обогащение опыта детей всеми доступными движениями.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Обучая дошкольников игре в «Городки » , ставится цель :

– вызвать устойчивый интерес к игре и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка;

–обогащать двигательный опыт детей двигательными действиям

Публикации по теме:

А. М. горький писал: "ребёнок до десятилетнего возраста требует забав. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде.

Игра состоит из парных карточек выполненных в форме пазлов. На одних карточках изображены схематично различные виды эмоций:радость. грусть,испуг.

Дидактическая игра «Поможем Красной шапочке» Цель: Закрепить знания детей о фруктах, овощах, .животных и растениях, познакомить с временами.

Дидактическая игра «Приготовь зайку и белочку к зиме». (игра для детей 4–5 лет) Приготовь зайку и белочку к зиме. Цель. Познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины.

Дидактическая игра для детей старшей группы. Проводится индивидуально и по подгруппам. Цель: закрепить представления о цвете и его разновидностях.

В нашем д/с проходил конкурс дидактических игр, на котором я представила игру "Волшебный коврик". Процесс его изготовления был очень увлекательным.

Игра ГОРОДКИ - как дополнительное средство физического развития младших школьников

Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки.Современный образ жизни, к сожалению, оставляет желать лучшего. Основную часть свободного времени современный ребенок проводит у телеэкрана, компьютера или просто дома. Общая тенденция современного мира не позволяет оставить детей, без пристального взора, как это было в недалеком прошлом в придомовых дворах, чтобы они без участия взрослых могли играть и двигаться часами. Психологи, педагоги, медики отмечают общую для школы тенденцию - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, СБ. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка младшего школьного возраста в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей младшего школьного возраста несмотря на введения дополнительного 3 часа урока физической культуры свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время.

По данным ученых от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, которые могут реализовываться в отделениях дополнительного образования детей, поэтому весьма актуально изучение возможностей обогащения двигательного развития детей младшего школьного возраста на основе применения русской народной игры «городки». По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец). Игра городки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.

Городки широко использовалась в физической подготовке русской армии уже Петром Первым. Великий русский полководец А.В. Суворов говорил так: «Битою мечу - это глазомер, битою бью - это быстрота, битой выбиваю - это натиск». Именно эти качества А.В. Суворов считал главными для воинов (Ю.А. Ермолаев и др., 1990). Говоря о народной игре, о ее влиянии на гармоничное развитие личности человека, особенно ребенка, мы сошлемся на высказывание основоположника русской педагогики К.Д. Ушинского (1950). Он сформулировал важнейшую задачу отечественной педагогики - обратить особое внимание на народные игры.Игра городки является не только старинной русской игрой, но и спортивной игрой, по которой проводятся первенства Российской Федерации. Существующие научные исследования (Э.И. Адашкявичене, 1992; Э.С. Вильчковский, 1983; Л.Н.Волошина, 2001; З.И.Нестерова, 1997; Т.И. Осокина, 1986; Л.И. Пензулаева, 1998 и др.) позволяют прийти к выводу, что игры с элементами спорта вполне доступны детям в младшем школьном возрасте и являются одним из эффективных средств и методов физического воспитания детей. Анализ учебных пособий дает основание положительно оценить влияние игры в «городки» на формирование двигательной функции ребенка, определить степень ее воздействия на развитие отдельных компонентов движения.

Техника игры в городки сравнительно несложная. Основной элемент техники - это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игроку необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние (для младших школьников это 3-5 метров). Алгоритм обучения позволяет создать целостное представление о броске, далее детализированно освоить элементы техники. Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит закрепление, тончайшая специализация и упорядочение центральнонервных регуляторных процессов (концентрация возбуждения, развития внутреннего торможения и др.), что позволяет точно, дифференцированно производить сложнокоординированные действия, связанные с метанием биты. На заключительном этапе расширяется диапазон вариативности двигательного действия, дети выбивают не только вертикально стоящие фигуры (забор, бочка), но лежащие горизонтально (самолет, рак). Дифференцировка мышечных усилий происходит при выбивании такой фигуры, как письмо. Когда ребенку необходимо выбить городок, стоящий в центре фигуры, здесь требуется особая сноровка. Таким образом у детей развиваются чувства пространства и времени, аналитические способности, что позволяет им с достаточно большой точностью обеспечивать распределение мышечных усилий при овладении элементами техники метания, точно определить момент главного приложения усилий, обеспечить единство частей двигательного акта. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т.д. Освоение техники броска положительно сказывается на точности попадания в горизонтальную цель, уменьшается количество ошибок в выполнении элементов техники метания, т.е. улучшаются как количественные, так и качественные показатели метания.

Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения игрой городки, содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. В процессе освоения игры городки происходит формирование различных видов координации: статической - корпуса, динамической координации в целом и рук, отчетливости изолированного движения (броска). Разнообразные изолированные движения рукой, кистью и пальцами, сжимание биты способствуют совершенствованию произвольного избирательного управления отдельными мышечными группами, формируют дифференцированность торможения. Поскольку основным специфическим действием для игры городки является бросок, то на разных этапах его выполнения в этом движении участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходится в городках на долю зрительного анализатора. В игре при бросках биты возникают восприятия, свойственные прицельным видам - попадание в цель. В дальнейшем, как отмечает З.И. Нестерова (1997), функция зрения и слуха в системе афферентации постепенно суживаются и ведущую роль начинают играть двигательные анализаторы. Многие авторы отмечают развивающее воздействие городков на такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота. С развитием силы мышц плечевого пояса растет дальность броска. Силовая подготовка не является самоцелью физического воспитания детей младшего школьного возраста, и в большей степени обусловливается необходимостью развития способности проявлять незначительные напряжения в течение достаточно деятельного времени, только дозировать мышечные усилия (СБ. Шарманова, 1999). Двигательные действия, выполняемые при метании биты, относятся к упражнениям с внешним сопровождением. Используя их можно воздействовать как на крупные мышечные группы-спины, живота, так и наиболее мелкие - кисти.Многократное, серийное выполнение бросков биты в игре городки, чередование их с ходьбой, бегом, построением фигур обеспечивает значительный суммарный объем нагрузки, стимулирует усилия мышцы и в особенности усилия наиболее слабых мышц. К таким относятся мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, кисти.

Это доступная и интересная игра с легко дозируемыми нагрузками, в постоянном разнообразном движении как на свежем воздухе, так и в закрытом помещении для людей самого разного возраста, от детей до стариков. Таким образом, актуальность, польза и малозатратность использования элементов городошного спорта в отделении дополнительного образования очевидны.

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей, положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни через знакомство с русской народной игрой «Городки»

Задачи:

    Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми действиями, знакомить с правильной техникой выполнения элементов русской народной игры «Городки».

    Содействовать развитию двигательных способностей (быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей), наклонностей и природных задатков.

    Воспитывать положительные морально-волевые качества: инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива), гордость за причастность к истории своего народа.

    Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Новизна

Разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной игрой « Городки» в течение учебного года для развития физических качеств, оздоровления, формирования нравственно-патриотических чувств.

Возраст детей : 5 – 7 лет

Периодичность занятий : 1 раз в неделю

Срок реализации : 2 года

Этапы обучения :

Первый год – старшая группа

Второй год – подготовительная к школе группа

Правила и техника выполнения

ГОРОДКИ – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти в сказках, в старинных легендах, в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры, знакомство с которой воспитывает в детях духовно-нравственные чувства, патриотизм и гордость за свою Родину. Игра в городки развивает глазомер, сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища. Она доступна по содержанию и не требует больших финансовых затрат. Игрой в городки увлекался генералиссимус А.В.Суворов, преобразователь России – царь Петр I, Николай II. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них – академик И.П. Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В.Стасов, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Цель игры – бросками бит выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков – цилиндрических столбиков. Главная задача – затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45-50см, весом 400-450г, городки высотой 10-12см, сечением 2,5см. Система и правила игры в городки для детей дошкольного возраста значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых: на земле чертят «город» - квадрат, каждая сторона которого рав­на 1,5 м. На расстоянии 3-4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2-2,5 м от города - полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и по­лукона увеличиваются на расстояние 5-6 и 2-3 м. Обучение игре начинается с выбивания фигуры "заборчик". В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку). Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки. Бросок считается потерянным, если: - бита коснулась штрафной линии или земли перед ней; - игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона); - во время броска игрок заступил ногой за боковую планку; - игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска. Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается. Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. Техника броска биты состоит из следующих элементов: - хват или держание биты за ручку; - исходное положение - стойка; - замах - отведение биты; - разгон биты; - выброс или финальное усиление. Хват «Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока. Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе. Подводящим упражнением является обучение броску в горизонтальную цель способом снизу от себя. Процесс обучения проводится в игровой форме, и называется "Пирожок для бабушки". Метание проводится в обруч мешочком с песком весом 150 г, с небольшого расстояния: мешочек лежит на ладони прямой руки, большой палец врозь, удерживает мешочек сверху. Бросок выполняется замахом снизу от себя. В младших и средних группах во время метания обращается внимание на исходное положение (стойка): левая нога впереди, правая сзади, мешочек в правой руке (для правши), для левши – наоборот. Расстояние до обруча увеличивается до 2-3 м. Внимание детей обращается на то, что заступать за линию или наступать на неё нельзя. В старших и подготовительных группах обучение игре проводится на открытой городошной (спортивной) площадке. Обучение начинается городками и битами из пластика. С освоением элементов техники игры, правил и навыков владения инвентарём, обучение продолжается игрой в деревянные городки. Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма. Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором. Стойка Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию. Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры. Замах Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе. Выброс

Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При переходе на обучение игре деревянными городками, из них строятся фигуры. Желательно иметь плакат с изображением городошных фигур в непосредственной близости от площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию и названия фигур, варианты их построения (рис.2).

Как играть в городки? Городки – история игры, правила игры, фигуры, как сделать набор для игры в городки.

Городки – старинная русская игра. В нее играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов, Алексей Горький, Владимир Стасов и многие другие знаменитые русские люди. Увлекающихся этой игрой людей называют «городошники». До сих пор проводятся соревнования городошников.

Раньше городки считались чисто мужской игрой – биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.

Лето – пора игр во дворе, на даче, на лужайке в лесу, в детском лагере отдыха. Поиграем в городки вместе с детьми как это делали наши выдающиеся соотечественники? Поиграем!

Как играть в городки?

Как сделать своими руками набор для игры в городки?

Для изготовления набора для игры в городки Вам потребуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:

  1. Два черенка – это две биты.
  2. Еще два черенка нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!

Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5 см, б) для городков (рюх) – длина 12-15 см, диаметр 4-5 см.

Еще Вам потребуется площадка для игры и мел, чтобы нарисовать город. На земле город рисуется палочкой или камешком.

Как подготовить площадку к игре в городки?

Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон .

Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.

Играем в городки.

Как играть в городки?

  1. Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями.
  2. В каждой команде выбирается ведущий.
  3. Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.
  4. Все рюхи ставятся в город определенными фигурами (схемы фигур даны ниже). Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» — пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.

На заметку: Сейчас распространены задания для детей дошкольного возраста по выкладыванию фигур из палочек по образцу. В городках тот же вариант этого задания, но более интересный, так как ребенку понятно, зачем нужно выкладывать фигуру. И такое выкладывание фигур становится уже не скучным учебным заданием, а настоящей интересной игрой!

  1. Задача в игре в городки – выбить все рюхи из города противника. Пока не выбито не одной рюхи, бьют битой с кона. Если выбита хотя бы одна рюха, то есть город разожжен, бьют с полукона (то есть с ближней линии к фигурам городка).
  2. Команды бьют битой (метают) по очереди. Сначала метают все игроки одной команды, потом все игроки другой команды.
  3. Игра заканчивается тогда, когда из города противника выбиты все рюхи.

Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.

Очень важное примечание:

1) Для игры с маленькими детьми (старшими дошкольниками) достаточно пяти фигур городков. Детям постарше можно уже в игре давать и десять фигур. А для подростков и взрослых можно использовать весь набор фигур в городки.

2) В игре с дошкольниками у каждого игрока одна бита, которой он выбивает фигуры. В игре с детьми постарше каждому игроку дают две биты и он, соответственно, делает два удара.

Чтобы было понятнее, как выбивать фигуры в этой игре, приведу пример. Команда поставила фигуру – звезда. Первый удар первого игрока делается с кона, увы, он не попал. Право хода переходит ко второму игроку. Он делает удар тоже с кона и выбивает одну рюху из фигуры — звезды. Ура! Теперь следующий игрок бьет уже не с кона, а с полукона и выбивает всю фигуру. Далее устанавливается другая фигура (см. последовательность фигур городков). Каждую новую фигуру начинают выбивать снова с кона. Так играют до последней фигуры пока ее не выбьют. Это один период игры в городки. Можно после отдыха сыграть еще раз – будет уже второй период игры. Сколько всего будет периодов (т.е. сколько раз будем играть), нужно договариваться заранее.

Если играют дети постарше, то изменение одно – каждый игрок может попробовать выбить фигуру с двух попыток (двух бит) и в нашей последовательности фигур будет уже не пять фигур, а десять.

Еще один пример игры с дошкольниками в городки командой. Первая команда ставит свою первую фигуру, выбивает ее, ставит вторую фигуру, выбивает и так далее, пока не выбьет все пять фигур. Считаем, со скольки ударов удалось выбить фигуры. Чем меньше ударов потребовалось для того, чтобы выбить все городки, тем лучше! Записываем получившиеся очки, то есть пишем цифру на земле или асфальте.

Далее ход переходит другой команде, которая тоже ставит в город и выбивает все свои пять фигур в заданной последовательности. Считаем, сколько ударов понадобилось второй команде для выбивания фигур. Записываем эту цифру – то есть очки. Сравниваем две цифры. У какой команды меньшее число очков – та и победила.

Правила игры в городки

  • Рюхи ставят у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон.
  • Каждый игрок команды бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками).
  • Если первый игрок команды выбил рюху, то все остальные игроки этой команды бьют дальше не с кона, а с полукона.
  • После окончания игры команды меняются городами, и игра продолжается.
  • Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Иногда в городках рядом с городом рисуется пригород (более сложный вариант игры). Тогда, если рюха закатилась в пригород, ее необходимо продолжать выбивать в следующих ходах.
  • Если при выбивании фигуры бита улетела в город и не выкатилась из него, то она остается в городе до тех пор, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами.
  • Если игрок заступил за черту кона или полукона при ударе, то удар не засчитывается. Об этом правиле нужно сразу же рассказать детям и следить вместе с ними, чтобы никто не заступал за линии при метании.

Я рассказала о семейном и самом простом варианте игры, в который можно играть уже с детьми дошкольного возраста. Есть более сложные правила игры в городки и более сложные нюансы этой игры и фигуры. Если Вам понравится, Вы всегда сможете усложнить эту игру, освоив ее взрослые спортивные варианты.

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.

Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:

1. Пушка 2. Вилка 3. Звезда
4. Стрела 5. Колодец 6. Коленчатый вал
7. Артиллерия 8. Ракетка 9. Пулемётное гнездо
10. Рак 11. Часовые 12. Серп
13. Тир 14. Самолёт 15. Письмо

Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала — городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города. Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером 30(22) х 15(12) метров.

Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии — 13 м или 6,5 м.
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»), называется полуконом. Расстояние от передней планки полйкона до лицевой линии — 6,5 м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.

«Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.
«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Ее засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.

Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8,0 х 3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него - ветра, сотрясения площадки.

Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учетом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий «пригорода» входит в размеры «города», «пригорода», а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.

Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.