Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р. Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р»

Бывают разные ситуации, в которых приходится самостоятельно узнавать как учить ребенка выговаривать букву Р. В городской структуре, это не проблема, можно легко найти логопеда и отдать ребенка на обучение.

Но что делать жителям, у которых нет таких возможностей в силу определенных обстоятельств, возможно вы живете в поселке или ПГТ, где имеется один логопед, и очередь к которому расписана на год вперед. Выходит без вариантов, приходиться самим лично обучать своих детей этой неподдающейся на первый взгляд букве Р.

Ниже рассмотри какие упражнения нужно выполнять с ребенком самостоятельно, чтобы он научился выговаривать буковку Р. Чтобы добиться успеха, будьте готовы к тому, что упражнения придется выполнять ежедневно!

Упражнение «Моторчик»

Возьмите чистый карандашик и попросите ребенка зажать его зубами с незаточенной стороны. Затем скажите малышу, что машинка не заводится и ей надо помочь: громко произносить звук «тдж-тдж-тдж» и при этом языком как бы выталкивать карандашик.

Упражнение «Дятел»

Положите голову малыша к себе на колени. Ротик у него открыт. Ребенок произносит быстро-быстро «дддддд», а вы в это время резиновой соской у него под языком совершаете быстрые движения из стороны в сторону, тем самым создавая нужную вибрацию.

Упражнение «Лошадка»

Ребенок прижимает кончик языка к небу и цокает, изображая бегущую лошадку.

Упражнение «Комарик»

Ребенок должен широко улыбнуться с открытым ртом. Затем, прижав язык к небу, пытаться произнести звук «дззз». Он будет похож на «джжж» — это нормально. В процессе упражнения говорите ребенку, что и он невероятно приставучий, поэтому нужно сильнее прижимать язык к небу.

Упражнение «Пылесос»

Кончик языка ходит по небу вперед-назад, как бы пылесосит. Ребенок «включает» : «уууууу». При правильном выполнении упражнения вы услышите звук «р».

Упражнение «Забавные рожицы»

Для развития подвижности артикуляционного аппарата очень полезно скручивать язычок в трубочку, пытаться дотянуться им до носа, а также просто гримасничать перед зеркалом. Почаще повторяйте с малышом поговорку: «Кто не рработает, тот не ррычит!» Такие веселые упражнения заставляют язычок трудиться, что очень важно для воспроизведения звука»р».

Звук «р» по праву считается самым сложным в русском языке. Как правило, дети учатся верно произносить его в последнюю очередь. Для более быстрого обучения пригодится комплекс упражнений, названный артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика для звука «р» в большинстве случаев сводится к одной единственной цели – разминка и укрепление нужных мышц языка для правильной артикуляции. Такой гимнастикой можно заниматься дома, если знать правильные упражнения и выполнять их регулярно.

Перед любой артикуляционной гимнастикой, в первую очередь следует узнать какой должна быть правильная постановка органов речи для корректного произношения нужного звука.

Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен правильно располагаться. Его кончик должен упираться в альвеолы, которые находятся за верхними резцами, а боковые стороны соприкасаться с коренными зубами верхней челюсти. При этом передняя часть языка слегка прогибается. Струя воздуха проходит через весь язык, заставляя его кончик вибрировать. Данный звук – это не что иное, как вибрация.

Причины проблем с произношением «р»

Перед тем как приступить к гимнастике, важно указать причины, по которым люди испытывают затруднения при произношении звука «р».

  • Самая распространенная причина заключается в том, что некоторые люди банально не поднимают язык наверх. В данном случае необходимо укрепить кончик языка. Сделать это можно при помощи обычного носового платка. Указательный и большой палец обволакивается платком и далее можно приступить к массированию кончика, путем перетирания.

Также эффективно помогает покусывание. Покусывать следует вдоль всей длины, начиная с кончика, а затем протискивать его через зубы, чтобы размять мышцы. Данные упражнения являются отличной разминкой, перед тем как начать артикуляционные упражнения для звука «р».

  • Одна из причин, по которой некоторые люди не могут «рычать», является проблема с уздечкой. Уздечку хорошо видно, когда язык присасывают к небу, как будто пытаются цокнуть. Губы в таком положении максимально разомкнуты и принимают форму широкой улыбки. Когда рот закрыт, уздечка работать не будет. Очень часто, таким людям советуют обратиться к ортодонту, чтобы подрезать уздечку. В этом нет необходимости, более того, подрезать уздечку не рекомендуется. Уздечку можно растянуть при помощи различных упражнений.

Какие упражнения можно применять? Можно цокать, при этом важно, чтобы рот был широко открыт. Данную процедуру рекомендуется выполнять максимально медленно. Существуют и другие упражнения, которые способствуют растяжке уздечки, которые будут описаны ниже.

  • Звук «р» может произноситься некоторыми людьми некорректно из-за неправильного прикуса, когда нижняя челюсть превалирует перед верхней.

Бывают более серьезные причины, из-за которых очень трудно поставить этот звук. Поэтому лучше обратиться к специалисту за консультацией. Начинать комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р» необходимо после того как причина проблемы была установлена.

Основные артикуляционные упражнения

«Орешек» (или «конфетка»)

В данном упражнении роли орешка или конфетки выступает язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение.

«Колечко»

Указательный и большой палец необходимо сложить в форме колечка небольшого диаметра и проталкивать в это колечко язык. Чем уже колечка, тем эффективнее упражнение. После упражнения язык необходимо расслабить, высунув его изо рта и свесить вниз.

«Косточка»

Артикуляционная гимнастика для звука «р» в данном упражнении выполняется при помощи счетной палочки, которая выполняет роль косточки. Ее необходимо разместить за верхними резцами и прижать языком. Мысленно досчитав до 10-20, косточку можно убирать.

Далее, необходимо проделать то же самое, но на этот раз, косточка помещается на нижние резцы. Очень важно, чтобы при выполнении данного упражнения, рот был максимально открыт. Чем дольше выполняется упражнение, тем толще должна быть косточка. Многие предпочитают со счетной палочки, переходить на карандаш или ручку.

«Гармошка»

Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).

Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Многие испытывают затруднение, выполняя данную процедуру, потому что не могут расслабить язык. Достаточно просто пошлепать его верхней губой. Чтобы было проще понять, как именно это сделать, положите язык на нижнюю губу в форме чашечки и проговорите «пя, пя, пя!» Затем рекомендуется мысленно досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.

«Налей в чашечку воды»

Данное упражнение поможет тем людям, которые не могут придать языку форму чашечки. В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать.

Зачастую, форма чашечки автоматически будет достигнута. Все вышеперечисленные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо они получаются.

«Фокус» (или «парашютик»)

Немаловажную роль в произношении играет дыхание. Проблема многих людей заключается в том, что они просто не умеют дуть на язык. Многие вдыхают воздух носом и пытаясь произнести звук «р» выдыхают воздух через нос, что и является причиной некорректного произношения. Какое упражнение поможет решить данную проблему?

Упражнение очень простое, но крайне эффективное. На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.

Постановка звука «р» в домашних условиях

Наиболее правильное положение для постановки звука «р», является положение лежа. Почему положение лежа? Когда человек лежит на спине все мышцы, включая шейные, находятся в расслабленном состоянии. Поэтому поднимая язык к небу в положении лежа, он легче чувствуется.

Постановка, выполняется от протяжного звука «д», при помощи обычной соски. Соска позволяет выполнять упражнение более комфортно и способствует устранению болевых ощущений, которые могут возникать.

Упражнение «Завести моторчик»

На указательный палец надевается соска, язык ставится в правильное положение, которое было описано ранее, рот широко открыт и, при выдохе, во время проговаривания многократного звука «д» водим указательным пальцем по языку. Произношение звука «р» возникнет автоматически. Палец создаст необходимую вибрацию. Вот почему это упражнение называется «завести моторчик». Возможные ошибки, которые могут быть допущены:

  • Неправильное положение губ;
  • Язык должен плотно прилегать к альвеолам;
  • Следует тщательно зафиксировать правильное положение, чтобы язык не болтался из стороны в сторону;
  • Выдыхать необходимо со всей силы.

Упражнение «Ракета»

Широко открыть рот и зафиксировать вышеуказанное правильное положение языка. Затем большими пальцами прижимаем края и резко выдыхаем через рот.

После выполнения вышеописанных упражнений. Можно закрепить свои успехи. Отличным решением, для закрепления гимнастики, будет практика на песенках. Следует выбирать такие песни, которые содержат большое количество слов, ориентированных на звук «р». Также можно проговаривать ряд слов, содержащих в себе букву «р».

Максимальная эффективность всех упражнений достигается путем их систематического повторения. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «р» может выполняться в домашних условиях. Однако не стоит отказываться от помощи специалистов, которые обладают необходимым опытом и помогут избавиться от проблем с произношением звука «р» более эффективно.

Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений на постановку звука Р.

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р - один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» - иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом - научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно - то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки - так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму - резать или нет - и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь - современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе - и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» - пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф , няня-нана , дверь-твер , табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание - это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки - в том числе и звук Р - определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Логопедическим упражнениям - самое время

Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы , в небо улетают шаиики , а молоко дают коёвы ...

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

  • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
  • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
  • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает - ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать - если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Запомните одно простое правило : любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь - это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда - огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша - и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Упражнения для разминки

Постановка звука Р - это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо - от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник». Как и в первом случае - нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону - от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки». Исходное положение - улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя - на месте ли он.

Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  • 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
  • 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто - с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  • 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно - вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...

Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить...

Вы и есть - «учитель года»!

Поскольку дети - это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка - самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером - и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения - на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» - то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же - звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении... Если вы сознательный и любящий родитель - остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае - либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.

Исправление картавости требует высокой мотивации и упорства. Но если есть огромное желание научиться правильно выговаривать все звуки, то остается систематично и регулярно выполнять довольно несложные упражнения.

Как перестать картавить вашему ребенку?

Любые занятия с детьми желательно проводить в игровой форме, а исправление картавости тем более. При этом ребенок сам должен осознать, что он желает добиться результата правильного произношения.

Упражнение «Пчелка»

Попросите ребенка сделать широкий язык и поднять кверху, при этом его кончик разместить за верхними зубами. Пусть малыш произнесет звук «зж», который должен напоминать ему о жужжании. Вы должны услышать [ж] с призвуком [з] или [з] с призвуком [ж].

Упражнение «Ветерок»

Попросите чадо расположить голову у вас на коленях и присосать к нёбу язык. Указательным и большим, обязательно чистыми, пальцами приложите его края к небу, при этом кончик языка должен остаться свободным. Когда ребенок сделает это, пусть подует на язык с силой. В это время должна возникнуть вибрация.

Упражнение «Моторчик»

Будет у вашего ребенка исправлена картавость или нет, зависит от регулярного и правильного выполнения этого упражнения. Попросите малыша напрячь язык и сделать его широким. Теперь своим указательным пальцем или пальцем ребенка попробуйте «завести» его язык. Аккуратно вставьте палец под кончик языка и проделайте довольно быстрые движения с одной стороны в другую. Поясните ребенку, что во время этого упражнения его язык не должен сдвигаться с места, а наоборот, быть подобно струне от гитары, напряженным.

Можете объяснить малышу, что это своего рода маленький моторчик, который необходимо завести. Пусть он потренируется вызвать вибрацию языка. Через некоторое время после выполнения этого упражнения ребенок может попробовать убирать палец, пытаясь продолжать тянуть звук [р]. Если это занятие будет происходить регулярно, малыш сможет без помощи пальца произносить этот звук. Как перестать картавить, если на протяжении долгого времени не появляется вибрация языка без участия пальца? Попробуйте перейти к произношению слов, которые имеют звук [р].

Как перестать картавить взрослому человеку?

Речевой аппарат у взрослого уже сформировался и по привычке звуки произносятся с ошибками, поэтому нужно будет проявить огромную силу воли. Но не забывайте о том, что картавость у взрослых - это поправимое дело.

Некоторые упражнения для взрослых людей

1. Без остановок, медленно, на протяжении двух минут повторяйте «тэ-лэ-дэ». Потом произносите их в течение пяти минут, но темп сделайте еще быстрее. Когда вы произносите звук «лэ», кончик языка должен быть за верхними зубами у бугорков. Именно благодаря этому звуку у вас через время начнет получаться выговаривать [р].

2. Теперь другое сочетание: «дэ-тэ-дэ». Первый звук «дэ» скажите так, как вы всегда его произносите. А второй выговорите таким образом, чтобы ваш кончик языка был над передними верхними зубами, на бугорках. Сочетание звуков следует произносить медленно, но без пауз, в течение семи минут. Позже старайтесь делать это в ускоренном темпе. Со временем у вас получится четкий [р].

3. Постоянно отрабатывайте произношение всех слов, которые имеют звук [р]. Следующие повторите десять раз: борт, вражда, сорт, смрад, привет, радость, трешка, страх, трамвай, радуга, стрижка, стружка, стройка, метро, хитро, мудро, ведро, тромб, бедро, трос, троллейбус, дрова, тролль, дрофа, дрожь, дрот, дроссель, дротик, дробь.

Регулярность - залог успеха

Делайте эти упражнения регулярно несколько раз в день - и тогда вы обязательно достигнете желаемого результата и забудете, как вы постоянно изводили себя вопросом о том, как перестать картавить.

Речевое развитие детей имеет определенные нормы и подчинено физиологическому созреванию мозговых структур и артикуляционного аппарата. Так, собственно, первые слова появляются к первому году жизни, но еще долгое время они могут быть понятны только родителям и близким людям, которые хорошо знают особенности речи ребенка.

До 4-5 лет искажения в произнесении слов - это нормальное явление. Одним из звуков, который осваивается детьми позже других, выступает «р». Он является самым сложным звуком русского языка, для его произнесения необходимы зрелый артикуляционный аппарат и хорошо развитое дыхание. Вот почему даже физиологически нормативное становление «р» «сдвинуто» на старший дошкольный возраст. Тем не менее, нередки проблемы с этим звуком, и с ними лучше справиться до поступления ребенка в школу.

В норме «чистое» произнесение «р» наблюдается к 5-5,5 годам. Иногда можно встретить более раннее его становление - как правило, у детей, с которыми много и активно занимаются родители. Но чаще наблюдаются различные проблемы, как то: гортанное произнесение, замена «р» на «л» или «в», вибрирующий «р», изолированное произнесение (то есть отдельно ребенок рычит, но в словах «р» не выговаривает) и т. п. Причин тому несколько:

  1. Сниженный или, наоборот, чрезмерный тонус языка.
  2. Несформированность правильной дыхательной нагрузки во время говорения (слишком слабая воздушная струя при произнесении).
  3. Артикуляционная незрелость всех речевых мышц (щек, губ, языка, гортани).
  4. Короткая подъязычная уздечка.
  5. Нарушения произнесения других звуков (чаще всего шипящих и свистящих).

Упражнения для постановки звука «р» у детей необходимо подбирать, исходя из того, какие мышцы ротовой полости и движения языка участвуют в произнесении этого звука. Если проанализировать, как мы проговариваем «р», то можно заметить, что основной упор делается на правильное касание языком нёба: кончик языка упирается в основания верхних передних зубов и вибрирует в выдыхаемой с силой воздушной струе.

Если у ребенка недостаточно выражен тонус ротовых мышц или, напротив, наблюдается чрезмерное напряжение щёк, губ, языка, необходимо подбирать упражнения, либо расслабляющие, либо . Важно поставить ребенку правильное дыхание, т. к. звук «р» очень сильный и требует активного выдоха.

Конкретный коррекционный маршрут зависит от причин, лежащих в основе трудностей произношения. Тем не менее, есть несколько общих логопедических упражнений на звук «р»:

  • «Грибок». Улыбнуться, обнажив зубы. Язык прижать плашмя к верхнему нёбу и широко открыть рот, не отрывая язык. Упражнение хорошо способствует растяжению подъязычной связки. Главное – стараться, чтобы язык оставался максимально прижатым к нёбу, должен наблюдаться эффект «присоски». В таком положении уздечка напоминает ножку гриба, а язык - шляпку. Выполнять упражнение не менее 10 секунд.
  • Упражнение «Моторчик». Звук «р» важно завести, т. е. ввести в речь ребенка. Для этого нужно обучить малыша правильной постановке языка в момент произнесения «р». При выполнении упражнения рот открыт, язык прижат к верхнему нёбу. Пальчиком или ватной палочкой нужно прижать язык в таком зафиксированном положении. Ребенок должен произнести звук «ж» или «д» (кому как легче), с силой выталкивая воздушную струю. Пальчиком при этом быстро водим под языком из стороны в сторону. Важно, чтобы язык при этом был напряжен, а кончик расслаблен и вибрировал. Такое положение ближе всего к естественному процессу произнесения звука «р». Артикуляционный аппарат привыкает к такой ситуации, появляется возможность сначала спровоцировать искусственно, а затем закрепить звук «р» в речи ребенка.

Далее коррекционная работа строится на введении звука «р» в различные слоги (с постановкой звука в начале, в конце и в середине) и слова. Постепенно вводятся чистоговорки, скороговорки, т. е. происходит автоматизация звука «р» в упражнениях и играх.


Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р» для занятий дома

При не сильно выраженных нарушениях звукопроизношения можно попробовать поставить звук «р» дома, без помощи логопеда. Для этого применяется артикуляционная гимнастика для звука «р», которая также используется, как разминка перед основными упражнениями.

  1. «Лошадка». Необходимо поцокать языком, как будто мы лошадка и идем по булыжной мостовой. При этом важно сосредоточиться на работе именно языка, не двигать нижней челюстью и не раскрывать рот широко. Упражнение выполняется сначала медленно, затем в ускоренном темпе.
  2. «Маляр». При выполнении открыть рот, улыбнуться и погладить кончиком языка верхнее нёбо взад-вперед, как бы крася его поверхность. Нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Гармошка». Приоткрыть рот, улыбнуться, язык всей поверхностью прижать к верхнему нёбу. Открывать и закрывать рот, не меняя положение языка.
  4. «Качели». При открытом рте тянемся языком то к носу, то к подбородку.
  5. «Болтушка». Высунуть язык и прижать его плашмя к верхней губе, стараясь обхватить ее всю. Водить языком взад-вперед, поглаживая губу, стараясь не выбрасывать язык резко вперед, а скользить им по губе плавно. Постепенно увеличивать темп движения и добавить звук «бл-бл» (как индюк). Следить, чтобы язык двигался взад-вперед, а не в стороны.

Внимание! Все упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения заданий, или имитируя взрослого. В таком случае родитель должен следить, чтобы ребенок выполнял все движения корректно.

Заниматься гимнастикой нужно ежедневно, недолго, но систематически, не принуждая, а завлекая ребенка. Важно в этом отношении облечь занятия в форму игры. Ниже приведено несколько советов, как это сделать.


Постановка звука «р» с помощью игр, картинок и других развлекательных средств

Поскольку с дефектами произношения сталкиваются дети-дошкольники, возникает необходимость построить коррекционные и развивающие занятия таким образом, чтобы ребенку было интересно и несложно выполнять . Надеяться на произвольную работу в таком возрасте еще не приходится, поэтому занятия советуют проводить в виде игр.

Как это лучше сделать, зависит от возраста, пола и предпочтений ребенка. На нашем сайте есть описание множества конкретных методик, в частности, упражнения артикуляционной гимнастики для звука «р» в картинках. Здесь мы лишь приведем общие рекомендации по работе с детьми.

  • Дыхательные упражнения для звука «р» можно организовать в соревновательном ключе (кто быстрее/дальше/больше надует мыльных пузырей, загонит ватных мячиков в «ворота» и т. п.).
  • Для развития дыхания можно и нужно использовать свистки, дудочки, трещотки: так ребенку проще оценить эффективность выполнения упражнения, да и со звуковым сопровождением играть всегда веселее.
  • Имитацию звуков животных лучше сопровождать взаимодействием с игрушкой (та же лошадка, тигренок и пр.) или рассматриванием картинки с изображением зверя.
  • Каждое упражнение имеет свое, понятное ребенку название. Важно объяснить, почему упражнение так называется, таким образом, мы стимулируем воображение ребенка, ему становится интересно, как это «грибок» может вырасти во рту, как можно пальчиком «завести мотор» и т. п.

Важно понимать, что при освоении речи ребенок идет по пути наименьшего сопротивления и выбирает те способы произнесения, которые не требуют напряжения.

Именно поэтому часто ребенок произносит звуки, но неправильно, потому что неправильное произнесение ему дается легче с точки зрения артикуляционного аппарата. Иногда это является вариантом индивидуального речевого развития, и вмешательства логопеда не требуется.

Однако если родители замечают, что у ребенка появились устойчивые искажения звуков, которые со временем не проходят, лучше не медлить с походом к специалисту. Рекомендуется это делать уже в возрасте 3-4 лет, но в любом случае не позднее 5 лет.

Важно! Индивидуальные логопедические занятия всегда эффективнее, чем групповые, т. к. причины речевых дефектов у всех деток свои.

Также необходимо помнить, что для устранения легких искажений звукопроизношения потребуется от 2 до 3 месяцев, а в сложных случаях понадобится от полугода и более. Это важно держать в голове, т. к. ко времени похода ребенка в школу крайне желательно, чтобы логопедических дефектов у него уже не было.