Культурно-массовые мероприятия проводятся с целью всестороннего духовного развития человека. Со спецификой их подготовки, а также разнообразием форм вы можете ознакомиться из материалов данной статьи
Организация и проведение масштабных социально-культурных массовых мероприятий имеет свои особенности.
Они зависят от таких факторов, как масштаб, многопрофильность и многоплановость.
При подготовке таких мероприятий требуется координация действий различных учреждений и служб.
Главное в статье:
Какие функции выполняет культурно-массовая работа
Культурно-массовая деятельность имеет универсальный характер, который объясняется, в первую очередь, богатством ее видового и предметного разнообразия. Главная цель такой работы заключается в обеспечении всестороннего духовного развития населения.
↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,
Ее основными функциями являются:
- Гедонистическая.
- Воспитательная.
- Развивающая.
- Социализации.
- Возрождения народных традиций.
- Художественно-творческой активности.
Культурно-массовая работа в определенной степени носит характер забавы, направленной на то, чтобы отвлечь посетителей от насущных проблем. При этом она несет в себе что-то новое, способствующее дополнительному образованию и самообразованию человека.
В процессе такой работы воспитывается эстетический вкус, развиваются творческие способности, происходит возрождение духовных ценностей. Она является своеобразным стимулом социальной активности людей, включения их в культурно-творческий процесс.
Какая специфика подготовки массовых мероприятий соцкультурной направленности
Работа по подготовке и проведению массового характера осуществляется в поэтапном порядке. Начинается она с создания оргкомитета. Его председателем, как правило, назначается представитель соответствующего органа власти. В состав могут быть включены сотрудники разных структур, которые отвечают за те или иные виды работы.
В обязанности оргкомитета входит:
- составление плана работы и определение общего замысла события;
- нахождение источников финансирования и утверждение сметы расходов;
- оказание помощи в установлении связи между другими организациями и учреждениями;
- наблюдение за ходом мероприятия;
- анализ проделанной работы.
На заседаниях организационного комитета заслушивается информация, касающаяся подготовки по каждому отдельному направлению мероприятия. Члены комитета могут выезжать на места и оказывать помощь в налаживании взаимосвязи между теми или иными структурами, которые имеют непосредственное отношение к данному событию.
Кроме головного оргкомитета, могут создаваться организационные комитеты регионального уровня или же отдельные рабочие группы по конкретным направлениям общей программы. Работа каждого из этих структурных элементов осуществляется в соответствии с планами. В них детально описывается профильная часть программы мероприятия.
Работа оргкомитета продолжается даже после начала мероприятия. В это время члены комитета ведут наблюдение за ходом события, при необходимости оказывают помощь. По его окончании оргкомитет проводит анализ проделанной работы.
Отдельную специфику имеет организация таких культурно- массовых мероприятий, как конкурсы и смотры. Их подготовка и проведение осуществляется в следующем порядке:
- создание рабочей группы;
- уточнение целей и задач;
- планирование работы;
- назначение ответственных за каждый раздел плана;
- подбор участников;
- подготовка сценарной основы;
- репетиционно-постановочные действия;
- реализация проекта;
- анализ полученного результата;
- подведение итогов.
Оргкомитет разрабатывает условия конкурса, организовывает оповещение, осуществляет предварительный отбор участников. Особая роль в подготовке и проведении данных мероприятий отводится жюри.
Как провести культурно-массовое мероприятие
Проведение массового мероприятия социально-культурной направленности – процесс сложный, требующий тщательной подготовки. Его основными этапами являются:
- определение темы, задач, масштаба и формы мероприятия;
- сбор первоначальной информации и формулировка целей;
- составление сметы;
- создание рабочих групп для подготовки и проведения события;
- разработка сценария;
- проведение репетиций;
- реализация проекта;
- анализ мероприятия.
Деятельность рабочих групп направлена на решение единой задачи, которая заключается в достижении понимания целесообразности этой деятельности. Если каждый участник группы будет заинтересован в осуществлении поставленной задачи, станет намного легче.
Очень важным моментом является создание оптимальных организационно-педагогических условий для осуществления творческого процесса. Это позволит выработать у участников чувство ответственности за порученное дело. У них появляется возможность соизмерить собственные силы.
Наиболее сложным и не менее ответственным этапом является проведение самого мероприятия. При этом очень важно иметь план наблюдения за его эффективностью. Организаторы каждую минуту должны быть готовыми к любой, даже самой неожиданной реакции зрителей. Ведь самое главное, это не растеряться и найти выход из любой ситуации.
Заключительным этапом является анализ массового мероприятия. Он проводится для того, чтобы участники, выполняя оценку проделанной работы, смогли проявить самокритичность. В результате анализа делаются выводы, учитываются все недоработки, вносятся предложения, разрабатываются рекомендации.
Какие формы проведения массового мероприятия
В современном обществе накопилось достаточное количество практического опыта в области проведения массовых мероприятий. С годами сложились определенные культурные традиции, сформировались основные формы и приемы.
Сегодня можно выделить два типа массовых мероприятий:
- Крупномасштабные – массовые зрелища, театрализованные представления, праздники и другие;
- Маломасштабные – ритуальные и церемониальные шествия.
Наиболее часто массовые мероприятия проводятся в форме праздника. Эта форма события отличается такими качествами, как:
- многогранность;
- коллективное сотворчество;
- способствование формированию и духовному развитию человека;
- способность отражать художественные, исторические и экономические ценности народа.
Массовые праздники и зрелища в своей структуре могут содержать представления, ритуалы, обряды, спектакли, состязания, парады, шествия и прочее. Хотя каждая из перечисленных форм может существовать и как отдельная единица.
Наиболее крупной формой современного массового мероприятия является театрализованное представление. Оно проводится на основе сценария и имеет собственную идейно-тематическую основу. В настоящее время такое событие проводится редко, так как для его осуществления требуется немало организационных усилий и финансовых затрат.
Такие крупномасштабные мероприятия в большинстве случаев проводятся для детей в период новогодних праздников во дворцах культуры. Если речь идет о маломасштабных событиях, то они могут входить в состав крупномасштабных или же проводиться самостоятельно.
Читайте также:
|
Технология - совокупность средств, методов, форм, осуществляемых определенным образом и в оределенной последовательности, с целью достижения конкретной цели.
Мероприятия событийно-творческого характера непосредственно посвящены какому-либо событию. Рассмотрим технологию подготовки и проведения мероприятий событийно-творческого характера. Отличительной стороной любого мероприятия является выработка эффекта причастности посетителя к делу компании. Главная цель мероприятия событийно-творческого характера - сформировать досуговую традицию.
Мероприятие имеет следующие признаки:
Нет жесткой привязки к календарным праздникам
Имеет трехуровневую структуру
Выступает этапным моментом в подготовке следующей акции
Рассмотрим трехуровневую структуру мероприятия событийно-творческого характера. В обобщенном виде можно выделить три основных этапа:
1) Подготовительный дособытийный этап.
Основная цель - подготовка к проведению
мероприятия и привлечение к участию в нем как можно большего количества посетителей.
Задачи дособытийного этапа:
* выявление досуговых интересов и потребностей населения. Досуговые интересы выявляются при помощи социальных методик: анкетирование, интервью. Вопросы должны быть рассчитаны на любую категорию населения.
* привлечение гарантированных участников события. Гарантированные участники - люди, которые обязательно будут участвовать в мероприятии.
Гарантированными участниками могут быть:
Учреждения, организаторы
Аналогичные учреждения (те, которые совпадают с содержательной частью события. Например, Академия и колледж культуры)
Спонсоры
На мероприятии необходимо обеспечить имиджовую составляющую. Например, пригласит Тарасова - значит, телевидение обеспечено.
* Разработка первичного плана события. Он состоит из технической подготовки (определения даты и времени мероприятия, учет транспорта и непредвиденных обстоятельств, приглашение гарантированных участников) и содержательного среза (разработка сценария, определение микрособытийных ситуаций)
* Разработка экономической основы события.
Все расходы делятся на два вида: неприложные - определяются заранее и включаются в бюджет в виде заработной платы персонала, расходов оборудования и оформления, транспортных расходов; возможные - те, которые могут возникнуть в ходе события, их сложно предусмотреть заранее. При разработке мероприятия предусматривается спонсорский пакет - набор документов, определяющих основные расходы, покрываемые за счет спонсорских вложений. ""Информационное рекламное обеспечение хода события. Вся информация при подготовке события делится на три основных вида: стратегическая (выдается примерно за месяц до начала мероприятия, содержит общие данные - время, место проведения); тактическая (выдается за 12-14 дней, определяется тематика события, говорится о стимулах); оперативная (перед мероприятием)
* Корректировка первичного плана и создание служб в поддержке инициатив.
Корректировка осуществляется с помощью анализа проделанной работы - анкетные данные, отклик на
мероприятие гарантированных участников.
Под созданием служб поддержки инициатив понимается деятельность одного или нескольких
организаторов, направленная на оказание помощи (консультационной, материальной, технической,
организационной)
*Ориентация участников во времени и пространстве
2) Событийный этап.
Основная цель - проведение события, активизация посетителей.
Задачи событийного этапа:
* активизация посетителей, стимулирование участников
* информационное обеспечение хода события
* создание микрособытийных ситуаций
3) Послесобытийный этап.
Основная цель - анализ основных ошибок, оценка работы персонала.
Результатом успешного проведения мероприятия должно быть формирование досуговых традиций:
послесобытийный этап должен вновь переходить в подготовительный.
Рассмотрев технологию проведения мероприятий событийно-творческого характера, можно смело сказать, что овладение технологией данного вида обязательно для специалиста менеджера социально-культурной сферы высшей квалификации. Пример: юбилей лагеря.
Билет № 9 вопрос № 1
Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:
- Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
- Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
- Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
- Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
- Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
- Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
- I . Формы как способ реализации содержания
- II . Классификация основных форм клубной деятельности .
- Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
- Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
- Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
- Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
- Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
- Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
- Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
- Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
- Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
- Конкурсно-игровыми;
- Театрализовано-игровыми;
- Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
- Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
- Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
- Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
- Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
- 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
- Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
- Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
- Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
- Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
- Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
- Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
- Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
- Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
- Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
- Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
- Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
- Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
- 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
- Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
- Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
- Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
- Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
- Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
- Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
- Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
- Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
- Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
- IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
- Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
- Хореография , пение, драматургия.
- Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
- Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
- Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
- Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
- Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
- Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
- Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
- Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
- Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
- Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
- Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
- Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
- Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
- Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
- Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
- Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
- Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
- Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
- http://ru.wikipedia.org
- http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
- http://revolution./culture/00213325_0.html
- http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost
Виды массовых мероприятий
Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.
В зависимости от и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:
1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, спортакиады, праздничные представления.
3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).
4. Иные массовые мероприятия: к ним можно:
Организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;
Проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;
Короткие выступления руководителей фирм и их ведущих
специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;
Проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;
Дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.
Деловые встречи, как правило, организовываются вне кабинета учреждения и фирмы. Проведение деловой встречи в административном здании или в офисе фирмы связано с целым радом неудобств. Деловые люди могут встретить своих партнеров в ресторане на деловом обеде, а фирма - организовать деловой прием в форме шведского стола, фуршета или коктейля.
Организаторы мероприятия, а также лицо, в честь которого устраивается деловая встреча (прием), находятся все время среди приглашенных гостей. Все приглашенные едят стоя. Приборы во время приема-фуршета не подаются. Если подаются тарелки, то большие, чтобы на такую тарелку гость мог поставить свой бокал и предложенные закуски. Закуски могут быть наколоты на маленькие шпильки. Порции очень маленькие, их берут руками. Напитки и угощение разносят официанты, которые ходят по залу с подносами. Деловой прием-коктейль в некоторой степени похож на фуршет. Коктейль устраивается во второй половине дня, между 17 и 18 часами. Длится коктейль около двух часов. Гостей встречает хозяин вечера, приветствуя тех, кто пришел на прием. Прийти на коктейль позже указанного в приглашении срока можно, но уйти надо не позднее того времени, которое определено как срок окончания приема. На столах, покрытых скатертями, группами устанавливаются фужеры, бокалы, стаканы. К началу приема должны быть приготовлены несложные коктейли. Напитки в высокой посуде ставят в центре стола, в низкой - по краям стола. Напитков должно хватить на весь вечер. К напиткам предлагается угощение - печенье, орехи, сыр, огурцы, нарезанные кубиками, маленькие пирожки, маленькие бутербродики. Все угощение надо брать руками. На коктейле все общаются стоя.
Основная цель деловых приемов - встречи, беседы, общение с разными людьми. Гости, как правило, не сидят за столами, даже если есть стулья, свободно передвигаются по залу и имеют широкие возможности для общения со всеми приглашенными. Все это определенным образом сказывается на специфике охраны подобных мероприятий.
При охране деловых приемов и встреч вероятность прохода без пригласительных билетов минимальна. Встреча хозяином вечера своих гостей сводит практически к нулю такую возможность. Для предупреждения конфликтов приглашенная сторона должна оговорить со своими гостями вопрос о присутствии телохранителей приглашенных лиц в зале. Если это существенно не повлияет на количество приглашенных, то телохранитель может находиться вместе со своим клиентом в зале. Если же на приеме присутствуют только хорошо известные друг другу лица, то имеет смысл с помощью телохранителей приглашенных лиц усилить внешнюю охрану здания или помещения.
Контроль за поведением лиц на деловом приеме или встрече существенно затруднен. Гости не сидят на месте, а постоянно перемещаются по залу, подходя друг к другу или к столу с напитками и угощением. Это налагает определенные сложности на работу сотрудников службы безопасности (охраны) принимающей стороны, так как именно им приходится контролировать уровень безопасности напитков и угощения, выявлять в зале посторонние предметы, фиксировать приглашенных, которые неожиданно уходят с приема или встречи, предупреждать мелкие конфликты, готовые возникнуть между подвыпившими гостями.
Фестивали зародились достаточно давно. Фестиваль, по сути - это праздник. Праздник - один из способов самовыражения. Именно поэтому, возвращаясь с отлично организованного карнавала или другого развлекательного мероприятия, мы почти не чувствуем вполне объяснимой физической усталости, а, напротив, ощущаем небывалый внутренний подъем, особую душевную наполненность. Причина такого состояния в том, что самовыражение человека в празднике - это, безусловно, отдача сил, но одновременно праздник наполняет его огромным потоком энергии для дальнейших свершений. Так работает механизм подлинного творчества. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991
Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социальных и культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.
Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, уровень альтернативности в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении наболевших проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов, программ и мероприятий дл молодёжи.
Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные уровни,формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.
Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.
Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».Мазаев А.И.. . Герасимов С.В. Массовые праздники в политических и бизнес - PR./ Современные аспекты экономики № 14(85) - СПб.: «Инфо-да», 2005.
Неотъемлемой чертой праздника является застолье. Однако не любое безделье с застольем может именоваться праздником, для этого нужен повод.
Эффективность праздника объясняется взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.
Участниками праздника являются и взрослые и дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею и найти другой подход.
Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные правила, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.
Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.
Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы,праила, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать всю полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.
Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:
· абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;
· свободный выбор молодёжью разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;
· наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемоний, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.
Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мировозрение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных гуманных действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил его личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.
Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.
Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.
Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие молодёжи. И действительно, диапазон задач молодёжных праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, молодёжных клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему молодёжных праздников.
В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации молодёжного праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. . Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М.: 1986
Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании молодёжью окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.
Классификация праздников весьма разнообразна. Критерием здесь может выступать возраст участников (детские, семейные, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,);
Можно выделить следующие виды праздников:
1. Религиозные праздники
Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991
2. Языческие праздники
Несмотря на то, что вот уже более тысячи лет в нашей стране государственной религией является христианство, языческие праздники по-прежнему весьма популярны.
В календаре в наиболее законченном виде выражается любая Традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Наиболее популярный языческий праздник в России - Масленица.
3. Частные праздники
Данные праздники проводятся в рамках какой-либо семьи. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.
4. Корпоративные праздники
Среди различных видов праздников корпоративный самый молодой. Первые корпоративные праздники появились в начале 1990-х гг. Эти праздники устраиваются в рамках какой-либо организации для ее сотрудников. Корпоративные праздники являются важной составной частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников. Не стоит выбирать поводом для корпоративного торжества день рождения отца-основателя компании (если это не компания «одной персоны») или, знаменательную дату церковного календаря. Чем меньше в поводе для празднования личного, тем лучше. Примером корпоративных праздников может быть празднование дня фирмы, корпоративный Новый год.
5. Детские праздники
Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Социальные праздники обычно направлены на привлечение внимания общественности, правительства, СМИ к какой-либо злободневной проблеме. Примером социальных праздников могут выступать такие как «День семьи», «День защиты детей» и др.
Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.
Наиболее существенные из них - общественная значимость и масштабность праздничного события - становятся главными при классификации праздников. Однако, масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.
Нужно рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации - потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.
Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.
Пользуясь этим принципом, можно выделить три основные группы праздников в нашей стране.
Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.
Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно - историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична - это весь российский народ, все человечество. . Герасимов С.В. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности./ Современные аспекты экономики № 19(86) - /СПб.: «Инфо-да», 2005
Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.
Вторая группа - локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.
Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие - в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.
К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.
Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.
Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней». Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности.
Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику
Эволюция нашей психики, во многом, обязана праздникам, сопровождавшим историю человеческой цивилизации. Особому эмоциональному влиянию праздников на человека мы обязаны ритуалам и атрибутам праздников, и, более всего, огню. Космическая сущность огня связана с его неотделимостью от молнии, звезд, света - Солнца. Не случайно и появление такого непременного атрибута особо значимых праздников, как современный фейерверк.
С ритуалами связано празднование таких дошедших до нас из глубины времен праздников, как Коляда, Святки, Масленица. Хотя, конечно, сегодня вариантов праздника существует куда больше, чем было у наших предков.
Фестиваль первоначально возник в Великобритании вначале 18 века. С французского фестиваль (festival) переводится как празднество, от латинского festivus - весёлый, праздничный. В 20 в. получили распространение международные музыкальные фестивали.
Музыкальные фестивали это циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию.
Музыкальный фестиваль посвящается музыке. Так постепенно стали входить в традицию публичные выступления музыкантов, дискуссии, демонстрация умений. Постепенно ежегодные встречи музыкантов и публики приобрели сложившуюся организационную форму, их стали называть музыкальными фестивалями. Если присутствует соревновательный момент - то это уже музыкальный фестиваль-конкурс.
У каждой страны свои собственные формы проведения таких фестивалей, но цель одна: популяризировать музыку, объяснить обществу, зачем она нужна, сколь важно ее развитие. Тем самым общество становится активным сторонником развития музыкальной культуры, более внимательно следит, чтобы государство и бизнес уделяли им внимание, обеспечивали развитие музыки.
Одна из главных задач музыкальных фестивалей - лоббирование интересов музыкальной культуры и искусства. Не менее важная задача - пропаганда различных музыкальных направлений, привлечение молодежи, отбор талантливых молодых исполнителей.
Проведение массовых профилактических мероприятий и акций неразрывно связано с пропагандой здорового образа жизни. Целесообразно проводить их одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, коммерческих структур, частных лиц, средств массовой информации. Данные мероприятия должны быть нацелены на привлечение широкого круга подростков и молодежи.
Планируя профилактическую работу, стоит учитывать основные международные и общероссийские дни, пропагандирующие здоровый образ: 7 апреля -- Всемирный день здоровья, 31 мая - Международный день отказа от курения, 26 июня - Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, 10 октября - Всемирный день охраны психического здоровья, 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.
Мероприятия и акции по профилактике зависимого поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах, исходя из специфики каждого мероприятия.
В зависимости от цели мероприятия, от того, какой общественный резонанс вы хотите получить, предполагаемого количества участников, а также иных факторов, они могут иметь различный масштаб: от микроучастка учреждения, который акцию проводит, до краевого уровня. К проведению этих мероприятий привлекаются не только молодежь, но и родительская общественность, творческие и спортивные коллективы, учреждения культуры или спорта, общественные организации, спонсоры из числа предпринимателей и другие заинтересованные организации и лица из числа жителей района, города (артисты, спортсмены, общественные деятели). Подготовка и проведение этих мероприятий отражаются в средствах массовой информации (печатные издания, радио- и телеканалы).
Мероприятия профилактической направленности по пропаганде здорового образа жизни по своим формам могут быть организованы как конкурсы творческих работ (изобразительного искусства, прикладного творчества, литературного творчества, социальной рекламы), праздники здоровья, концерты, молодежные акции и многое другие.
Цели мероприятия
Пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания молод?жи к проблемам распространения и употребления табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических веществ через активизацию творческого потенциала подростков и молод?жи;
Выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни; массовое молодёжное мероприятие праздник
Профилактика различных видов зависимостей (курение, алкоголизм,
наркомания);
Пропаганда физкультуры и спорта и др.;
Поднятие престижа здоровой, активной жизни у молодежи и взрослого
населения как необходимого условия развития человека и достижения
социального успеха;
Выявление отношения подростков и молодежи к здоровому образу жизни и употреблению наркотических веществ посредством литературного творчества.
Молодежные акции
Одна из форм первичной профилактики зависимого поведения -
молодежные акции различной направленности: музыкальные фестивали, дискотеки, слеты, лотереи и др.
Важна наполняемость любой такой акции ненавязчивыми элементами
профилактики. В любой акции должна быть музыка. Но она должна сопровождаться различными элементами познавательного и позитивного характера, побуждающими к размышлениям по заданной проблеме.
В зависимости от места проведения, масштаба (школа,район,город),финансирования -сценарии различны.
Разработка акции:
Любое мероприятие, в том числе и массовое, начинается с обсуждения
концепции. Инициативная группа оговаривает тематику, идеи и цели, на какую аудиторию рассчитана акция, какую смысловую нагрузку должна нести.
Определяется и согласовывается место и время проведения. Массовые мероприятия могут проводиться с 9 до 21 часов. Мероприятия на открытых 10площадках вблизи жилых домов могут проводиться с 9 до 22 часов.
Определяются партнеры акции и их роль в проведении мероприятия.
Распределяются зоны ответственности среди организаторов акции:
Например, кто отвечает за подбор творческих номеров, кто за PR-компанию, кто за связь со СМИ, кто за конкурсную программу, кто за изготовление информационных материалов (буклетов, листовок), кто занимается поиском спонсоров.
Приглашаются аниматоры и артисты.
Организация любого массового мероприятия начинается с подбора
помещения или места, где он будет проводиться. Арендуются концертные площадки, устанавливаются мобильные сцены, подиумы, составляется список необходимого оборудования и инвентаря (в том числе торговых павильонов с угощением и дегустацией).
Не последнюю роль в проведении акции играет ведущий, который должен уметь «держать» аудиторию, ориентироваться во внештатных ситуациях, быть динамичным, эффектным, с поставленной речью.
Следует уделить внимание оформлению места проведения акции: сцене,прилегающей территории, конкурсным площадкам. В каждом конкретном случае важно тщательно продумывать целостность всего оформления, выразительность деталей, их качество, чтобы внимание аудитории привлекло главное,раскрывающее идею мероприятия.
И, конечно же, необходимо согласовать юридические и административные вопросы мероприятия.
До получения разрешения на проведения массового мероприятия его организатор не вправе объявлять в средствах массовой информации о дате, месте и времени проведения, изготавливать и распространять с этой целью рекламные материалы.
Заявление (уведомление) о проведении массового мероприятия подается в письменной форме непосредственно в исполнительный комитет городского совета, или направляется по почте, как правило, не позднее, чем за 10 дней до намечаемой даты его проведения. Заявление (уведомление) должно содержать следующие сведения:
Цель, форма, место проведения массового мероприятия;
Маршруты движения (для демонстраций, шествий);
Время начала и окончания массового мероприятия;
Предполагаемое количество участников массового мероприятия;
Фамилия, имя, отчество, адрес и номер телефона (рабочий, домашний,
мобильный) лица, уполномоченного организаторами массового мероприятия внести (заявление) уведомление, а также лиц, ответственных за обеспечение общественного порядка, безопасности участников массового мероприятия;
Необходимость (отсутствие необходимости) использования звукоусилительной аппаратуры;
Подписывается организаторами мероприятия.
Произведения искусства и последующее их обсуждение – одна из самых неоднозначных вещей на свете, потому что истины здесь никакой нет. Есть только интерпретация и чувства. «ММ» не ставит своей задачей оценить то или иное произведение, наша цель – не упускать из виду события в мире искусства и рассказывать о них своим читателям, охватывая основные сферы творчества.
Самая главная часть рубрики «Творчество» – это проза наших авторов и читателей, а также победителей различных литературных конкурсов. Одним словом, всех, кто зацепит подачей или идеей. Их рассказы и повести публикуются в каждом номере «ММ», но и сайт не стал исключением.
Наверное, у многих возникает вопрос «Что здесь можно найти, помимо научно-фантастической прозы?» Ответ – актуальную информацию о интересных событиях, творчестве. К счастью, их в мире происходит не мало.
События в мире исскуства
Во-первых, мы даем важную информацию о креативных событиях Санкт-Петербурга. Все-таки город непросто так называют культурной столицей России – пять из десяти идущих перед вами на Аничковом мосту людей точно заняты в творческой сфере. Это, конечно, шутка и наглое, не подтвержденное никаким социологическим опросом, обобщение, но мысль понятна. В Петербурге очень часто проходят интересные творческие мероприятия – то , то . Выбор – огромный, главное, вовремя читать новости.Во-вторых, рассказываем интересное из мира искусства в целом. Кино, конечно, не осталось в стороне – рецензии на новинки кинематографа оставим узконаправленным отраслевым изданиям, но документальные фильмы посоветовать и обсудить можем. Или такие , которые включают в себя видение всех знаменитых режиссеров сразу.